Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
О завершении перехода на линейную модель преподавания истории
Переход с концентрической на линейную модель изучения истории в образовательных организациях Российской Федерации обусловлен принятием в 2013 году Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (далее – Концепция по отечественной истории), изменившей структуру исторического образования. (Концепция по отечественной истории утверждена во исполнение Поручения Президента Российской Федерации от 21.05.2012 г. № Пр.–1334 на расширенном заседании Совета Российского исторического общества 30.04.2013 г.). Линейная модель школьного исторического образования предусматривает изучение определенного периода истории на протяжении 5–11-х классов. Обращаем внимание, что в 2020/2021 учебном году завершается переход на линейную модель преподавания истории, осуществляемый поэтапно с 2015г. (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.12.2016г. №08-2655), переходом на данную модель обучающихся 11-х классов. Таким образом, в 2020/2021 учебном году в 5–11-х классах изучение истории организуется в рамках хронологических периодов линейной модели исторического образования.
Таблица 1 Хронологические рамки исторических периодов линейной модели школьного исторического образования
Особенности преподавания учебного предмета «История» в 10 классе в соответствии с Федеральным государственным стандартом среднего общего образования (ФГОС СОО) В 2020/2021 учебном году осуществляется переход обучающихся 10-х классов на изучение учебных предметов, в т.ч. «Истории» в соответствии с требованиями ФГОС СОО. Организация учебного процесса на основе ФГОС СОО является обязательной во всех образовательных организациях, независимо от подчинения и формы собственности.
Инструментом для реализации ФГОС СОО является основная образовательная программа (далее – ООП) образовательной организации. ООП разрабатывается образовательной организацией в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ[1]. ФГОС СОО включает три группы требований: – к результатам освоения обучающимися ООП; – к структуре ООП; – к условиям реализации ООП. ФГОС СОО сохраняет преемственность с ФГОС ООО в требованиях к результатам освоения обучающимися ООП: личностным, метапредметным, предметным. Методологической основой ФГОС СОО является системно-деятельностный подход. В соответствии с ФГОС СОО предметная область «Общественные науки» включает учебные предметы: «История»[2] (базовый и углубленный уровни), «География» (базовый и углубленный уровни), «Экономика» (базовый и углубленный уровни), «Право» (базовый и углубленный уровни), «Обществознание» (базовый уровень), «Россия в мире» (базовый уровень).[3] В ФГОС СОО, примерных учебных планах Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (далее – ПООП СОО) для 10–11-х классов в предметной области «Общественные науки» указаны два обязательных для изучения на базовом уровне самостоятельных учебных предмета – «История», «Россия в мире». Изучается только один из этих предметов. ПООП СОО определяет: Место учебного предмета «История» «История» изучается на уровне среднего общего образования в качестве учебного предмета в 10–11-х классах. – Структурно предмет «История» на базовом уровне включает учебные курсы по всеобщей (Новейшей) истории и отечественной истории периода 1914–2015 гг. – «История России». Предмет «История» на углубленном уровне включает в себя расширенное содержание «Истории» на базовом уровне, а также повторительно-обобщающий курс «История. Россия до 1914 года», направленный на подготовку к государственной итоговой аттестации и вступительным испытаниям в вузы[4]. Место учебного предмета «Россия в мире» «Россия в мире» изучается на базовом уровне и включает в себя обязательный учебный курс «Россия в мире», а также возможные элективные курсы, разработанные в его развитие по выбору образовательной организации. Курс «Россия в мире» в части истории Новейшего времени совпадает по содержанию с курсом «История» (базовый уровень)[5].
Содержание учебного предмета «История» в 10–11-х классах предусматривает изучение новейшей истории XX–начала XXI в. Именно в этот период происходили все ключевые события, определившие как современную международную ситуацию, так и особенности отечественной истории. В заданиях ЕГЭ вопросы истории XX–начала XXI веков занимают приоритетное место (50 %). Поэтому в целях эффективной подготовки обучающихся к ЕГЭ и их конкурентоспособности при поступлении в вузы требуется более детально изучать в школах историю именно этого периода. Учебный предмет «Россия в мире» представляет собой цивилизационный подход в осмыслении исторических эпох с древности до начала XX в. События/процессы XX в. не рассматриваются. Поэтому учителю необходимо разработать дополнительно программу элективного курса по изучению данного исторического периода. Исходя из вышеизложенного, рекомендовано на уровне среднего общего образования изучение учебного предмета «История». В соответствии с ПООП СОО на обязательное изучение учебного предмета «История» на уровне среднего общего образования на базовом уровне в 10–11-х классах отводится 140 (70/70) часов, из расчета 2 часа в неделю при 35 учебных неделях; на углубленном уровне – 280 (140/140) часов, из расчета 4 часа в неделю при 35 учебных неделях. Образовательная организация составляет учебный план исходя из своего календарного графика на текущий учебный год. ПООП СОО не задает жесткого объема содержания образования, не разделяет по годам обучения, предоставляя тем самым возможность педагогам самостоятельно планировать изучение учебных предметов.[6] Учителям истории, преподающим в 2020/2021 учебном году в 10–11-х классах, необходимо руководствоваться письмом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 24.06.2019г. №01–14/1721. Данное письмо размещено на сайте ГБОУ ДПО РК КРИППО. [Режим доступа]: http://www.krippo.ru/index.php/istoriya. В целях повышения качества преподавания истории, тщательного (детального) изучения регионального компонента, осуществления эффективной подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации рекомендовано организовать изучение истории линейной модели на уровне среднего общего образования следующим образом: Учебный год История. Базовый уровень: – В 10 классе: «История России», «Новейшая история» в хронологических рамках 1914 – 1945 гг. (в соответствии с требованиями ФГОС СОО); – В 11 классе: «История России», «Новейшая история» 1945–2015 гг. (в соответствии с требованиями ФкГОС СОО). История. Углубленный уровень: – В 10 классе: «История России», «Новейшая история» в хронологических рамках 1914–1945 гг. (в соответствии с требованиями ФГОС СОО); – В 11 классе: в первом полугодии изучается период 1945–2015 гг., во втором полугодии – повторительно-обобщающий курс «История. Россия до 1914 года» (в соответствии с требованиями ФкГОС СОО). Вместе с тем, учитывая важность изучения периода 1914–1941 гг. и темы «Великая Отечественная война. 1941–1945гг», необходимо предусмотреть возможность организации уроков повторения по данным вопросам.
Учебно-методическое обеспечение преподавания истории Преподавание истории осуществляется на основе учебников «История России» и «Всеобщая история» линейной модели изучения предмета, включенных в Федеральный перечень (приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 г. №345 (с изменениями). При формировании Бланка-заказа учебников необходимо запланировать их приобретение. Обращаем внимание, что действие п.4 данного приказа, предусматривающего возможность организациям, осуществляющим образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, использование в течение трех лет учебников из федерального перечня, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253, утратило силу. Использование учебников концентрической модели изучения истории недопустимо. При выборе учебников необходимо соблюдать преемственность внутри предметных линий и работать по одной содержательной линии учебников. Целесообразно в рамках одного уровня школьного образования выбирать учебно-методический комплекс по предмету «История» (по курсам «История России» и «Всеобщая история») одного издательства, так как каждая предметная линия учебников имеет свои цели, задачи, принципы и особенности, а также сохраняет преемственность дидактических единиц, методологических и методических подходов. При переходе с одного уровня обучения на другой допускается изменение предметной линии учебников. Обращаем внимание: в 10–11-х классах используются учебники 10 класса «Всеобщей истории» и «Истории России» линейной модели изучения истории, т.к. издательства создавали учебники на основе Концепции по отечественной истории, предусматривающей завершение изучения периода новейшей истории в 10 классе. Это необходимо учесть при формировании Бланка-заказа учебников и составлении календарно-тематического планирования. Обращаем внимание, что в Федеральный перечень включены учебники всеобщей истории линейной модели на уровне основного общего образования издательств «Просвещение» (две линии УМК) и «Русское слово», на уровне среднего общего образования – издательств «Просвещение» (две линии), «Русское слово» и «Дрофа» (смотреть таблицу 2). Таблица 2
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.27.232 (0.014 с.) |