Методы управления затратами и себестоимостью продукции предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы управления затратами и себестоимостью продукции предприятия



Рассмотрим общие методические подходы к системе управления затратами и себестоимостью продукции в экономических субъектах.

Нормативный метод, применяемый по большей части отечественными предприятиями, основан на использовании нормативно-правовой базы, что обусловлено особенностями, выпускаемой продукции и производства в целом, возможность такого метода зависит лишь от наличия научно обоснованных норм и нормативов по затратам определённых видов ресурсов [4, с. 42].

Нормы расхода представляют собой оптимальный размер расхода ресурсов на производство единицы продукции, а норматив расхода – это денежное выражение оптимального размера подобных затрат.

Данный метод даёт сокращение числа первичных документов, используемых в учёте, возможность автоматизации расчёта себестоимости, а также оперативного реагирования на возникающие отклонения и своевременной ликвидации причин этих отклонений.

Метод стандарт-костинг (standart-costing) преимущественно применяется в странах с развитой рыночной экономикой. На его основе в России был разработан нормативный метод. Применяется в отраслях, где цены на ресурсы относительно стабильны, а сами изделия не изменяются в течение длительного времени. Метод основан на использовании «стандартов» для расчета себестоимости. К положительным сторонам данного метода относится обеспечение информацией о предполагаемых затратах, установление желаемого уровня цены на этой основе.

Директ-костинг (direct-costing) используется в США. Его сущность системы состоит в обобщении прямых затрат по видам готовой продукции, а косвенные затраты собирают на отдельном счете в том периоде, в котором они возникли [9, с. 207]. Главным является равенство между обоими группами затрат.

Activity based costing (АВС), сущность которого заключается в учете затрат по рабочим операциям или функциям. Организация представляется как набор функциональных операций, на которые нужно тратить определенные ресурсы, войдящие в её стоимость. Поэтому следует рассчитывать индекс распределения затрат (кост-драйвср). Сложность внедрения данного метода на российских предприятиях связна с трудоемкостью описания бизнес-процессов [10, с. 67].

Метод life-cycle costing (LCC) показывает, как именно научно- технический прогресс сократил жизненный цикл изделий и самого производственного процесса. Метод предполагает учет затрат по всем этапам жизненного цикла произведенных товаров. [11, с. 89]

Absorption-costing (абсорпшп-костипг) – система, при которой в себестоимость товаров включаются все затраты, включая накладные. Показывает полную себестоимость продукции, обеспечивает соответствие сложившимся в РФ обычаям требованиям нормативных актов по учету.

Cost-killing (кост-киллинг) – метод направлен на снижение затрат в кратчайшие сроки без ущерба для деятельности предприятия и перспектив его развития. Применяется в антикризисном менеджменте и управлении конкурентоспособностью экономического субъекта. Его проведение требует наличия полной информации о состоянии затрат в организации, а также к стремлению руководства их снизить, путем мотивации рабочих и персонала.

Value engineering (функционально-стоимостной анализ – ФСА или стоимостное проектирование) – анализ затрат на выполнение изделием его функций, направлен на минимизацию затрат в сферах проектирования, производства и эксплуатации объекта при сохранении его качества. [12, с. 101] Цель ФСА как можно лучше развить полезные функции объекта, не нарушая границу соотношения значимости для потребителей и затрат на их осуществление. Проведение ФСА включает следующие основные этапы. Используется в отраслях, где большую часть затрат составляют не прямые затраты, а накладные расходы.

Economic order quantity (модель оптимального объема заказа) предполагает своей целью обоснование и выбор такого размера заказа, способного обеспечить минимальные совокупные годовые затраты по поддержанию необходимого уровня товарно-материальных запасов. На практике используется усложненная модель такого метода с учетом необходимости иметь в наличии на складе минимальный размер запаса на случай непредвиденных обстоятельств.

Cost-benefit analysis (СВА) – метод построен на анализе в процессе принятия решений. Все плюсы помещают в одну сторону баланса, а отрицательные - по другую, определяющей является преобладающая сторона. Метод является универсален, его можно применять во всех видах организаций.

Target-costing (таргет-костинг) как инструмент применяется на этапе проектирования нового изделия или модернизации устаревающей продукции. Метод позволяет избежать проблем снижения качества товаров и ее ценности для потребителей. [22]

Kaizen-costing (кайзен-костинг) – процесс, предусматривающий не резкий, а постепенный инструмент снижения затрат, благодаря чему достигается нужный уровень себестоимости и новые возможности получения прибыли. Снижение затрат происходит путем поиска скрытых источников и резервов при активном участии работников. Используется с целью снижения затрат и себестоимости итогового продукта до заданного уровня.

Lean manufacturing, или, другими словами, концепция бережливого производства, созданная на предприятии Toyota. Основана на неуклонном стремлении предприятия устранить все виды потерь, и предполагает вовлечение каждого сотрудника в суть производственного процесса, механизмов по оптимизации бизнеса и максимальную ориентацию на потребителя [24, с. 216]

Just in time (JIT) (точно в срок) - используется по отношению к справочным системам, в которых перемещение производимых изделий от одного производственного цикла к другому спланировано во времени, в итоге получается система с отсутствием простоев [24, с. 217]. Система эффективна как в массовом производстве продукции, так и в мелких, средних объемах.

ERP - Enterprise resource planning systems (системы управления ресурсами предприятия) - система информации, находящаяся в подчинении и под управлением фирмы; строится на автоматизации процесса планирования, учета, контроля, последующего анализа бизнес-процессов внутри предприятия и последующего решения выявленных в процессе анализа несовершенств. В российской практике, внедрение системы управления ресурсами влечет за собой появление ряда недостатков, что обусловлено специфичностью российской системы бухгалтерского учёта. В наших условиях данная система требует адаптационных мероприятий.

Controlling (контроллинг) – комплексная система управления деятельностью предприятия включающая в себя систему управленческого учёта, которая анализирует все статьи затрат организации по всем подразделениям и составные элементы ты, продукцию и услуги, целью прогнозирования будущего производства плановом периоде. Метод поддерживает процессы принятия решений управления предприятием в целом на информационно-аналитической основе. [26, с. 98]

Business process reengineering (реинжиниринг бизнес-процессов) – данная технология предусматривает смену внутренней структуры бизнес- процессов, за счёт чего происходит максимизация прибыли и эффективности функционирования экономического субъекта. [13, с. 87] Метод предполагает наличие динамики в процессах за счёт поиск новых приемов и методов исполнения бизнес-процессов.

Strategic positioning (стратегическое позиционирование) основывается па выявлении конкурентных преимуществ компании. Организация способна добиться успеха только в том случае, если будет поддерживать свои затраты на низком уровне, либо предложит своим потребителям разнообразную, но конкурентоспособную по качеству продукцию. [10, с. 117]

Value chain framework (анализ цепочки ценностей) – в данном случае образование стоимости товара следует рассматривать как вид деятельности, заключающийся в выполнении цепочки процессов, исходящей от поставщиков и идущей до потребителей. Такой метод учитывает затраты по всей цепочке действий.

Cost-drivers analysis – анализ затратообразующих факторов предполагает их разделение на структурной и функциональные. Одним из наиболее важных факторов считается заинтересованность и увлеченность персонала в трудовой деятельности, что отображается в желание работников брать на себя ответственность по постоянному развитию и самосовершенствованию. При этом данные факторы зависят от стратегической ориентации предприятия.

Budgeting – бюджетирование как технология организации управления предприятием основывается на достижении стратегических целей компании с помощью бюджетов - планов функционирования компании как в целом, так и по структурным подразделениям, показатели которых выражаются в количественных и денежных единицах измерения. В настоящее время множество отечественных компаний активно используют в своей деятельности именно систему бюджетирования, что вызвано преимущественно нестабильностью условий рынка [9, с. 207].

Balansed scorecard system (BSC-system) – этот метод представляет собой инструментарий по стратегическому управлению результативностью организации, частично стандартизованную систему отчетности, которая позволяет менеджерам контролировать исполнение заданий, а также последствия таких заданий. Инструментарий предполагает сбор, сортировку, систематизацию и анализ информации, используемой в дальнейшем для принятия управленческих решений.

Практика показывает, что не существует унифицированного инструмента управления затратами, который решал бы все возникающих в деятельности предприятий задачи. Таким образом при выборе методов управления затратами необходимо руководствоваться не только текущими финансовыми показателями предприятий, но и грамотно строить желаемые цели управления затратами.

Выводы по первой главе.

Себестоимость продукции – это суммарная стоимостная оценка используемых в производственном процессе трудовых, материальных, природных ресурсов, и стоимости иных затрат производств и реализации товаров. Себестоимость продукции показывает величину текущих затрат компании, которая имеет производственный, некапитальный характер и обеспечивает процессы простого воспроизводства. Другими словами, себестоимость – это экономическая форма возмещения потребляемых производственных факторов. Показатели себестоимости продукции являются важнейшими в оценке экономической эффективности компании. Данные показатели отражают все стороны хозяйственной деятельности, в них сосредоточены все результаты использования производственных ресурсов.

Под затратами понимают потребляемые ресурсы, а также финансовые средства, обеспечивающие деятельность предприятия по производству товаров или по оказанию услуг. Их типовая группировка включает затраты на сырье и основные материалы за минусом возвратных платежей; вспомогательные материалы, полуфабрикаты, комплектующие; топливо и энергию; заработную плату и премии сотрудников; платежи по потерям от брака, расходы прочего типа, в том числе расходы на содержание и эксплуатацию средств механизации.

Система управления затратами и себестоимостью продукции представляет собой специальный комплекс инструментов, В отечественной практике наибольшую популярность получил нормативный метод учета затрат, что вызвано его преимуществами перед другими методами, так как он даст значительное сокращение числа первичных документов, используемых в учёте, возможность автоматизации расчёта себестоимости, а также оперативного реагирования на возникающие отклонения и своевременной ликвидации причин этих отклонений.

Далее проведем анализ управления затратами и себестоимостью продукции на примере Муниципальное учреждение «Новоуренгойская городская газета «Правда Севера».

 


 

ГЛАВА 2. ПРАКТИКА АНАЛИЗА И УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ И СЕБЕСТОИМОСТЬЮ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМеРЕ МУП «Редакция газеты «Трудовая жизнь»)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.011 с.)