Сравнительная характеристика ценностно-смыслового компонента здорового и нездорового стилей жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительная характеристика ценностно-смыслового компонента здорового и нездорового стилей жизни



Показатель Здоровый стиль жизни Нездоровый стиль жизни
Цель жизни Глубоко осознана и связана с реализацией себя как субъекта культуры, нравственности, исторического процесса и собственной жизни Четко не определена, не связана с реализацией истинного предназначения человека
Принципы жизни Отвечают природосообразности и этнокультурности Противоречат видовым законам и аксиологическим ориентирам общества
Позиция в жизни Интернальная, при которой ответственность за все события в жизни личность возлагает на себя. Активность и самостоятельность Экстернальная, т.е. упование на судьбу, провидение, помощь извне. Обвинение окружающих в чинимых препятствиях
Мироощуще-ние Оптимистическое, жизнерадостное. Адекватное восприятие окружающей действительности, способность жить настоящим и строить планы на будущее Пессимистическое. Дискретность в восприятии своего жизненного пути
Отношение к людям Эмпатийное, альтруистическое, терпимое Эгоистическое, индивидуалистическое, потребительское
Отношение к природе Осознание себя частью природы, готовность к экологическому взаимодействию Принятие роли хозяина природы, стремление использовать ее лишь как источник благ и удовольствий
Отношение к своей личности Основывается на развитых рефлексивных способностях и стремлении максимально раскрыть потенциальные индивидуальные возможности Равнодушие, устранение от саморазвития, приводящее к деградации личности
Отношение к здоровью Как к важнейшей ценности, что порождает стремление жить так, чтобы не болеть Как к некой данности, которая подлежит коррекции только путем специального медикаментозного вмешательства, и эта данность с возрастом неизбежно утрачивается, отсюда пассивная, созерцательная позиция по отношению к своему здоровью
Отношение к профессиональной деятельности Как к возможности творческой самореализации, способу достижения основных жизненных целей Стремление к карьере как самоценности, обеспечивающий высокий статус и солидное материальное положение
Отношение к культуре Как к средству восхождения к общечеловеческим ценностям и идеалам, стремление к культурному жизнеустройству и повышению своего культурного уровня Недооценка культуры как «среды, растящей и питающей личность». Ориентация на псевдокультуру, замедление культурного роста
Система потребностей Разумная, четко иерархизированная: примат духовных потребностей Сужение сферы потребностей, доминирование «стадных» потребностей

Критерии здорового стиля жизни:

·  Организационный (наличие у личности полноценной жизненной стратегии, а не кратковременных тактик выживания, пролонгированная регуляция времени); 

· Гигиенический (рациональный режим труда и отдыха, оптимальный и двигательный режим, соблюдение правил личной гигиена);

·  Коммуникативно-деятельностный (богатая палитра различных видов деятельности, регулярная оздоровительная деятельность, способность к продуктивному общению, поисково-творческая активность);

·  Адаптационно-ролевой (гармоничное протекание процесса социализации и индивидуализации, гибкость в поведении и общении, конгруэнтность);

·  Культурно-эстетический (широта культурных контактов, наличие эстетического идеала, способность противостоять проявлениям антикультуры, разумное следование моде);

·  Ценностно-мотивационный (приоритет ценностей здоровья и саморазвития, наличие идеологического идеала);

·  Эмоционально-волевой (эмоционально-психологическая устойчивость, внутренний контроль, спонтанность, оптимизм);

·  Индивидуально-личностный (высокий уровень самопринятия и самоуважения, сензитивность к себе, способность сохранять свою уникальность и творчески реализовать ее).

Таким образом, рассмотренный материал позволяет сформулировать следующие выводы:

·  Стиль жизни как интегрированный способ взаимодействия личности с миром проявляется во всех сферах деятельности, в поведении и отношениях, образуя устойчивое единство, что существенно отличает данный феномен от соотносимого с ним «стиля деятельности», отражающего лишь один из аспектов целостного взаимодействия;

·  Стиль жизни, будучи производным явлением, как от образа жизни, так и от функции индивидуального жизненного выбора, в силу того, что личность, являясь субъектом жизнедеятельности, отражает свободу выбора, представляет собой способ самовыражения индивидуальности, осуществляющийся с учетом социальных возможностей и ее биопсихического цикла;

·  Категория «здоровый стиль жизни личности» позволяет согласовать норму и вариативность, индивидуальность и заданность, рассмотреть специфику активности личности в реализации здорового образа жизни в индивидуальной жизнедеятельности;

·  Здоровый стиль жизни, возникая на определенном уровне субъективности и творчества в процессах жизнедеятельности, образует целостную систему жизненных проявлений личности, способствующую гармонизации своей индивидуальности с условиями жизнедеятельности и являющийся средством самоактуализации в ней.

Критерии эффективного использования здорового образа жизни.

  Здоровый образ жизни обладает широким позитивным спектром воздействия на различные стороны организма и личности человека.

·  В поведении это проявляется в большей жизненной энергии, собранности, хорошей коммуникабельности; ощущении своей физической и психоэмоциональной привлекательности, оптимистическом настрое, умении обеспечить свой полноценный и приятный отдых, целостную культуру жизнедеятельности.

·  В психологическом аспекте достоинства здорового образа жизни обнаруживаются в качестве психического здоровья, хорошего самочувствия, нервно-психической устойчивости, способности успешно переносить последствия психического стресса в хорошо выраженной волевой организации (самообладание, целеустремленность, настойчивости в достижении поставленной цели, решительности), уверенности в своих силах, меньшей подверженности депрессии, ипохондрии, мнительности.

·  В функциональном проявлении можно отметить более высокое качество здоровья, улучшение адаптационных процессов, повышение работоспособности и тренированности; снижение заболеваемости и болезненных ощущений; более быстрое и полноценное течение процессов восстановления после физической и умственной деятельности; усиление иммунных механизмов защиты организма; активность обменных процессов в организме, усиление половой потенции, нормализацию соотношения массы тела и роста; хорошую осанку и легкость походки.

Культура и Здоровье

Физическая культура как ведущий фактор культуры здоровья

Чтобы понять значение физической культуры для формирования и развития молодого человека необходимо понять, что вкладывается социальными и гуманитарными науками в широкое понятие «культура» и более узкое понятие «культура человека». Культура как социально-общественный и исторический феномен стала «мишенью» бурной и даже ожесточенной полемики различных школ, направлений и отдельных ученых на рубеже нового тысячелетия. Нередко «культуру» как продукт деятельности человека, имеющую «рукотворное» искусственное происхождение понимают как противоположность естественным, природным формам существования вещей и процессов. Однако природа является материалом для творческого превращения ее человеком в объекты культуры.

Культура есть человеческая деятельность по преобразованию Природы, в том числе телесной, психофизической и духовной природы самого человека, для оптимального взаимодействия к изменяющимся условиям существования.        

Культура является быстрым и гибким негенетическим и небиологическим инструментом адаптации и выживания человека в различные периоды его эволюционного и социально-исторического развития. Важно обратить внимание на противоречивую связь между культурой и природой, которую можно выразить следующим образом: «Культура существует вопреки и благодаря природе» (Кутырев В.А., 2001). Опираясь на трактовку феномена культуры можно определить понятие «физическая культура».

Физическая культура - особый род культурной деятельности, проявляющийся в различных формах двигательной активности, результаты которой полезны обществу и человеку. Физическая культура является основной составляющей культуры здоровья. Культура здоровья человека на разных этапах его онтогенеза в определенной степени формируется под влиянием духовно-нравственной культуры личности, профессиональной культуры, информационной культуры, психологической культуры и культуры общения, культуры питания, брачно-сексуальной культуры и других.       

В современном мире возрастает роль спорта и олимпийского движения. Какая взаимосвязь и соотношение физической культуры и спорта в обществе?

Спорт - обобщающее понятие, обозначающее один из компонентов физической культуры общества, исторически сложившейся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям.

ФК и спорт выполняют как общие, так и специальные функции в жизнедеятельности населения страны и социальной политике государства.

 

Функции ФК                                     Функции спорта

                                                                высших достижений      

-воспитание детей                       -выявление биологических                                                                                                                                                    

и молодежи                                   пределов человека                                                                              

-оздоровление населения           -политический авторитет                            

-рекреационная                             страны в международной сфере

(восстановление                          -патриотизм и национальная гордость

трудоспособности)                      -зрелищная   

-общекультурная                         -экономическая и коммерческая    

-профессионально-                      -коммуникативная

прикладная

-адаптивно-лечебная                     Функции массового спорта

                                                       - оздоровление нации

                                                       - формирование трудового

                                                          и ВОИНСКОГО потенциала молодежи

                                                        - выявление спортивных талантов детей.

 

Полноценно функционирующее массовое физкультурное движение, поддерживаемое авторитетом государственной власти, поднимается на уровень государственной заботы о национальной безопасности, будущем процветании населения и идеи национального развития. С 90-х годов массовое физкультурное движение перестало существовать и выполнять свои важнейшие социальные функции. Это негативно отразилось на спорте высших достижений. Победы российских спортсменов на международных соревнованиях и Олимпийских Играх становятся более редкими.

Коммерциализация подчинила себе не только спорт, но и физическую культуру. Вне всякого сомнения, важны создаваемые в стране условия для занятий ФК, в том числе достаточное количество доступных всему населению физкультурно-спортивных сооружений. Однако успех любого государственного дела определяют люди, то есть квалифицированные ученые, наставники, тренеры и учителя по физической культуре, увлеченные идеей восстановления здоровья нации. Человеческий потенциал обеспечения физической культуры и спорта в стране в значительной степени утрачен.

В настоящее время молодому человеку, который всерьез решил воплотить в свою жизнь одну или несколько функций физической культуры придется приложить значительные усилия и преодолеть существенные препятствия. К ним относятся:

1. экономические затраты на организацию занятий (экипировка, услуги тренера, аренда зала и т.д.).

2. проведение комплексного обследования состояния здоровья на платной основе. 

3. наличие свободного времени для регулярных занятий, что для учащейся и одновременно работающей молодежи является непростой проблемой. 

4. достаточный уровень физического развития, двигательных навыков, знаний и умений в области оздоровительных практик их грамотного использования.

5. высокий уровень личностных качеств, таких как целеустремленность, воля, организованность.

Понятно, что многие зрелые люди, а особенное молодежь, не могут «взять» высокую экономическую, социальную и психологическую планку для перехода в системно-организованное состояние развития здоровья. Закономерным итогом «ухода» ГОСУДАРСТВА ИЗ СФЕРЫ физической культуры является прогрессирующее падение общественного здоровья, начиная с 1991 года. Опросы выявили, что регулярно занимаются физической культурой в стране только 10% населения, в то время как в других развитых странах 60-80% их граждан.

Национальный спорт в такой неблагоприятной ситуации утраты массовости занятий людей ФК лишился притока талантливых детей и подростков из различных слоев населения. Думается, что «серебряный век простонародья» - притока народных талантов в искусство, науку, спорт определило их впечатляющие высокие результаты в советский период.

Доступность избранным, «элитарность» современного спорта, утрата национальных корней привели к «засилью» легионеров, деградации тренерских кадров, снижению международного престижа и результативности российского спорта. Спортивные успехи не зря считаются показателем жизнеспособности и силы духа нации. Поэтому любое общество так восторженно и ликующе встречает победы своих спортсменов и так горестно переживает поражения. Нет сомнения, что столь ожидаемое возрождение страны начнется со стремления молодежи к развитию физического, психологического и духовного потенциала во имя лучшей жизни народа, семьи и каждого человека. 

Культура межличностного общения

Общение, эффективность которого определяется развитостью коммуникативной культуры его участников, - ведущий вид взаимодействия людей между собой и один из компонентов здорового образа жизни. Культура межличностного общения включает систему знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе, где живет индивид, которые органичны и непринужденно реализуется им в деловом и эмоциональном общении. Это важное условие удовлетворенности его отношений и окружающей жизнью в целом, один из залогов психического, физического, социального, интеллектуального разрешения личности.

Развитие коммуникативной культуры предполагает прежде всего развитие перцептивных способностей и умений правильно воспринимать окружающих людей и, исходя из этого, применять адекватный стиль и тон общения. Ведь одни и те же жесты, слова, вполне уместные в разговоре с человеком спокойным и доброжелательным, могут вызвать нежелательную реакцию у возбужденного собеседника. Важно также уметь общаться в разных ситуациях: серьезная беседа предполагает одни требования; непринужденный разговор на отдыхе – другие; веселая беседа в гостях на празднике – третьи; с людьми различного возраста и разной меры близости (родители, знакомые, приятели, друзья) – четвертые. Важно умение сотрудничать в различных видах деятельности. Развитие коммуникативной культуры опирается на изменение ряда психических ряда психических свойств, речи, особенностей мышления, специфические социальные установки и коммуникативные умения. Культура общения опирается на такие особенности мышления, как открытость (умение видеть ряд решений одной и той же задачи), гибкость, нестандартность плана действий. Владение речью предполагает наличие большого запаса слов, образованность и правильность речи, точнее восприятие устного слова и точную передачу идей партнеров своими словами; умение выделять из услышанного существо дела; корректную постановку вопросов; краткость и точность формулировок ответов на вопросы партнеров, логичность построения и изложения высказывания.

Коммуникативная культура основывается на таких социальных установках, которые утверждают общение как диалог, требующий умения слушать, проявлять терпимость к идеям и недостаткам партнера, учитывать, что надо не только что-то получить самому, но и возможно больше отдать другим. Весьма значимы умения устанавливать контакты в конкретных ситуациях с желательными и необходимыми с точки зрения дела партнерами, входить в ситуации сотрудничества или общения с конкретными людьми; находить темы для разговора в разных ситуациях, выбирать адекватные способы взаимодействия в деловом и эмоциональном общении, групповом или коллективном сотрудничестве.

Развитию коммуникативной культуры бесспорно содействует разнообразная и разносторонняя физкультурно-спортивная деятельность с ее многочисленными межличностными контактами гуманистического характера.

Культура сексуального поведения.

Нет ни одной отрасли гуманитарных наук, которая бы не изучала определенные аспекты человеческой сексуальности: реальное поведение людей и характерные для них формы сексуальной активности; их установки и ценностные ориентации в отношении секса; культурный пласт, в котором осмысливается значение сексуальности и ее проявление; обряды и обычаи, соблюдаемые в сексуальном поведении; сексуальные институты (формы брака, семьи и др.), в рамках которых протекает и которыми регулируется сексуальная жизнь.

Социокультурный подход к рассмотрению этих проблем основан на следующих принципах:

 1) сексуальное поведение и его мотивация – явление, прежде всего, социокультурные, а не биологические;

2) сексуальное поведение индивидов производно и от соционормативной культуры общества, и от их образа жизни;

3) отдельные элементы сексуальной культуры (например, нормы сексуального поведения и др.) определяется биологическим наследием человека и культурой;

4) хотя сексуальная культура разных человеческих обществ имеет общие компоненты, в целом она весьма разнообразна;

5) разные социальные группы одного и того же общества могут существенно различаться по своим установкам и поведению, иметь свою сексуальную субкультуру.

Сексуальная культура является определенным аспектом социального поведения человека, формируется эротический ритуал ухаживания. Сексуальная культура оставляет место для индивидуальных или ситуативных вариаций, содержание которых может существенно варьироваться.

Исследования показывают, что мотивация ухаживания, кульминацией которого является интимная близость, сегодня в значительной мере автономна и даже независима от матримониальных (брачных) планов. Так, при опросе 3721 студента из 18 вузов был задан вопрос «Как вы думаете, с какой целью юноша и девушка вступают сегодня в интимные отношения?» Основные мотивы (в процентах к общему числу респондентов) распределились так: взаимная любовь – 38,6%, приятное времяпрепровождение – 19,4%, стремление получить удовольствие – 16,2%, желание эмоционального взаимодействия – 11,8%, предполагаемое вступление в брак – 7,5%, любопытство -6,5%. Очевидно, что любовь занимает ведущее место, опережая гедонические (наслаждения) мотивы.

Либерализация половой морали, частая смена партнеров в сочетании с низкой сексуальной культурой порождает ряд серьезных последствий – аборты, распространение венерических заболеваний, СПИДа, рост числа разводов. Секс становится развлечением, рассматривается как сфера индивидуального самоутверждения. Девушка ищет поклонников не ради собственного удовлетворения, а ради социального престижа. Юноша сближается с девушкой не потому, что ему так хочется, а потому что так принято. Увеличилась возможность личности самой выбирать наиболее подходящий ей стиль сексуального поведения. Но чем меньше внешних запретов, тем важнее индивидуальный самоконтроль и выше ответственность за свои решения, т.е. повышается значения морального выбора.

Возраст 17-25 лет характеризуется максимальной активностью половых гормонов. «Бомбардировка» ими мозговых эмоциональных зон вызывает бурное проявление эмоций любви, которые требуют соответствующего волевого и этического поведения, заставляют молодых людей быть более активными и целеустремленными. Сексуальные эмоции управляемы, и с помощью волевых усилий их можно, если они чрезмерны, переключить на другой вид активности – интеллектуальную, физическую, эстетическую и др. Необходимой предпосылкой гармонизации сексуальных отношений является здоровый образ жизни.

Что определяет сексуальное поведение человека? В зависимости от того, какие потребности оно удовлетворяет, интимная близость может быть средством:

·  Релаксации, разрядка полового возбуждения. Это элементарная форма сексуального удовлетворения, когда акцент делается на физиологических потребностях субъекта, а качества партнера почти безразличны;

·  Деторождения, когда эротические соображения играют ничтожную роль, зато важны социальные или природные качества партнеров;

·  Рекреации – чувственного наслаждения, выступающего как самоцель; при этом оттеняются игровые аспекты секса, разнообразие эротики, техники, психологическая близость не обязательна; сексуальное удовлетворение партнера входит в «правила игры» лишь как средство увеличения собственного удовлетворения;

·  Познания, удовлетворение полового любопытства. Это особенно для начинающих половую жизнь, обуреваемых вопросом: «А как это бывает?» У остальных вопрос конкретизируется: что представляет собой данный человек в сексуальном плане;

·  Коммуникации, когда половая близость выступает как момент психологической личностной интимности, выхода из одиночества, слияние двух в единое целое. Коммуникативная сексуальность предполагает высочайшую степень индивидуальной избирательности, это самый сложный вид отношений, куда входят все вышеперечисленные мотивы как подчиненные. Именно она подразумевается, когда говорят о половой любви;

·  Самоутверждения, когда на первый план выступает потребность индивида проверить или доказать себе и другим, что он может привлекать, нравиться, сексуально удовлетворять;

·  Достижения каких-то вне сексуальных целей, например материальных выгод (брак по расчету) или повышения своего социально-психологического статуса и престижа в глазах окружающих. Так, близость с красивой женщиной увеличивает престиж мужчины, а наличие поклонников повышает статус женщины. В любом случае здесь преобладает ориентация на какие-то безличные социальные ценности и мнение окружающих;

·  Поддержания определенного ритуала или привычки. Например, супружеские поцелуи часто не имеют эротического смысла, но подчеркивают устойчивость, стабильность существующих отношений;

·  Компенсации, замены каких-то других, недостающих форм деятельности или способов эмоционального удовлетворения. Так, донжуанизм часто служит компенсацией бедности эмоциональной жизни, при которой человек не способен строить длительные отношения с партнершей и вынужден заменять качество количеством связей. Типичная черта этой сексуальности – ее вынужденный характер и постоянная неудовлетворенность субъекта ее результатами. Длится такой процесс самоутверждения в среднем около пяти лет и проходит, как правило, к 30 годам.

Множественность мотивационных схем сексуального поведения подчеркивает его сложность. Каждый из мотивационных синдромов относительно автономен и может полностью не осознаваться. В ходе развития психосексуального контакта (и тем более длительного межличностного общения) один мотив может перерасти в другой, изменяя тем самым природу этого отношения как целого (например, флирт превращается в серьезное увлечение).

На основе исследований Д.А.Ли различает шесть стилей любви:

1. Страстная любовь-увлечение, стремящаяся к полному физическому обладанию партнером;

2. Гедонистическая любовь-игра, не отличающаяся глубиной  чувств и сравнительно легко допускающая возможность измены;

3. Спокойная, теплая и нежная любовь-дружба;

4. Рассудочная, легко поддающаяся сознательному контролю любовь по расчету;

5. Иррациональная любовь-одержимость, для которой типичная неуверенность и зависимость от объекта влечения;

6. Бескорыстная любовь-самоотдача, синтез первого и третьего стиля.

В исследованиях Г.Айзенка установлена тесная зависимость стиля половой жизни от типа личности. Выделено четыре главных типа людей, различающихся характером сексуальных чувств и поведений:

1. Индивиды со слабым половым влечением (либидо), но вполне удовлетворенных сексуальной жизнью. Это устойчивые интроверты (люди, обращенные внутрь себя, замкнутые, необщительные);

2. Устойчивые экстраверты (люди, обращенные вовне себя, очень общительные, открытые), сочетающие высокое либидо с высокой удовлетворенностью, но не слишком стабильной сексуальной жизнью;

3. Неустойчивые интроверты, у которых слабое либидо сочетается с сильными тормозами, чувством вины, коммуникативными трудностями, результатом чего является их сексуальная неудовлетворенность;

4. Люди с сильным либидо и одновременно сочетающие высокий невротизм с сильной экстраверсией. Они не только сами испытывают сексуальную неудовлетворенность, но и представляют опасность для окружающих в сексуальном отношении.

Определенно, что экстраверты активнее устанавливают контакт с лицами противоположного пола, проявляют больше любви к партнерам, их эмоциональная открытость благоприятствует сексуальной возбудимости. Женщины этого типа чаще имеют сексуальные отношения и испытывают сексуальную удовлетворенность. У интровертов привязанность к партнерам более противоречива, окрашена в тревожную неуверенность, они ниже оценивают интимность своих сексуальных отношений. Для их поведения в учебных коллективах типичны застенчивость и сдержанность, которые в сексуальных отношениях с любимым нередко исчезают.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.15.94 (0.057 с.)