V. 2. Ситуационные задачи к главе II с ответами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V. 2. Ситуационные задачи к главе II с ответами



Задача № 1

Вторая беременность D-отрицательной женщины протекает неблагоприятно. D-положительный ребенок, родившийся в первой, неотягощенной, беременности, уже подрос и посещает Детский сад. Какие иммунные реакции стали причиной осложнения второй беременности?

 

Задача № 2

У больного, перенесшего вирусную инфекцию, в плазме крови обнаружены антитела иммунноглобулины М. О чем свидетельствует этот факт?

Задача № 3

Вирус иммунодефицита человека преимущественно разрушает Т-хелперы. Каковы возможные последствия инфицирования этим вирусом?

 

Задача № 4

Продуктами генов системы Резус являются два белка: белок Резус D и белок Резус CE. Белок Резус D является носителем одного резус-антигена – D, а белок Резус CE – двух антигенов (С и Е). Каким образом ученым удалось установить этот факт?

 

Задача № 5

Мальчик принес домой бродячего кота, искупал и вычесал его. Кот и

мальчик стали неразлучными друзьями. Через некоторое время в процессе планового медицинского обследования у ребенка обнаружили эозинофилию и высокий титр иммуноглобулинов Е. В чем возможные причины изменения иммунного статуса мальчика?

Задача № 6

Пациенту неправильно определили группу крови. В связи с иногруппной гемотрансфузией эритроциты реципиента подверглись агглютинации. Вследствие чего разрушились агглютинированные эритроциты?

 

Задача № 7

Что может быть причиной несовместимости матери и плода по системе АВ0, если у матери группа крови 0(I), а у плода – В(III)?

 

Задача № 8

 

Цитотоксические Т-лимфоциты уничтожают клетки-мишени, инициируя их апоптоз. Белки системы комплемента разрушают опсонизированный объект посредством осмотического лизиса. Объясните, почему Т-лимфоциты и комплемент применяют разную тактику иммунной защиты.

 

Ответы на ситуационные задачи

Ответ на задачу № 1

В процессе родов, завершивших первую беременность, в кровь матери поступил некоторый объем крови плода. Эритроциты плода запустили специфический гуморальный ответ, уничтоживший D-положительные эритроциты плода и оставивший в крови матери В-лимфоциты памяти. Во время второй беременности попадание в кровь матери небольшого числа эритроцитов D-положительного плода запускает вторичный иммунный ответ. В крови матери интенсивно образуются антитела Ig G, которые преодолевают плацентарный барьер и связываются с эритроцитами плода, опсонизируя их со всеми вытекающими отсюда последствиями.

 

Ответ на задачу № 2

Антитела Ig M в плазме крови указывают на первичный иммунный ответ.

 

Ответ на задачу № 3

Уменьшение содержания Т-хелперов – ключевых организаторов иммунного процесса – лишает больного СПИДом возможности противостоять инфекциям. Снижение иммунной защиты делает больного подверженным тем инфекциям, с которыми при сохранных Т-хелперах иммунная система смогла бы успешно бороться.

Ответ на задачу № 4

Белок Резус D инициирует иммунную реакцию в виде выработки антител одного типа – анти-D, в то время как белок Резус CE запускает образование антител двух типов – анти-C и анти-E.

Ответ на задачу № 5

Эозинофилия и высокое содержание Ig E могут свидетельствовать

- о возникновении крапивницы на какие-либо факторы, связанные с присутствием кота в доме, и/или

- о гельминтной инвазии (которая тоже, кстати, может сопровождаться крапивницей).

 

Ответ на задачу № 6

Агглютинация – это связывание эритроцитов одной группы крови антителами, соответствующими их антигенам. С неспецифическими центрами связывания антител соединяется белок системы комплемента С1, активируется, приобретает свойства протеолитического фермента и запускает активацию прочих белков комплемента. Активация комплемента завершается формированием множества мембраноатакующих комплексов на поверхности агглютинированных эритроцитов. Поврежденные эритроциты подвергаются осмотическому лизису.

 

Ответ на задачу № 7

 

Естественные антитела анти-А и анти-В являются иммуноглобулинами М и поэтому не проникают через плаценту в кровь плода. У небольшого числа женщин значительное число естественных антител принадлежат к иммуноглобулинам G, которые поступают в кровь плода и агглютинируют его эритроциты.

 

Ответ на задачу № 8

 

Тцтл специализируются на борьбе с внутриклеточными микрообъектами, следовательно, с теми клетками организма, в которых происходит репродукция микробов. Перфорация мембраны инфицированной клетки без одновременного запуска апоптоза вызвала бы осмотический лизис клетки, в которой стремительно размножаются патогенные микробы. Эволюция выбрала единственный разумный способ уничтожения внедрившихся агентов – апоптоз. Клетка, в которой запущен механизм апоптоза, разрушается обреченно, но без драматизма, вместе со всем своим содержимым. Лизис инфицированной клетки не сопровождается распространением микробов и развитием воспаления.

Мембраноатакующий комплекс уничтожает объекты, репродукция которых происходит во внеклеточной среде, поэтому осмотический лизис или фагоцитоз подобных мишеней – простое и верное решение.

 

 

                                               Содержание                                                  Стр.

 

Введение…………………………………………………………………………………………..

 

Глава I. Состав и свойства крови. Эритроциты. …………………………………

Раздел I. Состав и свойства крови…………………………………………………………

I. 1. Гематокрит……………………………………………………………………………………..

I. 2. Функции крови…………………………………………………………..

I. 3. Функции минеральных веществ плазмы крови……………………….

I. 4. Функции белков плазмы крови…………………………………………..

I. 5. Тесты для контроля знаний раздела I……………………………………

Раздел II. Структурно-функциональные особенности эритроцитов.

Гемоглобин. СОЭ………………………………………………………………..

II. 1. Эритроциты…………………………………………………………………

II. 2. Гемоглобин………………………………………………………………

II. 3. Индексы эритроцитов……………………………………………………

II. 4. Скорость оседания эритроцитов (СОЭ)………………………………….

II. 5. Тесты для контроля знаний раздела II……………………………………………….  

II. 5. 1. Правильные ответы на тестовые задания разделов I и II…………….

II. 5. 2. Ситуационные задачи по главе I с ответами…………………………

 

Глава II. Основы иммунитета ………………………………………………….

Раздел I. Специфический клеточный иммунитет……………………………….                                                                                          

I. 1. Разновидности лейкоцитов. Лейкоцитарная формула………………….

I. 2. Роль лимфоцитов в иммунной защите…………………………………..

I. 2. 1. Функции Т-лимфоцитов………………………………………………..

I. 2. 1. 1. Представление антигена Т-лимфоцитам……………………………

I. 2. 1. 2. Клонирование………………………………………………………..

I. 2. 1. 3. Где сейчас находятся микрообъекты, внедрившиеся в барьерные ткани, и что с ними происходит………………………………………………

I. 2. 1. 4. Каковы дальнейшие действия Тцтл………………………..............

 I. 2. 1. 5. Как Тцтл уничтожает инфицированную клетку………………….

Раздел II. Специфический гуморальный иммунитет…………………………

II. 1. Функции В-лимфоцитов………………………………………………….

II. 1. 1. Антитело - ключевое слово в описании функций В-лимфоцитов….

II. 1. 2. Как происходит презентация антигена В-лимфоцитам……………..

II. 1. 3. Как В-лимфоциты осуществляют цитотоксическую функцию…….

Раздел III. Неспецифический гуморальный иммунитет…………………….

III. 1. Система комплемента……………………………………………………

III. 1. 1. Классический путь активации комплемента………………………..

III. 1. 2. Альтернативный путь активации комплемента……………………..

Раздел IV. Неспецифический клеточный иммунитет……………………….

IV. 1. Фагоцитоз………………………………………………………………..

IV. 1. 1. О нейтрофилах………………………………………………………..

IV. 1. 1. 1. Как нейтрофилы узнают, где находится очаг повреждения……

IV. 1. 1. 2. Каков механизм лизиса микроорганизмов нейтрофилами………

IV. 1. 2. О макрофагах………………………………………………………….

IV. 2. О естественных киллерах………………………………………………..

V. Тесты для контроля знаний главы II……………………………………………………

V. 1. Правильные ответы на тестовые задания главы II……………………………

V. 2. Ситуационные задачи по главе II с ответами……………………………

Заключение…………………………………………………………………….110

 

 

В пособии представлены современные данные о функциях эритроцитов и лейкоцитов, успешно восполняющие актуальный учебный материал, не получивший достаточного освещения в существующих учебниках по физиологии человека. Пособие отличает необычная структура текста, лаконичный и ясный стиль изложения. Все ключевые элементы, рассматриваемые в учебной работе, прекрасно иллюстрированы, что делает увлекательным и доступным изучение сложных вопросов функционирования иммунной системы организма. Содержание пособия способствует формированию функционального мышления, являющегося базой профессиональной деятельности врача. Пособие предназначено для студентов медицинских и биологических специальностей, изучающих физиологию человека.

 

УДК 612.1

ББК 54.11

Ш30

Кабардино-Балкарский государственный университет, 2013

 

 

 

 

Л.З. Шауцукова

 

Физиология эритроцитов и лейкоцитов.

 Основы иммунитета



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.041 с.)