Устное народное поэтическое творчество в XV - XVII 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Устное народное поэтическое творчество в XV - XVII



Широко развивалось в XV-XVII вв. устное поэтическое творчество казахов. Из поколения в поколение передавались произведения героического эпоса «Кобланды батыр», «Ер Таргын», «Камбар батыр», социально-бытовые поэмы «Козы Корпеш — Баян Сулу», «Кыз Жибек», слагались обрядовые песни и сказки. Предания сохранили имена представителей казахской устной поэзии:

Шалкииз (Шалгез) Тиленшиулы (1465-1562) - выдающейся жырау периода становления Казахского ханства (ХV в.). Он происходил из знатного рода (потомков Едиге), был приближенным правителя Ногайской Орды князя Темира, в его свите был в Стамбуле, Крыму, Северном Кавказе и на Дону. Последние годы жизни провел в Казахском ханстве. Из дошедших до нас 30 произведений Шалкииз, наиболее показательными являются - два «Обращения к Тимуру».

Доспамбет жырау - является одним из ярких поэтов-жырау XVI в., родился в семье знатного военоначальника в г.Азове. Среди его произведений выделяется - толгау, имеющий в некоторой степени, биографический характер.

Жиембет жырау Бортогашулы (XVII в.) - яркий представитель поэтической традиции, был наместником хана Есима в Младшем жузе. Он один из главных деятелей, сыгравших решающую роль в военных столкновениях казахов и ойратов в 1620 г., а также в подавлении мятежа ташкентского правителя Турсына в 1627 г. Из наследия Жиембета сохранились три толгау обращения к Есим хану и два лирических стихотворения о состоянии ссыльного поэта, тоскующего по родным местам.

Актамберды жырау Сарыулы (XVII в.) - творчество которого сочетает в себе героическое и лирическое, реальное и иллюзорное. Он родился в 1645 г. в семье состоятельных феодалов в районе Каратау в Южном Казахстане, участвовал в походах казахов на Могулистан и Джунгарию и завоевал славу отважного воина-батыра. В годы «Актабан шубырынды» стал одним из организаторов борьбы против джунгар в Среднем жузе. Известны 26 произведений, которые составляют три тематические группы: отрочество, годы зрелости и славы и пожилой возраст поэта.

Умбетай Тлеуулы (XVIII в.) – воспевал богатырские качества защитников родной земли, прославлял их подвиги и деяния в годы джунгарских нашествий, также известен как один из соратников Абылай хана. Крупные его произведения - «Извещение хана Абылая о смерти Богембая», «На смерть Богембая», «Жаукашарга», «Обращение Бекболат бию» и др.

Бухар Калкаманулы (1693-1787) - выдающийся жырау XVIII в., чье творчество вобрало в себя и обобщило всю предшествовавшую поэтическую традицию. Советник хана Абылая. Творчество Бухар жырау делится на 2 периода: доаблаевский и аблаевский. Произведения первой группы приемущественно философско-назидательного характера. Вторая группа - это высокая поэзия государственного служения, пропагандирует идею сильной государственности и ханской власти и призыв к единству народа и сохранению мира с другими государствами.

 Творчество биев-шешенов

Специфические особенности государствен­ного строя Казахского ханства, своебразные условия жизни народа и своеобычный общественный уклад породили оригинальный вид художественной культуры, который назывался «билер сози», «шешендик создер», «билер айтысы», «билер дауы», «торелик айту». Творцами этого вида литературы были в основном бии, занимавшиеся главным образом судопроизводством, активно участвовали в государственных делах, предводителями племен и родов.

Среди биев-шешенов XVI-XVII вв. по значимости своей государственной и общественной деятельности, по силе ораторского искусства и поэтического мастерства особо выделяются - Толе би, Казыбек би и Айтеке би.

Толе бий Алибекулы (1663-1756) - родился на территории нынешней Жамбылской области, в местности Жайсан. С 20 лет начал заниматься судебными делами, при решении дел отличался справедливостью, благодаря чему становился популярным в народе. При Тауке хане он участвовал в составлении свода законов «Жеты Жаргы». Со временем Толе бий удостаивается звания «Тобе би» (главный би). Устная традиция донесла до нас небольшое количество произведений Толе би в форме толгау, прозаических высказываний, бата (благопожелание), сынау (оценка достоинства), конил айту (соболезнование), накыл соз (афористическое наставления), где он поднимает вопросы и общественного, и житейского характера, говорит о положении народа и тревожится за его судьбу, подчеркивает необходимость сплочения и единства казахов.

Казыбек бий Келдибекулы (1667-1765) - родился на территории нынешнего Казыбекского (Егиндыбулакского) района Карагандинской области в семье правителя и знатного бия Келдибека. Завоевавший в народе большой авторитет Казыбек би становится советником ханов Тауке, Семеке, Абулмамбета и Абылая и принимает активное участие в управлении государством, оказывает влияние на внутреннюю и внешнюю политику ханства. Участвует в создании «Жеты Жаргы», выполняет дипломатическую миссию, организовывает борьбу против джунгар. Поэтическое творчество имеют форму прозаических афоризмов и стихотворных обращений либо ответов на слова соперника, также мудрые высказывания и загадки. Он искусно применял приемы ораторского искусства и поэтические образы. Это способность особенное ярко проявилось во время поездок к Галдан-Церену с целью освобождения Абылая и сородичей из плена. Как гласят предения, Галдан-Церен не мог возрозить словам бия и удовлетворил все его требования.

Айтеке-бий Байбекулы (1682-11766) происходил из рода торткара племени Алим Младшего жуза. Как признанный бий и предводитель Младшего жуза Айтеке входил в совет при Тауке хане, принимал участие при составлении свода законов «Жеты Жаргы», в решении государственных дел, судебных споров. Наследие Айтеке характеризует его как импровизатора - мастера поэтического искусства, в основном толгау о смысле жизни, об изменчивости всего сущего на свете, выступления в судебных разбирательствах, встречаются мудрые иносказания и разгадки-ответы, раскрывающие темы морали и этики.

 Письменная литература в XVI - XVII вв.

В XVI-XVII вв. письменная литература на казахском языке была распространена в виде книг религиозного и историко-легендарного содержания, создавались исторические сочинения и генеалогии (шежире).

Выдающиеся представители письменной литературы Казахстана:

Мырза Мухаммед Хайдар Дулати (1499-1551) Он родился в Ташкенте, его дед Мухаммед Хайдар мирза был правителем Кашгара. М.Х.Дулати жил в Фергане, Бухаре, Бадахшане и Кабуле. Вместе с Бабуром (двоюродный брат по матери) участвовал в нескольких военных походах и в 1512 г. с разрешения Бабура присоединился к другому брату Султану Сайду, правителю Могулистана, где занимал крупные государственные и военные должности. После смерти Султан Сайда в 1573 г. М. Дулати ушел в Индию. Там ему удалось отвоевать престол и стать правителем Кашмира. В 1551 г. в одной из военных стычек с горными племенами Индии Хайдар Дулати погиб. Фундаментальное произведение М.Х.Дулати - «Тарих-и Рашиди», написанный 1542-1546 гг. «Тарих-и Рашиди» является произведением, вобравшим в себя фольклорные и устные генеалогии правителей, письменные сочинения разных авторов и собственно авторские наблюдения воспоминания. Этот труд является крупным источником об истории Могулистана, Казахского ханства и империи Бабура.

Кадыргали Косымулы Жалаири (ок. 1555-1607) - автор первого памятника казахской исторической литературы. Он являлся советником хана Кучума в Сибирском ханстве. В 1580 г. покинул Кучума и поступил на службу Ондан-султану, который доверил ему воспитание и обучение юного султана Ораза Мухаммеда. В 1587-1588 гг. он вместе с султаном попал в плен в Россию и до 1600 года находился в Москве. Вместе с Оразом Мухаммедом, занявшим 1602 г. по решению царя Бориса Годунова престол касимского ханства в Кермане. Сочинение К.Жалаири «Жами ат-тауарих» (Сборник летописей), состоит из трех частей: 1. Восхваление царя Бориса Годунова; 2. Сокращенный перевод труда Рашид-ад дина «Жами ат-тауарих» на персидском языке; 3. История династии Чингизидов до Ораза Мухаммеда, рассказ о правителе Золотой Орды Едиге, повествование о восшествии Ораза Мухаммеда на касимовский престол весной 1602 г.

Абулгазы Бахадур (1603-1664) - родился в семье джучида Мухаммед-хана в г.Ургенче. В 1621 г. поступает на службу к казахским ханам Есиму и Турсыну. В 1628 г. попал в плен и сослан на 10 лет в Иран. Вернувшись в 1643 г. приаральские казахи объявляют его своим ханом, ведя борьбу с хивинским ханом Спандияром, в 1643 г. завоевал трон, которую уступил в 1663 г. своему сыну и занялся писанием книги «Шежире-и тюрк». Это книга представляет собой изложение генеалогии династии Чингизидов, начиная от Адама до самого Абулгази.

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме:

«Гении казахской степи в средние века»

Уровень «В» (общеобразовательный)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.255.162 (0.007 с.)