Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие «здоровье», его виды и критерии
Существует много определений этого понятия, смысл которых определяется профессиональной точкой зрения авторов. По определению Всемирной Организации Здравоохранения, принятому в 1948 г.: «Здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». В настоящее время это определение устарело, поскольку ориентирует несуществующее в реальной действительности «идеальное состояние», недостижимое для конкретного живого человека. Кроме того, понятие «благополучие» имеет субъективный характер, каждый человек понимает и наполняет его индивидуальным смыслом. На основании современных представлений (Ростовцев В.Н., 2002г.) здоровье можно определить следующим образом: «Здоровье – это норма и гармония генетического, психологического, социально-культурного и духовного состояния и развития индивида, рода и народа». Определяющими понятие «здоровье» являются следующие формулировки: Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленноесбалансированнымнормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается. Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств. Психическое здоровье определяет способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой. Под психикой понимается сфера эмоций, чувств и мышления. Психическое здоровье, как и здоровье в целом, характеризуется отсутствием психических или психосоматических заболеваний; нормальным развитием психики, если речь идет о ее возрастных особенностях; благоприятным (нормальным) функциональным состоянием. Один из ведущих показателей функционального состояния психики – умственная работоспособность, которая интегрирует основные состояния психики: восприятие, внимание, память как важные индикаторы благоприятного функционального состояния организма в целом.
Нравственное здоровье (социальное) определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным «уродом», если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Индивидуальное здоровье человека – естественное состояние организма на фоне отсутствия патологических сдвигов, оптимальной связи со средой, согласованности всех функций (Г.3. Демчинкова, Н.Л. Полонский); - здоровье представляет собой гармоничную совокупность структурно-функциональных данных организма, адекватных окружающей среде и обеспечивающих организму оптимальную жизнедеятельность, а также полноценную трудовую жизнедеятельность; - индивидуальное здоровье человека - это гармоническое единство всевозможных обменных процессов в организме, что создает условия для оптимальной жизнедеятельности всех систем и подсистем организма (А.Д. Адо); - здоровье – это процесс сохранения и развития биологических, физиологических, психологических функций, трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни (В. П. Казначеев). Общественное здоровье – основное свойство человеческой общности, отражающее индивидуальные приспособительные реакции каждого члена и способность всей общности наиболее эффективно осуществлять свою социальную и биологическую функцию в определенных условиях конкретного региона. Общественное здоровье характеризует жизнеспособность общества как социального организма, его возможности непрерывного количественного роста и социально-экономического развития, является всеобъемлющим показателем условий жизни населения. Профессиональное здоровье характеризует функциональное состояние человека по физическим и психическим показателям с целью оценки его способности к определенной профессиональной деятельности, устойчивости к неблагоприятным факторам, ее сопровождающей. Главный показатель профессионального здоровья - работоспособность человека.
Профессиональная работоспособность определяется тремя показателями: - физический статус, - психологический статус, - социальные факторы. 1. Физический статус (физическая работоспособность) выделен в качестве ведущих: - физическое развитие; - физическая подготовленность; - показатели вегетативного обеспечения физической деятельности (аэробная производительность, оцениваемая по максимальному потреблению кислорода (МПК), анаэробная производительность, оцениваемая по максимальному кислородному долгу (МКД), и PWC170, оценивающий физическую работоспособность). 2. Психологический статус (часто обозначается как умственная работоспособность) определяет: - степень адекватности состояния психической активности и состояние функционального покоя до психоэмоционального стресса применительно к определенным конкретным условиям; - характеристики внимания: активность, направленность, переключение, концентрация, устойчивость; - восприятие как совокупность процессов, в результате которых формируется субъективный (идеальный) образ объективно существующей реальной действительности и которые заканчиваются распознаванием этого образа. Критериями опознания образа принято считать его вербализацию или адекватное реагирование на него; - научение, проявляющееся в личностных особенностях к обучаемости по виду информации, навыками, скорости и способу; - память (ее различные виды, скорость консолидации, длительность, сохранение способности к восприятию); - мышление как наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами; - свойства личности, которые влияют на поведение человека и эффективность его деятельности, личностная и реактивная тревожность, конформность, способность к психологической защите, а также специальные способности. 3. Наиболее важными социальными факторами выступают следующие: - полная или достаточная укомплектованность коллектива; - профессиональная подготовленность специалистов; - материально-техническая обеспеченность; - эффективное управление; - межличностные отношения, благоприятный психологический климат в коллективе; - мотивация к деятельности. Таким образом, количество показателей влияющих в большей или меньшей степени на профессиональную работоспособность, достаточно велико. Экспертами Всемирной организации здравоохранения дано определение сексуального здоровья как комплекса соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих ее коммуникабельность и способность к любви. Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигает, тем самым, неувядающей молодости духа и внутренней красоты.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.211.134 (0.009 с.) |