Виды профилактической производственной гимнастики, ее значение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды профилактической производственной гимнастики, ее значение



Основная задача физических упражнений профилактической направленности - повысить устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов труда, которые могут вызвать профессиональные заболевания и отклонения в состоянии здоровья. Основные неблагоприятные факторы:

- перенапряжение, возникающее при тяжелом физическом труде;

- гипокинезия - ограничение количества и объема движений;

- монотония, связанная с выполнением одинаковых операций, с непрерывной концентрацией внимания (именно в этом состоянии, подобном полудреме, увеличивается вероятность травматизма);

- рабочая поза, которая становится причиной целого ряда неблагоприятных отклонений (заболевание органов малого таза, кифозы, сколиозы, ослабление мышц живота и др.);

- повышенная нервноэмоциональная напряженность труда, вибрация и укачивание, неблагоприятные санитарно-гигиенические условия (запыленность, загазованность, плохое освещение).

Чтобы снизить неблагоприятные факторы воздействия, в свободное время проводится так называемая профилактическая производственная гимнастика, т.е. комплекс упражнений, подобранных для профилактики неблагоприятных влияний в процессе труда и снижения профессионального травматизма.

Производственная гимнастика - это комплексы специальных упражнений, применяемых в режиме рабочего дня, чтобы повысить общую и профессиональную работоспособность, с целью профилактики и восстановления. Она имеет такие формы занятий:

- вводная гимнастика;

- физкультурная пауза;

- физкультурная минутка;

- физкультурная микропауза.

Вводная гимнастика - это комплекс физических упражнений, подготавливающий человека к предстоящей работе. Цель вводной гимнастики в том, чтобы активизировать физиологические процессы в тех органах и системах организма, которые играют ведущую роль при выполнении конкретной работы. Гимнастика позволяет легче включиться в рабочий ритм, сокращает период врабатываемости, увеличивает эффективность труда в начале рабочего дня и снижает отрицательное воздействие резкой нагрузки при включении человека в работу. С нее рекомендуется начинать рабочий день.

Поскольку разные физиологические функции организма достигают оптимальной интенсивности и включаются в рабочий ритм не одновременно, то возникает необходимость в их сонастройке: воздействием на нервную систему достигается заданный ритм рабочих движений. Всё это и приводит в очень короткое время к повышению работоспособности человека.

Комплекс из 7-9 упражнений выполняется в начале работы в течение 5-7 минут коллективно или индивидуально. В задачу комплекса вводной гимнастики входит: с помощью специальных физических упражнений, подобранных с учётом специфики трудовой деятельности, ускорить процесс сонастройки физиологических функций, сократить период врабатывания и помочь организму быстро включиться в работу, а также создать условия высокой работоспособности на продолжительное время. Влияние её сохраняется более двух часов.

В комплексе упражнений вводной гимнастики следует использовать специальные упражнения, которые по своей структуре, характеру близки к действиям, выполняемым во время работы, имитируют их. В зависимости от технологии и организации профессиональной деятельности вводная гимнастика может проводиться непосредственно перед началом рабочего времени или может быть включена в это время.

Физкультурная пауза - это активный отдых во время работы, снижающий утомление и повышающий работоспособность человека. Она проводится, чтобы дать срочный активный отдых, предупредить или ослабить утомление, снижение работоспособности в течение рабочего дня. Комплекс состоит из 7-8 упражнений, повторяемых несколько раз в течение 5-10 мин.

Стимулирующее влияние его на утомленный организм проявляется в функциональной перестройке разных систем: преобладание процесса торможения в нервных центрах; в улучшении координации, повышении адаптационных возможностей организма.

Место физкультурной паузы и количество повторений зависит от продолжительности рабочего дня и динамики работоспособности. При обычном 7-8-часовом рабочем дне с часовым обеденным перерывом при «классической» кривой изменения работоспособности рекомендуется проводить две физкультурные паузы: через 2-2,5 ч после начала работы и за 1-1,5 ч до ее окончания. Комплекс упражнений физкультурной паузы подбирается с учетом особенностей рабочей позы, движений, характера, степени тяжести и напряженности труда.

Физкультурная пауза при благоприятных санитарно-гигиенических условиях может проводиться на рабочих местах. В некоторых случаях из-за особенностей технологии производства (непрерывный производственный процесс, отсутствия должных санитарно-гигиенических условий) проводить физкультпаузу невозможно. Это заставляет обратить особое внимание на активное использование ПФК в свободное время.

Физкультурная минутка - относится к малым формам активного отдыха. Это наиболее индивидуализированная форма кратковременной физкультурной паузы, которая проводится, чтобы локально воздействовать на утомленную группу мышц. Она состоит из 2-3 упражнений и проводится в течение рабочего дня несколько раз по 1-2 мин.

Физкультминутки с успехом применяются, когда по условиям организации труда и его технологии невозможно сделать организованный перерыв для активного отдыха, т.е. в тех случаях, когда нельзя останавливать оборудование, нарушать общий ритм работы, отвлекать надолго внимание работающего.

Физкультминутка может быть использована в индивидуальном порядке непосредственно на рабочем месте. Работающий человек имеет возможность выполнять физические упражнения именно тогда, когда ощущает потребность в кратковременном отдыхе в соответствии со спецификой утомления в данный момент. Физкультминутки можно проводить в любых условиях, даже там, где по санитарно-гигиеническим условиям не допускается проведение физкультурной паузы.

Микропауза - активного отдыха. Это самая короткая форма производственной гимнастики, длящаяся всего 20-30 с. Цель микропауз - ослабить общее или локальное утомление путем частичного снижения или повышения возбудимости центральной нервной системы. С этим связано снижение утомления отдельных анализаторных систем, нормализация мозгового и периферического кровообращения. В микропаузах используются мышечные напряжения и расслабления, которые можно многократно применять в течение рабочего дня. Используются приемы самомассажа.

В современном обществе, где тяжелый физический труд оказался вытесненным машинами и автоматами, человека подстерегает опасность, о которой уже упоминалось, – гипокинезия. Именно ей приписывается в значительной степени преимущественная роль в широком распространении так называемых болезней цивилизации. В этих условиях особенно высокую эффективность в поддержании и укреплении здоровья человека играет физическая культура.

Благотворное влияние физической нагрузки на человеческий организм поистине безгранично. Ведь человек изначально был рассчитан природой на повышенную двигательную активность. Сниженная активность ведёт ко многим нарушениям и преждевременному увяданию организма. Под влиянием физических упражнений совершенствуется строение и деятельность всех органов и систем человека, повышается работоспособность, укрепляется здоровье. Двигательная активность является ведущим фактором оздоровления человека, т.к. направлена на стимулирование защитных сил организма, на повышение потенциала здоровья.

Полноценная двигательная активность является неотъемлемой частью здорового образа жизни, оказывающей влияние практически на все стороны жизнедеятельности человека.

Задачами физической культуры в целях профилактики заболеваний являются улучшение функционального состояния и предупреждение прогрессирования болезни, повышение физической и умственной работоспособности, адаптация к внешним факторам, снятие утомления, повышение адаптационных возможностей, воспитание потребности в закаливании и в занятиях оздоровительной физкультурой.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Дайте понятие определению «здоровье», раскройте его содержание и критерии.

2. Опишите здоровый образ жизни студента.

3. Раскройте влияние окружающей среды на здоровье.

4. Какое место занимает здоровье в иерархии потребностей и ценностей человека?

5. Дайте самооценку собственному здоровью.

6. Каковы ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни и какое отражение они находят в их жизнедеятельности?

7. Раскройте содержательные характеристики составляющих здорового образа жизни и здорового стиля жизни.

8. Каковы критерии эффективности использования здорового образа жизни?

9. Биологические ритмы человека, их продолжительность и повторяемость.

10. Значение личной гигиены и закаливания.

11. Значение физической культуры в профилактике различных заболеваний.


 

Рекомендуемая литература

1. Физическая культура / Ю.И.Евсеев. – Изд. 6-е, доп.и испр. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 444, [1] с.: ил. – (Высшее образование).

2. Лечебная физкультура / И.А.Калюжнова, О.В.Перепёлова. – Изд.2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 349с.-(Будь здоров!).

3. Гигиена физического воспитания и спорта: курс лекций: учеб.пособие / Е.А.Багнетова. – Ростов н/д: Феникс, 2009. – 251с. – (Высшее образование).

4. Биомеханика: Учеб.для сред. и высш.учеб.заведений. – 2-е изд. / Дубровский В.И., Федорова В.Н. – М.:Изд-ва ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 672с.:ил.

5. Скандинавская ходьба, калланетика, тайбо, пилатес, бодифлекс и другие виды доступного фитнеса. Как улучшить самочувствие, укрепить здоровье, развить гибкость и подкорректировать фигуру. – Х.: Виват, 2014. – 256с. – (Полезная книга).

6. Былеева Л. В. Подвижные игры: [учеб. пособие для ин-тов физ. культуры] / Л. В. Былеева И. М. Коротков. - 5-е изд. - Москва: Физкультура и спорт, 1982. - 224 с.

7. Ильинич В. И. Физическая культура студента и жизнь: учебник для вузов, изучающих дисциплину "Физическая культура", кроме направления и специальностей в области физической культуры и спорта / В. И. Ильинич. - М.: Гардарики, 2005. - 366 с.

8. Теория и методика физической культуры: Учеб. для вузов по направлению 521900 "Физ. культура" и спец. 022300 - "Физ. культура и спорт" / Под ред. Ю.Ф.Курамшина. - М.: Сов. спорт, 2003. - 464 с.

9. Чоговадзе А.В. Физическое воспитание в реабилитации студентов с ослабленным здоровьем: [учеб. пособие для вузов] / А. В. Чоговадзе, В.Д.Прошляков, М. Г. Мацук; под ред. А. В. Чоговадзе. - Москва: Высшая школа, 1986. - 144 с.

10. Фурманов А.Г. Оздоровительная физическая культура: [Учеб. для специальности "Оздоров. физ. культура" вузов] / А. Г. Фурманов, М. Б. Юспа. - Минск: Тесей, 2003. - 528 с

11. Свиридов А. И. Анатомия человека: [Учебник для сан.-гигиен. фак. мед. ин-тов] / А. И. Свиридов; Под общ. ред. Е. И. Даниловой. - 2-е изд., испр. и доп. - К.: Вища шк., 1983. - 359 с.: ил.

Дополнительная литература

1. Козловский И.И. Адаптивная физическая культура с основами педагогики и психологии в вопросах и ответах: учебное пособие / И. И. Козловский, Я.О.Филиппов, С. Н. Филиппова. - Москва: [Серп и молот], 2015. - 144 с.

2. Здоровое сердце и сосуды. / Улесова Г.В. – ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга», г.Белгород, 2012, -209с.

3. Здоровые суставы, сосуды и мышцы. / Т.В.Лукьяненко. - ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга», Харьков Белгород, 2011, - 318с.

4. Фитнес на основе восточных оздоровительных и боевых систем. Универсальные программы тренировок для мужчин и женщин / А.А.Александрова. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 249, [7] с. – (Лучшие оздоровительные методики).

5. Бражник А.Л. /Здоровый позвоночник. (Практическое руководство)- Харьков:ФЛП Дудукчан И.М.,2010.-184 с.:ил.-(Оздоровительные системы)

6. Ситель А.Б. Скульптурная гимнастика для мышц, суставов и внутренних органов /Анатолий Ситель.-М.:Эксмо,2014.-304с.:ил.–(Здоровый позвоночник)

9. Родыкин В.А. Человек сидящий: правила здорового позвоночника/ В.А.Родыкин.- Ростов н./Д.:Феникс, 2012.-286с. – (Здоровье нации)

7. Виленский М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учеб. пособ. для студентов вузов, изуч. дисциплину "Физ. культура" / М.Я.Виленский, А. Г. Горшков; [ред. В. И. Евсевичев]. - М.: Гардарики, 2007. - 218 c.

8. Мураками К. Пилатес. 9 программ для всех уровней подготовки/ Кэтлин Мураками; [пер. с англ. А.Антоновой].-М.:Эксмо,2010.-232 с.- (Идеальная фигура).

9.Современный шейпинг и целительное дыхание. – Донецк.:ООО «ПКФ «БАО», 2009.-352 с.: ил. 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.019 с.)