Бюджетная система РФ и принципы её построения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бюджетная система РФ и принципы её построения



Бюджет и бюджетная система

Содержание государственных финансов

Бюджетная система РФ и принципы её построения

3. Формы межбюджетных отношений

Состав и структура доходов бюджета

Состав и структура расходов бюджета

Бюджетный дефицит

Бюджетный процесс

Бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты

Специальные бюджетные фонды

Бюджет и бюджетная система

[ 1 ] с. 58-72    [ 2 ] с. 107-116

Содержание государственных финансов

                   [ 1 ] с. 58-63

Социально-экономическая сущность бюджета

                    [ 1 ] с.63-66 [ 2 ] с. 107-112

Бюджетная система РФ

           [ 1 ] с. 66-70 [ 2 ] с. 112-116

Содержание государственных финансов

Государственные финансы составляют часть финансовой си­стемы страны. По экономической сущности государственные фи­нансы — это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансо­вых ресурсов в распоряжении государства, необходимых ему для выполнения экономических, социальных и политических функций.

Основными функциями государства, обеспечивающими успеш­ное социально-экономическое и политическое развитие страны, являются:

1. разработка, принятие, реализация и совершенствование зако­нодательных актов, формирующих институциональные основы рыночного хозяйства;

2. поддержание макроэкономической и социально-политической стабильности, эффективное регулирование и промышленная по­литика;

3. финансирование основных социальных услуг, поддержка сла­бо защищенных групп населения;

4. регулирование интеграции в мировую экономику с учетом за­щиты национальных интересов;

5. осуществление мер по охране окружающей среды.

Для выполнения этих функций требуются как экономические и технологические предпосылки, так и институциональная среда: нормы и правила, обеспечивающие использование этих предпо­сылок, четкое определение роли, которую государство может сыграть в конкретных сложившихся условиях, способность госу­дарства законодательно определять, финансировать и практиче­ски реализовывать принятые законодательные нормы. Роль и воз­можности государства и государственных финансов в общественном развитии могут быть различными и зависят от конкретной обстановки.

В настоящее время в России действуют три уровня органов вла­сти и управления, два из которых — государственные (федераль­ный и субфедеральный), финансовой основой их деятельности являются федеральный и 85 субфедеральных бюджетов, и один уровень — муниципального управления, финансовой основой де­ятельности которого являются местные бюджеты.

По функциональному признаку в составе государственных фи­нансов выделяются обособленные звенья: бюджеты разных уров­ней государственного управления, внебюджетные фонды, госу­дарственный кредит, каждое из которых выполняет специфиче­ские функции.

Бюджетная система РФ

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетная система — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права со­вокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, мест­ных

бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система Российской Федерации — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система состоит из бюджетов следующих уровней:

1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюд­жетных фондов;

2. бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3. местные бюджеты.

Федеральный бюджет является основным финансовым планом страны. Его ресурсы предназначены для финансирования народно­го хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обо­роны страны и содержания органов государственной власти и управления.

Бюджеты субъектов Федерации аккумулируют финансовые ре­сурсы, предназначенные для выполнения республиками, входящи­ми в Российскую Федерацию, своих государственных функций.

Местные бюджеты предназначены для регулирования экономи­ческих процессов на местном уровне: повышения конкурентоспо­собности продукции, выпускаемой местными предприятиями; соз­дания территориальной инфраструктуры; финансирования затрат по воспроизводству трудовых ресурсов; реализации социальных про­грамм.

Консолидированный бюджет — это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории. Следует отметить, что консолидированный бюджет не имеет правовой нагрузки, однако его параметры широко исполь­зуются в процессе сводного планирования, отчетности, анализа.

Бюджетная система Российской Федерации основана на сле­дующих принципах.

1. Принцип единства бюджетной системы РФ означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы России, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы РФ, санкций за нарушение бюджет­ного законодательства РФ, единый порядок установления и испол­нения расходных обязательств, формирования доходов и осуществ­ления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений.

2. Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами раз­ных уровней означает закрепление в соответствии с законодательст­вом РФ доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов, ус­тановлению и исполнению расходных обязательств.

3. Принцип самостоятельности бюджетов означает:

а. право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно: обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств; осуществлять бюджетный процесс (за исключением случаев, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ);

б. право органов государственной власти и органов местного самоуправления: устанавливать в соответствии с законодательством
РФ о налогах и сборах налоги и сборы, подлежащие зачислению в
бюджеты соответствующего уровня бюджетной системы РФ; самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней);

в. недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств бюджетов двух и более уровней бюджетной системы Российской Федерации, или за счет средств консолидированных бюджетов, или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;

г. недопустимость непосредственного исполнения расходных обязательств органов государственной власти и органов местного самоуправления за счет средств бюджетов других уровней;

д. недопустимость введения в действие в течение финансового
года органами государственной власти и органами местного самоуправления решений и изменений бюджетного законодательства и (или) законодательства о налогах и сборах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов бюджетов других уровней без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;

е. недопустимость изъятия в течение финансового года допол­нительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципаль­ных образований означает определение бюджетных полномочий ор­ганов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъек­тов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом РФ.

5. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все до­ходы и расходы, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государ­ственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме.

6. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финан­сирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполне­нии бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

7. Принцип эффективности и экономности использования бюджет­ных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

8. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефи­цита. Доходы бюджета и поступления из источников финансирова­ния его дефицита не могут быть увязаны с определенными расхода­ми бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

9. Принцип гласности. Впервые сведения о бюджете России стали публиковаться в русских и иностранных журналах с 1862 г. До этого бюджет утверждался лично царем в секретном порядке и нигде не публиковался, к нему имел доступ очень ограниченный круг лиц. В Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодек­сом РФ принцип гласности означает:

 а) обязательное опубликова­ние в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их ис­полнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законо­дательных (представительных) органов государственной власти, ор­ганов местного самоуправления;

б) обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

10. Принцип достоверности бюджета означает надежность показате­лей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

11. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение кон­кретных получателей бюджетных средств с обозначением направле­ния их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюдже­те при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.

Бюджетным процессом называется регламентируемая нормами права деятельность государственных органов и органов местного самоуправления по составлению и рассмотрению проектов бюд­жетов, утверждению и исполнению бюджетов, обеспечению кон­троля за его исполнением.

Бюджетное регулирование — это процесс, осуществляемый орга­нами власти вышестоящего уровня с целью выравнивания дохо­дов бюджетов нижестоящего территориального уровня и социаль­но-экономического развития территориальных образований пу­тем распределения регулирующих доходов и перераспределения средств из бюджета одного уровня в бюджет другого при недо­статке доходного потенциала на соответствующих территориях.

Как правило, использование собственных и регулирующих доходов не позволяет в полной мере решить проблему сбалансированности нижестоящих бюджетов.

Формы межбюджетных отношений:

1. Дотации — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и без­возвратной основах для покрытия текущих расходов.

2. Нормативно-долевая дотация (трансферт) — сумма, выделя­емая без указания конкретной цели на безвозвратной и безвоз­мездной основе в порядке бюджетного регулирования из фонда финансовой поддержки регионов или фонда финансовой поддерж­ки муниципальных образований, создаваемых соответственно в федеральном бюджете или в бюджетах субъектов Федерации, исхо­дя из утверждаемых законами об этих бюджетах долях (процен­тах) субъектов Федерации или муниципальных образований в ука­занных фондах.

3. Субвенция — бюджетные средства, предоставляемые бюдже­ту другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление це­левых расходов.

4. Субсидия — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юри­дическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

5. Бюджетная ссуда — бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

6. Взаимные расчеты — метод бюджетного регулирования, ко­торый применяется в ходе исполнения бюджетов в случае возник­новения незапланированных вопросов межбюджетных отношений.

7. Бюджетные компенсации — суммы, утверждаемые и переда­ваемые из бюджета одного уровня в другой для возмещения выпа­дающих доходов или покрытия дополнительных расходов, выз­ванных решениями органов власти другого уровня.

 

 

Федеральный бюджет

[ 1 ] с. 73-78 [ 2 ] с. 117-143

Бюджетный дефицит

                         [ 1 ] с. 76-78 [ 2 ] с. 124-125

Бюджетный процесс

                         [ 2 ] с. 125-143

Бюджетный дефицит

Практическое использование бюджетных отношений для реа­лизации возложенных на государство функций позволяет говорить о трех возможных состояниях бюджетного фонда — дефицитном, профицитном и сбалансированном. Они отражают различное соот­ношение доходной и расходной частей бюджета. Когда расходы бюджета превышают его доходы, образуется отрицательное бюд­жетное сальдо, или дефицит бюджета. Профицит — положительное сальдо бюджета — представляет собой обратное соотношение, т.е. превышение доходов над расходами. Сбалансированным является бюджет, в котором расходная и доходная части равны.

В 2000 г. впервые был достигнут профицит федерального бюд­жета, который составил 173,5 млрд р., или 2,5 % ВВП.

Дефицит бюджета — это превышение расходов бюджета над его доходами. Дефицит бюджета — категория денежного хозяйства, которая выражает объективные экономические отношения, возникающие между участниками воспроизводственного процесса при исполь­зовании государством денежных средств сверх имеющихся бюджетных доходов.

Конкретные причины отставания темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных рас­ходов могут быть различными, в частности:

1. кризисные явления в экономике;

2. неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране;

3. чрезвычайные обстоятельства (войны, крупные стихийные бедствия);

4. милитаризация экономики в мирное время;

5. осуществление крупных централизованных вложений в разви­тие производства и изменение его структуры;

6. чрезмерное увеличение темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта.

По поводу влияния бюджетного дефицита на развитие эконо­мики существуют противоречивые мнения. Сторонники концеп­ции дефицитного финансирования бюджетных расходов счита­ют, что:

· бюджетный дефицит не является деструктивным фактором;

· для состояния национальной экономики он не представляет опасности, так как все расходы, в том числе превышающие дохо­ды, совершаются на территории данного государства и способ­ствуют росту благосостояния страны;

· дефицит бюджета означает увеличение доходов хозяйствующих субъектов и населения (получателей бюджетных средств), что сти­мулирует рост покупательской способности, производительности труда и расширение национального производства. Это, в свою очередь, приводит к росту налоговых поступлений.

Экономисты, придерживающиеся противоположной позиции, высказывают следующие опасения по поводу бюджетного дефи­цита:

· хронические дефициты неизбежно потребуют более высоких налогов в будущем, что равнозначно переложению текущего эко­номического бремени на будущие поколения;

· для покрытия дефицита должны привлекаться экстраординар­ные доходы — эмиссия денег, расширение заимствований, что ведет к расстройству денежно-кредитной системы, девальвации национальной валюты, к росту внутреннего и внешнего долга государства;

Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 5 % объема доходов его бюджета. Размер дефицита местного бюджета не может превышать 3 % объема доходов местного бюджета. Раз­мер дефицита федерального бюджета не может превышать сум­марный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслужива­ние государственного долга РФ.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

1) внутренние источники в следующих формах:

· кредиты, полу­ченные Российской Федерацией от кредитных организаций в валю­те РФ;

· государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

· бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюд­жетной системы РФ;

· поступления от продажи имущества, находя­щегося в государственной собственности;

· сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;

· измене­ние остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;

2) внешние источники в следующих формах:

· государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска цен­ных бумаг от имени Российской Федерации;

·  кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансо­вых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привле­ченные Российской Федерацией.

 

Бюджетный процесс

Бюджетный процесс — регламентируемая нормами права деятель­ность органов государственной власти, органов местного само­управления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государст­венных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюдже­тов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Бюджетный процесс подразумевает наличие участников этого процесса, порядок и последовательность их вступления в бюджетные отношения. Участники бюджетного процесса наделены определенными бюд­жетными полномочиями. Применительно к федеральному уровню участники бюджетного процесса имеют следующие полномочия.

Президент РФ — не позднее марта года, предшествующего оче­редному финансовому году, направляет Бюджетное послание Феде­ральному Собранию РФ, в котором определяется бюджетная поли­тика РФ на очередной финансовый год.

Государственная Дума и Совет Федерации РФ — рассматривают и утверждают федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов, формируют Счетную палату РФ.

Правительство РФ — осуществляет сводное финансовое плани­рование, составляет проект федерального бюджета, вносит его с не­обходимыми документами и материалами на утверждение в Феде­ральное Собрание РФ, исполняет бюджет, в том числе осуществляет сбор доходов бюджета, управление государственным долгом, ведом­ственный контроль за исполнением бюджета, представляет отчет об исполнении бюджета. Аналогичные полномочия Правительство РФ осуществляет по отношению к государственным внебюджетным фондам.

Банк России — совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные на­правления денежно-кредитной политики, обслуживает денежные счета Казначейства РФ, осуществляет функции генерального агента по государственным пенным бумагам РФ.

Органы государственного финансового контроля — осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнени­ем федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджет­ных фондов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, федеральных целевых программ и иных нормативных правовых ак­тов бюджетного законодательства Российской Федерации.

Министерство финансов РФ обладает следующими бюджетными полномочиями:

· составляет проект федерального бюджета и представляет его в правительство РФ, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

· представляет сторону государства в договорах о предоставле­нии средств федерального бюджета на возвратной основе и гарантий за счет средств федерального бюджета;

· осуществляет методическое руководство в области составле­ния проекта федерального бюджета и исполнения федераль­ного бюджета;

· составляет сводную бюджетную роспись федерального бюд­жета;

· разрабатывает прогноз консолидированного бюджета РФ;

Государственные внебюджетные фонды — органы управления этих фондов составляют проекты бюджетов государственных вне­бюджетных фондов и отчеты об их исполнении.

Главный распорядитель средств федерального бюджета:

· составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюд­жетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполняет соответствую­щую часть бюджета;

· определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств с учетом нормативов фи­нансовых затрат;

· утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюд­жетных учреждений;

· осуществляет контроль получателей бюджетных средств в час­ти обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата, представления отчетности, вы­полнения заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг;

· готовит и представляет сводный отчет об исполнении бюдже­та по выделенным средствам, сводную смету доходов и расхо­дов, а также отчет о выполнении задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг;

Бюджетное учреждение:

· отражает в смете доходов и расходов все доходы, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской и иной прино­сящей доход деятельности;

· составляет и представляет бюджетную заявку на очередной финансовый год;

· использует бюджетные средства в соответствии с утвержден­ной сметой доходов и расходов исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным казначейством РФ.

Бюджетный цикл — длительность деятельности государственных органов и органов местного самоуправления от начала составления бюджета до утверждения отчета о его исполнении.

Применительно к федеральному бюджету бюджетный цикл длится около 2,5 лет:

¾ составление проекта федерального бюджета начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года;

¾ годовой бюджет составляется на один финансовый год, кото­рый соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря;

¾ ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный фи­нансовый год в форме федерального закона.

В рамках одного календарного (финансового) года находится в работе несколько бюджетов: исполняется бюджет текущего года; планируется бюджет на очередной финансовый год; готовится отчет об исполнении бюджета за про­шлый год.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ выделяют следую­щие стадии бюджетного процесса:

1. составление проектов бюджетов;

2. рассмотрение и утверждение бюджетов;

3. исполнение бюджетов;

4. подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполне­нии бюджета.

Каждая стадия имеет свое назначение, все они должны быть со­блюдены в установленные законодательством сроки.

1. Составление проекта федерального бюджета. Составление проек­та федерального бюджета является прерогативой Правительства РФ. По его поручению проект бюджета разрабатывается Министерством финансов РФ. Работа над проектом начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

Федеральный бюджет формируется в два этапа.

Все работы по подготовке и согласованию показателей проекта федерального бюджета и сопутствующих ему материалов должны быть завершены до 15 июля года, предшествующего планируемому.

Правительство РФ с 15 июля по 15 августа рассматривает:

ü прогноз социально-экономического развития РФ на очеред­ной финансовый год и уточненные параметры прогноза соци­ально-экономического развития РФ на среднесрочную пер­спективу;

ü проект федерального бюджета и проекты бюджетов государст­венных внебюджетных фондов на очередной финансовый год;

ü проект перспективного финансового плана;

ü другие документы и материалы, характеризующие бюджетно-финансовую политику в очередном финансовом году и на среднесрочную перспективу, представленные Минфином России, Минэкономразвития России, другими федеральными органами исполнительной власти;

ü утверждает проект федерального закона о федеральном бюд­жете для внесения его в Государственную Думу.

2. Рассмотрение и утверждение федерального бюджета. Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы не позднее 1 августа.

Государственная Дума рассматривает проект федерального зако­на о федеральном бюджете на очередной финансовый год в четырех чтениях.

В первом чтении (длится 30 дней) обсуждается: концепция про­екта федерального закона о федеральном бюджете; прогноз соци­ально-экономического развития РФ; основные направления бюд­жетной и налоговой политики; основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ; проект программы государственных внешних заимствований РФ; основные характеристики федерального бюджета.

Во втором чтении законопроект рассматривается Государствен­ной Думой в течение 15 дней со дня принятия законопроекта в пер­вом чтении.

Во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ в пределах общего объема расходов федерального бюджета, ут­вержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда фи­нансовой поддержки субъектов РФ.

В третьем чтении законопроект рассматривается Государствен­ной Думой в течение 25 дней со дня принятия законопроекта во втором чтении. В третьем чтении утверждаются: распределение средств Федерального фонда финансовой под­держки субъектов РФ по субъектам РФ; основные показатели государственного оборонного заказа; расходы федерального бюджета на финансирование феде­ральных целевых программ.

В четвертом чтении законопроект рассматривается Государст­венной Думой в течение 15 дней со дня принятия законопроекта в третьем чтении. При рассмотрении в четвертом чтении указанный законопроект голосуется в целом. Внесение в него поправок не до­пускается.

Принятый Государственной Думой федеральный закон о фе­деральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Феде­рации.

Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федераль­ном бюджете на очередной финансовый год в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой. При рассмотрении фе­деральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год голосуется на предмет его одобрения в целом.

Одобренный Советом Федерации федеральный закон о феде­ральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписа­ния и обнародования.

3. Организация исполнения бюджетов. Исполнение бюджета — важ­нейший этап бюджетного процесса, который предусматривает обес­печение полного и своевременного поступления всех предусмотрен­ных по бюджету доходов и финансирование всех запланированных бюджетных расходов.

Работа по исполнению бюджетов всех уровней завершается в Российской Федерации 31 декабря. Счета, используемые для исполнения феде­рального бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.

4. Отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной, полугодовой и годовой. Сбор, свод, составление и представление отчетности об исполнении бюджета осуществляется уполномоченным исполнительным органом.

Отчет об исполнении бюджета готовится на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. При рассмотрении отчета об исполнении бюджета в орга­нах исполнительной власти субъекта РФ, местного самоуправления может быть назначена внутренняя проверка отчета, которая осуще­ствляется Минфином России в соответствии с заключенными со­глашениями.

Отчет об исполнении бюджета представляется в соответствую­щий представительный орган в форме проекта закона (решения) вместе с документами и материалами, предусмотренными Бюджет­ным кодексом РФ. До начала рассмотрения отчета об исполнении бюджета представительным органом проводится внешняя проверка отчета. Решение по отчету принимается после получения результа­тов проверки.

 

Бюджеты субъектов РФ

[ 1 ] с. 78-81

Областной бюджет

               [ 1 ] с. 78-79

Местные бюджеты

              [ 1 ] с.79-81

Областной бюджет

Бюджеты субъектов РФ — это фонды денежных средств, пред­назначенных для реализации задач и функций, возлагаемых на органы государственной власти соответствующих субъектов РФ (ст. 15 Бюджетного кодекса РФ).

В Российской Федерации 85 субъектов, что означает существо­вание 83 региональных бюджетов. Региональным бюджетом следу­ет считать консолидированный бюджет, в который входят област­ной бюджет и бюджеты муниципальных образований.

Областной бюджет — это бюджет региональных органов власти, т.е. бюджет областного правительства. Региональный бюд­жет по своей структуре зависит от того, чем является регион: рес­публикой, краем, областью или округом. Города Москва и Санкт-Петербург — субъекты Российской Федерации.

Структуру доходов и расходов бюджетов субъектов Федерации следует рассматривать в увязке с их полномочиями в области бюд­жетных отношений и распределением доходов и расходов между бюджетом регионального органа власти и местными бюджетами.

Формирование доходной части региональных бюджетов про­исходит за счет трех групп доходов:

1. налоговые доходы — федеральные налоги и сборы, региональ­ные налоги и сборы, местные налоги и сборы;

2. неналоговые доходы — доходы от использования имущества, находящегося в региональной собственности, суммы штрафов, конфискаций и компенсаций;

3. безвозмездные перечисления — поступления средств от бюд­жетов других уровней, поступления от нерезидентов, поступле­ния от организаций.

Ст. 86 Бюджетного кодекса предусматривает перечень конкрет­ных расходов, финансируемых исключительно из бюджетов субъек­тов Федерации:

ü обеспечение функционирования органов законодательной и исполнительной власти субъекта РФ;

ü обслуживание и погашение государственного долга субъекта РФ;

ü проведение референдумов в субъекте РФ;

ü обеспечение реализации региональных программ;

ü содержание и развитие учреждений и организаций жилищно-коммунального хозяйства;

ü прочие цели, связанные с реализацией полномочий субъек­та РФ.

Местные бюджеты

Местные бюджеты играют важную роль в социально-экономическом развитии, обеспечении финансирования детских до­школьных учреждений, школ, медицинских и социальных учреж­дений.

28 августа 1995 г. был принят Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» № 154-ФЗ. Этот закон определил роль местного самоуправления и его экономические и финансовые основы. На основании этого закона появилось понятие «муниципальное образование».

Муниципальное образование — городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, в кото­рых осуществляется местное самоуправление, имеются муници­пальная собственность и местный бюджет.

Доходы местных бюджетов состоят:

· из закрепленных доходов, включающих в себя доходы от сдачи в аренду, штрафы, госпошлины, местные налоги и сборы (зе­мельный налог, налог на имущество других лиц, налог на рекла­му, налог на наследство и дарение, местные лицензионные сбо­ры, прочие собственные доходы);

· регулирующих доходов, включающих в себя федеральные на­логи (акцизы, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, лесные подати, плату за пользование водными объектами, экологические платежи, лицензионные сборы, плата за пользование недрами, налог на игорный бизнес, прочие феде­ральные регулирующие налоги); налоги субъекта РФ (налог на имущество организации, налог с продаж, единый налог на вме­ненный доход, прочие регулирующие налоги субъекта РФ);

· финансовой помощи, включающей в себя дотации, субвен­ции, средства фонда поддержки муниципальных образований, средства по взаимным расчетам.

Расходная часть местных бюджетов включает расходы, свя­занные:

· с решением вопросов местного значения, установленные зако­нодательством РФ и законодательством субъекта РФ;

· осуществлением отдельных государственных полномочий, пе­реданных органам местного самоуправления;

· обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;

· обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам.

 

Внебюджетные фонды

                 [ 1 ] с. 82-91 [ 2 ] с. 145-156 [ 3 ] с. 111-118

Пенсионный фонд РФ

                        [ 1 ] с. 84-85 [ 2 ] с. 147-150 [ 3 ] с. 111-114

Пенсионный фонд РФ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.193.158 (0.13 с.)