Тема: политическое устройство Казахского ханства в XVI —начале XVIII вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: политическое устройство Казахского ханства в XVI —начале XVIII вв.



Тема: Политическое устройство Казахского ханства в XVI —начале XVIII вв.

 

Политико-административное устройство Казахского ханства.

Хан - титул правителя, обладавшего гражданской, административной, судебной и военной властью. Ханов избирали только из Чингизидов. Личная охрана ханов - толенгуты.

Ханский Совет - состоял из улусных султанов и вождей кочевых племен.

Курултай - собрание представителей трех жузов, один раз в год созывался, для решения общих вопросов общественной жизни ханства, особенно военных, дипломатических, решения территориальных споров и т.д.

Городская верхушка - это чиновники местной администрации: визири, вакили, хакимы, даруга, мустауфи, назначавшиеся ханами или удельными правителями.

Административное устройство. Существовало улусная система, во главе улусов - султаны, Чингизиды из ханского рода. Территория улуса называлось - юртом. По свидетельству Ибн Рузбихана, в начале XVI в. Казахское ханство состояло - 10 улусов. Каждый улус состоял примерно из 10 тыс. семей. Несколько семей составляли колено, определенное количество колен составляло род или племя.

Административное устройство Казахского ханства:

Аул состоял из родственников. Возглавлял его аулбасы;

Ата аймак состоял из нескольких аулов, объединенных родственными связями. Им управлял аксакал (старейшина).

Род состоял из 10-15 аймаков. Им руководил рубасы (глава рода).

Арыс состоял из нескольких родов. Им управлял бий.

Улус включал в себя несколько арысов. Жуз состоял из нескольких улусов. Правителем жуза был хан.

Ханство состояло из трех жузов. Верховным правителем был великий хан.

Хан совмещал в своем лице гражданскую, административную и военную власть. Избирались ханы из числа султанов. Они имели свои небольшие военные отряды. Регулярного войска ханство не имело. В случае опасности собиралось народное ополчение.

Система государственного управления основывалась на обычном праве - адат, при хане Тауке - на основе «Жеты- Жаргы:»(«Семь установлений»).

Система государственного управления была основана на обычном праве - адат. Наряду с адатом действовали нормы мусульманского права -шариат.

В конце XVII в. нормы обычного права были дополнены при хане Тауке в виде единого свода под названием «Жети Жаргы» (Семь установлений). При составлении «Жети Жаргы» участвовали представители всех трех жузов. Это свод законов «Жети Жаргы»: содержит:

а) нормы административного, уголовного, гражданского права;

б) положение о налогах и религиозных воззрениях;

в) порядок управления ханством;

г) узаконивание различных сборов в пользу хана и биев

д) наказания за совершенные преступления.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме:

 «Политическое устройство Казахского ханства в XVI —начале XVIII вв.»

 

Уровень «В» (общеобразовательный)

По первому вопросу необходимо рассмотреть систему власти в Казахском ханстве. Назовите органы высшей законодательной и исполнительной власти. Из какого сословия избирали казахских ханов? Какими полномочиями обладали казахские ханы? Покажите, что система государственного управления была основана на обычном праве – адат. Отметьте, что наряду с адатом действовали нормы мусульманского права – шариат, что в конце XVII века нормы обычного права были дополнены при Тауке хане в виде единого свода под названием «Жеты жаргы» («Семь установлений»). Вспомните, что в своде законов были учтены положения законов хана Касыма — «Касым ханнын каска жолы», хана Есима — «Eciм ханнын ecкі жолы». Необходимо отметить, что в Казахском ханстве судебная власть находилась в руках хана, биев, а также глав племен и родов. Что означает термин «бии»? Напишите  об административном устройстве Казахского ханства. Дайте характеристику понятиям «аул, ата аймак, род, арыс, улус, жуз, ханство».

Скотоводство

В Х V -Х V П вв. у казахов сохранялось кочевое и полукочевое скотоводство. В основном разводили овец, лошадей, верблюдов. Крупный рогатый скот в небольшем количестве, главным образом, в местах оседлого хозяйства.

В Казахском ханстве, как и в прежних государствах на территории Казахстана существовали маршруты и годичные циклы кочевания со сменой сезонных пастбищ (коктеу, жайляу, куздеу, кыстау). При этом каждый род, который состоял из десятков, а нередко и сотен аулов, традиционно кочевал в пределах определенной географической зоны. Выбор места кочевий зависел не только от традиций и хозяйственных нужд, но и от политических условий в ханстве.

Сохранялись и постепенно совершенствовались отработанные веками навыки ведения животноводческого хозяйства. Жилище казахов юрта, а также хозяйственный инвентарь были хорошо приспособлены для кочевания и обработки животноводческой продукции. Кочевое скотоводческое хозяйство во многом обеспечивало жизнь казахской семьи, давая продукты питания, материалы для одежды и обуви, устройства и убранства юрты, транспортные средства для перекочевок.

Земледелие

В Казахском ханстве были развиты также оседлое и полуоседлое земледелие и городская культура. Города были окружены земледельческими полями, садами, огородами, бахчами и виноградниками. Каждый из них были центром обширного земледельческого района с развитым поливным земледелием, товарным производством зерна и другой сельскохозяйственной продукции. В ХV-ХVП вв. искусственное орошение продолжало развиваться в больших размерах, чем это было прежде. Крупные центры поливного земледелия в ХV-ХVП вв. - районы Туркестана, Саурана, Сыганака и Сайрама.

Отрарский оазис в ХV-ХVПвв. получал из системы Тимур-арык, истоки которого находились на р.Арыс. Общая протяженность магистрального канала свыше 40 км, при длине холостой части 10 км. Предположительная площадь орошения канала максимально достигала 250 кв.км, или 25 тыс.га. Основные культурные растения – пшеница, рис, ячмень, овес, просо, тагар, виноград, дыни, арбузы, урюк, яблоки.

Ремесло

Кочевники-скотоводы ханства занимались домашними промыслами, главным образом

По переработке животноводческого сырья. Изготовляли войлок, ковры, одежду, обувь, кожаную посуду и т.д. Хотя ремесло казахов оставалось в основном натуральным, но оно давало излишек продукции для обмена на товары и продукты, произведенные городскими жителями и земледельцами.

В городах имелись ремесленные кварталы, развивались виды ремесла - керамическое, кузнечное, деревообделочное, стеклодувное, ткацкое, ювелирное, строительное дело и т.д.

Гончарное дело - самый массовый вид ремесленной деятельности городского населения. В Отраре был раскопан квартал гончаров конца XVI и первой половины XVII века. Ремесленники объединялсиь в – «цехи», о которых известно по сохранившимся цеховым уставам – «рисоля». Главой цеха считался «калантар», избирающийся на цеховом собрании. В Фергане старшина цеха назывался «бобо» и «аксакал». Также отмечается специализация гончаров. В крупных мастерских Отрара производились в качестве основного товара - водоносные кувшины, двуручные горшки и хумы. Небольшие мастерские с печами в двориках выпускали мелкую и неполивную посуду: типа кесе, пиалы и тарелки. Также одни гончары делали посуду, другие - трубы для арыков, третьи - тандыры.

Кузнечное дело. В Отраре, Бузук-тобе, Кауган-ата, Сыгнаке обнаружены остатки железоплавильных печей XVI-XVII вв. Основные разновидности изделий кузнецов – орудия труда, чугунные котлы, оружия, подковы, изделия необходимые в быту. Встречаются как кованые, так и литые изделия.

Ювелирное дело. Мастера применяли различные технические приемы: ковку, литье, чеканку, штамповку, гравировку, накладную скань, позолоту насечку серебром. Серьги и браслеты, перстни и колье, застежки и бляжки, бусы из цветных камней вот неполный перечень изделий ювелиров.

Стеклоделие. Из стекла изготавливали посуду и украшения.

Обработка кости. Она являлась традиционным ремеслом. Из костей и рогов изготовляли пуговицы, заколки, игральные фишки, проколки, шилья и др.

Обработка камня. Ручные жернова из песчаника и гранита составляют при раскопках одну из наиболее частых находок. Из камня изготовляли - песты, ступки, теречки и др.

Торговля

Торговля являлась одной из наиболее существенных сторон жизнедеятельности туркестанских городов. В городах и оазисах Южного Казахстана существовал в позднее средневековье стабильный рынок. На рынки городов Туркестана кочевники-скотоводы пригоняли скот, доставляли кожу, шерсть, изделия из них, а также оружия, изделия из дерева. В обмен получали разнообразные товары: хлопчатобумажные и шелковые ткани, изделия гончарного и металлического производства, готовые изделия из тканей и кожи - халаты, шали, головные уборы, обувь, детали конского убранства, а также разную домашнюю утварь, оружие, украшения из дорогих металлов, зеркала и многое другое.

Благоприятная политическая обстановка, прекращение войн и усобиц в период возвышения Казахского ханства, особенно при Касым-хане, Хакназар-хане, Тауке-хане, способствовали развитию городов и торговли.

Поддерживались оживленные торговые связи со Средней Азией, Восточным Туркестаном, Русским государством. Через территорию Казахского ханства пролегала сеть караванных дорог, особенно через города - Туркестан, Отрар, Сузак, Карачук, Сайран. Ибн Рузбихан называет Сыгнак - торговой гаванью Дешт-и Кыпчака.

Денежное обращение. В денежном обраще­нии в ХVI –XVII вв. в городах Казахстана и Средней Азии определяющую роль играли медные монеты среднеазиатских городов, выпущенные при последних Тимуридах и Шайбанидах. К середине XVI в. приток среднеазитских медных денег в города Казахстана резко сокращется. На рынке появляются медные монеты ташкентского и местного производства, чеканенные в Туркестане и Отраре.

• Мелкие медные монеты без надписей - предназначались для внутреннего оборота;

• Серебряные монеты - предназначались преимущественно для крупных сделок и транзитной торговли, поэтому чеканились в небольшом количестве.

В конце XVI - начале XVII вв. в основном чеканились медные монеты с именами казахских ханов. Это имело не только экономическое, столько политическое значение, первую очередь она была призвана официально провозглашать власть ханов в том или ином городе. Многие монеты не имеют надписей, но украшены орнаментами, изображениями хищных зверей, птиц, рыб, на других помещены значки, в которых можно видеть тамги казахских родов. Особенностью денежного обращения южно-казахстанских городов в XVII в. является обращение «не вполне монетных» форм денег в виде небольших кусочков меди, рубленных из толстой проволоки. Размер и вес этих кусочков настолько различны, что трудно говорить об их номинальном соотношении. Вероятно, что оно определялось по весу.

Клады серебряных монет этого периода состоят из денег среднеазиатской чеканки. В одном из мелких кладов с территории Отрара обнаружены медные копейки с именами царя Алексея Михайловича, чеканенные в 1655-1663 гг.

Верования и религия

В период раннего средневековья тюркоязычные племена Казахстана были язычниками. Они поклонялись:

1. Культ Неба (Тенгри). Каганы правили по воле неба, которые именовались «Небоподобными и на небе рожденными». Также по воле неба тюрки одерживали победы и терпели поражение.

Культ Земли-Воды (Иер-су);

3. Культ огня;

4. Умай - женское божество, покровительница очага и детей.

Семейно-брачные обряды:

• Левират или (аменгерство)- вдова после годичной поминки должна была выйти замуж за брата или другого близкого родственника покойного мужа. Вместе с ней ее дети и имущество переходили по наследству новому мужу.

• Сорорат (балдыз алу) - в случае смерти жены или невесты, овдовевший муж или жених имел право жениться на родных младших сестрах покойной, но соблюдение сорората, не являлось во всех случаях обязательным.

• Кудандалык - у казахов строго соблюдалось запрет кровнородственных связей в пределах седьмого колена от общего предка по мужской линии, а с восьмого колена разрешалось вступать в брак. Для этого старейшины собирались на сход, принося в жертву белую кобылицу, читали молитву и благословляли на брак.

• Енши - отец выделял наделы женившимся сыновьям, поселял их в отдельной юрте (отау). Все хозяйство, дом после смерти отца доставались по традиции минората невыделенному младшему сыну. Его очаг почитался как «кара шанырак» и пользовался уважением всех сородичей.

• Почитание старших — его нарушителей наказывали штрафом.

• Ат тергеу - обычай придумывания имен невестой для родственников мужа, что проявляло уважение и почтительное отношение со стороны невестки родственником мужа.

Традиционные обряды:

• Традиция гостеприимства - путник мог заночевать в юрте любого человека, даже ему незнакомого, угощение оказывали гостю совершенное бескорыстно. По адату гость пользовался полной защитой хозяина юрты до своего отъезда.

• Традиция дружбы-побратимства (тамыр болу) - дружба между различными лицами, независимо от их возраста. Побратимство закреплялось торжественно, при свидетелях, давали клятву в вечной верности.

• Традиции взаимопомощи - распространена между родственниками, которая в зависимости от ее размеров, называлось «жылу», «немеурин», «уме». Наиболее древняя форма «жылу» - отдача родственникам определенного количества скота, потерявшего вследствие джута, природных бедствий.

Сезонные праздники:

• Наурыз — наступление Нового года, приходившееся на весеннее равноденствие 22 марта. В этот день посещали друг друга с поздравлениями, а женщины готовили «Наурыз-коже», который состоял из 7 компонентов (вода, соль, мясо, молоко, лук, пшеница, пшено).

• Согымбасы - праздновали в зимнее время. Каждая семья приглашала на согымбасы.

• Кымызмурындык - праздновали летом, праздник связанный с началом сезона доения кобыл. Каждая семья приглашали на первый кумыс и получали благословения старейшин.

• Сабантой - праздновали в осеннее время, в связи с успешным сбором урожая и завершением благодатного летнего сезона.

Таким образом, многочисленные обычаи, обряды и традиции отражали различные стороны материальной и духовной жизни казахского народа.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме:

«Культура кочевников в XV - XVIII века».

 

Уровень «В» (общеобразовательный)

Духовная культура кочевых племён имеет свои особенности и специфику. Покажите, что в истории казахской литературы поэзия и поэтические жанры занимают главенствующее положение.

Какие исторические события повлияли на развитие казахского устного народного творчества? Сокровищницы казахского устного творчества неисчерпаемы. Здесь есть героические эпосы, лирико-бытовые эпосы, предания, сказки, афоризмы, пословицы, поговорки, любовные песни, обрядовые песни, прощальные и погребальные песни, заклинания от укуса змей, о погоде, колдовские песни баксы (шамана). Докажите, что в произведениях народного творчества содержится богатый фактический материал для изучения истории народа, его традиций, обычаев, верований и т. д. Целая категория талантливых людей — жырау, акыны, шешены, жырши, бии, салы, серэ — передавали из поколения в поколение прекрасные произведения казахского фольклора. Расскажите о творчестве наиболее ярких представителей устного народного творчества.

В традиционно-казахской музыкальной культуре значительное место занимают народные музыкальные инструменты. Назовите виды казахских музыкальных инструментов. Какие школы вокально-исполнительского мастерства существовали у казахов? Какое значение имели айтысы в общественной жизни казахов? Какие известные музыкальные произведения казахов вы знаете? Назовите имена знаменитых казахских певцов и кюйши.

Разнообразная хозяйственно-бытовая деятельность казахов давала большой материал для развития и совершенствования знаний об окружающем мире. Как развивалась система знаний и науки казахского народа? Что лежит в основе казахского летоисчисления? Отметьте, что отличительная черта народного календаря казахов заключается в том, что годы названы именами тотемных животных и через 12 лет повторяются в том же порядке. Наряду с двенадцатилетней системой действовало и мусульманское летоисчисление по годам хиджры. Почему этот календарь был доступен только учёным людям и духовенству? Перечислите названия месяцев на казахском языке и их значение. Почему кочевник был кровно заинтересован в предугадывании метеорологических условий? Что вы знаете о народной медицине и народной ветеринарии древних кочевников?

Духовную жизнь казахов отражают древние обычаи и обряды, дошедшие до наших дней. Напишите об обычаях, связанных с хозяйственной деятельностью, обрядах, связанных с традициями кочевников, семейно-брачных и других обрядах.

Тема: Политическое устройство Казахского ханства в XVI —начале XVIII вв.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.026 с.)