Тематика рефератов (выберите одного представителя) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тематика рефератов (выберите одного представителя)



    Творческое наследие

     Казтугана (XVв.),

Асан Кайгы (XIV—XVвв.),

Доспамбет жырау(XVIв.),

Шалкииз жырау(1465—1560),

 Жиембет жырау(XVIIв.),

 Актамберды жырау(1675—1768),

 Татикара акын(XVII в.),

 Бухар жырау(1693—1787).

 

Дисциплина:            История Казахстана

Преподаватели:       Балгаева Л.К., Доронина М.И., Даутов Н.Н., Нурымбетова Д.А.

Курс, группы:          1 курс, PR191,192, TU191,192, F191, UA191, MR191,192,193,194, MN191,192,193, IS191,192,193

Дата:                          30.03-03.04 2020

Время:                       8.00 – 13.00

Литература:              Толеубаев А.Т., Касымбаев Ж.К., Койгелдиев М.К., Калиева Е.Т., Далаева Т.Т. История Казахстана. Учебник для 10 классов. Алматы: «Мектеп» 2014, Стр.228-240, 257-293 

Интернет:                Портал «История Казахстана»

Тема: Культура кочевников в XV - XVIII века.

Верования и религия

В период раннего средневековья тюркоязычные племена Казахстана были язычниками. Они поклонялись:

1. Культ Неба (Тенгри). Каганы правили по воле неба, которые именовались «Небоподобными и на небе рожденными». Также по воле неба тюрки одерживали победы и терпели поражение.

Культ Земли-Воды (Иер-су);

3. Культ огня;

4. Умай - женское божество, покровительница очага и детей.

Культ священных гор - Хантанские горы.

Умерших тюрки хоронили по древнему шаманскому ритуалу.

Наряду с собственными верованиями среди населения Казахстана получили распространение мировые религиозные системы, как буддизм, христианство, зороастризм, мани­хейство.

Ислам. Распространение ислама на территории Современного Казахстана было процессом, затянувшимся на несколько столетий. Вначале ислам проник на юг Казахстан в VII веке и уже к концу X в. утвердился среди оседлого населения Семиречья и на Сырдарье. Укоренение ислама в Казахстане произошло в неразрывной связи с доисламскими верованиями, в частности с зороастризмом и тенгрианством.

В процессе исламизации нередко местные доисламские божества-покровители обретали новые имена. Покровители скота:

• Покровитель овец - Шопан ата;

• Покровитель крупного рогатого скота – Зенги баба;

• Покровитель верблюдов - Ойсыл кара;

• Покровитель лошадей - Камбар ата;

Народные обычаи, обряды и традиции

Духовную жизнь казахов в XV-XVII вв. отражают древние народные обычаи и обряды дошедшие до наших дней.

Обычаи, связанные с хозяйственной деятельностью:

• Весной, выезжая из зимовки, и осенью возвращаясь обратно, в обязательном порядке соблюдались обряд очищения зимовки и скота огнем. Для этого возле зимовок разводили два костра и между ними прогоняли все поголовье скота.

• Во время летних кочевок каждый аул особое внимание уделял торжественности оформления кочевого каравана. Для этого к головному верблюду устанавливали четырехглавую каркару из длинных перьев фазана. По представлению красивые перья фазана, обращая на себя внимание наблюдающих, предотвращали кочевой караван от сглаза и от различных неприятных случайностей в пути.

• Весной, пока не загремит гром, не разрешалось питаться плодами растений, после же грома можно было собирать горный лук и другие плоды. По представлению народа, гром являлся предвестником спелости всей флоры.

• В самом начале лета, достигнув летних пастбищ, казахи осуществляли привязь жеребят, чтобы организовать доение кобыл для кумыса. По этому поводу в рамках аула проводили небольшое пиршество «казык майлау», «бие мурындык», смысл обряда, чтобы лето было плодородным и кумыса было много.

• Согласно доисламским поверьям, некоторые орудия труда и предметы быта кочевого быта считались священными: шест с петлей для ловли лошадей – курык; привязь для жеребят – жели; привязь для ягнят – коген; узда - жуген; недоуздок – нокта; шест для поднятия купольного круга юрты - бакан, через которые нельзя перешагивать или наступать на них.

Семейно-брачные обряды:

• Левират или (аменгерство)- вдова после годичной поминки должна была выйти замуж за брата или другого близкого родственника покойного мужа. Вместе с ней ее дети и имущество переходили по наследству новому мужу.

• Сорорат (балдыз алу) - в случае смерти жены или невесты, овдовевший муж или жених имел право жениться на родных младших сестрах покойной, но соблюдение сорората, не являлось во всех случаях обязательным.

• Кудандалык - у казахов строго соблюдалось запрет кровнородственных связей в пределах седьмого колена от общего предка по мужской линии, а с восьмого колена разрешалось вступать в брак. Для этого старейшины собирались на сход, принося в жертву белую кобылицу, читали молитву и благословляли на брак.

• Енши - отец выделял наделы женившимся сыновьям, поселял их в отдельной юрте (отау). Все хозяйство, дом после смерти отца доставались по традиции минората невыделенному младшему сыну. Его очаг почитался как «кара шанырак» и пользовался уважением всех сородичей.

• Почитание старших — его нарушителей наказывали штрафом.

• Ат тергеу - обычай придумывания имен невестой для родственников мужа, что проявляло уважение и почтительное отношение со стороны невестки родственником мужа.

Традиционные обряды:

• Традиция гостеприимства - путник мог заночевать в юрте любого человека, даже ему незнакомого, угощение оказывали гостю совершенное бескорыстно. По адату гость пользовался полной защитой хозяина юрты до своего отъезда.

• Традиция дружбы-побратимства (тамыр болу) - дружба между различными лицами, независимо от их возраста. Побратимство закреплялось торжественно, при свидетелях, давали клятву в вечной верности.

• Традиции взаимопомощи - распространена между родственниками, которая в зависимости от ее размеров, называлось «жылу», «немеурин», «уме». Наиболее древняя форма «жылу» - отдача родственникам определенного количества скота, потерявшего вследствие джута, природных бедствий.

Сезонные праздники:

• Наурыз — наступление Нового года, приходившееся на весеннее равноденствие 22 марта. В этот день посещали друг друга с поздравлениями, а женщины готовили «Наурыз-коже», который состоял из 7 компонентов (вода, соль, мясо, молоко, лук, пшеница, пшено).

• Согымбасы - праздновали в зимнее время. Каждая семья приглашала на согымбасы.

• Кымызмурындык - праздновали летом, праздник связанный с началом сезона доения кобыл. Каждая семья приглашали на первый кумыс и получали благословения старейшин.

• Сабантой - праздновали в осеннее время, в связи с успешным сбором урожая и завершением благодатного летнего сезона.

Таким образом, многочисленные обычаи, обряды и традиции отражали различные стороны материальной и духовной жизни казахского народа.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме:

«Культура кочевников в XV - XVIII века».

 

Уровень «В» (общеобразовательный)

Духовная культура кочевых племён имеет свои особенности и специфику. Покажите, что в истории казахской литературы поэзия и поэтические жанры занимают главенствующее положение.

Какие исторические события повлияли на развитие казахского устного народного творчества? Сокровищницы казахского устного творчества неисчерпаемы. Здесь есть героические эпосы, лирико-бытовые эпосы, предания, сказки, афоризмы, пословицы, поговорки, любовные песни, обрядовые песни, прощальные и погребальные песни, заклинания от укуса змей, о погоде, колдовские песни баксы (шамана). Докажите, что в произведениях народного творчества содержится богатый фактический материал для изучения истории народа, его традиций, обычаев, верований и т. д. Целая категория талантливых людей — жырау, акыны, шешены, жырши, бии, салы, серэ — передавали из поколения в поколение прекрасные произведения казахского фольклора. Расскажите о творчестве наиболее ярких представителей устного народного творчества.

В традиционно-казахской музыкальной культуре значительное место занимают народные музыкальные инструменты. Назовите виды казахских музыкальных инструментов. Какие школы вокально-исполнительского мастерства существовали у казахов? Какое значение имели айтысы в общественной жизни казахов? Какие известные музыкальные произведения казахов вы знаете? Назовите имена знаменитых казахских певцов и кюйши.

Разнообразная хозяйственно-бытовая деятельность казахов давала большой материал для развития и совершенствования знаний об окружающем мире. Как развивалась система знаний и науки казахского народа? Что лежит в основе казахского летоисчисления? Отметьте, что отличительная черта народного календаря казахов заключается в том, что годы названы именами тотемных животных и через 12 лет повторяются в том же порядке. Наряду с двенадцатилетней системой действовало и мусульманское летоисчисление по годам хиджры. Почему этот календарь был доступен только учёным людям и духовенству? Перечислите названия месяцев на казахском языке и их значение. Почему кочевник был кровно заинтересован в предугадывании метеорологических условий? Что вы знаете о народной медицине и народной ветеринарии древних кочевников?

Духовную жизнь казахов отражают древние обычаи и обряды, дошедшие до наших дней. Напишите об обычаях, связанных с хозяйственной деятельностью, обрядах, связанных с традициями кочевников, семейно-брачных и других обрядах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.009 с.)