Тема 5 изучение спроса и экспертиза товаров в ходе анализа товарного рынка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5 изучение спроса и экспертиза товаров в ходе анализа товарного рынка



ТЕМА 5 ИЗУЧЕНИЕ СПРОСА И ЭКСПЕРТИЗА ТОВАРОВ В ХОДЕ АНАЛИЗА ТОВАРНОГО РЫНКА

ПЛАН

Лекция 5 (05.10.2020)

1. Сущность потребительского поведения.

2. Критерии сегментации рынка.

3. Структура отношений потребителей. Модель Фишбейна.

4. Метод идеальной точки.

5. Метод лексикографии.

6. Метод VALS

Лекция 6 (12.10.2020)

7. Методы сбора информации и факторы влияния на бизнес -покупателей.

8. Анализ предпринимательских рисков

Сущность потребительского поведения

Поведение потребителя — это деятельность, направленная на полу­чение, потребление и распоряжение продуктами и услугами, включая процессы принятия решений, которые предшествуют этим действиям и следуют за ними.

Модель процесса принятия решения на потребительском рынке (рын­ке товаров народного потребления) представлена на рис. 5.1.1

 

 

 


Рис 5.1.1. Этапы процесса принятия решения на потребительском рынке

    На каждом из указанных этапов решение принимается потребителем с учетом его предпочтений и особенностей, а также объективных крите­риев. Моделирование поведения организаций-потребителей на деловом рынке исходит из особенностей принятия решений по закупке уполно­моченных специалистов либо агентов (рис. 5.1.2.).

 

 

 


Рис.5.1.2. Этапы процесса принятия решения на деловом рынке

При изучении потребительского поведения, как правило, опирают­ся на следующие предположения:

· потребитель независим в своем выборе,

· мотивация и поведение потребителя могут постигаться с помощью исследования,

· поведение потребителя поддается воздействию,

· потребительское поведение поддается социальным законам.

Углубленное исследование потребительского поведения требует рас­смотрения рынка и потенциального, и реального как дифференциро­ванной структуры в зависимости от групп потребителей и потребитель­ских свойств товара, что в широком смысле определяет принятие ры­ночной сегментации.

Сегментирование рынка — это процесс моделирования или разработ­ки товара или услуги, при котором они адресуются некоторой опознава­емой части целого рынка в отличие от массового маркетинга, при кото­ром всем потребителям предлагаются идентичные товары или услуги.

Рыночная сегментация представляет собой, с одной стороны, метод для нахождения частей рынка и определения объектов, на которые будет направлена маркетинговая деятельность предприятия. С другой стороны, это управленческий подход к процессу принятия предприятием марке­тинговых решений.

Объектами сегментации являются потребители, которые, будучи вы­деленными особым образом и обладая определенными общими призна­ками, составляют сегмент рынка.

В процессе сегментации рынок делится на сегменты, различающиеся своими параметрами (численность, уровень доходов, возраст, состав се­мьи) или реакцией на различные виды маркетинговой деятельности пред­приятия (реклама, стимулирование сбыта).

 

Рис 5.2.1 Критерии сегментации потребительского рынка

Ориентируясь на целевую группу, выявленную в процессе сегмента­ции, можно конкретно установить маркетинг-микс, т. е. комплекс ме­роприятий практического маркетинга, разработанный для достижения определенных целей предприятия с учетом реальных условий.

Одним из распространенных методов изучения потребительского поведения является метод группировок, суть которого состоит в последо­вательной разбивке совокупности объектов на группы по наиболее зна­чимым признакам возрасту, полу и составу семьи (рис.5.2.2).

 

 

 


                                                        

Рис 5.2.2. Метод группировок

 

В случаях, когда сегментацию рынка необходимо провести по комп­лексу признаков одновременно, используются методы многомерной клас­сификации. В частности, процесс формирования спроса рассматривается как взаимодействие двух многомерных явлений поведение на рынке и факторные признаки, обусловливающие поведение на рынке.

В практике маркетинга используется также метод типологии потре­бителей. Типология представляет собой оборотную сторону сегментации и имеет своей целью обнаружить скрытые сходства между потребителя­ми различных групп (рис. 5.2.3.).

 

 

 


Рис 5.2.3. Метод типологии потребителей

Симпатии и антипатии потребителей называются отношением потре­бителей. По существу это суммарная опенка товара Традиционно суще­ствует трехкомпонентный взгляд на отношения (рис. 5.3.1).

 

Рис. 5.3.2.  Структура отношений

Общая оценка человеком объекта отношения определяется его мне­ниями и/или чувством относительно данного объекта. Однако домини­ровать может только один из составляющих (в частности, о пылесосе — мнение о том, насколько он хорошо чистит). Парки, зрелища определя­ются чувствами. Познавательный компонент определяется знаниями, убеж­дениями относительно объекта отношения. Эмоциональный компонент — чувством к объекту Волевой компонент связан с действиями или намере­ниями по отношению к рассматриваемому объекту.

Отношение потребителей к предлагаемым им товарам или услугам может конкретизироваться отдельными свойствами (табл. 5.3.1.)

Таблица 5.3.1

Реклама сигарет вредна

 

Рис. 5.3.3 Лайкерт-шкала (униполярная)

 

Пример. Дать оценку предпочтений потребителей для марок крос­совок А, В и С. В качестве показателей, которыми покупатели руковод­ствуются при выборе 5.

комфорт для стопы

В данном случае на рис. 1.13 приведена униполярная шкала. Биполяр­ная шкала для оценки той же характеристики может иметь вид, который применен нами для определения значений bi и li по показателю «цвет» (рис.5.3.4и а, б).

— Считаете ли вы, что цветовая гамма кроссовок очень важна?

— Возможно ли, чтобы кроссовки марки А удовлетворяли вас цве­товой гаммой?

 

Рис. 5.3.4., а, б. Биполярная шкала

Мнение потребителей может быть определено по каждому показате­лю для каждой марки (т. е. каждый из опрашиваемых потребителей дол­жен заполнить шкалу 18 раз) Средние результаты необходимо обобщить (табл. 5.3.2) и дать оценку результатам с целью выбора стратегии.

Таблица 5.3.2

Обобщенные результаты

Показатель

Оценка, li

Мнения, b i

Марка А Марка В Марка С
Поглощение удара 2 2 1 -1
Цена < 50 долларов -1 -3 -1 3
Долговечность 3 3 1 -1
Комфортность 3 2 3 1
Нужный цвет 1 1 3 3
Поддержка стопы 2 3 1 -2
å bi li = A0   29 20 -6

 

Поскольку максимальное значение А0 = 36, можно считать, что мар­ка А имеет очень хороший показатель.

Метод идеальной точки

Метод идеальной точки позволяет получить представление об «иде­альной» марке товара и о взглядах потребителей на марки существующие. Формула, на которой основан алгоритм метода:

 

где Ав — отношение к марке товара, Wi — значимость показателя i; Ii — «идеальное» значение показателя i, Xi мнение о фактической величине показателя i, п — количество значимых показателей

Например. Дать оценку предпочтений потребителей для безалко­гольных напитков марки А и В.

Предположим, что в качестве наиболее значимых показателей безалкогольных напитков покупатели назвали:

содержание натуральных фруктовых соков (х1),

цена (x2),

калорийность (х3),

степень газированности (x4),

вкус (х5)

Мнение о фактических значениях каждой из характеристик и иде­альности значений проставляется потребителем на униполярной шкале. В частности, напиток марки А по показателю «калорийность» имеет сле­дующие значения (рис. 5.3.5).

Применяемая в данном случае 7-балльная шкала не является един­ственно правильным вариантом Можно применять шкалу с большим или меньшим количеством баллов в зависимости от необходимости макси­мально измерить чувствительность показателя

Для оценки важности показателя используется следующая шкала, характеризующая такой показатель, как «калорийность» (рис 5.3.6).

 

Рис. 5.3.5. Униполярная шкала по показателю «калорийность»

Рис. 5.3.6. Униполярная шкала важности показателя «калорийность»

Данные всех опрошенных потребителей обобщаются в табл.5.3.3

Таблица 5.3.3.

Показатели

Важность, Wi

Идеальная

точка, I i

Мнение, X i

А

В

1

2 3

4

5

Содержание фруктовых соков высокое (1) — низкое (7)

6 2

2

3

  Цена высокая (1) — низкая (7) 3

3

2

6   Калорийность высокая (1) — низкая (7) 4

5

4

5   Газированность высокая (1) — низкая (7) 4

1

2

2   Вкус сладкий (1) — горький (7) 5

5

4

3       n Ab = å Wi | Ii – Xi | i=1  

 

14

19                

Марка А является наиболее близкой к идеальному состоянию про­дукта (отклонение 14 является минимальным). При разработке нового продукта, удовлетворяющего аналогичную потребность, производителю необходимо учесть, что напиток должен содержать мало сахара, иметь приемлемую цену, содержать большое количество натуральных соков, иметь низкую калорийность, быть умеренно газированным.

Метод лексикографии

Метод лексикографии и порядок его применения иллюстрирует сле­дующий пример (табл. 5.3.4).

 

Таблица 5.3.4

Показатели продукта

Ранг важности показателя

Оценки потребителей

Марки А Марки В Марки С Марки 0 Вкус 1 Отлично Отлично Очень хорошо Отлично Крепость 2 Хорошо Хорошо Плохо Отлично Цена 3 Очень хорошо Хорошо Отлично Удовлетво­рительно Упаковка 4 Удовлетвори­тельно Хорошо Отлично Отлично

 

Применив названный метод, можно установить, что выбор потре­бителя останавливается на первом этапе (вкус) на марках А, В и D, а на втором этапе (крепость) отдается предпочтение марке D.

Ценность — устойчивое убеждение в том, что какая-либо форма по­ведения или конечного состояния существования является для человека или общества более предпочтительной. Ценности - устойчивые мотивы, цели, которых люди стремятся достичь в своей жизни.

Метод многоступенчатого анализа позволяет выявить связь между показателями продукта и ценностями потребителя

Стиль жизни -обобщающая концепция, определяемая как образ жизни человека в целом и того, как он тратит время и деньги.

Личностно-психологические характеристики лежат в основе метода лексикографии:

стиль жизни —определенный тип поведения личности или группы людей, фиксирующий устойчиво воспроизводимые черты, манеры, при­вычки, вкусы, склонности,

статус —интегрированный показатель положения социальной груп­пы и ее представителей в обществе, в системе социальных связей и от­ношений,

убеждение — осознанная потребность личности, побуждающая ее дей­ствовать в соответствии со своими ценностными ориентациями. Ценно­сти обладают относительным постоянством, а стили жизни меняются достаточно быстро.

Психография как методика измерения стиля жизни позволяет полу­чить количественные данные о рыночных сегментах.

Метод VALS

Метод VALS (ValuesandLifeStyle) использует подход, учитывающий ценности и стили жизни, и выделяет три категории потребителей, фор­мирующие основные сегменты рынка (табл. 5.3.5.):

потребители, которыми руководят потребности,

потребители, которыми руководят внешние факторы,

потребители, которыми руководят внутренние факторы

Сокращенные характеристики 9 стилей жизни, которые могут быть применены в практике сегментирования рынка, приводятся в табл. 5.3.5. Сегментирование основано на установлении процентного отношения представителей различных групп. Совокупность большого числа факто­ров определяет итоговый вариант поведения потребителя, в частности, какого рода покупки ему предстоит совершить. Теоретически покупки можно систематизировать следующим образом:

покупки, основанные на размышлении (в частности, о полезности и це­лесообразности продукта),

привычные покупки (покупатель склоняется к приобретению уже из­вестной продукции с установленной периодичностью);

спонтанные покупки (возникают в результате различного рода внеш­них стимулов).

 

             


Таблица. 5.3.5

ТЕМА 5 ИЗУЧЕНИЕ СПРОСА И ЭКСПЕРТИЗА ТОВАРОВ В ХОДЕ АНАЛИЗА ТОВАРНОГО РЫНКА

ПЛАН

Лекция 5 (05.10.2020)

1. Сущность потребительского поведения.

2. Критерии сегментации рынка.

3. Структура отношений потребителей. Модель Фишбейна.

4. Метод идеальной точки.

5. Метод лексикографии.

6. Метод VALS

Лекция 6 (12.10.2020)

7. Методы сбора информации и факторы влияния на бизнес -покупателей.

8. Анализ предпринимательских рисков



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.049 с.)