Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Актуальные проблемы современной исторической науки.
Серьезнейш проблемы н21в при всех сложностях, не ослабили, а наоборот, усилили интерес к восприятию ист прошлого. Бердяев: «Ист катасрофы и переломы всегда располагали к размышлениям в обл-ти филос и ист, к попыткам осмыслить ист процесс». В таких случаях народ склонен отрицать все и вся и в целом выступ с позиции нигилизма. Опыт показал, что на переломном этапе ист процесса всегда встают мировоззренч и методол проблемы ист познания. С н90х гг многие обществоведы и историки, следуя традициям нигилизма в переломн моменты, подвергли марксизм и марксову формац теорию гипертрофирован критике вплоть до полн отрицания. Сегодня же эти люди подошли к зол середине, т.е. даже зап историки, критик одиозное полож-е марксизма, отмечали, что какметод познания, марксизм не м/б полн отброшен. Особ-но это касается формацион теории. У совр отеч историков п-д отрицания всего и вся закончился. И бол-во склонны считать, что как метод ист познания маркс теория и формацион теория+ цивилизацион подход годяться в кач-ве метода ист познания. К/т, изучая ист прошлое, абс-но невозм обойтись без изуч-я интересов классов, сословий, соц групп, кот всегда сост основу любого об-ва. Критика марксизма > хар-на была д/публицистики. Если возвести критику в абсолют, она факт-ки приводит к отрицанию сов ист науки. И к тому, что все, что было сделано сов и/ф за 70 лет, следует признать сплошной фальсификацией. Но такой подход не хар-н д/историка, а хар-н д/политика. Абсолютизация маркс методологии - вчерашн день и она мжт привести к забвению достиж-ий рос дорев науки и тд. Сов и/ф – оч серьезн п-д. Достиж-я ее следует хар-ть и полож-но, и отриц-но. Особ велики заслуги сов и/ф по созданию истории вост славян и дорев ИР. Следует учитыв, что сов и/ф развивалась поступат-но, несм на жестк контроль и она имела много достиж-ий: *разв и/в школы; *сов агр школа; *в обл-ти и/ф и ВИДов и тд. К недостаткам относ: целый пласт науки, кот был устранен (ист церкви, ист краевед, ист генеалогия и тд). Все эти проблемы сказались на совр отеч ист науке. Одна из сам гл проблем – проблема осн методологии в ист иссл-ях. Совр п-д в ист науке хар-ся постеп отказом от класс подхода как единственного, идет акт поиск нов методологич подходов, продолж остр дискуссии по проблемам таких методол понятий, как формация и цивилизация, к-ра. Историки спорят о том, что дает кажд из этих понятий д/понимания ист процесса и мжн ли объед эти понятия при анализе об-ва, т.е. мжн ли применять одноt формацион и цивилизацион подходы. Ряд историков счит, что формац теория была направл п/в против идеалистич толкования роли ч-ка в ист процессе и она была направл к изуч-ю челов об-ва как сверсложн с-мы. Формац теория оч сильно повлияла на последующ раз вист знаний. Но сама сов с-ма, ее тоталит сущность превратила это напре в непогрешимую догму. Сегодня в опр-ии соотн-я понятий формация и цивилизация наметились 3 осн подхода: *эти понятия несопоставимы; *цивил-я – часть формации; *формация – часть цивил-ии. Чтобы в этом разобр, необх-мо учитывать в пор-ии методол подходов следующее: 1) Теория формаций мало продвин вперед с момента ее основания; 2) Теор цивил-ий была созд п/в на основе Востока; 3) Культорологич подход получ шир распр-е на Зап, но практич-ки не освоен д/Востока и мало освоен совр отеч и/ф-ей; 4) Последн t опр распр-е получ антропологич подход и п/в этот подход применим в отн-ии развития к-ры. Но многие историки подразумев под ним весь ист процесс; 5) Социологич подход – при иссл-ии к-ры охватывается часть жизни об-ва, а сама к-ра рассм-ся как целостн СА-ма, стоящ над об-вом; 6) Философ подход. Хаар-н п/в д/философов. К-ра – не синоним об-ва, а просто явл-е, продукт челов об-ва. В совр отеч ист науке есть ряд подходов и методов, кот широко не применяются. П/в, это теория этногенеза Гумилева (основа теории – учение Вернадского о биосфере). Суть: в теор этногенеза гл роль играет биол энергия, кот накапливается в челов коллективах. В конечн счете, накаплив ее избыточность, происх взрывы, т.е. пассионарность (стремл к действию, независимо от разума ч-ка). В рез-те взрыва появл нов этносы. Эта теория этногенеза по сути прерывиста, т.е. вспышка пассионарности, сущ-е этноса ок 1,5 тыс лет, накапливание энергии, распад, взрыв и ибель. Этногенез тесно св с ландшафтом. И по мнению Гумилева, изм-е ландшафта ведет к появл-ю нов этноса. Учитывая гумилевск методологию + совр метаморфозы с изм-ем климата – все это привлекает историков как совр метод ист познания. Сегодня внимание историков к геогр фактору значит-но возрастает, как к методу историко-геогр синтеза при реш-ии конкретно-ист процесса. Т/о, мжн констатировать, что совр отеч и/ф возвращается к традициям старой рос гос школы. При изуч-ии прошлого и при обосновании той или иной проблемы, историку необх п/в анализировать проблему, вскрывать ее корни, сущ-ть и последствия и следовать форме: снач фактология, потом анализ. В этом случае историку всегда следует избегать излишней склонности к расшир-ю методолог проблемы, ибо в этом случае не всегда удается избежать искусств подгонки имеющегося материала под эту гипертрофирован матодологич часть. Задача историка в том, чтобы раскрыть исследуемую проблему и чтобы эта проблема была адекватна ист прошлому. На осн анализа исследуемой проблемы историк длж выделить из совокуп-ти применяемых подходов и материала то основное, что позволит ему углубить исследуем проблему ист процесса. В совр ист иссл-ях ц тяжести д/б перенесен на конкр проблему, ч-ка, событие. Совр и/ф: есть положит факт, что постеп исчезает взаимн недолброжелат-ть и недоверие м/у отеч и заруб и/ф. В совр отеч и/ф происх крен к шир пониманию прошлого, чем была сильна зап и/ф. В зап и/ф – крен в сторону соц истории, где уделяется > внимания роли нар масс. В совр ист науке происх тенденция, при кот историки стремяться исходить из конкр жизни ч-ка, из образа его мыслей и из эпохи, в кот он живет, из его взаимоотн-ий с властью, на его воззрения по проблемам в-ны и мира и тд. Т/о, совр отеч и/ф наряду со сложностями, поразивш ее в к80х гг, имеет опр положит перспективы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.43 (0.006 с.) |