Пособие по изучению Библии в субботней школе С комментариями для учителей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пособие по изучению Библии в субботней школе С комментариями для учителей



Пособие по изучению Библии в субботней школе с комментариями для учителей

IV квартал 2020 года

Христианское образование

Цитаты из Библии приводятся по русскому Синодальному переводу за исключением тех случаев, когда указана аббревиатура, обозначающая один из следующих переводов Библии на русский язык:

ИПБ — перевод Института перевода Библии в Заокском; РБО — перевод Российского Библейского общества.

Содержание:

Урок 1. Образование в Едемском саду. 2

Комментарии к уроку 1. 6

Урок 2. Семья. 8

Комментарии к уроку 2. 11

Урок 3. Закон как учитель. 14

Комментарии к уроку 3. 17

Урок 4. Очи Господни: библейское мировоззрение. 19

Комментарии к уроку 4. 23

Урок 5. Иисус — величайший Учитель. 25

Комментарии к уроку 5. 28

Урок 6. Другие уроки величайшего Учителя. 30

Комментарии к уроку 6. 34

Урок 7. Поклонение в образовании. 36

Комментарии к уроку 7. 39

Урок 8. Образование и искупление. 41

Комментарии к уроку 8. 45

Урок 9. Церковь и образование. 47

Комментарии к уроку 9. 50

Урок 10. Образование в области гуманитарных и естественных наук. 53

Комментарии к уроку 10. 56

Урок 11. Христианин и труд.. 59

Комментарии к уроку 11. 62

Урок 12. Суббота: познавать Божий характер на опыте. 64

Комментарии к уроку 12. 67

Урок 13. Образование и обучение в вечности. 69

Комментарии к уроку 13. 73

«Начало мудрости — страх Господень, и познание Святого — разум» (Притч.9:10).

Подумайте над вышеприведенным текстом. Он включает в себя два тесно связанных понятия: «страх» — в значении «благоговейный трепет, волнение, почтение» от осознания славы и силы Бога; и «познание» — в значении «постижение, исследование и понимание» истины о характере Бога. Следовательно, мудрость, познание и разум коренятся в Самом Боге.

Это вполне логично. Ведь Бог — Источник всего сущего, единственный, Кто создал и поддерживает все сущее (см. Иоан.1:1–3; Кол.1:16-17). Что бы мы ни изучали, о чем бы ни знали — о кварках (Кварк — фундаментальная точечная частица в Стандартной модели в физике элементарных частиц, обладающая электрическим зарядом, кратным трем, не наблюдаемая в свободном состоянии, но входящая в состав адронов (протонов и нейтронов), гусеницах, сверхновых звездах, ангелах, демонах, «начальствах и властях на небесах» (Ефес.3:10), все существует только благодаря Богу. Следовательно, Источник всякого истинного знания, мудрости и разума — Сам Господь.

Писание ясно говорит: «Бог есть любовь» (1Иоан.4:8), вот как это представлено у Эллен Уайт: «Любовь как основа Творения и искупления является движущей силой правильного воспитания. Об этом доступно сказано в законе, данном Богом как руководство в жизни. Первая и наибольшая заповедь гласит: „Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим“ (Лук.10:27). Любовь к Нему, безграничная, всепоглощающая, пронизывающая всю нашу сущность и разумение и очаровывающая сердце, является непременным условием наилучшего развития всех наших способностей. Это значит, что во всем: в теле, в разуме и в душе восстановится Божий образ» (Воспитание, с. 16).

Поскольку Господь является Источником всякого истинного знания, всякого истинного образования, все христианское образование должно направлять наш ум к Нему и к Его собственному откровению о Себе. Через природу, через записанное Слово, через откровение Христа в этом Слове нам дано все необходимое и даже больше, чтобы прийти к спасительным отношениям с нашим Господом и действительно любить Его всем сердцем и всей душой. Природа, даже оскверненная тысячелетиями греха, все еще свидетельствует, и достаточно определенно, о благостном характере Бога, если изучать ее во свете Писания. Но записанное Слово, Писания, — это совершенный образец истины, величайшее откровение о том, Кто есть Бог и что Он совершил и совершает для человечества. Писание, его весть о Творении и искуплении должны быть средоточием христианского образования.

Апостол Иоанн сказал, что Иисус Христос есть «Свет… Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Иоан.1:9). Иными словами, как лишь через Иисуса каждое человеческое существо получает жизнь, так через Иисуса каждый человек получает и Божественный свет, некоторое понимание трансцендентных, то есть недоступных опытному познанию, истины и благости.

Тем не менее все мы пребываем в борьбе — великой борьбе, в которой враг душ человеческих прикладывает все усилия, чтобы помешать нам получить эти познания. Таким образом, что бы еще ни включало в себя христианское образование, оно должно помочь ученикам лучше понять свет, посланный нам Богом с небес.

В противном случае, по словам Иисуса, «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Марк.8:36). Какая вам польза от блестящего образования в области науки, литературы, экономики или техники, если в конце жизни вы столкнетесь со второй смертью в озере огненном? Ответ очевиден, не так ли?

Именно поэтому на наших уроках в текущем квартале мы будем размышлять над тем, что значит получить христианское образование и каким образом мы как церковь можем сделать его доступным для всех членов нашей церковной семьи.

 

 

Данное пособие по изучению Библии в субботней школе написано руководителями адвентистских колледжей и университетов Северной Америки.

Урок 1. Образование в Едемском саду

Библейские тексты для исследования: Быт.2:7–23; 3:1–6; 2Петр.1:3–11; 2:1–17; Евр.13:7,17,24.

Памятный стих: «Бог высок могуществом Своим, и кто такой, как Он, наставник?» (Иов.36:22).

Большинству изучающих Библию известны изложенная в Быт.1–3 история и ее действующие лица: Бог, Адам, Ева, ангелы, змей. Окружающая обстановка представляет собой великолепный сад в раю под названием Едем. Сюжетная линия повествования следует логической последовательности событий. Бог творит. Он наставляет Адама и Еву. Адам и Ева согрешают. Они изгнаны из Едема. Однако более внимательный взгляд на первые главы Бытия, особенно с точки зрения образования, позволит нам понять обстановку в раю и действия персонажей.

«Образец воспитания, заложенный при сотворении, является примером для человека на протяжении всей истории земли. Школа, основанная в Едеме, райском доме наших первых родителей, была иллюстрацией Его принципов. Едемский сад представлял собой обширный класс, природа — учебник, Сам Создатель был Учителем, а родители всех человеков — учащимися» (Э. Уайт. Воспитание, с. 20).

Господь был учредителем, директором и учителем этой первой школы. Но, как мы знаем, Адам и Ева в конечном счете выбрали другого учителя и усвоили неправильные уроки. Что случилось? Почему и какие уроки мы можем извлечь из этого раннего описания образования? Как эти уроки могут помочь нам сегодня?

 

Воскресенье. Первая школа

Мы не думаем о саде как о классной комнате, и это вполне логично, особенно для такого места, как Едем, наполненного нетронутыми богатствами Божьего творения. Сегодня нам трудно себе представить, как много эти непавшие существа в непавшем мире, которых учил непосредственно их Создатель, должны были изучать в этом «классе».

Хотя мы живем во время, далеко отстоящее от времени существования рая, однако все же можем извлечь уроки из природы (см. Пс.18:2–4; Рим.1:20). Какие это уроки и что мы можем извлечь из них, интерпретируя их в свете Священного Писания?

 

Понедельник. Вторжение

Одна из великих радостей для многих учителей — обустройство их кабинетов: развешивание досок объявлений, подготовка оборудования и расстановка мебели наиболее подходящим образом. Анализируя Божье ви́дение класса, который был Едемским садом, мы видим Его заботу в подготовке образовательной среды для Адама и Евы. Господь хотел, чтобы их окружала красота. Только представьте себе: каждый цветок, птица, животное и дерево предоставляли Адаму и Еве возможность больше узнать об их мире и Создателе.

Тем не менее, повествование Быт.2 противопоставлено рассказу Быт.3. До сих пор мы говорили о том добром, что Господь создал для человека. Кроме того, читая Быт.3:1, мы приходим к выводу, что Он дал человеку свободу воли. Присутствие змея, который «был хитрее всех зверей полевых», — это отход от используемого доселе языка. «Хорошо весьма», «не стыдились», «приятное» — такие определения изображали Божье творение в предыдущих главах. Но теперь, с появлением змея, тон меняется. Слово «хитрый» некоторые переводят как «коварный». В совершенное окружение внезапно вторгается отрицательный элемент.

Господь ясно выразил Свои ожидания от человеческой пары в саду. Из Божьей заповеди в Быт.2:16-17 мы знаем, что Он установил одно ключевое правило, которому люди должны подчиняться, — не есть от запретного дерева.

Какие бы уроки мы ни извлекли из этой истории, следует отметить: Адам и Ева были созданы как свободные нравственные существа, способные выбирать между послушанием и непослушанием. Следовательно, с самого начала, даже в непавшем мире, мы можем видеть реальность свободы воли человека.

Прочитайте Быт.3:1–6 и обсудите использованные змеем слова, которые затем повторила Ева. Что вы замечаете в сведениях, предложенных Еве змеем? Как после слов змея Ева начала относиться к дереву познания добра и зла?

Господь предупредил Адама: если он вкусит от дерева, то «смертью умрет» (Быт.2:17). Повторив это повеление, Ева не выразила его настолько же сильно, ибо пропустила слово «смертью» (Быт.3:3). В следующем стихе мы видим: змей также произносит слово «умрете», но в полном противоречии с тем, что сказал Бог. Итак, хотя в саду Еве преподавал Сам Бог, она не передала Его предостережение дословно.

 

Вторник. Пропуская весть

Хотя Ева правильно поняла сказанное ей Господом, но, очевидно, не вполне осознавала серьезность Его слов. Трудно преувеличить последствия ее действий.

Таким образом, когда Ева неожиданно встретилась со змеем, она повторила ему (не вполне точно), что Бог сказал о деревьях в саду (см. Быт.3:2-3). Конечно, эта весть не была новой для змея. Он был знаком с Божьим повелением, поэтому хорошо подготовился, чтобы исказить его, и воспользовался наивностью Евы.

Среда. Возвращая потерянное

Когда Адам и Ева решили последовать вести змея, они столкнулись, среди многих других последствий, с изгнанием из Божьего «класса». Подумайте о том, что потеряли наши прародители из-за своего греха. Понимая их падение, мы можем лучше осознать цель образования для нас в нынешнем веке. Несмотря на изгнание первых людей, жизнь в несовершенном мире открыла новое предназначение образования.

Если образование до грехопадения было Божьим способом ознакомления Адама и Евы с Ним, Его характером, благостью и любовью, то после их изгнания дело образования должно заключаться в том, чтобы заново познакомить человечество с этими понятиями, а также помочь воссоздать образ Божий в нас. Несмотря на физическую удаленность от присутствия Господа, Его дети все еще могут познать Бога, Его доброту и любовь. Посредством молитвы, служения и изучения Его Слова мы можем приближаться к нашему Творцу, как это делали Адам и Ева в Едеме.

Добрая весть заключается в том, что благодаря Иисусу и плану искупления для нас не все безвозвратно потеряно. У нас есть надежда на спасение и восстановление. Великая задача христианского образования заключается в том, чтобы указывать ученикам на Иисуса, Его свершения ради нас и предложенное Им восстановление.

Прочитайте 2Петр.1:3–11. В свете всего, что было потеряно, когда люди покинули сад, эти стихи служат ободрением, свидетельствуя о том, что многое можно обрести вновь. По словам Петра, что мы должны делать в стремлении восстановить образ Божий в нас?

Через Иисуса нам было дано «все потребное для жизни и благочестия». Какое обетование! Что же представляет собой это «все потребное»? Петр дает нам перечень: вера, добродетель, рассудительность, воздержание, терпение и так далее. Обратите внимание: среди прочих качеств Петр упоминает рассудительность (греч. гно́сис — знание, понимание). Конечно, знание связано с образованием. Истинное образование приведет к истинному познанию Христа, поэтому мы не только станем более похожими на Него, но и сможем поделиться своими знаниями о Нем с другими.

Комментарии к уроку 1

Часть I. Обзор

В начале, после сотворения Земли, не было ни общеобразовательных школ, ни университетов. Но даже без книг, лекционных аудиторий, интернета и гаджетов из поколения в поколение люди передавали знания, исполненные мудрости и силы. Сквозь пар, который орошал землю (см. Быт.2:6), можно было различить образ Учителя (Бога), классную комнату в раю и двух новых учеников из глины, недавно оживленных Его дыханием (см. Быт.2:7). Нечасто об Эдемском саде думают как о классной комнате, в которой Бог восседает в качестве Наставника, однако урок этой недели именно об этом.

Первые главы книги Бытие мы можем изучать двумя разными способами. Во-первых, мы можем поставить себя на место Адама и Евы и побыть слушателями на мастер-классах по истории Творения, по предназначению и обязанностям человеческой семьи (см. Быт.1:26–28); посетить уроки о природе, браке (см. Быт.2:18), прослушать лекции о враге и запретном дереве (см. Быт.2:17), которые, вероятно, проводил Бог. Во-вторых, из повествования Бытия мы можем извлекать уроки так же, как из учебника. Темами для наставления и размышления могут быть природа искушения, последствия неверия и непослушания, Божий характер, обетования о спасении.

Знание исторических основ любой отрасли науки всегда приносит бо́льшее ви́дение и детальное ее понимание. Как ничто не заменит знание аксиом Евклида при изучении геометрии, так и для понимания остальной части Библии и всей истории искупления необходимо понимание первых глав Бытия.

Часть II. Комментарий

Невинность против хитрости

Описание змея в Быт.3, через которого выступал сам сатана, как «хитрого», «лукавого» и «коварного» (в разных переводах) подчеркивает важный контраст между змеем и мужчиной и его женой. Еврейское слово, переведенное как «хитрый» (ару́м), содержит в корне те же согласные и похожие гласные звуки, что и еврейское слово, переведенное как «нагий» (аро́м), которое используется во множественном числе (арумми́м) в Быт.2:25 для описания состояния Адама и Евы. При чтении вслух на иврите эти слова арумми́м/ару́м произносятся практически одно за другим и оповещают читателя о том, что здесь используется игра слов (парономазия). Далее в уроке мы рассмотрим, как невинная Ева ступает на арену опытного, коварного, хитрого обманщика. Ева и Адам съели запретный плод, и после этого все изменилось. Но как дьяволу через змея удалось это сделать? Как он смог, используя всего 26 слов (на Евр. языке, на русском — 38), убедить безгрешную, счастливую и не испытывающую ни в чем нужды Еву восстать против Бога, своего Творца, сущность Которого — любовь (см. 1Иоан.4:8)? Все, что сделал змей, достигло своей цели. Внимательно проанализировав беседу между змеем и Евой, вы как учитель сможете показать, насколько хитрой была стратегия сатаны и насколько же она действенна до сих пор, тысячелетия спустя.

Урок 2. Семья

Библейские тексты для исследования: Быт.3:1–15; 2Кор.4:6; Лук.1:26–38; Матф.1:18–24; Ефес.4:15; 1Иоан.3:18; Втор.6.

Памятный стих: «Слушай, сын мой, наставление отца твоего И не отвергай завета матери твоей» (Притч.1:8).

Мы, люди, непрестанно учимся. По сути, сама жизнь — это школа.

«Верующие люди в Израиле всегда серьезно относились к наставлению молодежи в истине. Господь заповедал, чтобы с младенческого возраста детей учили: Он велик и благ, и Божье руководство особым образом раскрывается в Его Законе и в истории Израиля. Псалмы, молитвы, Священное Писание преподносили детям в доступной форме. Родителям следовало открывать своим детям, что Закон Господень является выражением Его характера, и если они воспримут всем сердцем принципы этого Закона, то в их уме и душе отразится образ Божий. Обучение проводилось в основном в виде бесед, но молодых людей учили также читать Писания. Они могли свободно изучать свитки Ветхого Завета» (Э. Уайт. Желание веков, с. 69).

На протяжении большей части истории человечества воспитание и образование происходили в основном дома, особенно в ранние годы. Что Библия сообщает о воспитании и образовании в семье? Какой принцип мы можем извлечь для себя из этого, независимо от ситуации в нашей семье?

 

Воскресенье. Первая семья

На первых страницах Писания нам не дано никаких сведений о типе семейного воспитания и образования, существовавшем на заре истории человечества, хотя мы можем быть уверены, что тогда приобретение знаний происходило именно в семье.

«Основой основ воспитания в Едеме была семья. Адам был сыном Божьим (см. Лук.3:38) и от своего Небесного Отца получал наставления. Школа первых людей, по существу, была семейной школой» (Э. Уайт. Воспитание, с. 33).

И хотя мы точно не знаем, что именно преподавали в такой школе, но можем быть уверены: объектом изучения были чудеса Творения, а после грехопадения — план искупления.

О каких событиях и понятиях сообщают приведенные тексты и почему они, несомненно, были частью воспитания и образования, которые Адам и Ева передали своим детям? См. Быт.1,2; 3:1–15; 2Кор.4:6; Лук.10:27; Гал.3:11; Откр.22:12.

«Образец воспитания, заложенный при сотворении, является примером для человека на протяжении всей истории земли. Школа, основанная в Едеме, райском доме наших первых родителей, была иллюстрацией Его принципов» (Э. Уайт. Воспитание, с. 20).

Христианское воспитание и образование — это обязательство обучать членов семьи вероучению, поклонению, наставлению, братскому общению, благовестию и служению. Дом является местом, где вы раскрываете членам семьи любовь и обетования Бога. Это место, где Иисуса представляют детям как их Господа, Спасителя, Друга и где Библию считают Словом Божьим. В семье вы создаете образец здоровых отношений с нашим Небесным Отцом.

Тексты Быт.4:1–4 сообщают о том, как Каин и Авель приносят свои жертвы Господу. Мы, конечно, понимаем, что именно в семье они узнали о значении и важности жертвоприношения, что было частью их семейного обучения относительно плана спасения. Однако эта история показывает, что хорошее образование не всегда приводит к ожидаемому результату.

Понедельник. Детство Иисуса

Писание дает нам мало подробностей о детстве Иисуса. Многие события тех лет остаются тайной. Тем не менее мы получили некоторое представление о характере Его земных родителей, Марии и Иосифа, и это может объяснить нам некоторые моменты из детства и раннего воспитания Христа.

Еще раз прочитайте приведенную выше цитату Эллен Уайт. Как вы понимаете такие ее слова: «Сидя на коленях у Своей матери, Он теперь учился тому, что Сам некогда говорил Израилю через Моисея»? Что это говорит нам об удивительной Божьей любви? Как мы, грешные существа, должны откликнуться на эту любовь?

 

Вторник. Общение

В действительности образование на любом уровне — это общение. Учитель — личность, обладающая знаниями, мудростью, информацией, фактами, то есть всем, что можно передать ученику. Учитель, располагающий большими знаниями, должен быть в состоянии сообщить их другим; иначе какая польза от его знаний, по крайней мере, в плане обучения?

С другой стороны, хорошие педагогические навыки — это не просто умение общаться. Столь же важным для всего процесса обучения является построение отношений. «Мало что сравнится по своей воспитательной ценности с таким даром учителя, как чувство товарищества, и настоящий учитель всегда будет помнить об этом. Известно, что взаимопонимания, а особенно взаимопонимания между взрослыми и детьми, можно достичь только на основе дружеских отношений друг к другу. Это то, в чем так нуждаются наши дети» (Э. Уайт. Воспитание, с. 212).

Другими словами, хорошее преподавание затрагивает и личный эмоциональный уровень. Это также очень важно для семьи, как и для школы. Между учеником и учителем должны быть построены хорошие отношения.

Отношения устанавливаются и развиваются посредством общения. Если христиане не общаются с Богом, например, читая Библию или молясь, их отношения с Ним замирают. Семьи нуждаются в Божественном руководстве, если желают возрастать в благодати и познании Христа.

Прочитайте следующие тексты. Что мы можем узнать из них о том, как построить крепкие семейные отношения (а также любые другие отношения)? См. Пс.36:7–9; Притч.10:31-32; 27:17; Ефес.4:15; 1Иоан.3:18; Тит.3:1-2; Иак.4:11.

Выделяя время на то, чтобы сеять надлежащие семена общения, вы не только подготовите членов семьи к личным отношениям со Христом, но и сможете развить межличностные отношения в семье. Это откроет пути общения, и впоследствии вы будете рады, что сформировали их до того, как ваши дети достигли половой зрелости и стали взрослыми. И даже если у вас нет детей, принципы, изложенные в прочитанных текстах, можно применять в любых отношениях.

Подумайте: почему так важно не только что мы говорим, но и как мы это говорим. Какие уроки вы извлекли из ситуаций, в которых ваша манера разговора в значительной степени разрушила влияние ваших слов, хотя они были правильными?

 

Среда. Роль родителей

«И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Ефес.6:4).

«Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов» (Притч.31:10).

Родители несут огромную ответственность. Отец является главой семьи, а семья — колыбелью церкви, школы и общества. Если отец слаб, безответственен и некомпетентен, то семья, церковь, школа и общество будут страдать от последствий. Отцы должны стремиться проявлять плод Духа — «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание» (Гал.5:22-23).

Матери играют, пожалуй, самую важную роль во всем обществе. Они оказывают большое влияние на формирование характера своих детей и создание атмосферы в доме. Отцы должны делать все возможное, чтобы трудиться вместе с матерями в воспитании и обучении своих детей.

Комментарии к уроку 2

Часть I. Обзор

Сама жизнь — это школа. В данном уроке мы будем говорить о семье, ведь семья — наша первая классная комната. Дети с самого рождения должны слышать молитвы, рассказы и песни о величии Господа и Его благости в наших семьях.

Адам, Ева и их дети были удостоены чести быть первой в мире семьей. Трудно представить, что бы мы чувствовали, если бы оказались за одним столом, завтракая с людьми, которые творили историю человечества! Едемский сад, все такой же прекрасный, но недоступный, ангел-страж с огненным мечом все еще были в пределах их видимости. Без сомнения, великолепие этих видов вдохновляло детей Адама и Евы задавать им вопросы. «Бог-Творец создал это» — таким был ответ на вопросы «почему и как», бурлящие в любопытных умах детей. Ответы Адама и Евы были основаны на их свидетельстве как очевидцев и личном опыте общения с Богом-Творцом. Они делились Евангелием о Сыне Божьем, Который однажды родится, поразит змея в голову и благодаря великой жертве со Своей стороны (см. Быт.3:15) возвратит человеческую семью в райский сад.

Картину детства — воспитание и обучение Сына Божьего — можно в общих чертах представить из первых глав Евангелий от Матфея и Луки. Данная картина открывает ценность воспитания и образования, поскольку Иисус пользовался возможностью учиться у Своего Небесного Отца и дискутировать с учителями закона в храме (см. Лук.2:41–51).

Сегодняшний урок подчеркивает важность общения как средства образования. Он отмечает важный момент: построение отношений — это ключевой компонент для эффективного общения и обучения. Рассмотрим эту идею подробнее.

Часть II. Комментарий

Переоценить влияние семьи невозможно. Она буквально делает нас теми, кем мы станем в будущем. Даже подросток, восстающий против правил и принципов семьи, по-прежнему находится под ее влиянием. Мы надеемся, что наши семьи станут центрами образования, в которых каждый член семьи будет учиться благочестию, будет создавать фундамент для эмоционального и психического здоровья, развивать интеллект, получать необходимые навыки для будущей профессиональной деятельности и обретать физическое здоровье. Данный урок раскрывает основную мысль, возможно, слишком часто упускаемую из виду, а именно необходимость построения отношений. Этот вопрос важен для эффективности образования во всех областях. Отношения между педагогами и учащимися, будь то родители и дети или учителя и ученики, часто определяют, будет ли обучение эффективным или нет.

Урок 3. Закон как учитель

Библейские тексты для исследования: Втор.6:5; 31:9–27; Рим.3:19–23; Откр.12:17; 14:12; Марк.6:25–27; Евр.5:8.

Памятный стих: «И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими» (Втор.6:5).

Предостерегая галатов от законничества, Павел писал: «Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона» (Гал.3:21). Если бы какой-нибудь закон мог «животворить», то есть давать жизнь, оживлять, это, конечно, был бы Божий Закон. Однако Павел считает, что для нас как грешников даже Божий Закон не может быть животворным. Почему? «Но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа» (Гал.3:22).

Но если Закон не может оживотворить грешников, каково его назначение, кроме как показать нам нашу нужду в благодати? Разве у Закона только такое ужасное предназначение, неужели он дан только для того, чтобы показать нам наши грехи?

Нет, Закон необходим также для того, чтобы указать нам путь жизни, который можно найти только в Иисусе. Такую же роль выполняет истинное образование, указывающее нам на жизнь благодати, веры и послушания Христу. В течение недели мы будем исследовать роль Божьего Закона в христианском образовании. Мы узнаем, чему Закон может научить нас, повествуя о вере, благодати и любви нашего Бога к падшему человечеству, хотя сам по себе Закон не может спасти нас.

 

Даже если мы стремимся соблюдать Божий Закон всеми данными нам Господом силами, каким образом этот Закон действует как «свидетельство против» нас? Что это свидетельство открывает нам о необходимости Евангелия в нашей жизни?

 

Прочитайте Откр.12:17; 14:12; Рим.2:12, 13; 7:7; Иак.2:10–12. Что эти стихи говорят нам сегодня о послушании Божьему Закону? Но если мы не спасаемся повиновением Божьему Закону, почему так важно его соблюдать?

Как христиане, верящие Библии, мы призваны повиноваться Божьему Закону. Нарушение Закона, также известное как грех, приведет лишь к боли, страданиям и, в случае нераскаянности, к вечной смерти. Кто лично не знает или не видел результатов греха, результатов нарушения Божьего Закона? Как древний Израиль преуспевал бы и поступал благоразумно (см. И.Нав.1:7), повинуясь Божьему Закону (хотя и они нуждались в благодати), так может быть и с нами сегодня. Следовательно, еще одна из задач христианского образования — научить сохранять Божий Закон как неотъемлемый компонент жизни по вере и упования на Божью благодать.

Комментарии к уроку 3.

Часть I. Обзор

Не все христиане по достоинству оценивают Божий Закон. Это прискорбно, поскольку Закон и Бог-Законодатель могут многому нас научить. Христиане не понимают, каким образом Закон действует в жизни. Это обусловлено акцентом на вере, который делает Павел в Послании к галатам. Он пишет, что мы «оправдываемся» не Законом, а верой (Гал.2:16). Но обходиться без Закона только потому, что он не действует одинаково в каждой сфере жизни, — все равно что избавиться от тостера, потому что он плохо пылесосит пол. Кажется, люди довольствуются простым знанием того, чего Закон не совершает, а не того, что он совершает.

Тот, кто понимает суть заветных отношений с Богом, понимает и функцию Закона, поэтому не испытывает к нему неприязни и не считает его неактуальным для христиан. Способность от всего сердца сказать вместе с Давидом: «Как люблю я закон Твой!» (Пс.118:97) — точный индикатор того, находится ли человек в правильных отношениях с Богом и Его Законом. Если люди возражают, говоря: «А как насчет любви, благодати, Иисуса?», их ожидает сюрприз. Самый важный Закон из всех, «сливки» всех законов — это Закон любви. «И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими». Иисус сказал, что это — величайший из всех законов (см. Втор.6:5; Матф.22:36-37). Если у людей есть проблема с десятисловным Законом, принимают ли они Закон любви? А ведь речь идет об одном и том же Законе! Таким образом, можно с уверенностью сказать: подтверждения от царя Давида и Царя Иисуса достаточно, чтобы дать Закону шанс быть наставником для жизни и откровением Бога-Законодателя.

Часть II. Комментарий

Священное Писание

Планируя вечер с друзьями, никто, скорее всего, не предложит: «Давайте соберемся вместе, чтобы прочитать и изучить некоторые законы нашей страны». Вполне понятно, почему большинству людей не интересна тема Закона в Библии. Читая Библию, мы замечаем «замкнутый круг», из которого так и не смог выбраться древний Израиль: 1) Бог дал Закон, затем Моисей его повторно провозгласил, 2) нарушение Закона и 3) гнев Бога как результат нарушения Закона и ужасные последствия этого нарушения.

Этот цикл повторяется снова и снова, до того момента, когда мы, читатели, с разочарованием спрашиваем себя:

«В чем заключается проблема Израиля? Как можно быть такими упрямыми и мятежными людьми?» Так мы удивляемся непослушанию Израиля в течение 30 секунд, а затем кое-что происходит. Постепенно мы отводим взгляд от израильского народа и смотрим на историю нашей жизни. Если мы честны с собой, то видим поразительное сходство между нами и Израилем. Подобно тому, как царь Давид, слушая притчу Нафана, невольно осудил себя, мы также слышим вердикт Закона о нас: «Ты — тот человек» (2Цар.12:7).

Итак, какие уроки можно извлечь из этого фатального круга: закон, грех и осуждение — проблемы, которую многие христиане разрешают, просто игнорируя тему Закона и сразу переходя к темам прощения, благодати и спасения? Ответ кроется в Божьем предвозвещении Моисею и Израилю о непослушании народа. «И станет народ сей блудно ходить вслед чужих богов… и оставит Меня, и нарушит завет Мой» (см. Втор.31:16). Затем сыны Израиля учат песнь из 43 стихов (Втор.32), которая никогда «не выйдет из уст потомства их» (Втор.31:21) и которая излагает Божье предсказание. Все это происходит перед самым входом в Землю обетованную с ее бесчисленными благословениями.

А теперь подумаем о Боге. Что это за Личность, охотно вступающая в отношения завета с народом, о котором заранее знает, что тот будет неверен Ему? Отношения, в которые мы, люди, вступаем, часто основываются на риске и вероятностях. Мы вступаем в брак с надеждой, что наш супруг будет верен нам до самой смерти. Не будучи уверенными в этом, мы, вероятно, не вступили бы в брак, а если бы были уверены в будущей неверности супруга, то мы бы точно отказались от такого брака. Дружба возникает при условии, что друзья не предадут и не станут врагами, которые нанесут удар в спину. И все же Бог евреев, наш Бог, принимает нас с распростертыми объятиями, зная, что Ему будет нанесен удар в спину нашим грехом и нашим восстанием против Него. Это удивительная благодать.

Она особо проявляется сквозь «замкнутый круг» отношений завета Бога и Израиля. Этот народ был призван к отношениям с Богом, ему были дарованы заповеди и законы, но народ проявил вопиющее непослушание и будет проявлять его и в будущем. Такая перспектива раскрывает любящее и исполненное благодати сердце Бога еще до того, как были объявлены обетования спасения и прощения. Мы ничем не лучше израильтян. Факт, что Бог вступает в преданные отношения с такими людьми, как мы, сам по себе является чудом. Данные Им позже обетования о спасении, прощении и искуплении еще больше раскрывают Его любовь и благодать.

Обсудите: Мы узнали, что у Бога нет мании величия и Он не пытается командовать Своим творением. Его готовность вступить в завет с людьми, которые, как Он знал, нарушат этот завет, свидетельствует нам о Его характере. Что мы можем сказать о таком Боге?

Священное Писание

Из урока за понедельник мы узнали: перед тем как Моисей умер, Бог дал ему песнь, которую народ Израиля должен был выучить наизусть (см. Втор.31:21). Эта песнь должна была выполнять конкретную функцию. Бог сообщил: после того, как народ войдет в Землю обетованную и насытится ее изобилием, он обратится к другим богам и нарушит завет с Господом. За этим последуют бедствия и проклятия завета. Только представьте себе трагический опыт Израиля — его падение с высоты процветания к уничтожению голодом и войной (см. Втор.32:23–25). «Почему это происходит с нами?» — слышится отчаянный плач израильтян. «Мы приносили наши жертвы иным богам, и они благословляли и защищали нас» (см. Втор.32:17; Ос.2:5,8). «А не знала она, что Я, Я давал ей хлеб, и вино, и елей и умножил у нее серебро и золото, из которого сделали истукана Ваала» (Ос.2:8). И именно в этот момент, когда Израиль сполна пожинает гнев Божий за свое непослушание, и наступает время петь эту песнь.

Записанная Моисеем песнь напряженная (см. Втор.32). Она рассказывает историю о Божьей благости, противопоставляя ее порочности Его народа. Она призывает людей вспоминать дни древние, когда Господь обеспечивал их и заботился о них, нося их, как птица птенцов, на перьях Своих (см. Втор.32:7,11). Наконец, на пике своего благоденствия они забыли и оставили Бога, начав приносить жертвы бесам (см. Втор.32:17). Эти печальные стихи повествуют нам о катастрофических последствиях такого отступления. Но здесь содержатся намеки на то, что Бог не оставил Свой народ полностью: «Но Господь будет судить народ Свой и над рабами Своими умилосердится», «Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю, и Я исцеляю», «Он… очистит землю Свою и народ Свой!» (Втор.32:36,39,43). Бог научил Свой народ песне, которая предельно честно ответит на все их вопросы. Она расскажет им об их происхождении как народа, о Боге, Которого они отвергли, о бессильных идолах, которыми они заменили Господа, о причине ужасного положения народа и о надежде на будущее.

Эту песнь необходимо было исполнять и передавать из поколения в поколение, она должна была служить предупреждением и сдерживающим фактором против отступничества от Бога их отцов. Однако на самом пике процветания и уверенности в безопасности эта песнь могла звучать странно и неуместно. Но во время, когда израильтяне переживали созданный ими самими кризис, эта песнь, звучащая из их собственных уст, служила «свидетельством» против них (см. Втор.31:19). Бог поместил в сознание народа описание их роковой участи в случае, если они станут поклоняться богам окружающих их народов.

Эта песнь трагична, но с точки зрения обучения она великолепна. В ней четко говорится о последствиях неверности завету. Она объясняет, какие «почему» стоят за тяжелым положением разрухи, причиненной войной и стихиями. Песнь возлагает вину на плечи Израиля и оправдывает Бога, говоря о Его невиновности в почти полном уничтожении избранного народа. Можно ли придумать лучший способ предотвратить национальное бедствие, чем вложить в народную устную традицию пророческую песнь, повествующую о разрушении их родины, если они отвергнут даровавшего ее Бога?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.108.171 (0.09 с.)