Понятие и функции государственного кредита 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и функции государственного кредита



Государственный кредит представляет собой совокупность экономических отношений между государством, в лице его органов власти и управления, с одной стороны, физическими и юриди­ческими лицами — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта.

Как экономическая категория государственный кредит отли­чается от других кредитов тем, что он обеспечивается собствен­ностью, находящейся в распоряжении государства. Государствен­ный кредит в качестве звена финансовой системы обслуживает формирование и использование централизованных денежных средств государства, т. е. бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов.

Основой государственного кредита является добровольность, возвратность, платность и использование на общегосударствен­ном уровне по конкретным направлениям.

Функции государственного кредита: фискальная; регулирую­щая; контрольная.

Фискальная функция означает, что с помощью государственно­го кредита формируется централизованный денежный фонд госу­дарства. Государство-заемщик обеспечивает дополнительные сред­ства для финансирования своих расходов. Налоговые поступления не успевают за быстрыми темпами роста расходов, а фискальная функция госкредита делает налоговое бремя более равномерным по времени. Если мобилизуемый капитал вложен производитель­но, то займы погашаются прибылью, а если непроизводительно, то опять повышаются налоги или выпускаются новые займы. Раз­мещение новых займов для погашения задолженности уже выпу­щенных займов называется рефинансированием государственно-, го долга. Чем выше доходность государственных займов для инве­сторов, тем большую часть налогов вынуждено государство на­правлять на их погашение. Чем выше величина государственного долга, тем выше доля средств на его обслуживание.

Регулирующая функция выражается в многовариантном воздей­ствии на экономику страны:

· на состояние денежного обращения через размещение займов среди различных групп инвесторов (если государство мобилизует средства населения, то оно понижает платежеспособный спрос, если государство привлекает накопления юридических лип для выплат населению, то количество денег в обращении увеличива­ется);

· на уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов. Если государство — заемщик, то оно увеличивает спрос на заемные средства, и этим способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем более дорогим становится кредит для всех субъек­тов хозяйствования. В этом случае субъекты хозяйствования умень­шают инвестиции в производство и более склонны вкладывать деньги в ценные бумаги;

· на занятость и производство. Это воздействие всегда положи­тельно, если государство выступает как кредитор или как гарант. Государство может брать на себя погашение задолженности бан­кам по кредитам предпринимателей, которые осваивают новые рынки сбыта отечественной продукции или вкладывают кредиты в производство.

Контрольная функция государственного кредита имеет следую­щие специфические особенности:

· государственный кредит тесно связан с деятельностью госу­дарства и состоянием централизованного фонда денежных средств;

· государственный кредит охватывает двухстороннее движение стоимости, т. е. предполагает возвратность и возмездность предоставляемых в кредит средств;

· осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

Таким образом, контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

 

Формы внутреннего кредита

Государственный кредит может быть внутренним и внешним. К основным формам внутреннего кредита относятся:

ü обращение части вкладов населения в государственные займы, т.е. сберегательные учреждения предоставляют кредит государству за счет заемных средств, а именно депозита. Особенность этого кредита в том, что сберегательные учреждения выступают как посредники, которые действуют без ведома реальных владельцев вкладов. Сберегательные учреждения покупают у государства цен­ные бумаги и продают их населению;

ü заимствование средств общегосударственного ссудного фонда. В этом случае правительство занимает у Центробанка России сред­ства для погашения дефицита бюджета и возмещает долг, образо­вавшийся в прошлые годы;

ü казначейские ссуды, т. е. оказание финансовой помощи за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возврат­ности;

ü государственные займы — привлечение свободных денежных средств предприятий, населения на финансирование общегосу­дарственных потребностей путем выпуска и реализации ценных бумаг;

ü займы, выпущенные региональными органами власти или от­дельными субъектами хозяйствования, гарантированные государ­ством.

Государственные займы классифицируются следующим обра­зом (табл. 3.2).

Обеспечением государственного долга служат все активы, на­ходящиеся в распоряжении РФ (национальная валюта, иностран­ная валюта, ценные бумаги и депозиты).

Высшим органом управления государственным долгом на уровне Российской Федерации является Федеральное Собрание, которое устанавливает максимальные размеры как привлечения средств для финансирования бюджетного дефицита, так и кредитования за счет средств бюджета.

Для оптимизации управления внутренними и внешними заим­ствованиями Правительство разрабатывает две программы: про­грамму государственных внешних заимствований и программу го­сударственных внутренних заимствований, — которые представ­ляют собой перечень заимствований на очередной финансовый год с указанием целей, источников, сроков возврата. Эти про­граммы представляются Федеральному Собранию вместе с про­ектом бюджета на очередной финансовый год и подлежат утверж­дению. Единственным эмитентом государственных ценных бумаг от лица Федерации является Министерство финансов РФ, кото­рое устанавливает конкретные сроки и объемы их выпуска.

Центральный банк РФ осуществляет, в соответствии с Бюд­жетным кодексом РФ, функции генерального агента по обслужи­ванию государственного внутреннего долга на безвозмездной ос­нове.

Правительство РФ совместно с Минфином России и Цент­ральным банком России осуществляет регулирование рынка госу­дарственных ценных бумаг. Используемые ими меры можно ус­ловно разделить на группы:

«пожарные» меры, к которым следует отнести увеличение ставки рефинансирования, ломбардных ставок, интервенции Централь­ного банка России на рынке ценных бумаг и валютном рынке; эти меры, как показал августовский кризис 1998 г., оказываются дей­ственными лишь короткий промежуток времени (2 — 3 дня);

иностранные заимствования, при этом для воздействия на рынок ценных бумаг достаточно психологической уверенности,

Государственные займы

Государственные займы — привлечение свободных денежных средств предприятий, населения на финансирование общегосу­дарственных потребностей путем выпуска и реализации ценных бумаг.

Государственные займы классифицируются следующим обра­зом:

             Классификация государственных займов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.193.158 (0.014 с.)