Затраты,  включаемые  в  себестоимость перевозок  на  автомобильном  транспорте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Затраты,  включаемые  в  себестоимость перевозок  на  автомобильном  транспорте



 

Одной из центральных задач экономической политики автотранспортных предприятий следует считать разработку и реализацию программы по оптимизации затрат на производство единицы транспортной продукции. Себестоимость перевозок принято использовать как один из основных оценочных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия.

Затратообразующие факторы обычно объединяют в две группы: структурные и функциональные.

Структурные – это факторы, определяющие величину затрат в связи с организационно-производственной структурой предприятия, структурой транспортных услуг и т.д.

 К группе структурных затратообразующих факторов могут быть отнесены следующие [27, с.111]:

 - общий объем производства транспортных услуг и их номенклатура;

 - диапазон деятельности АТП, степень освоения им различных сегментов рынка транспортных услуг;

 - принятые в АТП технологии перевозок и технологии технического обслуживания и ремонта автомобилей и др.

 Структурные факторы связаны с характеристиками потенциала АТП, они не отражают интенсивность его деятельности.

 Функциональные факторы рассматривают обычно в связи с интенсивностью и особенностями деятельности АТП.

 В число функциональных затратообразующих факторов можно включить:

 - степень вовлечения рабочей силы (в целом и по отдельным категориям работников) в производство транспортных услуг;

 - наличие в АТП системы комплексного управления качеством продукции;

 - степень использования автомобилей, как активной части основных фондов и др.

 Некоторые затратообразующие факторы в АТП априорно могут рассматриваться не только как значимые, но и как ведущие. Однако возможность управленческих воздействий на них с целью минимизации затрат ограничена реально существующими условиями. Это положение относится прежде всего к таким затратообразующим факторам как вовлечение рабочей силы в производство транспортных услуг и их энергоемкость. Количественно степень вовлечения рабочей силы в производство оценивается трудоемкостью единицы продукции. Производство продукции на автомобильном транспорте  характеризуется очень высокой трудоемкостью, поэтому для большинства АТП приоритетным должно стать повышение производительности труда, позволяющее снизить трудоемкость транспортных услуг и одновременно повысить среднюю заработную плату работников.

Структурный подход при рассмотрении проблем формирования и снижения себестоимости перевозок включает в себя детализацию и группировку затрат (расходов).

Если в качестве классификационного признака группировки затрат принимается экономическая характеристика расходов АТП, то образуются крупные статьи, включающие в себя однородные расходы, состав которых приведен ниже.

Общая совокупность расходов АТП может быть представлена как:

1) расходы по обычным видам деятельности, которые обеспечивают реализацию процесса перевозок; содержание, ремонт и техническое обслуживание автомобилей и других основных фондов АТП; приобретение запасных частей и, ремонтных материалов и других производственных запасов. В эту группу расходов включаются также «Прочие расходы» (на научные разработки, страхование и др.);

2) совокупность операционных, внереализационных и чрезвычайных расходов АТП.

Рассмотрим далее состав каждой из этих двух групп расходов подробнее.

Расходы по обычным видам деятельности, сгруппированные по уже упомянутому признаку их однородности, представлены следующими статьями:

- материальные расходы;

- расходы на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация;

- прочие расходы.

Материальные расходы (за вычетом стоимости возвратных отходов) состоят как из материальных расходов, связанных с производственной деятельностью предприятия, так и из материальных расходов, используемых для управленческих нужд предприятия.

Отметим особенности статьи «Материальные расходы».

Во-первых, наибольший удельный вес в ней занимают расходы на автомобильное топливо.

Во-вторых, в отличие от тех отраслей национальной экономики, где производится материальная продукция, в эту статью расходов не входит стоимость сырья, комплектующих изделий и полуфабрикатов (изготавливаемых или покупаемых) в связи с отсутствием перечисленных видов материальных ресурсов в производстве транспортных услуг.

В-третьих, состав материальных затрат АТП зависит от того, насколько полно принимает оно на себя функции технического воздействия на подвижной состав. Если в АТП есть специализированные подразделения технического обслуживания и ремонта автобусов, то существенными материальными затратами выступают затраты на приобретение запасных частей, агрегатов, ремонтных материалов, обтирочных и смазочных материалов, на покупную энергию для производственных целей и для освещения. Если же техническое обслуживание и ремонт автобусов выполняют другие предприятия, то эти материальные затраты, разумеется, не планируются и не учитываются детализировано в АТП.

Расходы на оплату труда отражают совокупные затраты живого труда на АТП и включают в себя прежде всего затраты, возникающие в связи с оплатой труда водителей, кондукторов, ремонтных рабочих, специалистов, руководителей и других категорий работников.

Затраты по статье «Отчисления на социальные нужды» формируются в соответствии с нормами, установленными в Налоговом кодексе РФ [14] пропорционально сумме начисленной заработной платы по всем категориям работников АТП.

Сумма расходов по статье «Амортизация основных фондов» в АТП в преобладающей своей части определяется величиной амортизационных отчислений в связи с износом подвижного состава. Подвижной состав – это активная часть основных фондов АТП. Его эксплуатация намного интенсивнее эксплуатации других видов основных фондов. Поскольку основной производственный процесс (перевозка пассажиров) выполняется вне территории предприятия, поэтому нет необходимости в больших производственных помещениях и мал удельный вес стоимости пассивных основных фондов в общей стоимости основных фондов и, следовательно, малы амортизационные отчисления на восстановление стоимости пассивной части основных фондов. Общая сумма амортизационных отчислений зависит, таким образом, в основном от стоимости единицы каждого типа подвижного состава и от величины и структуры парка автобусов.

Прочие расходы, связанные с обычными видами деятельностями АТП, весьма разнообразны и поэтому представлены пятнадцатью группами, перечисленными ниже.

1. Затраты на модернизацию и реконструкцию подвижного состава, ремонтного оборудования и т.п., предотвращающие моральный и полный износ основных фондов. Такие затраты могут увеличивать первоначальную стоимость объекта основных средств. Кроме того, это расходы на ремонт основных фондов.

2. Расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, на изобретательские работы.

3. Расходы на обязательное и добровольное страхование имущества. В данную группу включены страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.

4. Расходы по обеспечению нормальных условий труда, которые включают в себя расходы на предрейсовые медицинские осмотры водителей; на устройства, обеспечивающие безопасность пассажиров и работников АТП; на содержание производственных и офисных помещений.

5. Налоги и сборы, начисляемые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

6. Расходы на лицензирование транспортной деятельности, сертификацию транспортных услуг, а также экологические сборы.

7. Расходы на содержание транспорта, используемого АТП для служебных целей.

8. Расходы на командировки работников АТП.

9. Расходы на юридические, информационные, консультационные, аудиторские и другие услуги, используемые АТП

10. Представительские расходы, связанные с проведением переговоров в целях установления и поддержания делового сотрудничества.

11. Расходы на подготовку и переподготовку работников АТП (оплата обучения в вузе, на курсах повышения квалификации, оплата участия в семинарах).

12. Расходы на маркетинг, рекламу транспортных услуг.

13. Расходы на канцелярские товары, почтовые, телефонные и подобные услуги.

14. Расходы, связанные с приобретением АТП права на использование компьютерных программ, на их обновление, на использование патентов.

15. Арендные платежи (если предприятие арендует помещение, подвижной состав).

Операционные, внереализационные и чрезвычайные расходы. Коперационным расходам АТП относят расходы, сопутствующие продаже или списанию автомобилей и других основных средств, расходы, связанные с кредитованием АТП (плата за пользование кредитами банка), с участием в уставных капиталах других предприятий.

Довольно разнообразен перечень внереализационных расходов предприятия: пени и штрафы; перечисляемые в бюджет платежи за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду; штрафы и неустойки за нарушение условий договоров; суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности и др.

Чрезвычайными расходами АТП считаются затраты, возникающие вследствие чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности: стихийного бедствия, пожара, аварии.

На основе группировки статей затрат по признаку их экономической однородности формируется смета затрат на производство транспортных услуг. Соотношение отдельных статей затрат, включенных в смету, зависит от характера перевозок, производственной мощности АТП, уровня специализации производства и других факторов.

Наряду с группировкой статей, принятой при формировании сметы затрат по обычным видам деятельности, в АТП используют группировку затрат по производственному признаку. При этом выделяют и отдельно планируют и учитывают:

- затраты на автомобильное топливо;

- затраты на смазочные материалы;

- затраты, вызванные износом автомобильных шин;

- затраты на техническое обслуживание и ремонт подвижного  состава;

- заработную плату водителей и кондукторов;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизационные отчисления на полное восстановление подвижного состава;

- общехозяйственные затраты.

Эта классификация затрат используется при составлении калькуляции себестоимости, когда рассчитывается себестоимость единицы транспортной работы по отдельным статьям.

Несмотря на то, что группировка, а иногда и состав затрат на производство транспортных услуг отличаются в разных странах, существуют общие для большинства стран структурные закономерности. Так, заработная плата водителей, как правило, выступает основной по величине статьей затрат на перевозки, кроме того, во всех странах существенно выделяется удельный вес затрат на автомобильное топливо.

В целом структура себестоимости – соотношение величины отдельных статей в пределах общей суммы – зависит от вида перевозок, от типа используемого на предприятии подвижного состава, от расстояния перевозок, от категории условий эксплуатации и некоторых других внешних и внутренних факторов.

Большинство включенных в калькуляцию себестоимости статей затрат просты (однородны), но «Затраты на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава» и «Общехозяйственные затраты» - это комплексные статьи, включающие в себя разноименные затраты. Чаще всего в общей сумме затрат на техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей выделяют заработную плату ремонтных рабочих с отчислениями на социальные нужды, затраты на ремонтные материалы, затраты на запасные части и оборотные агрегаты.

Необходимость детализации при учете и планировании относится и к общехозяйственным затратам АТП, тем более, что перечень этих расходов достаточно велик. К ним относятся, например, следующие разнохарактерные расходы: заработная плата административно-управленческого персонала с отчислениями на социальные нужды, общепроизводственные (отопление, освещение, связь), ремонт зданий, налоги, аренда помещений, повышение квалификации работников, штрафы и др.

Себестоимость единицы продукции АТП рассчитывается отношением общей суммы затрат к объему выполненной транспортной работы, которая может быть представлена натуральным показателем (в пассажирокилометрах, в автомобиле-часах работы, в километрах общего пробега). Таким образом, при определении себестоимости единицы продукции учитывается не только собственно величина затрат, но и полученный предприятием результат его деятельности. Отсюда многочисленность и разнообразие факторов этого показатели (внешних и внутрипроизводственных).

По динамике величины отдельных статей затрат и по их внутренней структуре можно судить об эффективности политики затрат, проводимой на данном предприятии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.153 (0.013 с.)