Мдк 02. 03. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мдк 02. 03. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста



Е.Ю. Несмеянова

 

 

МДК 02.03. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Методические указания

Для выполнения практических работ

Рекомендовано

советом учебно-методического центра

в качестве методических указаний для выполнения практических работ по МДК.02.03 Теоретические и методические основы организации

продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста

 для студентов колледжа специальности 44.02.01 Дошкольное образование

 

Воронеж, 2020 г.

 

УДК 372.8

ББК 74.26

Я 46

 

Рецензент: Самусева Г.В., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ВО «ВГППК», к. пед. н.

 

Методические указания для выполнения практических работобучающихся по дисциплине «Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста» / Сост. Е.Ю. Несмеянова. – Воронеж: ГБПОУ ВО «ВГППК», 2020. - 27 с.

Методические указания соответствуют МДК.02.03 Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста, направления 44.02.01 Дошкольное образование.

Методические указания содержат рекомендации для студентов по выполнению практических работ по междисциплинарному курсу Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста, согласно учебному плану. В методических указаниях представлен подробный план работы по каждому практическому занятию, что дает возможность использовать это пособие для организации самостоятельной работы студентов.

Методические указания предназначены для студентов колледжа специальности 44.02.01 Дошкольное образование.

 

Библиограф.: 24 назв. Табл. 3. Ил. -.

 

Рассмотрено на заседании цикловой методической комиссии профессионального цикла отделения «Технологий и педагогических наук» (протокол № ___ от ___________________ г.)

Печатается по решению совета учебно-методического центра ГБПОУ ВО «ВГППК»

 

© ГБПОУ ВО «ВГППК», 2020

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………..…4

2. Практическое занятие №1. Анализ художественных техник рисования..7

3. Практическое занятие № 2. Анализ современных программ дошкольного образовательного учреждения по образовательной области «Художественное творчество».…………………….……………………………………………..…8

4. Практическое занятие №3. Составление планов-конспектов непосредственной образовательной деятельности по лепке и конструированию в младшей группе ……………………..……………………18

5. Практическое занятие №4. Составление планов-конспектов непосредственной образовательной деятельности по аппликации и рисованию для детей старшей группы.……………………………………………………...22

6. Заключение…………………………………………………………………24

7. Список используемых источников...…………….………………………..25

 


Введение

Методические рекомендации предназначены для обучающихся специальности 44.02.01 Дошкольное образование. Проведение практических занятий по междисциплинарному курсу «Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста» обусловлено необходимостью формирования у обучающихся целостного профессионального мышления, овладения эффективными способами организации педагогического процесса.

Цель предлагаемого пособия: помочь преподавателям и обучающимся в организации систематической тренировочной деятельности.

Содержание задании и ситуаций направлено на преобразующее воспроизведение связей между теоретическими положениями, вариативное воспроизведение знаний с постановкой различных целей, выполнение способов применения знаний в сходных и творческих ситуациях, систематизацию и самостоятельный поиск доказательств и ответов на поставленные вопросы.

Целью методических рекомендаций к практическим занятиям является оказание помощи обучающимся в овладении практическими навыками курса, а именно:

– способности к самостоятельному анализу состояния конкретной учебно-методической проблемы, выполнению практического задания с обсуждением предлагаемых вариантов его решения;

– пониманию обучающимися теоретических основ, на которых базируется данная практическая работа, связи теории с практикой;

– развитию творческого мышления;

– умению анализировать и обобщать полученные результаты, делать из них логические выводы и находить им практическое применение;

– формированию интереса к самостоятельному поиску, эксперименту;

– выработке умения четко, точно, лаконично и грамотно формулировать свои мысли, участвовать в дискуссии;

– умению пользоваться учебной и справочной литературой.

Работа с данными методическими указаниями способствует формированию у обучающихся общих и профессиональных компетенций, определенных Федеральным государственным образовательным стандартом для междисциплинарного курса «Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста»:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.

ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.

ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание.

ПК 2.4. Организовывать общение детей.

ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.

ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.

ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.

ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.

Ход работы

Задание 1.

Изучить:

учебник С.В. Погодина «Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности ДДВ» стр.25 – 50.

Методическое пособие «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под ред. Р.Г. Казакова (см. приложение)

Задание 2. Выполнить рисунок в выбранной вами технике (по желанию) размеров А5 и менее (чтобы поместилось в тетрадь)

Задание 3. Сделать анализ рисунка (см. таблицу) Описать технику рисования (классическая, неклассическая), методику выполнения (способ получения изображения), охарактеризовать рисунок по содержанию, по характеру, по используемому материалу, по форме отображения образа, по степени активности детей.

Приложение к практической работе №1

Данная работа выполнена в нетрадиционной технике рисования – «рисование ладошкой».

Способ получения изображения: в сотворчестве с педагогом ребенок готовит фон. На плотной бумаге, гуашью изображают небо, лес вдалеке. Фон сохнет. Далее ребенок опускает в белую гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисовать можно и правой и левой рукой. После работы руки вытираются салфеткой. Затем гуашь легко смывают.

Используемые материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага с фоном, салфетки, фломастеры.

По содержанию рисунок реалистичный.

По характеру изображения – сюжетное рисование по замыслу.

По степени активности детей – данная работа может быть представлена как сотворчество с педагогом или коллективное рисование с 3х лет или самостоятельное творчество с 5 лет.

 

На основе этого примера можно охарактеризовать любую продуктивную деятельность (по выбору учащегося).

Практическое занятие №2. Анализ современных программ дошкольного образовательного учреждения по образовательной области «Художественное творчество»

Цель работы: выработка умения работать с документацией, сравнивать, анализировать и делать выводы.

Выполнение работы:

1. Работа в малых группах по изучению содержания образовательных комплексных программ «От рождения до школы», «Радуга», «Детство», «Истоки», «Кроха», «Воспитание и обучение в детском саду», «Развитие» и парциальных программ «Успех», «Цветные ладошки» и другие по изобразительной деятельности образовательной области «Художественное творчество».

2. Сравнительный анализ программных задач, содержания по образовательной области «Художественное творчество» комплексных программ «От рождения до школы», «Радуга», «Детство», и др. и парциальных программ «Успех», «Цветные ладошки».

3. Оформление таблицы.

 

Анализ современных программ дошкольного образовательного учреждения по образовательной области «Художественное творчество»

№ п/п Название программы Автор Цель и задачи программы Методы и приемы реализации задач Примечания
1 «От рождения до школы»        
2 «Радуга»        
3 «Детство»        
4 «Кроха»        
5 «Развитие»        
6 «Истоки»        
7 «Воспитание и обучение в детском саду»        
8 «Успех»        
9 «Цветные ладошки»        

 

Вывод:

Приложение к практической работе №4

«От рождения до школы»

Направление «Художественно-эстетическое развитие»

Образовательная область «Художественное творчество»

Задачи направления:

Формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности. В этом направлении решаются как общеобразовательные, так и коррекционные задачи, реализация которых стимулирует развитие у детей сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции; умение выражать в художественных образах свои творческие способности.

Данное направление осуществляется с детьми от двух до семи лет. «Содержание образовательной области «Художественное творчество» направленно на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребностей детей в самовыражении через решение следующих задач:

1. Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

– Рисование

Развитие восприятия, обогащение сенсорного опыта путем выделения формы предметов.

- Лепка

Развитие интереса детей к лепке. Знакомство с пластическими материалами: глиной, пластилином, пластической массой. Формирование умения аккуратно пользоваться материалами.

- Аппликация знакомство с приемом образование с целью создания выразительных приемов.

Привлечение детей к созданию предметных и сюжетных композиций.

Программа «Детство».

 «Детство» - комплексная образовательная программа, разработанная авторами с позиций гуманистической педагогики, личностно-деятельностного подхода к развитию и воспитанию ребенка-дошкольника. Она включает три части в соответствии с тремя ступенями дошкольного периода (младший, средний, старший дошкольный возраст).

Цель программы: обеспечение всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного, - через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду. Введение, ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия (миром людей, природы и др.) и культуры (изобразительным искусством, музыкой, детской литературой и родным языком, математикой и др.).

В программе представлены произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России. Педагогу предоставляется право самостоятельно определять сетку занятий, содержание, способ организации и место в режиме дня.

Девиз программы: «Чувствовать - Познавать – Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанных линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность.

Раздел «Изобразительное искусство» в данной программе решает следующие задачи для старших дошкольников:

- развивать устойчивый интерес, эмоционально-эстетические чувства, вкусы, оценки и суждения, общечеловеческие, эмоционально-нравственные ориентации на проявления эстетического в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера;

- способствовать пониманию различных положительных и отрицательных, ярких и переходных эмоциональных состояний, проявляемых не только близкими, но и окружающими ребенка людьми, умению соответственно реагировать на них, сопереживая и высказывая к ним свое отношение;

- подводить детей к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир и художник изображает то, что вызвало его интерес, удивление. Обращать их внимание на то, что искусство окружает нас всюду: дома, в детском саду, на улице, оно доставляет людям удовольствие, радость, к нему следует бережно относиться;

- знакомить детей с разными видами и жанрами изобразительного искусства, представления о которых у них углубляются и расширяются. Учить соотносить настроение образов, выраженных разными видами искусств.

Дети знакомятся с разными художественными профессиями, а также с индивидуальной манерой творчества некоторых художников, графиков, скульпторов. Через художественные образы, обращенные к чувствам и сердцу, дети приобретают ориентации в общечеловеческих ценностях.

Продолжается развитие последовательного, целенаправленного, целостного художественного восприятия, «насмотренности» подлинно художественных произведений искусства, умения высказывать доказательные суждения и оценки увиденного, включать познанное - через искусство и ознакомление с окружающим - в собственную эстетическую и художественную деятельность. Развиваются и совершенствуются навыки и умения изобразительного, декоративного, конструктивного и оформительского творчества, внесения его результатов в художественное оформление окружающей среды.

Программа «Радуга»

Авторский коллектив: Т. Доронова, В. Гербова, Т. Гризик, Е. Соловьева и др. Институт общих проблем образования Минобразования России.

«Радуга» – комплексная программа воспитания, образования и развития дошкольников, по которой работают детские сады России. Программа обеспечивает всестороннее развитие ребенка, ее важнейшими компонентами являются игра и физическое развитие, формирование привычки к здоровому образу жизни, обеспечение психического комфорта для каждого ребенка [4].

Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. По всем основным видам деятельности дошкольников предусмотрены комплекты пособий для детей различных возрастных групп и рекомендации для воспитателей.

Для занятий по этой программе созданы комплекты пособий для дошкольников по всем видам деятельности и методические рекомендации для воспитателей.

Основные цели программы:

- обеспечение ребенку возможности радостно и содержательно проживать дошкольные годы;

- обеспечение охраны и укрепления его здоровья (как физического, так и психического);

- всестороннее и своевременное психическое развитие;

- формирование активного и бережно-уважительного отношения к окружающему миру;

- приобщение к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали).

Согласно данной программе, обучение изобразительной деятельности и художественному труду происходит через знакомство детей с образцами народного и декоративно-прикладного искусства (произведения Хохломы, Гжели, дымковская игрушка и др.). Детей учат рисовать карандашами и красками, лепке на основе знакомства с народной пластикой. Эстетическое развитие дошкольника, формирование базиса его личностной культуры не может быть ограничено занятиями по изобразительной деятельности, а должно осуществляться в процессе восприятия природы, искусства и собственной художественной деятельности.

Поэтому в программе «Радуга» раздел «Изобразительная деятельность» представлен двумя самостоятельными подразделами: «Красота в жизни и изобразительном искусстве» и «Обучение детей рисованию и лепке».

Первый подраздел целиком направлен на развитие эстетического отношения детей к окружающему миру и формирование у них интереса к природе, красивым предметам быта, народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Второй подраздел направлен на развитие творчества детей и формирование изобразительных умений и навыков, необходимых для создания художественно-выразительного образа.

Деление на подразделы связано с тем, что у детей дошкольного возраста развитие восприятия осуществляется гораздо интенсивнее, чем становление произвольности движений, от которых зависит развитие ручной умелости. При этом восприятие играет столь значительную роль в общем и эстетическом развитии, что неправомерно ограничивать его только восприятием тех предметов, которые рисуют или лепят дети. Поэтому данная сфера представлена в виде двух самостоятельных подразделов. Задачи программы «Радуга» по разделу программы «Изобразительная деятельность»:

- Продолжать формирование эстетического отношения к природе, красивым предметам, произведениям изобразительного искусства;

- Знакомить детей со скульптурой малых форм;

- Подводить детей к пониманию того, что в высокохудожественных произведениях искусства не только рассказывается о чем-либо, но и присутствует определенное настроение;

- Обращать внимание детей на материал, фактуру поверхности, форму, цвет, орнамент и узор, которые используются для украшения вещей; побуждать замечать в предметах соответствие между эстетическим и функциональным.

- Создать в группе условия для их самостоятельных занятий рисованием и лепкой;

- Специальными педагогическими приемами побуждать детей к более совершенному и выразительному изображению тех предметов, которые они уже рисовали или лепили:

- научить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков; поможете овладеть приемами раскраски и дорисовки уже созданного рисунка и декоративного оформления поверхности вылепленных изделий (процарапывание, печатание, налепы и др.);

- способствовать проявлению и реализации в рисовании и лепке индивидуальных интересов и предпочтений детей.

«Успех»

Название Программы «Успех» отражает основную миссию всей системы непрерывного образования Российской Федерации – формирование успешных граждан.

У спешность маленьких россиян – это результат освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования по направлениям:

С оциально-личностное развитие

П ознавательно-речевое развитие

Е динство физического развития и воспитания культуры здоровья

Х удожественно-эстетическое развитие.

Необходимо добавить, что успех – это не только результат освоения образовательных программ, но и главный результат, к которому во все времена стремится каждый человек, семья, общество и государство. Успех – признание окружающих, одобрение достижений и, наконец, доброе пожелание друг другу.

«Художественное творчество»

Содержание данной области Программы включает в себя изобразительную деятельность, лепку, аппликацию и художественное конструирование - традиционные для российского дошкольного образования виды активности, объединенные общим понятием «продуктивная деятельность детей».

Основные задачи психолого-педагогической работы:

- развитие продуктивной деятельности детей;

- развитие детского творчества;

- приобщение к изобразительному искусству.

Специфика реализации содержания области «Художественное творчество» заключается в следующем:

- понятие «продуктивная деятельность детей» позволяет интегрировать изобразительную деятельность, лепку, аппликацию и художественное конструирование в рамках одной образовательной области в качестве альтернативы «предметного» принципа построения раздела Программы «Художественно-эстетическое развитие»;

- продуктивная деятельность – деятельность, в результате которой создается некий продукт – может быть не только репродуктивной (например, рисование предмета так, как научили), но и творческой (например, рисование по собственному замыслу), что позволяет в рамках данной области наиболее эффективно решать одну из основных задач образовательной работы с детьми дошкольного возраста – развитие детского творчества;

- понятие «продуктивная (творческая) деятельность детей» позволяет интегрировать содержание области «Художественное творчество» с другими областями Программы по особому основанию – возможностью развития воображения и творческих способностей ребенка (например, с «Познанием» в части конструирования, «Чтением детям художественной литературы» и «Коммуникацией» в части элементарного словесного творчества);

- общеразвивающая направленность содержания области (развитие высших психических функций, мелкой моторики руки, воображения) является первичной по отношению к формированию специальных способностей детей.

«Цветные ладошки»

Образовательная область «Художественное творчество»

Интеграция с другими образовательными областями:

«Физическая культура» развитие мелкой моторики 
«Здоровье» воспитание культурно-гигиенических навыков, цветотерапия, арттерапия, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
«Коммуникация» развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи
«Познание» сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений
«Социализация» формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу
«Музыка» использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства
«Труд» формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам
«Чтение художественной литературы» использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса
«Безопасность» формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности

Формы работы

Режимные моменты

Формы организации детей

Индивидуальные Подгрупповые Групповые Подгрупповые Индивидуальные

Индивидуальные

Групповые Подгрупповые Индивидуальные
Наблюдение Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы Игра Игровое упражнение Проблемная ситуация Конструирование из песка Лепка, рисование, аппликация Обсуждение (произведений искусства, средств выразительности и др.) Создание коллекций Занятия (рисование, аппликация, худож. конструирование, лепка) Изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для игр Экспериментирование Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые) Тематические досуги Выставки работ декоративно-прикладного искусства, репродукций произведений живописи Проектная деятельность Создание коллекций  

Украшение личных предметов

Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые)

Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства

Самостоятельная изобразительная деятельность

 

 

Создание соответствующей предметно-развивающей среды Проектная деятельность Экскурсии Прогулки Создание коллекций
         

Практическое занятие №3. Составление планов-конспектов организованной образовательной деятельности по лепке и рисованию в младшей группе

Цель работы: Формирование умений по разработке плана-конспекта организованной образовательной деятельности по продуктивным видам деятельности (лепке, конструированию) в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста и ФГОС дошкольного образования.

Задание 1.

Разработать план-конспект организованной образовательной деятельности по лепке в младшей группе.

Задание 2.

Разработать план-конспект организованной образовательной деятельности по рисованию в младшей группе.

 

Методические указания по составлению и написанию планов-конспектов продуктивной деятельности:

1. Название продуктивной деятельности (укажите вид продуктивной деятельности, материал и тему).

Например: План-конспект по лепке на тему «Осенний гриб» во второй младшей группе.

2. Цель занятия: цель всегда в единственном числе, это то, что воспитатель хочет получить в конце занятия (результат), прописывается существительным от глагола (например, формирование умения изображать гриб посредством конструктивного способа).

3. Задачи:

1. Образовательная задача: (например, закрепить представления детей о цвете и оттенках знакомых предметов).

2. Развивающая задача: (формировать соотнесение зрительных и двигательных умений, развивать глазомер, воображение).

3. Воспитательная задача: (например, воспитывать умение внимательно слушать воспитателя, аккуратность, умение работать в команде).

3. Предварительная работа: то, что делалось воспитателем до занятия: наблюдение, рассматривание произведений искусства, чтение художественной литературы, дидактические игры и т.д.).

4. Методы и приемы: какие методы и приемы воспитатель использует в ходе проведения занятия (например, игровой метод – приход гостя-игрушки, получение письма и т.д.; наглядный метод – показ презентации, фрагмента мультфильма, иллюстрации и т.д.; словесный метод – беседа по теме, диалог по теме, художественное слово и т.д.; практический метод – непосредственная продуктивная деятельность (лепка, аппликация и т.д.)).

5. Материалы и оборудование:

- демонстрационный – то, что будет показывается детям (иллюстрации, макеты, образцы готовой работы и т.д.);

- раздаточный – тот, что будет раздаваться детям, описывается весь раздаточный материал, с указанием количества, размеров и цветов, допустимо указание количества фразой «по количеству детей».

6. Структура занятия: разбивается на три части – вводная, основная, заключительная, с указанием времени проведения в зависимости от возрастной группы и основных моментов (например, вводная часть (3 минуты) –приветствие, приход героя, введение в проблемную ситуацию).

7. Ход продуктивной деятельности (описывается прямой речью подробно, в соответствии с общепринятой структурой занятия по изобразительной деятельности).

1 часть - вводная:

- создание интереса к теме (художественное слово, музыкальное сопровождение, краткая беседа, сюрпризный момент, игровые приёмы и др.);

- сообщение цели деятельности;

- постановка проблемной ситуации и нахождение путей ее решения.

Длительность 1 части от 2 до 5 минут в зависимости от возрастной группы (чтобы объяснение не затягивалось, необходимо продумать, какую работу следует провести перед рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием).

2 часть – основная:

- рассматривание образца, картины или обследование предмета, игрушки (сначала весь предмет в целом; потом по частям – выделяется самая крупная часть предмета и её назначение, определяется форма этой части, её положение в пространстве; затем выделяется другая часть и выясняется положение, форма, величина её по отношению к основной; выделяется цвет, затем рассматриваются детали; опять целостное восприятие объекта);

- объяснение и показ способов выполнения работы (показ может быть полным, частичным, с привлечением детей);

- закрепление последовательности работы (вопросы детям);

- самостоятельная работа детей (важно, чтобы одновременно начали работу и по возможности одновременно закончили).

Перед тем, как дети приступают к исполнительской деятельности, можно провести пальчиковую гимнастику, физкультминутку, динамическую паузу.

Во время практической деятельности детей, воспитатель осуществляет индивидуальную работу с детьми, может использовать игровые приёмы (например, обыгрывание незаконченного изображения и др., помогающие детям справиться с заданием). Если воспитатель показывает способ изображения индивидуально, он должен иметь в руках свой материал (бумага, краски).

Эта часть занятия самая длительная, она направлена на продуктивную деятельность детей (длительность – 10-20 минут зависимо от возрастной группы, поэтому целесообразно проводить физкультминутку).

По длительности соответствует длительности 1 части занятия – 2-5 минут. Это самая серьёзная и ответственная часть занятия. Её структура:

- анализ детских работ;

- подведение общего итога занятия;

-рефлексия.

Анализ детских работ можно проводить в разной форме (выставка работ; включение их в сюжет; и т.д.). Но всегда следует помнить, что анализ имеет свою структуру.

Сначала организуется целостное восприятие работ (дети после окончания работы кладут свои рисунки на заранее заготовленный фон голубого цвета: выпустили уточек в пруд; воспитатель обобщает все работы). (Сколько много уточек плавает в пруду!).

После этого рассматривает вместе с детьми уток и выделяет их качественную характеристику; если дети затрудняются, воспитатель сам начинает и показывает личный образец (Посмотрите, какая интересная уточка, она как будто к чему-то прислушивается, у неё головка повёрнута слегка в сторону …). Обязательно задаются вопросы нескольких детям.

После этого можно ещё раз обобщить работы и сказать перспективу использования этих работ в дальнейшем (выставка, украшения зала, подарок маме, малышам и др.)

Целесообразно использовать художественное слово во время любования работами (в начале или в конце).

Можно включить игровые упражнения или игру, чтобы дети плавно от занятия перенеслись в игровую деятельность.

Подведение итога – вспомнить, что делали дети, обобщить их старания и предложить убрать свои рабочие места.

Рефлексия – необходимо получить от детей обратную связь: что детям понравилось на занятии, что нет, что вызвало трудности.

Каждая часть описывается подробно в прямой речи.

Необходимо помнить: те задачи, которые вы ставите, должны быть реализованы. Поэтому в конспекте они должны отразиться (в ходе изобразительной деятельности).

Практическое занятие №4. Составление планов-конспектов организованной образовательной деятельности по аппликации и конструированию для детей старшей группы

Цель работы: Формирование умений по разработке плана-конспекта организованной образовательной деятельности по продуктивным видам деятельности (аппликации, рисованию) в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста и ФГОС дошкольного образования.

Задание 1.

Разработать план-конспект организованной образовательной деятельности по аппликации в старшей группе.

Задание 2.

Разработать план-конспект организованной образовательной деятельности по конструированию в старшей группе.

 

Методические указания для написания плана-конспекта организованной образовательной деятельности:



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 1637; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.228.35 (0.125 с.)