Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Донбасс в годы советской модернизацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
к 1929 г. в СССР закончилась внутрипартийная борьба. Победу в ней одержал Иосиф Сталин. Победила и его точка зрения на будущее ра звитие страны. Он видел его в советской модернизации. Это значило, что необходимо провести: Форсированную индустриализацию; 2) сплошную коллективизацию. В 1925 году, когда промышленность в основном была воссоздана, советское руководство взяло курс на инду стриализацию, то есть, создание современной крупной промышленности. Источниками Индустриализации стали: - перераспределение средств из легкой промышленности в тяжелую; - перекачка денег в пользу промышленности из сель ского хозяйства; - привлечение личных сбережен ий граждан (государственные займы). Форсированное индустриальное развитие привело к авария нередко использовалось устаревшее и изношенное оборудование. В этом необоснов анно обвинили бывших буржуазных специалистов, которые, якобы, всячески вредили советской экономике. Против них начались судебные процессы. Первым было «Шахтинское дело» 1928 года - процесс над инженерами и техниками шахт Донбасса. Для превращения Советского Союза в мощную индустриальную живу требовалось как можно быстр ее увеличить производство. Но для этого было необходимо провести коренное перевооружение промышленности, т.е. нужны были средства. Взять их было можно только из деревни. НЭП привел к рос ту богатых крестьян. Такие крестьяне в условиях рынка были экономически независимы от власти и продавать государству сельхозпродукцию по установленным ценам не хотели. Первоначально, чтобы получить деньги у сельского населения через торговлю, были ус тановлены высокие цены на промтовары при низких рыночных ценах на с ельхозпродукцию. Об разовались так называемые «нож 96
Согласно ему, раскулачивание сопровождалось принудительной депорт цией кулацких семей в отдаленные районы СССР с передачей их имущества и хозяйств создаваемым колхозам. Раскулачивание проводились в 1929— 1933 в рамках общей политики коллективизации и и ндустриализации народного хозяйства СССР. Колхозы получали сверхвы сокие планы и за их выполнение несли жесткую ответственность. В 1931 г. в сельскохозяйственных районах была засуха, но планы хлебозаготовок не снизили, и колхозы вынуждены были сдавать зерно государству в непосильных объемах. Поэтому в 1932 – 1933 гг. Украину охват ил голод. Умирали целые деревни, нередки были случаи людоедства. По разным подсчетам, в СССР умерло от 3-4 млн. человек, в том числе в Донбассе – более 100 тысяч человек. Преодолеть губительные последствия голода удалось только к 1933 году. Культура в 1920-1930-е гг. Важнейшая задача, с которой столкнулось руководство страны на заре СССР — ликвидация неграмотности. Бороться ней начали еще в годы гражданской в ойны. Была разработана многосту пенчатая система для борьбы с неграмотностью: - ликбезы — пункты по ликвидации безграмотности, где за несколько месяцев учат читать, писать, считать; - Школы грамоты, где преподают программу за 2 начальных класса; - школы малограмотных, где обучающихся учат писать сочинения, заполнять анкеты, заявления; учат читать и понимат ь журнальные и газет ные политические статьи, учат политграмоте. На пути к всеобщей грамотности было немало трудностей: не хватало кадров (учителей), помещений, у чебников и письменных принадлежн остей. В целях максимального охвата населения была создана система поощрения учащихся взрослых, в частности, в 8-часовой рабочий день включалось и посещение школы (например, 6 часов человек трудился на предприятии, а 2 часа – посещал школу). С 1923 г. работа по ликвидации неграмотности приобрела целенаправленный характер. Были созданы чрезв ычайная комиссия по ликвидации безграмотности и общество «Долой неграмотность», Уже с 1920 года по требованию жителей поселков и городов Донбасса открывались рабочие клубы и красные уголки. К 1923 г. в Донбассе рабо тали 127 рабочих клубов, а через год — почти вдвое больше. В 1924 г. рудничные ко митеты под руководством Донецкого губотдела профсоюза гор на рабочих начали строительство клубов на свои средства, первый такой клуб появился на Боково-Антрацитовском руднике. А в марте 1 925 г. на V Донецком съезде профсоюзов было решено строить клубы-театры (получившие позднее название дворцы культуры ) на восьми крупнейших рудниках: Горловском, Щербиновском, Красно Творческом (Рутченково), Петровском, Брянском, Енакиевском, Грушинском и Жуковском. В них, а также в красных уголках при шахтах, заводах, рабочих общежитиях действовали кружки ҝи, проводились вечера вопросов и ответов, читка газет, лекции, беседы... В сельской местности от крывались избы-читальни, сельбуды, красные угол ки, многие из которых содержались на сред ства местного населения. Особое внимание уделялось максимально доступному и всеохватывающему школьному образованию. С 1924 г. вводится обязательное 4-летнее (начальное) образование, но, несмотря на это, в 1927- 2 8 гг. вне школы оставалось еще 359 детей школьного возраста. В 30-е годы в культуре наблюда ются противоречивые тенде нции. С одной стороны, были достигнуты несомненные успехи: - В основном была ликвидирована неграмотность среди взрослых. -С 1930 г. было введено всеобщее начальное образование детей в сельской местности и 7-летнее — в городе. - Большой прогресс был в развитии высшего и среднего специального образования, так как государству нужна была рабоче-крес тьянская интеллигенция. Но общий у ровень пролетарских кадров был невысок, поэтому была создана система рабфаков и введено льготное поступление в ВУЗы для рабочих и беднейших крестьян. В частности, к концу 1930 г. в Сталино действовало 4 вуза (государственный педагогический институт, Донецкий индустриальный институт, медицинский инстит ут, Мариупольский металлургический институт). В мае 1923 г. была провозглашена политика коренизации». Украин ский вариант коренизации назывался «украинизация» (1923-1932). Он предполагал: - Подготовку и выдвижение кадров из числа украинцев в партийные и государственные органы; - Издание книг и периодики на ук раинском языке; - Всестороннее развитие украинской культуры, изучение украинской истории. - Соз дание административно-территориальных единиц (национальных районов, сельсоветов, поссоветов) в местах компактного проживания друГИх национал ьностей, 100 101
Литература того периода характеризуется появлением множества пн сельских творческих организаций в УССР: «Плуг», «Гарт», «Молодняк», «Авангард». В 1925 г. был а создана Вольная академия пролетарской литерату ры (ВАПЛИТЕ). в Донбассе в ноябре 1933 г. прошёл Первый все донецкий съезд писателей и лит кружковцев. Как сообщал журнал «Литературный Донбасс» за апрель-май 1934 г., с этого времени литературное движение в Донбассе вышло на новый уровень. Областной комитет Союза советских писателей Донбасса обеспечил рост новых кадров, пришедших в литературу недавно. Жур нал «Литературный Донбасс»» обзавёлся новым руководством, которое с ус пехом продвигало молодых писате лей и поэтов. Одни за другими выходили новые книги, например, сборники стихов Костя Герасименко «Дружба», «Зріст», роман А. Фарбера «Полдень мира», роман «Утверждение» В. Тори на, «Отвага» Ю. Черкасского, «Год в «Кочегарке» П. Беспощадного, расска Зы П. Северова и др. Большую роль в политическом просвещении и воспитании населения Донбасса играла периодическая, центральная и местная печать. В те годы Издавались газеты «Всесоюзная кочегарка» — орган Донецкого губкома КП(б) У и губисполкома, «Молодой шахтёр» — орган губкома комсомола, «Диктатура труда» в Сталино, «Кочегарка» в Горловке и др. Рефераты 1. О существление в Донбассе новой экономической политики. Значение НЭПа. 2. Причины отказа сове тского руководства от НЭПа, 3. Донбасс в годы индустриализации. Успехи и просчеты. 4. Коллективизация сельского хозяйства, ее сущность и последствия. 5. Обновление сферы культуры и образования Донбасса (1920-1930-е годы). 6. Роль соц соревнования и стахановского движения в индустриализации Донбасса. 7. «Шахтинское дело»: причины, ход, результаты. 8. Первая пятилетка; ход и итоги. 9. Состояние экономики Донбасса в конце 1930-х годов, Задания для самостоятельной работы 1. Заполните таблицу: Меры, предпр инятые в рамках НЭ Па Результат - в промышленности - в сельском хозяйстве - в финансовой сфере 2. Заполните таблицу: Меры, предпр инятые Для форс ированной индустриализации Положительные результаты Негативные последствия 3. Заполните таблицу: Контрольные вопросы 1. По каким причинам советское руководство отказалось от методов «военного коммунизма» в пользу НЭПа? 2. Какие меры были предприняты в сельск ом хозяйстве в р амках НЭПа? 3. Какие меры были предприняты в промышленности в рамках НЭЛа? 4. Как реализация НЭПа повлияла на развитие экономики Д онбасса? 5. По каким причинам советское руководство отказалось оr НЭПа? 6. В чем состояла острая необходимость форсированной индустриализации? 7. Что представляло из себя стахановское движение? 8. С какими проблемами руководство СССР столкнулось в ходе проведения коллективизации? 9. Что такое «раскулачивание»? 10. Какие меры советская власть предпринимала для ликвидации взрослой и детской безграмотности в 1920-30 гг.? Меры, предпри нятые для коллективизации сельского хозяйства Положительные результаты Негативные последствия 4. Раскройте вклад уча стников стахановского движения в экономику Донбасса. 5. Составьте краткие биографические справки наиболее видных и значимых участников стахановского движения в Донбассе. 102 103
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 494; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.144 (0.008 с.) |