Структура отношений потребителей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура отношений потребителей



 

 


Рис. 5.3.2.  Структура отношений

Общая оценка человеком объекта отношения определяется его мне­ниями и/или чувством относительно данного объекта. Однако домини­ровать может только один из составляющих (в частности, о пылесосе — мнение о том, насколько он хорошо чистит). Парки, зрелища определя­ются чувствами. Познавательный компонент определяется знаниями, убеж­дениями относительно объекта отношения. Эмоциональный компонент — чувством к объекту Волевой компонент связан с действиями или намере­ниями по отношению к рассматриваемому объекту.

Отношение потребителей к предлагаемым им товарам или услугам может конкретизироваться отдельными свойствами (табл. 5.3.1.)

Таблица 5.3.1

Конкретизация свойств отношений потребителя

Свойства Что выражают
Валентность Показывает, является ли отношение положительным, отрицательным или нейтральным
Сопротивляемость Показывает, насколько отношение подвержено изменению
Постоянство Показывает, могут ли отношения ослабевать с течением времени
Уверенность Характеризует веру человека в то, что его отношение является правильным

 

Изучение отношения потребителей к определенному товару или ус­луге может быть осуществлено с помощью многофакторной модели Фишбейна:

где А0 - отношение к товару; bi — сила мнения потребителя, что товар имеет показатель i; li — оценка показателя i; n число значимых показателей i.

Перечень значимых показателей товара устанавливается на основе опроса потребителей. Получить достаточно полную информацию можно лишь па основе хорошо продуманной концепции сбора данных.

Определенную сложность представляет поиск инструмента для изме­рения интересующих признаков, если дать им количественную оценку сложно или невозможно. Таким образом, необходимо решить проблему преобразования в форму, поддающуюся измерению, тех характеристик, которые не имеют связи с эмпирически воспринимаемыми явлениями или не поддающимися наблюдениям (имидж, стиль, впечатлительность).

Для этих целей используются различные шкалы, в частности Лайкерт-шкала (рис. 5.3.3.).

 

Реклама сигарет вредна

 

Рис. 5.3.3 Лайкерт-шкала (униполярная)

 

Пример. Дать оценку предпочтений потребителей для марок крос­совок А, В и С. В качестве показателей, которыми покупатели руковод­ствуются при выборе 5.

комфорт для стопы

В данном случае на рис. 1.13 приведена униполярная шкала. Биполяр­ная шкала для оценки той же характеристики может иметь вид, который применен нами для определения значений bi и li по показателю «цвет» (рис.5.3.4и а, б).

— Считаете ли вы, что цветовая гамма кроссовок очень важна?

— Возможно ли, чтобы кроссовки марки А удовлетворяли вас цве­товой гаммой?

 

Рис. 5.3.4., а, б. Биполярная шкала

Мнение потребителей может быть определено по каждому показате­лю для каждой марки (т. е. каждый из опрашиваемых потребителей дол­жен заполнить шкалу 18 раз) Средние результаты необходимо обобщить (табл. 5.3.2) и дать оценку результатам с целью выбора стратегии.

Таблица 5.3.2

Обобщенные результаты

Показатель

Оценка, li

Мнения, b i

Марка А Марка В Марка С
Поглощение удара 2 2 1 -1
Цена < 50 долларов -1 -3 -1 3
Долговечность 3 3 1 -1
Комфортность 3 2 3 1
Нужный цвет 1 1 3 3
Поддержка стопы 2 3 1 -2
å bi li = A0   29 20 -6

 

Поскольку максимальное значение А0 = 36, можно считать, что мар­ка А имеет очень хороший показатель.

Метод идеальной точки

Метод идеальной точки позволяет получить представление об «иде­альной» марке товара и о взглядах потребителей на марки существующие. Формула, на которой основан алгоритм метода:

 

где Ав — отношение к марке товара, Wi — значимость показателя i; Ii — «идеальное» значение показателя i, Xi мнение о фактической величине показателя i, п — количество значимых показателей

Например. Дать оценку предпочтений потребителей для безалко­гольных напитков марки А и В.

Предположим, что в качестве наиболее значимых показателей безалкогольных напитков покупатели назвали:

содержание натуральных фруктовых соков (х1),

цена (x2),

калорийность (х3),

степень газированности (x4),

вкус (х5)

Мнение о фактических значениях каждой из характеристик и иде­альности значений проставляется потребителем на униполярной шкале. В частности, напиток марки А по показателю «калорийность» имеет сле­дующие значения (рис. 5.3.5).

Применяемая в данном случае 7-балльная шкала не является един­ственно правильным вариантом Можно применять шкалу с большим или меньшим количеством баллов в зависимости от необходимости макси­мально измерить чувствительность показателя

Для оценки важности показателя используется следующая шкала, характеризующая такой показатель, как «калорийность» (рис 5.3.6).

 

Рис. 5.3.5. Униполярная шкала по показателю «калорийность»

Рис. 5.3.6. Униполярная шкала важности показателя «калорийность»

Данные всех опрошенных потребителей обобщаются в табл.5.3.3

Таблица 5.3.3.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.29.89 (0.007 с.)