Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мировая Наука и медицина в XIX - нач. Хх вв.
Утверждение капиталистических отношений, промышленный переворот, потребности экономического развития в этот период превращают науку в производительную силу, изменяется образ жизни людей под воздействием урбанизации, меняются и возрастают их потребности. Для развития медицинской науки имели фундаментальное значение пять важнейших открытий: теория клеточного строения живых организмов Шлейдена - Шванна (1838-39 гг.); закон сохранения энергии и определение механического эквивалента теплоты Майера, Джоуля, Гельмгольца (40-е гг. XIX в.); эволюционное учение Дарвина (1859 г.); учение о наследственности Менделя (1866 г.); открытие излучения и изучение радиоактивности – Рентген, Беккерель, Склодовская-Кюри, Пьер Кюри (1895-98 гг.). Важнейшее значение для развития общей биологии – как совокупности наук о живой природе: ботаники, зоологии, анатомии, физиологии, гистологии, эмбриологии, генетики и др. – имели две глобальные идеи: теория эволюции органического мира и учение о наследственности и изменчивости. В 1911 г. в развитии генетики появляется хромосомная теория наследственности (Т.Морган), что послужило базой для бурного развития молекулярной генетики и молекулярной биологии. Гистология – наука о строении, развитии и жизнедеятельности тканей живых организмов – в XIX в. создается под воздействием изобретения микроскопа, что позволило совершить открытие Шванна о клетке как универсальной структурной единицы растительного и животного мира. В этот период складывается чешская школа гистологии под руководством Яна Пуркине (1787-1869 гг.). Особую важность имели его исследования в области головного мозга, сердца (клетки Пуркине, волокна Пуркине и др.). Он первым ввел термин протоплазма (1839 г.). В его лаборатории создан один из первых микротомов. В общей патологии (наука, изучающая структурные основы патологических процессов) в XIX в. шла борьба двух направлений: гуморального и солидарного (целлюлярного). Ведущим представителем первого был венский патолог Карл Рокитанский (1804-1878 гг.), который считал основной причиной болезненных изменений нарушение состава жидкостей (соков) организма – дискразию, а местный патологический процесс рассматривал как проявление общего заболевания. Однако применение микроскопов резко расширило возможности морфологического анализа в норме и патологии. Большой вклад в становление морфологического метода в патологии внес представитель знаменитой немецкой школы патологов Рудольф Вирхов (1821-1902 гг.). Из его теории целлюлярной (клеточной) патологии следовало, что материальным субстратом болезни является клетка, вся патология – есть патология клетки. При всей противоречивости эта теория быстро получила европейское признание.
С развитием науки и техники во второй половине XIX века идет становление микробиологии – науки о микроорганизмах, их строении и жизнедеятельности, а также изменениях, вызываемых ими в организмах людей, животных, растений и неживой природе. Важной вехой на этом пути стало открытие английского врача Эдварда Дженнера (1749-1823 гг.) метода вакцинации в борьбе против оспы. Значение этого было так велико, что в 1803 г. было организовано Королевское Дженнеровское общество, обязательная вакцинация введена в британской армии и на флоте, с 1808 года она в Великобритании стала государственным мероприятием. Однако научные основы микробиологии прежде всего связаны с именем выдающегося французского химика и микробиолога Луи Пастера (1822-1895 гг.). Его открытия использовались в промышленности (от изготовления уксуса, вина и пива до синтеза биологически активных веществ), сельском хозяйстве (развитие шелководства, борьба с эпизоотиями, сохранение продуктов), сделали возможной научно-обоснованную борьбу с эпидемиями (изготовление вакцин, сывороток и т.п.). Как отметил английский естествоиспытатель Томас Гексли, прибыль Франции от открытий Пастера превысила контрибуцию, наложенную на нее Германией в 1871 г. В 1885 г. Пастер организует в Париже первую в мире антирабическую станцию, которая в 1888 г. преобразовалась в специальный институт по борьбе с бешенством и другими инфекционными заболеваниями (и становится крупнейшим центром исследований в области микробиологии). Другим видным микробиологом был немецкий ученый Роберт Кох – основоположник бактериологии (1843-1910 гг.). Он первым предложил метод выращивания чистых бактериальных культур на плотных питательных средах, окончательно установил этиологию сибирской язвы (1876 г.), открыл возбудителей туберкулеза (1882 г.) и холеры (1883 г.).
Идеи Луи Пастера применил в хирургии шотландский хирург Джозеф Листер (1827-1912 гг.), который, дав научное обоснование хирургическим инфекциям, заложил элементы антисептики (уничтожение инфекции в самой ране) и асептики (обработка предметов, соприкасающихся с раной: инструментов, рук врача, перевязочного материала). В акушерстве и гинекологии развитие этого направления связано с именем венгерского врача Игнаца Земмельвейса (1818-1865 гг.) XIX век стал переломным и в развитии одной из древнейших естественных наук – физиологии и экспериментальной медицины. Против представителей виталистических концепций (особая “жизненная сила”) выступил один из основоположников экспериментальной медицины – французский физиолог Франсуа Мажанди (1783-1855 гг.). Выдающееся место занимает родоначальник знаменитой немецкой школы физиологов Иоганнес Мюллер (1801-1858 гг.), основоположник рефлекторной теории. Его ученики и последователи – Эмиль Дюбуа-Реймон (1818-1896 гг.), Герман Гельмгольц (1821-1894 гг.) и др. экспериментально подтвердили его открытия в области физиологии возбудимых тканей, зрения и т.п. В лаборатории крупного немецкого физиолога – Карла Людвига (1816-1895 гг.) сконструированы кимографы, ртутный манометр для записи кровяного давления, “кровяные часы” для измерения скорости кровотока и другие приборы для физиологических экспериментов. Однако достижения этого периода были, в основном, на уровне анализа явлений (аналитическая физиология), не имелось теоретических обобщений о взаимной связи различных функций организма между собой. Практическая медицина к началу XIX века постоянно преодолевала разрыв между уровнем медико-биологических наук и мышлением врачей, которые практически не использовали в своей работе никаких инструментальных методов обследования больного. Утверждение клинического метода преподавания медицины и подготовки врачей, достижения науки и техники создали благоприятные возможности для этого. Однако еще до середины XIX в. при постановке диагноза врач исходил только из анамнеза, прощупывания пульса, осмотра больного и его выделений. Например, температуру тела определяли приложением руки, хотя уже был известен термометр. Еще в 1861 г. известный немецкий врач Карл Герхард (1833-1902 гг.) говорил о термометрии, как о “слишком сложной процедуре”. Важную роль в развитии методов физического обследования принадлежала венскому врачу Леопольду Ауэнбруггеру (1722-1802 гг.) – автору метода перкуссии, т.е. выстукивания. Но предложенный им способ не нашел понимания среди медиков, и лишь в начале XIX в. был возрожден основоположником клинической медицины во Франции, лейб-медиком Наполеона I Жаном Николя Корвизар де Маре (1755-1821 гг.). Усовершенствовав этот метод (выстукивание ладошкой), он с большим успехом распознавал заболевания легких, наличие жидкости в плевральной полости, аневризму сердца. Позднее научное обоснование перкуссии дал венский профессор Йозеф Шкода. Французская клиническая школа дала автора еще одного метода физического обследования – посредственной аускультации (выслушивание) – Рене Теофила Гиацинта Лаэннека (1782-1826 гг.). Изучая болезнь, которую в то время называли чахоткой, он задался целью добиться ранней ее диагностики, но его методика не получила широкого распространения в виду ограниченных возможностей (Рентген сделал свое открытие лишь в 1895 г.).
Хирургия в XIX и начале XX веков радикально изменилась во многом благодаря трем выдающимся достижениям: открытию наркоза, разработке метода антисептики и асептики, учению о переливании крови. Во Франции хирургия становится самостоятельной областью медицины с середины ХVIII в. Её влияние в Англии усилилось только с XIX в., что во многом связано с введением хлороформного наркоза (Англия, Дж. Симпсон,1847 г.). Крупнейшая хирургическая школа была создана в Германии Б.Лангенбеком. Он является автором 20 новых операций, носящих его имя. Эра наркоза началась в 1846 г., когда американский дантист У.Мортон ввел в хирургическую практику эфирный наркоз. С этого времени анестезиология выделяется как особое направление в медицине. С введением внутривенного наркоза (1904 г.) С.П.Федоровым и Н.П. Кравковым начинается разработка методов неингаляционного наркоза. В 1876 г. английский хирург Дж. Листер впервые ввел в хирургическую практику антисептику. Он применил карболовую кислоту и многослойную повязку на рану. Немецкие хирурги К.Шиммельбуш и Э.Бергман явились основоположниками асептики (1890 г.). В это время появляется учение о переливании крови. Первые опыты проводились еще в ХVII в.: кровь переливалась от животных (ягнят) человеку. После неудачи опыты прекратились на целое столетие. В 1819 г. в Англии впервые перелил кровь от человека человеку акушер Бланделл. Научно обоснованное переливание крови стало возможным с созданием учения об иммунитете (И.И.Мечников, П.Эрлих, 1908 г.) и открытия групп крови (австрийский ученый К.Ландштейнер, 1900 г.). Классическое описание четырех групп крови связано с именем чешского врача Яна Янского (1907 г.). Буквенная аббревиатура существует с 1928 г. Все это обусловило выделение из хирургии самостоятельных дисциплин: офтальмологии, гинекологии, отоларингологии, урологии, ортопедии, онкологии, нейрохирургии и др. Началось быстрое развитие полостной хирургии. Зубоврачевание, как самостоятельная область медицины, из курса хирургии выделяется в начале ХVIII в. и связано с именем французского хирурга Пьера Фошара (1678-1761 г.) и его капитальным трудом “Зубная хирургия или лечение зубов” (1728 г.). Он же является и родоначальником ортодонтии (раздел стоматологии, посвященный профилактике и лечению зубочелюстных аномалий при помощи ортопедических средств). В XIX веке в стоматологии появилось пломбирование зубов серебряной амальгамой (1819 г.) и специальными цементами (1858 г.), применение зубных щипцов современного вида (1840 г.) и ножной бормашины (1870 г.). В обучении зубоврачеванию также происходят изменения. На смену распространенной практике подготовки дантистов путем ученичества пришла система обучения в специальных зубоврачебных школах. Первая была открыта в Балтиморе (США) в 1840 г. Позднее зубоврачебные школы возникли в Великобритании (1857г.), Франции (1880 г.), Швейцарии (1881 г.), Германии (1884 г.) и других странах.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.92 (0.006 с.) |