Буржуазные административные реформы 1860-1870-х гг. в России и их роль в промышленном перевороте в Донбассе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Буржуазные административные реформы 1860-1870-х гг. в России и их роль в промышленном перевороте в Донбассе.



Крестьянская реформа. Аграрно-крестьянский вопрос к середине XIX века стал острейшей социально-политической проблемой в России, тормозя ее развитие. Поэтому к этому времени в общественном сознании назрел вопрос об отмене крепостного права. Необходимость отмены крепостной зависимости понимал еще Николай I. После проигранной Крымской войны в российском обществе окончательно сложилось понимание экономической и политической необходимости отмены крепостного права. Правительство, опасаясь того, что Россия будет отброшена в ряды второстепенных держав, встало на путь социальных, экономических и политических реформ.

в 1857-1859 гг. готовились проекты проведения крестьянской реформы. К концу августа 1859 г. проект «Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» был практически подготовлен. В конце января 1861 г. проект поступил на рассмотрение последней инстанции - Государственного совета. 19 февраля 1861 г. «Положения», состоящие из 17 законодательных актов, были подписаны Александром II. Одновременно им был подписан и «Манифест», возвещавший об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Обнародование «Положений» и «Манифеста» проходило в течение месяца – с 5 марта (в Петербурге и Москве) по 2 апреля (на местах). По «Манифесту» крестьяне получали личную свободу. Этот документ гарантировал бывшим крепостным не только возможность свободно распоряжаться своей личностью, но и ряд общих имущественных и гражданских прав: от своего имени они могли выступать в суде, заключать раз личные имущественные и гражданские сделки, открывать торговые и промышленные заведения, переходить в другие сословия.

В то же время, вопрос о личном освобождении в 1861 г. не получил еще окончательного разрешения. Черты внеэкономического принуждения еще сохранялись на период временнообязанного состояния крестьян. Но постепенно крестьян перевели на выкуп и опека над ними помещика прекратилась.

Центральное место в реформе занимал вопрос о земле. Чтобы стать собственником надельной земли, крестьянин должен был выкупить ее у помещика. При определении норм крестьянских наделов учитывались особенности местных природных и экономических условий (нечерноземная, черноземная и степная земля). Самыми дорогими были черноземы. Таким образом, получив надел, крестьянин еще не становился его полноправным хозяином. При переходе на выкуп крестьянин получал наименование «крестьянина-собственника». Однако земля предоставлялась не отдельному крестьянскому двору, а общине, Общинная форма землевладения исключала для крестьянина возможность продавать свой надел, а сдача в аренду ограничивалась пределами общины.

Большинство крестьян получили в Донбассе 3-4 дес. земли на мужскую» душу, остальная земля в виде отрезков осталась у помещиков. Таким образом, после отмены крепостного права большинство бывших помещичьих крестьян не получили необходимой нормы земли. Помимо уменьшения крестьянского надела, помещики имели право переселять крестьян на заведомо негодные земли. Помещичье землевладение в крае сохранилось.

Для облегчения крестьянам выкупных платежей за землю государство взяло на себя большую часть финансирования. Казна выплачивала помещикам в денежном эквиваленте или ценными процентными бумагами 75-80% выкупной суммы. Остальные 20-25% - крестьяне выплачивали помещику - сразу или в рассрочку, деньгами или отработками (по договоренности). Bыкупная сумма, выплачиваемая государством помещику, рассматривалась как предоставленная крестьянам «ссуда»», которая потом взыскивалась с них в качестве «выкупного платежа» в размере 6% от этой ссуды» ежегодно в течение 49 лет.

Таким образом, крестьянская реформа 1861 г., несмотря на свою непоследовательность и противоречивость, позитивно повлияла на дальнейшее экономическое развитие России. Личное освобождение крестьян и выкуп земельных наделов способствовали развитию крестьянского предпринимательства, отходу крестьян на заработки в города в качестве вольнонаемной рабочей силы, а главное - раскрепощало крестьян нравственно. В России формируются и быстрыми темпами развиваются капиталистические товарно-денежные отношения, основанные на новой социальной структуре — пролетариат и промышленная буржуазия.

Отмена крепостного права обусловила необходимость проведения и других реформ. Подготовка этих реформ началась на рубеже 50-60)-х гг. XIX века в обстановке общественно-политического подъема.

Реформа местного самоуправления (земская и городская). 1 января 1864 года было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», вводящее бессословные выборные органы местного самоуправления - земства. В Донбассе земства были учреждены в Бахмутском и Мариупольском уездах. Они избирались всеми сословиями на 3-х летний срок и состояли из распорядительных органов: уездных и губернских земских собраний, и исполнительных - уездных и губернских земских управ. Земства несли ответственность за народное просвещение, здравоохранение,

своевременные поставки продовольствия, качество дорог, страхование, ветеринарную помощь, постройку церквей и почт, содержание тюрем. На жалованье у земств по найму содержались земские врачи, учителя, страховые агенты и другие земские служащие. Все это требовало больших денных средств, поэтому земствам было позволено вводить новые налоги, облагать население повинностями (в размере 1%). Основные доходы земства

чет крестьян. Однако земствам ограничивали возможность сборов с торговых и промышленных заведений, что подрывало финансирование этих органов. Земства находились под контролем центральной и местной власти - Министра внутренних дел и губернатора. Они были лишены политических функций и занимались только хозяйственно-административной работой. Земства собрали большой статистический материал по народному хозяйству, проводили переписи населения и т.д. Постепенно они превратились в очаги общественной деятельности либерального дворянства.

Самоуправление в городах получило широкое распространение. В 1870 году было издано «Городовое положение», по которому вводилось выборное самоуправление - городские ду мы, избираемые на 4 года, в Донбассе городская дума действовала в Бахмуте. Избирательным правом в органы городского самоуправления пользовались мужчины с 25-летнего возраста, обладающие имущественным цензом плательщики городских налогов: владельцы торгово-промышленных заведений, банков и городской недвижимости. Рабочие, служащие, интеллигенция устранялись от участия в самоуправлении. Компетенция городского самоуправления, как и земского, ограничивалась хозяйственными вопросами: благоустройство городов, попечение о развитии Торговли и промышленности, здравоохранение, образование и т.д.

Таким образом, несмотря на определенную ограниченность реформ местного и городского самоуправления, они сыграли значительную роль в решении хозяйственно-административных и культурных вопросов,

Судебная реформа. Согласно судебным уставам 1864 г. вводился бессословный, гласный суд с участием присяжных заседателей, адвокатурой и состязательностью сторон. Решения, принятые судом с участием присяжных заседателей считались окончательными, и могли быть об ж алованы в судебной палате. Для разбора мелких проступков и гражданских дел с иском до 500 рублей в уездах и городах вводился мировой суд с упрощенным судопроизводством. Надзор за законностью действий судебных учреждений осуществлялся обер-прокурором Сената, прокурорами. Они подчинялись министру юстиции. Впервые в России вводился нотариат. Отдельные политические дела были переданы жандармерии и военным судам. Были ограничены, но окончательно не отменены, телесные наказания. Именно в судебной реформе 1864 г. наиболее последовательно были осуществлены принципы буржуазного права, хотя определенные черты сословного суда сохранились.

Финансовая реформа. В 1860-х гг. XIX века была проведена серия финансовых реформ, направленных на централизацию в управлении финансами. В 1860 г. был учрежден Государственный банк. Единственным распорядителем всех доходов и расходов стало Министерство финансов, подотчетное Государственному контролю. Была отменена система откупов, при которой большая часть косвенных налогов поступала не в казну, а частным лицам. Вместо откупов вводился государственный акциз.

Однако эти меры не меняли общей сословной направленности финансовой политики правительства. Основная тяжесть налогов и сборов лежала на податном населении.

Реформы в сфере образования и печати. Капиталистические отношения требовали подготовки квалифицированных специалистов. В 1864 г. утверждено «Положение о начальных народных училищах» – предоставляло право открывать начальные школы. как общественным учреждениям, так и частным лицам. Учредители заботились о материальном обеспечении школ. В 1864 г, утвержден «Устав гимназий и прогимназий». Гимназии разделялись на классические (гуманитарное образование) и реальные (техническое образование). Учились 7 лет и получали среднее образование. В прогимназиях учились 4 года и потом могли поступать в 5 класс классической гимназии. Эти учебные заведения предназначались для всех сословий и вероисповеданий. По новому уставу гимназий от 1871 г., сохранялись только классические, срок обучения увеличивался с 7 до 8 лет. Устав о реальных гимназиях от 1872 г. заменял их 6-ти классными реальными училищами. Открылись женские гимназии для девочек из непривилегированных сословий (готовили учителей), оформленные уставом от 1862 года. Еще с XVIII в. существовали закрытые женские учебные заведения - «институты благородных девиц».

В высшем образовании пересмотрен университетский устав 1835 г. Но вый проект утвержден в 1863 году. Университеты получали широкую автономию, реформировалась их внутренняя структура. Женщины не получили права поступать в университеты. Для них открыли частные женские курсы. Высшая женская школа существовала в основном за счет частных пожертвований и платы за обучение.

Стр 72-73 В печатии были сделаны некоторые послабления в цензуре, закрепленные в законе - «Временные правила о печати» (1865 г.). С конца 1860-х гг. надзор за печатью ужесточается.

Военные реформы 1861-1874 гг. В 1874 г. Издан устав о всеобщей воинской повинности. Призыву подлежали мужчины, достигшие 21 года. Призыву не подлежали единственный сын и единственный кормилец в семье. Сроки службы были сокращены: в сухопутных войсках - 15 лет (6 лет службы и 9 лет в запасе), во флоте -7 лет службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок службы сокращался до 4-х лет, окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию - до 1,5 лет, а имевших высшее образование - до полугода. С 1860-х гг. началось перевооружение русской армии. Большой вклад в преобразования внес военный министр ДмитрийМилютин.

Таким образом, проведенные в 1860-1870-х гг. реформы положительно повлияли на экономическое и культурное развитие России, способствовали капитализации сельского хозяйства. Однако уступки, сделанные в интересах крупной буржуазии, не затронули дворянских привилегий. Поэтому реформы имели незавершенный половинчатый характер.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.157.45 (0.007 с.)