Модели финансирования здравоохранения в мире 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модели финансирования здравоохранения в мире



 

 

При большом разнообразие национальных и исторических особенностей, имеющих место в различных странах мира, выделяют пять устойчиво функционирующих моделей здравоохранения:

 

• модель здравоохранения без государственного регулирования;

• модель здравоохранения с государственным регулированием программ ОМС для отдельных категорий граждан;

• модель здравоохранения с государственным регулированием программ ОМС для большинства граждан;

• монопольная государственная модель здравоохранения;

• модель здравоохранения на основе всеобщего государственного медицинского страхования.

Их принципиальные отличия друг от друга:

− источники финансирования здравоохранения;

− степень участия государства в финансировании здравоохранения; − формы собственности производителей медицинских услуг; − степень охвата населения программами государственной поддержки.

В странах с неустойчивыми политическими системами и переходной экономикой могут встречаться промежуточные формы (переходные модели), включающие элементы разных моделей.

В зависимости от преимущественных источников финансирования в современных условиях все модели здравоохранения можно условно разделить на три типа: бюджетная (государственная), страховая (социально–страховая), частная (негосударственная, или рыночная) (Рис.1). Экономические модели систем охраны здоровья разных стран могут быть обозначены в зависимости от того, какую роль и функции выполняет государство в этих процессах.

1. Государственная модель (бюджетная) известна как модель Бевериджа–Семашко. В данной модели значительная роль принадлежит государству. Государство является главным покупателем и поставщиком медицинской помощи, обеспечивая удовлетворение большей части общественной потребности в услугах здравоохранения. В странах с рыночной экономикой система бюджетного финансирования здравоохранения была сформирована и впервые применена в Великобритании в 1948 году, у ее истоков был английский ученый–экономист У. Беверидж. В СССР система бюджетного финансирования возникла еще в 1930–е гг., и называют по имени наркома здравоохранения Н. А. Семашко, который был ее создателем и идеологом.

 

23


 

Рис. 1. Классификация моделей ведущих стран (Омельяновский В.В.и др., 2014)

 

Система Семашко, основанная на принципе общедоступности, гарантировала полное бесплатное пожизненное медицинское обслуживание гражданам. Основной канал финансирования– государственный бюджет. Финансирование здравоохранения (планирование, организация, контроль) осуществляется государством (до 90%) из бюджетных источников, а основным источником финансирования являются налоговые поступления.

 

Система бюджетного финансирования здравоохранения базируется на принципе бесплатности. Государство жестко контролирует большинство аспектов рынка медицинских товаров и услуг, устанавливает правила допуска и

 

доступа на рынок. Преимущества данной системы: бесплатность и общедоступность, плановость развития, профилактическая направленность, экономичность.

 

2.Страховая модель (модель Бисмарка) –является наиболеераспространенной в мире. Она основывается на принципах смешанной экономики, сочетая рынок медицинских услуг с развитой системой государственного регулирования и социальных гарантий. Страховая система была создана в Германии в 1883 году по инициативе канцлера О.Бисмарка. Она более технологична и оперативна, допускает ряд источников финансирования. Система Бисмарка основана на всеобъемлющем страховании здоровья и предполагает финансирование за счет средств, уплачиваемых страхователями в специальные фонды. Размер взноса устанавливается в виде определенного процента от размера заработной платы, тем самым обеспечивается солидарное

 

24


участие граждан в финансировании здравоохранения по принципу «здоровый платит за больного, богатый – за бедного». Данная модель подразумевает минимальное финансовое участие государства, большая часть финансирования страхования здоровья лежит на страхователях. Тем не менее фонды находятся под контролем государства и являются частью государственных финансов. Системой ОМС охвачено от 80 до 99,8% населения, что свидетельствует о высокой доступности медицинских услуг. Пациент имеет право свободного выбора врача и медицинского учреждения.

 

3. Для частной модели здравоохранения характерно оказание медицинских услуг преимущественно на платной основе, за счет частного страхования и личных средств граждан. Единая система государственного медицинского страхования отсутствует. Эта система наименее доступна для населения, мало нацелена на профилактику, но в то же время является наиболее динамичной и технологичной в силу выраженной конкуренции между производителями медицинских услуг. Рынок играет ключевую роль в удовлетворении потребностей в медицинских услугах. Государство берет на себя только те обязательства, которые не удовлетворяются рынком, т. е. покрывает медицинское обслуживание социально уязвимых категорий граждан – безработных, малоимущих и пенсионеров. Не все граждане могут позволить себе высококачественные медицинские услуги, и проблема доступности медицинской помощи, по мнению ряда экспертов, стоит здесь очень остро. Большая часть медицинских услуг оказывается частными ЛПУ и частнопрактикующими семейными врачами. Благодаря частным страховым компаниям уровень конкуренции на рынке медицинских услуг очень высок, что положительно сказывается на их качестве, но только для материально обеспеченной части населения. При этом рационального использования ресурсов не достигается. Роль государства в регулировании рынка медицинских товаров и услуг менее значительна, чем в бюджетной и социально – страховой системах.

В настоящее время ни в одной из экономически развитых стран указанные модели не представлены в чистом виде. В ряде государств преимущественное развитие получает то одна, то другая система. Наряду с тремя основными организационно–экономическими моделями здравоохранения существует еще и промежуточный вариант – бюджетно–страховая модель, которая содержит признаки социально–страховой и государственной медицины.

 

В современных условиях в нашей стране действует смешанная модель здравоохранения, переход к которой начался в 1991 г, когда был принят закон «О медицинском страховании граждан в РФ №1499–1.» (введен в 1993г.). С введением в действие закона «Об обязательном медицинском страховании

 

25


граждан в РФ» 3326–Ф3 от 29 ноября 2010г., в России произошел переход от

 

полностью государственной системы финансового обеспечения здравоохранения к бюджетно–страховой модели, где медицинское

 

страхование сочетается с бюджетным и платным здравоохранением, и здравоохранение имеет многоканальное финансирование.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 1210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.233.41 (0.008 с.)