Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Буржуазные административные реформы 1860-1870-х гг. в России и их роль в промышленном перевороте в Донбассе.
Крестьянская реформа. Аграрно-крестьянский вопрос к середине XIX века стал острейшей социально-политической проблемой в России, тормозя ее развитие. Поэтому к этому времени в общественном сознании назрел вопрос об отмене крепостного права. Необходимость отмены крепостной зависимости понимал еще Николай I. После проигранной Крымской войны в российском обществе окончательно сложилось понимание экономической и политической необходимости отмены крепостного права. Правительство, опасаясь того, что Россия будет отброшена в ряды второстепенных держав, встало на путь социальных, экономических и политических реформ. в 1857-1859 гг. готовились проекты проведения крестьянской реформы. К концу августа 1859 г. проект «Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» был практически подготовлен. В конце января 1861 г. проект поступил на рассмотрение последней инстанции - Государственного совета. 19 февраля 1861 г. «Положения», состоящие из 17 законодательных актов, были подписаны Александром II. Одновременно им был подписан и «Манифест», возвещавший об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Обнародование «Положений» и «Манифеста» проходило в течение месяца – с 5 марта (в Петербурге и Москве) по 2 апреля (на местах). По «Манифесту» крестьяне получали личную свободу. Этот документ гарантировал бывшим крепостным не только возможность свободно распоряжаться своей личностью, но и ряд общих имущественных и гражданских прав: от своего имени они могли выступать в суде, заключать раз личные имущественные и гражданские сделки, открывать торговые и промышленные заведения, переходить в другие сословия. В то же время, вопрос о личном освобождении в 1861 г. не получил еще окончательного разрешения. Черты внеэкономического принуждения еще сохранялись на период временнообязанного состояния крестьян. Но постепенно крестьян перевели на выкуп и опека над ними помещика прекратилась. Центральное место в реформе занимал вопрос о земле. Чтобы стать собственником надельной земли, крестьянин должен был выкупить ее у помещика. При определении норм крестьянских наделов учитывались особенности местных природных и экономических условий (нечерноземная, черноземная и степная земля). Самыми дорогими были черноземы. Таким образом, получив надел, крестьянин еще не становился его полноправным хозяином. При переходе на выкуп крестьянин получал наименование «крестьянина-собственника». Однако земля предоставлялась не отдельному крестьянскому двору, а общине, Общинная форма землевладения исключала для крестьянина возможность продавать свой надел, а сдача в аренду ограничивалась пределами общины.
Большинство крестьян получили в Донбассе 3-4 дес. земли на мужскую» душу, остальная земля в виде отрезков осталась у помещиков. Таким образом, после отмены крепостного права большинство бывших помещичьих крестьян не получили необходимой нормы земли. Помимо уменьшения крестьянского надела, помещики имели право переселять крестьян на заведомо негодные земли. Помещичье землевладение в крае сохранилось. Для облегчения крестьянам выкупных платежей за землю государство взяло на себя большую часть финансирования. Казна выплачивала помещикам в денежном эквиваленте или ценными процентными бумагами 75-80% выкупной суммы. Остальные 20-25% - крестьяне выплачивали помещику - сразу или в рассрочку, деньгами или отработками (по договоренности). Bыкупная сумма, выплачиваемая государством помещику, рассматривалась как предоставленная крестьянам «ссуда»», которая потом взыскивалась с них в качестве «выкупного платежа» в размере 6% от этой ссуды» ежегодно в течение 49 лет. Таким образом, крестьянская реформа 1861 г., несмотря на свою непоследовательность и противоречивость, позитивно повлияла на дальнейшее экономическое развитие России. Личное освобождение крестьян и выкуп земельных наделов способствовали развитию крестьянского предпринимательства, отходу крестьян на заработки в города в качестве вольнонаемной рабочей силы, а главное - раскрепощало крестьян нравственно. В России формируются и быстрыми темпами развиваются капиталистические товарно-денежные отношения, основанные на новой социальной структуре — пролетариат и промышленная буржуазия. Отмена крепостного права обусловила необходимость проведения и других реформ. Подготовка этих реформ началась на рубеже 50-60)-х гг. XIX века в обстановке общественно-политического подъема.
Реформа местного самоуправления (земская и городская). 1 января 1864 года было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», вводящее бессословные выборные органы местного самоуправления - земства. В Донбассе земства были учреждены в Бахмутском и Мариупольском уездах. Они избирались всеми сословиями на 3-х летний срок и состояли из распорядительных органов: уездных и губернских земских собраний, и исполнительных - уездных и губернских земских управ. Земства несли ответственность за народное просвещение, здравоохранение, своевременные поставки продовольствия, качество дорог, страхование, ветеринарную помощь, постройку церквей и почт, содержание тюрем. На жалованье у земств по найму содержались земские врачи, учителя, страховые агенты и другие земские служащие. Все это требовало больших денных средств, поэтому земствам было позволено вводить новые налоги, облагать население повинностями (в размере 1%). Основные доходы земства чет крестьян. Однако земствам ограничивали возможность сборов с торговых и промышленных заведений, что подрывало финансирование этих органов. Земства находились под контролем центральной и местной власти - Министра внутренних дел и губернатора. Они были лишены политических функций и занимались только хозяйственно-административной работой. Земства собрали большой статистический материал по народному хозяйству, проводили переписи населения и т.д. Постепенно они превратились в очаги общественной деятельности либерального дворянства. Самоуправление в городах получило широкое распространение. В 1870 году было издано «Городовое положение», по которому вводилось выборное самоуправление - городские ду мы, избираемые на 4 года, в Донбассе городская дума действовала в Бахмуте. Избирательным правом в органы городского самоуправления пользовались мужчины с 25-летнего возраста, обладающие имущественным цензом плательщики городских налогов: владельцы торгово-промышленных заведений, банков и городской недвижимости. Рабочие, служащие, интеллигенция устранялись от участия в самоуправлении. Компетенция городского самоуправления, как и земского, ограничивалась хозяйственными вопросами: благоустройство городов, попечение о развитии Торговли и промышленности, здравоохранение, образование и т.д. Таким образом, несмотря на определенную ограниченность реформ местного и городского самоуправления, они сыграли значительную роль в решении хозяйственно-административных и культурных вопросов, Судебная реформа. Согласно судебным уставам 1864 г. вводился бессословный, гласный суд с участием присяжных заседателей, адвокатурой и состязательностью сторон. Решения, принятые судом с участием присяжных заседателей считались окончательными, и могли быть об ж алованы в судебной палате. Для разбора мелких проступков и гражданских дел с иском до 500 рублей в уездах и городах вводился мировой суд с упрощенным судопроизводством. Надзор за законностью действий судебных учреждений осуществлялся обер-прокурором Сената, прокурорами. Они подчинялись министру юстиции. Впервые в России вводился нотариат. Отдельные политические дела были переданы жандармерии и военным судам. Были ограничены, но окончательно не отменены, телесные наказания. Именно в судебной реформе 1864 г. наиболее последовательно были осуществлены принципы буржуазного права, хотя определенные черты сословного суда сохранились.
Финансовая реформа. В 1860-х гг. XIX века была проведена серия финансовых реформ, направленных на централизацию в управлении финансами. В 1860 г. был учрежден Государственный банк. Единственным распорядителем всех доходов и расходов стало Министерство финансов, подотчетное Государственному контролю. Была отменена система откупов, при которой большая часть косвенных налогов поступала не в казну, а частным лицам. Вместо откупов вводился государственный акциз. Однако эти меры не меняли общей сословной направленности финансовой политики правительства. Основная тяжесть налогов и сборов лежала на податном населении. Реформы в сфере образования и печати. Капиталистические отношения требовали подготовки квалифицированных специалистов. В 1864 г. утверждено «Положение о начальных народных училищах» – предоставляло право открывать начальные школы. как общественным учреждениям, так и частным лицам. Учредители заботились о материальном обеспечении школ. В 1864 г, утвержден «Устав гимназий и прогимназий». Гимназии разделялись на классические (гуманитарное образование) и реальные (техническое образование). Учились 7 лет и получали среднее образование. В прогимназиях учились 4 года и потом могли поступать в 5 класс классической гимназии. Эти учебные заведения предназначались для всех сословий и вероисповеданий. По новому уставу гимназий от 1871 г., сохранялись только классические, срок обучения увеличивался с 7 до 8 лет. Устав о реальных гимназиях от 1872 г. заменял их 6-ти классными реальными училищами. Открылись женские гимназии для девочек из непривилегированных сословий (готовили учителей), оформленные уставом от 1862 года. Еще с XVIII в. существовали закрытые женские учебные заведения - «институты благородных девиц». В высшем образовании пересмотрен университетский устав 1835 г. Но вый проект утвержден в 1863 году. Университеты получали широкую автономию, реформировалась их внутренняя структура. Женщины не получили права поступать в университеты. Для них открыли частные женские курсы. Высшая женская школа существовала в основном за счет частных пожертвований и платы за обучение. Стр 72-73 В печатии были сделаны некоторые послабления в цензуре, закрепленные в законе - «Временные правила о печати» (1865 г.). С конца 1860-х гг. надзор за печатью ужесточается. Военные реформы 1861-1874 гг. В 1874 г. Издан устав о всеобщей воинской повинности. Призыву подлежали мужчины, достигшие 21 года. Призыву не подлежали единственный сын и единственный кормилец в семье. Сроки службы были сокращены: в сухопутных войсках - 15 лет (6 лет службы и 9 лет в запасе), во флоте -7 лет службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок службы сокращался до 4-х лет, окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию - до 1,5 лет, а имевших высшее образование - до полугода. С 1860-х гг. началось перевооружение русской армии. Большой вклад в преобразования внес военный министр ДмитрийМилютин. Таким образом, проведенные в 1860-1870-х гг. реформы положительно повлияли на экономическое и культурное развитие России, способствовали капитализации сельского хозяйства. Однако уступки, сделанные в интересах крупной буржуазии, не затронули дворянских привилегий. Поэтому реформы имели незавершенный половинчатый характер.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.157.45 (0.007 с.) |