Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Состав и структура расходов бюджета
Расходы бюджета представляют экономические отношения, которые возникают между государством с одной стороны и предприятиями, организациями и гражданами — с другой в процессе распределения и использования по различным направлениям средств бюджетного фонда. Расходы бюджета согласно Бюджетному кодексу РФ — это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Расходы бюджета могут классифицироваться по разным признакам. Один из важнейших — финансирование выполняемых государством функций: экономической, социальной, оборонной и др. Из федерального бюджета финансируются следующие виды обязательных расходов: 1. содержание органов государственной власти РФ; 2. осуществление экономической деятельности РФ; 3. оборона и обеспечение безопасности, оборонное производство; 4. обустройство государственной границы; 5. финансирование фундаментальной науки; 6. образование государственных материальных и финансовых резервов; 7. регулирование финансового потенциала субъектов РФ; 8. погашение и обслуживание государственного долга РФ; 9. другие расходы, предусматриваемые в федеральном бюджете на соответствующий год; 10. на социально-культурные мероприятия и науку; 11. развитие экономики; 12. правоохранительную деятельность; Расходы бюджета подразделяются также на собственно расходы и на предоставление ссуд. Ссуды, в свою очередь, могут быть: внутренние — ссуды бюджетам нижестоящего уровня и предприятиям отдельных отраслей, инвестиционные кредиты, зарубежные кредиты, предоставляемые хозяйствующим структурам под гарантии федерального правительства; внешние, относящиеся к компетенции федерального уровня, — государственные кредиты странам СНГ и зарубежным государствам. Следующий признак экономической классификации расходов — их роль в процессе общественного воспроизводства. Это текущие расходы и расходы капитального характера, обеспечивающие развитие отраслей хозяйства и социальной сферы. Текущие затраты: 1. содержание органов государственной власти и управления; содержание правоохранительных органов; 2. расходы на оборону, науку, социальную сферу; 3. отдельные компенсационные расходы по отраслям хозяйства;
4. проценты по внутреннему и внешнему государственному долгу; 5. бюджетные ссуды на текущие расходы и др.; Расходы капитального характера: 1. новое строительство; 2. развитие объектов государственной и муниципальной собственности; 3. реконструкция и др. Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах: 1. ассигнования на содержание бюджетных учреждений; 2. средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам; 3. трансферты населению; 4. ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, правовыми актами представительных органов местного самоуправления; 5. ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти; 6. ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов; 7. бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств); 8. субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам; 9. инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц; 10. межбюджетные трансферты; 11. кредиты и займы внутри страны за счет государственных внешних заимствований; 12. кредиты иностранным государствам; 13. средства на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий. Бюджетный дефицит Практическое использование бюджетных отношений для реализации возложенных на государство функций позволяет говорить о трех возможных состояниях бюджетного фонда — дефицитном, профицитном и сбалансированном. Они отражают различное соотношение доходной и расходной частей бюджета. Когда расходы бюджета превышают его доходы, образуется отрицательное бюджетное сальдо, или дефицит бюджета. Профицит — положительное сальдо бюджета — представляет собой обратное соотношение, т.е. превышение доходов над расходами. Сбалансированным является бюджет, в котором расходная и доходная части равны.
В 2000 г. впервые был достигнут профицит федерального бюджета, который составил 173,5 млрд р., или 2,5 % ВВП. Дефицит бюджета — это превышение расходов бюджета над его доходами. Дефицит бюджета — категория денежного хозяйства, которая выражает объективные экономические отношения, возникающие между участниками воспроизводственного процесса при использовании государством денежных средств сверх имеющихся бюджетных доходов. Конкретные причины отставания темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов могут быть различными, в частности: 1. кризисные явления в экономике; 2. неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране; 3. чрезвычайные обстоятельства (войны, крупные стихийные бедствия); 4. милитаризация экономики в мирное время; 5. осуществление крупных централизованных вложений в развитие производства и изменение его структуры; 6. чрезмерное увеличение темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта. По поводу влияния бюджетного дефицита на развитие экономики существуют противоречивые мнения. Сторонники концепции дефицитного финансирования бюджетных расходов считают, что: · бюджетный дефицит не является деструктивным фактором; · для состояния национальной экономики он не представляет опасности, так как все расходы, в том числе превышающие доходы, совершаются на территории данного государства и способствуют росту благосостояния страны; · дефицит бюджета означает увеличение доходов хозяйствующих субъектов и населения (получателей бюджетных средств), что стимулирует рост покупательской способности, производительности труда и расширение национального производства. Это, в свою очередь, приводит к росту налоговых поступлений. Экономисты, придерживающиеся противоположной позиции, высказывают следующие опасения по поводу бюджетного дефицита: · хронические дефициты неизбежно потребуют более высоких налогов в будущем, что равнозначно переложению текущего экономического бремени на будущие поколения; · для покрытия дефицита должны привлекаться экстраординарные доходы — эмиссия денег, расширение заимствований, что ведет к расстройству денежно-кредитной системы, девальвации национальной валюты, к росту внутреннего и внешнего долга государства; Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 5 % объема доходов его бюджета. Размер дефицита местного бюджета не может превышать 3 % объема доходов местного бюджета. Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ. Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются: 1) внутренние источники в следующих формах: · кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте РФ; · государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
· бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; · поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности; · сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам; · изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета; 2) внешние источники в следующих формах: · государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; · кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.
Бюджетный процесс Бюджетный процесс — регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Бюджетный процесс подразумевает наличие участников этого процесса, порядок и последовательность их вступления в бюджетные отношения. Участники бюджетного процесса наделены определенными бюджетными полномочиями. Применительно к федеральному уровню участники бюджетного процесса имеют следующие полномочия. Президент РФ — не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году, направляет Бюджетное послание Федеральному Собранию РФ, в котором определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год. Государственная Дума и Совет Федерации РФ — рассматривают и утверждают федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов, формируют Счетную палату РФ. Правительство РФ — осуществляет сводное финансовое планирование, составляет проект федерального бюджета, вносит его с необходимыми документами и материалами на утверждение в Федеральное Собрание РФ, исполняет бюджет, в том числе осуществляет сбор доходов бюджета, управление государственным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета, представляет отчет об исполнении бюджета. Аналогичные полномочия Правительство РФ осуществляет по отношению к государственным внебюджетным фондам.
Банк России — совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает денежные счета Казначейства РФ, осуществляет функции генерального агента по государственным пенным бумагам РФ. Органы государственного финансового контроля — осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, федеральных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации. Министерство финансов РФ обладает следующими бюджетными полномочиями: · составляет проект федерального бюджета и представляет его в правительство РФ, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов; · представляет сторону государства в договорах о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе и гарантий за счет средств федерального бюджета; · осуществляет методическое руководство в области составления проекта федерального бюджета и исполнения федерального бюджета; · составляет сводную бюджетную роспись федерального бюджета; · разрабатывает прогноз консолидированного бюджета РФ; Государственные внебюджетные фонды — органы управления этих фондов составляют проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов и отчеты об их исполнении. Главный распорядитель средств федерального бюджета: · составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполняет соответствующую часть бюджета; · определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат; · утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений; · осуществляет контроль получателей бюджетных средств в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата, представления отчетности, выполнения заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг; · готовит и представляет сводный отчет об исполнении бюджета по выделенным средствам, сводную смету доходов и расходов, а также отчет о выполнении задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг; Бюджетное учреждение: · отражает в смете доходов и расходов все доходы, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; · составляет и представляет бюджетную заявку на очередной финансовый год; · использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным казначейством РФ.
Бюджетный цикл — длительность деятельности государственных органов и органов местного самоуправления от начала составления бюджета до утверждения отчета о его исполнении. Применительно к федеральному бюджету бюджетный цикл длится около 2,5 лет: ¾ составление проекта федерального бюджета начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года; ¾ годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря; ¾ ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона. В рамках одного календарного (финансового) года находится в работе несколько бюджетов: исполняется бюджет текущего года; планируется бюджет на очередной финансовый год; готовится отчет об исполнении бюджета за прошлый год. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ выделяют следующие стадии бюджетного процесса: 1. составление проектов бюджетов; 2. рассмотрение и утверждение бюджетов; 3. исполнение бюджетов; 4. подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета. Каждая стадия имеет свое назначение, все они должны быть соблюдены в установленные законодательством сроки. 1. Составление проекта федерального бюджета. Составление проекта федерального бюджета является прерогативой Правительства РФ. По его поручению проект бюджета разрабатывается Министерством финансов РФ. Работа над проектом начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года. Федеральный бюджет формируется в два этапа. Все работы по подготовке и согласованию показателей проекта федерального бюджета и сопутствующих ему материалов должны быть завершены до 15 июля года, предшествующего планируемому. Правительство РФ с 15 июля по 15 августа рассматривает: ü прогноз социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и уточненные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу; ü проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год; ü проект перспективного финансового плана; ü другие документы и материалы, характеризующие бюджетно-финансовую политику в очередном финансовом году и на среднесрочную перспективу, представленные Минфином России, Минэкономразвития России, другими федеральными органами исполнительной власти; ü утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу. 2. Рассмотрение и утверждение федерального бюджета. Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы не позднее 1 августа. Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в четырех чтениях. В первом чтении (длится 30 дней) обсуждается: концепция проекта федерального закона о федеральном бюджете; прогноз социально-экономического развития РФ; основные направления бюджетной и налоговой политики; основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ; проект программы государственных внешних заимствований РФ; основные характеристики федерального бюджета. Во втором чтении законопроект рассматривается Государственной Думой в течение 15 дней со дня принятия законопроекта в первом чтении. Во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. В третьем чтении законопроект рассматривается Государственной Думой в течение 25 дней со дня принятия законопроекта во втором чтении. В третьем чтении утверждаются: распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ по субъектам РФ; основные показатели государственного оборонного заказа; расходы федерального бюджета на финансирование федеральных целевых программ. В четвертом чтении законопроект рассматривается Государственной Думой в течение 15 дней со дня принятия законопроекта в третьем чтении. При рассмотрении в четвертом чтении указанный законопроект голосуется в целом. Внесение в него поправок не допускается. Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации. Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой. При рассмотрении федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год голосуется на предмет его одобрения в целом. Одобренный Советом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. 3. Организация исполнения бюджетов. Исполнение бюджета — важнейший этап бюджетного процесса, который предусматривает обеспечение полного и своевременного поступления всех предусмотренных по бюджету доходов и финансирование всех запланированных бюджетных расходов. Работа по исполнению бюджетов всех уровней завершается в Российской Федерации 31 декабря. Счета, используемые для исполнения федерального бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря. 4. Отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной, полугодовой и годовой. Сбор, свод, составление и представление отчетности об исполнении бюджета осуществляется уполномоченным исполнительным органом. Отчет об исполнении бюджета готовится на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. При рассмотрении отчета об исполнении бюджета в органах исполнительной власти субъекта РФ, местного самоуправления может быть назначена внутренняя проверка отчета, которая осуществляется Минфином России в соответствии с заключенными соглашениями. Отчет об исполнении бюджета представляется в соответствующий представительный орган в форме проекта закона (решения) вместе с документами и материалами, предусмотренными Бюджетным кодексом РФ. До начала рассмотрения отчета об исполнении бюджета представительным органом проводится внешняя проверка отчета. Решение по отчету принимается после получения результатов проверки.
Бюджеты субъектов РФ [ 1 ] с. 78-81 Областной бюджет [ 1 ] с. 78-79 Местные бюджеты [ 1 ] с.79-81 Областной бюджет Бюджеты субъектов РФ — это фонды денежных средств, предназначенных для реализации задач и функций, возлагаемых на органы государственной власти соответствующих субъектов РФ (ст. 15 Бюджетного кодекса РФ). В Российской Федерации 85 субъектов, что означает существование 83 региональных бюджетов. Региональным бюджетом следует считать консолидированный бюджет, в который входят областной бюджет и бюджеты муниципальных образований. Областной бюджет — это бюджет региональных органов власти, т.е. бюджет областного правительства. Региональный бюджет по своей структуре зависит от того, чем является регион: республикой, краем, областью или округом. Города Москва и Санкт-Петербург — субъекты Российской Федерации. Структуру доходов и расходов бюджетов субъектов Федерации следует рассматривать в увязке с их полномочиями в области бюджетных отношений и распределением доходов и расходов между бюджетом регионального органа власти и местными бюджетами. Формирование доходной части региональных бюджетов происходит за счет трех групп доходов: 1. налоговые доходы — федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы, местные налоги и сборы; 2. неналоговые доходы — доходы от использования имущества, находящегося в региональной собственности, суммы штрафов, конфискаций и компенсаций; 3. безвозмездные перечисления — поступления средств от бюджетов других уровней, поступления от нерезидентов, поступления от организаций. Ст. 86 Бюджетного кодекса предусматривает перечень конкретных расходов, финансируемых исключительно из бюджетов субъектов Федерации: ü обеспечение функционирования органов законодательной и исполнительной власти субъекта РФ; ü обслуживание и погашение государственного долга субъекта РФ; ü проведение референдумов в субъекте РФ; ü обеспечение реализации региональных программ; ü содержание и развитие учреждений и организаций жилищно-коммунального хозяйства; ü прочие цели, связанные с реализацией полномочий субъекта РФ. Местные бюджеты Местные бюджеты играют важную роль в социально-экономическом развитии, обеспечении финансирования детских дошкольных учреждений, школ, медицинских и социальных учреждений. 28 августа 1995 г. был принят Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» № 154-ФЗ. Этот закон определил роль местного самоуправления и его экономические и финансовые основы. На основании этого закона появилось понятие «муниципальное образование». Муниципальное образование — городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, в которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность и местный бюджет. Доходы местных бюджетов состоят: · из закрепленных доходов, включающих в себя доходы от сдачи в аренду, штрафы, госпошлины, местные налоги и сборы (земельный налог, налог на имущество других лиц, налог на рекламу, налог на наследство и дарение, местные лицензионные сборы, прочие собственные доходы); · регулирующих доходов, включающих в себя федеральные налоги (акцизы, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, лесные подати, плату за пользование водными объектами, экологические платежи, лицензионные сборы, плата за пользование недрами, налог на игорный бизнес, прочие федеральные регулирующие налоги); налоги субъекта РФ (налог на имущество организации, налог с продаж, единый налог на вмененный доход, прочие регулирующие налоги субъекта РФ); · финансовой помощи, включающей в себя дотации, субвенции, средства фонда поддержки муниципальных образований, средства по взаимным расчетам. Расходная часть местных бюджетов включает расходы, связанные: · с решением вопросов местного значения, установленные законодательством РФ и законодательством субъекта РФ; · осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления; · обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам; · обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам.
Внебюджетные фонды [ 1 ] с. 82-91 [ 2 ] с. 145-156 [ 3 ] с. 111-118
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.30.232 (0.089 с.) |