Технологии фиксации (записи) информации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технологии фиксации (записи) информации



Технологии извлечения записанной информации

Метапредметные результаты: формирование базовых представлений о возможности воспроизведения зафиксированной информации, об именах информационных объектов; первых навыков последовательного просмотра (прослушивания) и открывания объекта.

Предметные результаты: формирование представлений о соотношении формы и содержания, эстетических и прагматических целях, результатах и путях их достижения в искусстве и технологии.

Предметные результаты в области ИКТ: знакомство с принципами работы различных средств ИКТ; формирование базовых представлений о том, как средства ИКТ используются для извлечения (воспроизведения) записанной информации; освоение практических навыков работы.

Мотивация и ценность для ребенка: актуализация собственного жизненного опыта, эмоциональных переживаний и воспоминаний, возможность поделиться ими с другими, посмотреть (послушать) на себя со стороны, услышать свой устный рассказ, получить возможность его улучшить, дать послушать другим.

Инструменты: цифровая камера, веб-камера, диктофон, наушники, микрофоне, аудио-плеер, компьютер, проектор, принтер.

Основная деятельность: извлечение хранящейся в устройстве ИКТ видимой и слышимой информации для формирования базовых представлений о деятельности.

Аттестация: выполнение простых заданий по извлечению информации в простейших ситуациях; качество выполнения оценивается по квалификации использования технологии и техническому качеству результата. Конечно, неформальная похвала и поддержка ученика должна включать и выражение интереса к содержанию.

Модели деятельности при знакомстве с различными инструментами, используемыми для извлечения информации: Основной моделью деятельности в данном модуле является индивидуальная деятельность учащегося с компьютером и доступной цифровой техникой, в т. ч.:

· демонстрация детьми того, как они умеют на плеере, камере и экранном меню (имитирующем кнопки плеера) извлекать информацию, хранящуюся на компакт-диске или ленте (предполагается, что не все дети владеют данными навыками, поэтому потребуются комментарии и объяснения учителя);

· освоение детьми технических навыков работы с экраном, мышью и курсором:

- перемещение курсора;

- выбор объекта; открытие объекта; открытие фотографии, видео-, аудиообъекта; мультимедийного альбома с письменным и озвученным текстом и т. д.;

- открытие папки, просмотр информации на компакт-диске, флеш-памяти;

- перемещение объекта, в т. ч. в общее информационное пространство (например, передача информации на каком-либо носителе учителю);

· выполнение заданий по поиску в последовательно расположенных на экране файлах файла, обладающего определенными свойствами (на котором изображены те или иные объекты, самого красивого и т. д.); демонстрация и обсуждение найденного.


 

Технология создания алфавитных информационных объектов

Под технологией создания алфавитных информационных объектов понимается технология работы с текстами, которые будут рассмотрены в разделе, посвященном формированию ИКТ-компетентности в образовательной области «Филология». Интегрирующим звеном между алфавитными и не-алфавитными информационными объектами является технология гипермедиа, которая требует определенного сформированности определенного уровня мышления, поэтому может являться предметом изучения не раньше второго класса, хотя с примерами ссылок и с организацией файлов дети встречаются уже в первом классе.


 

Проект «Мой бэджик»

На первом же школьном занятии возникает необходимость учителя и учащихся обращаться друг к другу, но они пока не знают, как кого зовут. Изготовление бэджей с именами для всех учащихся (и для учительницы) – простой и естественный выход из сложившегося затруднения. Это задание может одновременно послужить основой для знакомства ребенка с учителем и одноклассниками и дать ребенку чувство безопасности и уверенность в себе в новом школьном коллективе. Скорее всего, дети предложат его сами, обратив внимание на имеющийся у учителя бэдж (самого большого размера, который не вызовет значительного неудобства при носке), на котором читающие дети, а такие в классе скорее всего найдутся, смогут прочитать его имя и отчество.

Цель проекта: используя известное (и являющееся элементом современной информационной цивилизации) средство информирования окружающих о своем имени и статусе – бэдж, учитель знакомится с учащимися и знакомит учащихся друг с другом.

Продолжительность: 1 ч.

Предметные области: филология, технология.

ИКТ-компетентность:

- понятие о способах передачи информации – в данном случае с помощью букв;

- понятие о письме как клавиатурном наборе текста, в данном случае – отдельного слова;

- знакомство с правилами жизни людей в мире информации – уважение к личной информации другого человека;

- первоначальное знакомство с компьютером (управление экраном с помощью мыши, ввод символов с клавиатуры, вывод результата на печать).

Описание проекта. Общее обсуждение-игра. В ходе общего обсуждения выясняется, какие у детей в классе имена и фамилии, есть ли в классе дети с одинаковыми именами или фамилиями. Для этого можно предложить короткую игру. Пятеро первых желающих называют свои имена и выходят на свободное пространство. По сигналу учителя (хлопок, колокольчик и т.п.) к ним должны подбежать дети с такими же именами. Каждый ребенок в образовавшейся группе называет тот вариант своего имени, который он хотел бы использовать в школьной жизни. Если дети будут охотно участвавать в игре, ее можно повторить 2–3 раза. Участие детей в обсуждениях и играх должно происходить только по их желанию. Ребенок высказывается только тогда, когда готов это сделать.

Изготовление бэджа. Если в классе один компьютер, беджи можно делать по очереди. Это не очень удачный способ организации деятельности, так как он не обеспечивает занятость всех детей, поэтому на время проведения проекта лучше занять кабинет информатики или воспользоваться мобильным комплектом техники, или использовать время после урока. Можно привлечь к помощи в организации работы специалистов, у которых, как правило, нет занятий с детьми в первый учебный день, но в будущем они также должны будут с ними активно работать, – школьного психолога, логопеда, библиотекаря, учителей-предметников.

Имея в своем распоряжении мобильный или стационарный компьютерный класс, учитель может организовать работу индивидуально или в парах в зависимости от количества компьютеров. Каждый ребенок самостоятельно набирает свое имя. Если дети работают в паре, они могут помогать друг другу, находя нужные буквы на клавиатуре, но ввод своего имени каждый ребенок все равно делает сам.

Для изготовления бэджа необходима компьютерная заготовка, о которой учитель должен позаботиться заранее. Для этой цели можно использовать интегрированные среды Лого. Так, для первоклассников вполне подойдет программа Перволого. В ней можно заранее разметить карточку бэджа подходящего размера и подготовить поле букв (например, алфавитную цепочку), из которых учащиеся будут собирать свои имена. В этом случае им даже не придется пользоваться клавиатурой.

Возможны и другие варианты изготовления бэджа. Главное, чтобы используемый компьютерный вариант позволял распечатывать готовый бэдж. Интересно распечатывать бэджи на цветной бумаге, например, заправить принтер разноцветной пачкой по числу учащихся. Ребенок с интересом будет ждать, лист какого цвета компьютер «выберет» для него.

Желательно, чтобы в классе были столы, где дети могли бы сесть с готовыми распечатками, чтобы заняться вырезанием и изготовлением бейджей. Взрослые, участвующие в проведении занятия, должны оказать им необходимую помощь (вот почему желательно, чтобы учитель был не один).

Учителю, конечно, нужно заранее позаботиться о выборе наиболее удобной оболочки, «корочки» для бэджа. Разные варианты такой оболочки можно найти сегодня в любом крупном городе. Школа может заказать их по почте. Мы надеемся, что стоимость бэджей (каждый дешевле самой дешевой шариковой ручки) окажется посильной для школы и родителей, бэджи пригодятся школе и во многих других случаях, где их можно использовать несколько раз для разных целей. Один из удобных, безопасных и нетеряющихся вариантов – это бэдж на веревочке, одевающийся на шею. Такие бэджи могут быть большими, например, шириной 10 – 12 см, тогда имя будет легко различимо. Заметим, кстати, что размер надписи на бэдже должен быть максимально возможным. Имя должно занимать почти всю карточку, фамилия может быть меньше, внизу, но быть достаточно крупной, чтобы быть различимой, если не подносить бэдж к глазам.

Завершение проекта. По окончании изготовления бэджей можно предложить детям объединиться в группы, например, по цвету карточек, и попросить познакомиться друг с другом с помощью бэджиков, прочитав, что там напечатано. Затем учитель договаривается с детьми, что они будут надевать свои бэджи каждый день, так как им предстоит запомнить друг друга и познакомиться с большим количеством новых людей.

Имеет смысл разрешить детям унести бэджи домой. Если на следующий день в начале занятия выяснится, что у кого-то нет бэджа, то бэджи, которых не оказалось надо срочно распечатать, учитель может показать, как это делается и потом найти время, когда бэджи будут вырезаны и вставлены в оболочки.

Возможные трудности. Иногда даже не читающие дети знают, как пишется их имя, однако бывают дети, которые на момент поступления в школу не знают букв. В этом случае учитель должен быть готов «открыть ребенку секрет его имени», например, выложить на парте из карточек его имя (в той форме, которую предложит ребенок). После этого учащийся сам или с помощью одноклассника (или другого взрослого) сможет набрать слово по образцу на клавиатуре компьютера.


 

Проект «Я умею» («Я люблю»)

Данный проект дает возможность учителю и детям продолжить знакомство друг с другом, начатое в первый учебный день в ходе выполнения проекта «Мой бэджик». Познакомившись, детям становится интересно узнать подробнее друг о друге. Дети могут рассказать о том, что они уже умеют. Их знания и умения, несомненно, заслуживают уважения со стороны одноклассников и взрослых. В ходе работы над проектом учитель продолжает собирать информацию о своих новых учениках, обращая внимание и на содержание работы (какие умения дети считают для себя важными и чем они гордятся), и на технологическое качество выполнения работы (аккуратно ли вырезаны и наклеены буквы, как они расположены на листе), и на грамотность и наличие логопедических ошибок в словах. Эти элементарные наблюдения помогут учителю составить представление об учащихся, понять, какие трудности в обучении могут испытывать отдельные дети, заранее продумать методику обучения, которая позволит успешно разрешить эти проблемы в дальнейшем.

Цель проекта: научить ребенка, используя доступные средства, рассказать окружающим о том, что он уже умеет делать; повышение самооценки и учебной мотивации ребенка.

Продолжительность: 1–2 ч.

Предметные области: окружающий мир, филология, технология.

Проект «Мое имя»

Цель проекта: раскрыть многообразие и вариативность имен в России, продолжить знакомство детей друг с другом.

Продолжительность: 1–2 ч.

Предметные области: окружающий мир, филология, технология.

Описание проекта

Этот проект имеет смысл проводить в начале адаптационного периода, как продолжение работы над проектом «Мой бэджик». Дети уже немного познакомились и обращаются друг к другу по имени. Нетрудно заметить, что в классе найдутся дети с одинаковыми именами, а вот надписи на бэджах будут отличаться. Например, Олечка, Оля, Ольгуша, Оленька и т. д. Обсуждать и придумывать варианты имен можно всем классом, это очень интересно. При изготовлении бэджа важно было узнать имена, приятные для учащихся. На данном проекте можно остановиться на других вопросах:

«Чем отличается имя от фамилии?»

«Какие имена мы считаем официальными, а какие «домашними»?»

«Как образуются «домашние» имена?»

Подготовка списка имен. Переходя к обсуждению вариантов конкретных имен, учитель старается зафиксировать все варианты, предлагаемые детьми. Желательно делать это сразу в текстовом редакторе, по возможности проецируя на доску с помощью проектора и наглядно демонстрируя детям, или используя интерактивный комплекс. Программное обеспечение комплекса часто позволяет переводить письменный текст в печатный, поэтому если записывать имена на интерактивной доске, то можно получить и печатный вариант списка имен. Этот список можно будет распечатать на принтере и раздать детям для разрезания (или разрезать на отдельные имена заранее).

Организация групповой работы. Далее дети могут поработать в группах, помогая друг другу находить в общем списке варианты одного и того же имени, которое встречается в их группе. О правилах сортировки можно договориться предварительно.

Разобрав по кучкам листочки с подходящими именами (и отложив в отдельную кучку листочки с именами, не подходящими для их группы), дети приступают к изготовлению именных ромашек. Для каждого исходного (официального) имени изготавливается своя ромашка.

Ромашка создается в технике аппликации. Листочки дети обводят по заранее приготовленному шаблону на цветной бумаге, затем вырезают и наклеивают, создавая красочный цветок с разноцветными лепестками. На каждом лепестке размещается табличка с именем, которая была отобрана при сортировке. Таким образом, в каждой детской группе появляется несколько именных ромашек, которые в совокупности образуют именную поляну всего класса, которая может украшать его в течение длительного времени.

Завершение работы над проектом. В заключение необходимо устроить презентацию готовых работ. По ходу презентации дети стараются подсчитать лепестки (количество вариантов имен) на своих ромашках и разобраться, почему для разных имен число лепестков может сильно отличаться. Говоря о конкретных именах, дети могут рассказать о своих версиях происхождения имени, о семейных историях и причинах, почему их так назвали. Все это помогает дальнейшей социализации ребенка в новом коллективе, осознанию собственного «Я», подготавливает необходимую зону доверия и безопасности для дальнейшей работы, в частности, для обращения к теме семьи.

В ходе презентации результаты деятельности фиксируются цифровой камерой и публикуются в информационной среде. Это вторая встреча ребенка с информационным пространством его класса. Теперь он может быть более самостоятельным. Например, учащийся сам может войти в пространство и открыть нужный форум для публикации результатов проекта. Сообщение, а точнее, фотографию своей работы ребенок размещает с помощью учителя.


 

Проект «Считалки»

В адаптационный период начинается предметная образовательная деятельность, которая также открывает возможности для формирования ИКТ-компетентности учащихся. Детский фольклор является одной из тем, на которой может быть построено начало литературной работы с детьми. Эта идея использована Троицкой Т.С. и Петуховой О.Е при разработке десятинедельного модуля «Мы и наши игры». Модуль построен на материале детского игрового фольклора. Его задача – компенсировать нехватку детского игрового опыта, связанного с малыми жанрами детского фольклора: это в первую очередь считалки, скороговорки, загадки. При таком подходе к построению программы изучение букваря можно начинать позднее, после завершения курса «Мы и наши игры». Тема проекта затрагивает также:

– учебный предмет «Русский язык», имеющий с данным курсом общий объект изучения – язык;

– учебные предметы, относящиеся к образовательным областям «Искусство» и «Технология» (изобразительное искусство и материальные технологии), практическая деятельность на которых может основываться на материале литературного чтения;

– информационные технологии, обеспечивающие виды деятельности учащихся, которые невозможно реализовать без привлечения средств ИКТ.

Первоначальные навыки ИКТ-квалификации формируются в рамках изучения курса технологии. Поэтому при планировании образовательного процесса необходимо сделать так, чтобы уроки технологии предваряли или сопровождали соответствующие часы литературного чтения. В ходе таких занятий у учащихся формируются умения, отчасти обеспечивающие их ИКТ-компетентность в будущем, а именно:

· умение записывать и прослушивать запись собственного голоса, сделанную в подходящей программе, и использовать ее в учебной в задаче;

· умение использовать цифровую фото- и видеофиксацию для решения учебных и творческих задач интегрированного курса;

· умение ввести небольшой по объему текст с клавиатуры компьютера, выполнить простейшее форматирование и редактирование текста;

· умение использовать готовые звуковые файлы, цифровые изображения в проектных работах в специальных компьютерных программах (например, ПервоЛого, iMovie, iPhoto);

· умение разместить свою работу в информационной среде школы для ее презентации одноклассникам, учителям, родителям.

Проект по считалкам представляет собой компьютерный альбом, в котором каждый из учащихся является автором 1–2 страниц. Возможные темы: «Считалки нашего класса», «Мои любимые считалки», «Считалки моей семьи», «Короткие считалки» и т. д.

Такой альбом может быть реализован в различных средах деятельности учащегося. Среда должна позволять вставить видеоролик с исполнением выбранной учащимся считалки, иллюстрацию к ней, а также текст считалки, если ребенок сможет выполнить набор текста на клавиатуре с простейшим форматированием. Таким требованиям удовлетворяет, например, интегрированная мультимедийная среда Перволого.

В оформление страницы желательно включить орнаменты – в их ритме есть схожесть с ритмичностью считалок и скороговорок. Задания по рисованию орнаментов полезно выполнять и инструментами графического редактора, и карандашами, красками, фломастерами.

Цель проекта: Формирование детского фольклорного репертуара и развитие исполнительских качеств, в том числе с использованием средств ИКТ.

Продолжительность: 5-20 ч.

Предметные области: искусство, технология.

Технологии фиксации (записи) информации

Эти технологии позволяют учащимся помимо общего знакомства со средствами ИКТ приобрести базовый опыт использования средств ИКТ для фиксации (записи, сохранения) видимой и слышимой информации об объектах и процессах внешнего мира в цифровой форме, а также восприятия (просмотра, прослушивания) записанного.

Метапредметные результаты включают формирование представлений:

· о возможности фиксации (записи) слышимых и видимых (реально и потенциально) образов внешнего мира, сохранении их во времени;

· о возможности их повторного восприятия;

· о качестве фиксации;

· об отборе фиксируемого;

· о цели фиксации.

Приобретение первых технических навыков по фиксации цифровых образов реальности с помощью средств ИКТ.

Предметные результаты: формирование представлений о соотношении формы и содержания, эстетических и прагматических целях, результатах и путях их достижения в искусстве и технологии.

Предметные результаты в области ИКТ: формирование базовых представлений о различных видах информации, о том, как средства ИКТ работают и используются для записи информации, об объемах информации.

Мотивация и ценность для ребенка: ощущение «остановленного прекрасного мгновения», возможность поделиться находкой с друзьями и близкими.

Инструменты: цифровая видеокамера, на класс в 25 учащихся минимальное число камер – 4, оптимальное - 8, мы будем в дальнейшем говорить просто «камера», поскольку сегодня различие между цифровой фотокамерой и видео-камерой стирается, обычный телефон (сотовый) выполняет функции той и другой; веб-камера (обычно встроена в современный компьютер, или подключается к нему внешним образом), диктофон, наушники, микрофон, аудио-плеер, компьютер, мультимедийный проектор.

Основная деятельность: работа с камерой, диктофоном, наушниками, микрофоном, плеером, компьютером, в режиме повторения действий учителя, получение первых результатов – фотографий и видео-фрагментов.

Аттестация: выполнение простых заданий по фиксации (записи) информации в простейших ситуациях. Качество выполнения оценивается по техническому качеству результата (уровень помех, фиксация наблюдаемого объекта целиком, например, лицо говорящего должно войти в кадр полностью и т. д.), прагматическому (содержательному, узко-информационному) и эстетическому эффектам.

Модели деятельности при знакомстве со следующими устройствами, используемыми для фиксации информации.

Ø камера (неподвижное изображение):

· демонстрация учителем цифровых фотографий (специально сделанных или подобранных);

· демонстрация учителем и освоение учащимися при работе в группах следующих элементовтехнологии: автоматическое и ручное включение (запуск, приведение в рабочее состояние) и выключение устройства, выбор вида для съемки, использование экрана и видоискателя камеры, съемка (в т.ч. крупного и общего планов), поиск и просмотр снятого (перемещение по кадрам). Возможные варианты объектовсъемки: одноклассники (хотя бы по одному портрету каждого ученика класса), учитель, другие объекты окружающего мира (в т. ч. природные), эпизоды (например, экскурсии, игра, ответ у доски, выступление на сцене и др.);

· демонстрация учителем на большом экране кадров, созданных учащимися (желательно, на том же занятии), распечатка учителем отдельных кадров (можно после занятия, с вывешиванием в классе и размещением на сайте образовательного учреждения или в информационной среде образовательного учреждения;.

Ø камера (видео):

· демонстрация учителем видеофрагментов (специально записанных или подобранных, в т. ч. фрагментов телевизионных передач, персональных видеодневников, интернет-архивов и др.);

· демонстрация учителем и освоение учащимися следующих элементовтехнологии: автоматическое и ручное включение (запуск, приведение в рабочее состояние) и выключение устройства, зарядка аккумуляторов, выбор вида для съемки, использование экрана и видоискателя камеры, съемка (в т.ч. крупного и общего планов), поиск и просмотр снятого материала и прослушивание записанного звука (перемещение по фрагментам). Возможные варианты объектов съемки: одноклассники (хотя бы по одному видео-портрету каждого ученика класса), учитель, объекты (в т.ч. природные), эпизоды (например, экскурсии);

· демонстрация учителем на большом экране видеофрагментов, снятых учащимися (желательно, на следующий день после съемки, или даже в тот же день).

Ø Микрофон, диктофон, наушники, веб-камера:

· демонстрация учителем следующих элементов технологии и повторение этих элементов учащимися в режиме индивидуальной работы или работы в паре (для использования оценки успешности деятельности со стороны партнера):

– усиление звука, расположение микрофона, регулировка громкости речи при использовании изолирующих наушников (детям, да и взрослым трудно привыкнуть не повышать голоса, одев наушники и слыша в них что-то);

– запись звука, прослушивание записанного; запись микро-рассказа о себе («Меня зовут…»); запись микро-интервью при работе в парах


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-25; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.96 (0.044 с.)