Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Устное народное поэтическое творчество в XV - XVII
Широко развивалось в XV-XVII вв. устное поэтическое творчество казахов. Из поколения в поколение передавались произведения героического эпоса «Кобланды батыр», «Ер Таргын», «Камбар батыр», социально-бытовые поэмы «Козы Корпеш — Баян Сулу», «Кыз Жибек», слагались обрядовые песни и сказки. Предания сохранили имена представителей казахской устной поэзии: • Шалкииз (Шалгез) Тиленшиулы (1465-1562) - выдающейся жырау периода становления Казахского ханства (ХV в.). Он происходил из знатного рода (потомков Едиге), был приближенным правителя Ногайской Орды князя Темира, в его свите был в Стамбуле, Крыму, Северном Кавказе и на Дону. Последние годы жизни провел в Казахском ханстве. Из дошедших до нас 30 произведений Шалкииз, наиболее показательными являются - два «Обращения к Тимуру». • Доспамбет жырау - является одним из ярких поэтов-жырау XVI в., родился в семье знатного военоначальника в г.Азове. Среди его произведений выделяется - толгау, имеющий в некоторой степени, биографический характер. • Жиембет жырау Бортогашулы (XVII в.) - яркий представитель поэтической традиции, был наместником хана Есима в Младшем жузе. Он один из главных деятелей, сыгравших решающую роль в военных столкновениях казахов и ойратов в 1620 г., а также в подавлении мятежа ташкентского правителя Турсына в 1627 г. Из наследия Жиембета сохранились три толгау обращения к Есим хану и два лирических стихотворения о состоянии ссыльного поэта, тоскующего по родным местам. • Актамберды жырау Сарыулы (XVII в.) - творчество которого сочетает в себе героическое и лирическое, реальное и иллюзорное. Он родился в 1645 г. в семье состоятельных феодалов в районе Каратау в Южном Казахстане, участвовал в походах казахов на Могулистан и Джунгарию и завоевал славу отважного воина-батыра. В годы «Актабан шубырынды» стал одним из организаторов борьбы против джунгар в Среднем жузе. Известны 26 произведений, которые составляют три тематические группы: отрочество, годы зрелости и славы и пожилой возраст поэта. • Умбетай Тлеуулы (XVIII в.) – воспевал богатырские качества защитников родной земли, прославлял их подвиги и деяния в годы джунгарских нашествий, также известен как один из соратников Абылай хана. Крупные его произведения - «Извещение хана Абылая о смерти Богембая», «На смерть Богембая», «Жаукашарга», «Обращение Бекболат бию» и др.
• Бухар Калкаманулы (1693-1787) - выдающийся жырау XVIII в., чье творчество вобрало в себя и обобщило всю предшествовавшую поэтическую традицию. Советник хана Абылая. Творчество Бухар жырау делится на 2 периода: доаблаевский и аблаевский. Произведения первой группы приемущественно философско-назидательного характера. Вторая группа - это высокая поэзия государственного служения, пропагандирует идею сильной государственности и ханской власти и призыв к единству народа и сохранению мира с другими государствами. Творчество биев-шешенов Специфические особенности государственного строя Казахского ханства, своебразные условия жизни народа и своеобычный общественный уклад породили оригинальный вид художественной культуры, который назывался «билер сози», «шешендик создер», «билер айтысы», «билер дауы», «торелик айту». Творцами этого вида литературы были в основном бии, занимавшиеся главным образом судопроизводством, активно участвовали в государственных делах, предводителями племен и родов. Среди биев-шешенов XVI-XVII вв. по значимости своей государственной и общественной деятельности, по силе ораторского искусства и поэтического мастерства особо выделяются - Толе би, Казыбек би и Айтеке би. • Толе бий Алибекулы (1663-1756) - родился на территории нынешней Жамбылской области, в местности Жайсан. С 20 лет начал заниматься судебными делами, при решении дел отличался справедливостью, благодаря чему становился популярным в народе. При Тауке хане он участвовал в составлении свода законов «Жеты Жаргы». Со временем Толе бий удостаивается звания «Тобе би» (главный би). Устная традиция донесла до нас небольшое количество произведений Толе би в форме толгау, прозаических высказываний, бата (благопожелание), сынау (оценка достоинства), конил айту (соболезнование), накыл соз (афористическое наставления), где он поднимает вопросы и общественного, и житейского характера, говорит о положении народа и тревожится за его судьбу, подчеркивает необходимость сплочения и единства казахов.
• Казыбек бий Келдибекулы (1667-1765) - родился на территории нынешнего Казыбекского (Егиндыбулакского) района Карагандинской области в семье правителя и знатного бия Келдибека. Завоевавший в народе большой авторитет Казыбек би становится советником ханов Тауке, Семеке, Абулмамбета и Абылая и принимает активное участие в управлении государством, оказывает влияние на внутреннюю и внешнюю политику ханства. Участвует в создании «Жеты Жаргы», выполняет дипломатическую миссию, организовывает борьбу против джунгар. Поэтическое творчество имеют форму прозаических афоризмов и стихотворных обращений либо ответов на слова соперника, также мудрые высказывания и загадки. Он искусно применял приемы ораторского искусства и поэтические образы. Это способность особенное ярко проявилось во время поездок к Галдан-Церену с целью освобождения Абылая и сородичей из плена. Как гласят предения, Галдан-Церен не мог возрозить словам бия и удовлетворил все его требования. • Айтеке-бий Байбекулы (1682-11766) происходил из рода торткара племени Алим Младшего жуза. Как признанный бий и предводитель Младшего жуза Айтеке входил в совет при Тауке хане, принимал участие при составлении свода законов «Жеты Жаргы», в решении государственных дел, судебных споров. Наследие Айтеке характеризует его как импровизатора - мастера поэтического искусства, в основном толгау о смысле жизни, об изменчивости всего сущего на свете, выступления в судебных разбирательствах, встречаются мудрые иносказания и разгадки-ответы, раскрывающие темы морали и этики. Письменная литература в XVI - XVII вв. В XVI-XVII вв. письменная литература на казахском языке была распространена в виде книг религиозного и историко-легендарного содержания, создавались исторические сочинения и генеалогии (шежире). Выдающиеся представители письменной литературы Казахстана: • Мырза Мухаммед Хайдар Дулати (1499-1551) Он родился в Ташкенте, его дед Мухаммед Хайдар мирза был правителем Кашгара. М.Х.Дулати жил в Фергане, Бухаре, Бадахшане и Кабуле. Вместе с Бабуром (двоюродный брат по матери) участвовал в нескольких военных походах и в 1512 г. с разрешения Бабура присоединился к другому брату Султану Сайду, правителю Могулистана, где занимал крупные государственные и военные должности. После смерти Султан Сайда в 1573 г. М. Дулати ушел в Индию. Там ему удалось отвоевать престол и стать правителем Кашмира. В 1551 г. в одной из военных стычек с горными племенами Индии Хайдар Дулати погиб. Фундаментальное произведение М.Х.Дулати - «Тарих-и Рашиди», написанный 1542-1546 гг. «Тарих-и Рашиди» является произведением, вобравшим в себя фольклорные и устные генеалогии правителей, письменные сочинения разных авторов и собственно авторские наблюдения воспоминания. Этот труд является крупным источником об истории Могулистана, Казахского ханства и империи Бабура. • Кадыргали Косымулы Жалаири (ок. 1555-1607) - автор первого памятника казахской исторической литературы. Он являлся советником хана Кучума в Сибирском ханстве. В 1580 г. покинул Кучума и поступил на службу Ондан-султану, который доверил ему воспитание и обучение юного султана Ораза Мухаммеда. В 1587-1588 гг. он вместе с султаном попал в плен в Россию и до 1600 года находился в Москве. Вместе с Оразом Мухаммедом, занявшим 1602 г. по решению царя Бориса Годунова престол касимского ханства в Кермане. Сочинение К.Жалаири «Жами ат-тауарих» (Сборник летописей), состоит из трех частей: 1. Восхваление царя Бориса Годунова; 2. Сокращенный перевод труда Рашид-ад дина «Жами ат-тауарих» на персидском языке; 3. История династии Чингизидов до Ораза Мухаммеда, рассказ о правителе Золотой Орды Едиге, повествование о восшествии Ораза Мухаммеда на касимовский престол весной 1602 г. • Абулгазы Бахадур (1603-1664) - родился в семье джучида Мухаммед-хана в г.Ургенче. В 1621 г. поступает на службу к казахским ханам Есиму и Турсыну. В 1628 г. попал в плен и сослан на 10 лет в Иран. Вернувшись в 1643 г. приаральские казахи объявляют его своим ханом, ведя борьбу с хивинским ханом Спандияром, в 1643 г. завоевал трон, которую уступил в 1663 г. своему сыну и занялся писанием книги «Шежире-и тюрк». Это книга представляет собой изложение генеалогии династии Чингизидов, начиная от Адама до самого Абулгази. Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме: «Гении казахской степи в средние века» Уровень «В» (общеобразовательный)
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.255.162 (0.007 с.) |