История медицины как наука. Врачевание и медицина в первобытном обществе и Древнем мире. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История медицины как наука. Врачевание и медицина в первобытном обществе и Древнем мире.



Медицина (лат. – лечу, исцеляю) – это система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни, предупреждение и лечение болезней людей.

История медицины изучает закономерности развития врачевания, медицинских знаний за всю историю человечества. Историю медицины можно разделить на общую и частную. Общая история занимается выявлением закономерностей развития медицины, изучением узловых проблем. Это и составляет предмет истории медицины как особой науки. Частная история занимается вопросами возникновения и развития отдельных медицинских дисциплин и изучается во всех медицинских учебных заведениях.

Наша задача – ознакомиться с историей медицины, получить сведения о сущности медицины, ее задачах, основных источниках, ее периодизации.

Источники изучения истории медицины разнообразны: в дописьменный период – народный эпос, фольклор, данные археологических раскопок. С появлением письменности – рукописные и печатные труды. В основу периодизации истории медицины положена периодизация всеобщей истории.

Врачевание, примитивные медицинские знания появляются одновременно с зарождением человеческого общества. Уже в первобытном обществе существовали определенные гигиенические навыки и коллективное врачевание: женщины и пастухи явились первыми врачевателями. Это время накопления и обобщения эмпирических (практических) знаний о природных лечебных средствах растительного, животного и минерального происхождения.

В XII-X тыс. до н.э. люди умели оказывать помощь при родах и травмах, останавливать кровотечение. Из камня, кости создаются первые инструменты для врачевания. Люди сравнительно рано научились выделять болезни, связанные с питанием. Пищевые вещества (мед, сало и пр.) в случае необходимости использовались в качестве лекарственных средств. Столь же древним явилось использование целебных сил природы – солнца, воды.

На врачевание в это время большое влияние оказали возникшие фантастические представления о мире, такие как тотемизм – представление о тотеме как о хранителе здоровья; анимизм – вера в духов, души; магия – вера в способность отдельных людей воздействовать на других людей, предметы, события, явления природы. В связи с этим возникает система врачевания путем борьбы с духами, с которыми связаны те или иные болезни. Например, прием веществ, вызывающих отвращение, – чтобы изгнать засевший в больном дух, или изгнание его с помощью шума (отсюда шаманский бубен), или переодевание, переименование, заговоры, заклинания и т.д. Эти обряды связаны с распространенным представлением о болезни как особом вредоносном существе. Зарождение лечебной магии означало переход от коллективного врачевания к знахарству.

С развитием общества совершенствуются и навыки врачевания. На этапе разложения первобытного общества (X-V тыс. до н.э.) появляются инструменты из металла, применяются наркотические и опьяняющие вещества, проводятся такие сложные операции, как кесарево сечение, ампутация конечностей, трепанация черепа. Проводились сложные косметические операции, связанные с местными представлениями о красоте. Так, у племен Южной Америки широко используются инкрустация зубов драгоценными камнями и золотом, прокалывание языка, носовой перегородки, изменение формы черепа, создание искусственного косоглазия. В качестве обезболивающих средств применяются наперстянка, листья коки, хинин, сок кактуса. Возникают примитивные предохранительные меры при заразных болезнях.

В это время появляются профессиональные служители культа, в обязанности которых часто входит и врачевание. Наряду с этим укрепляется знахарство.

Крупным шагом в развитии врачевания явилась эпоха древних цивилизаций. В этот период возникает письменность и создаются первые медицинские тексты. Например, к концу III тысячелетия до н.э. относятся клинописные тексты медицинского содержания Шумера и Ассирии, священные книги Индии “Ригведа”, “Самаведа”, “Аюрведа”. Это время формирования двух направлений врачевания: первое – народное врачевание, основанное на практическом опыте, второе – теургическое (культовое), основанное на религиозных верованиях.

С этого времени существует сам термин “медицина”, создаются дома ученичества, школы для подготовки медиков (как при храмах, так и светские). Возникают известные медицинские школы: кротонская – последователи которой считали, что здоровье – результат равновесия противоположных начал: сухого и влажного, теплого и холодного, отсюда – противоположное излечивай противоположным; книдская – развила гуморальное учение (о соках и их роли в организме), ввела понятия четырех жидкостей организма (кровь, слизь, светлая и черная желчь), учение о признаках болезней (симптомах) и методах диагностики (выслушивание, осмотр, ощупывание); косская – в основе которой учение о тесной связи организма с окружающей природой, о четырех типах телосложения и темпераментах. В ней разработаны принципы наблюдения и лечения у постели больного (впоследствии клиническое направление в медицине).

В Древних Греции и Риме создаются законы о правовом положении врача, вводятся элементы государственной регламентации врачебной деятельности и медицинского дела, проверочные экзамены, право частной практики. Положение врача в обществе было почетным – так, эдикт Ю. Цезаря предоставлял врачам, приезжающим в империю, право римского гражданства. Складывается профессиональная этика, большое внимание ей уделял “отец медицины” Гиппократ. Он требовал от врача лучших проявлений человеческого характера: “Пусть он будет по своему нраву человек прекрасный и добрый и, как таковой, значительным, и человеколюбивым. Ибо поспешность и чрезмерная готовность, даже если бывают весьма полезны, презираются. Тот врач, который изливается в смехе и сверх меры весел, считается тяжелым, и этого должно в особенности избегать. Он должен быть справедливым при всех обстоятельствах…”.

Расширяются мистические представления о причинах возникновения болезней: естественные, связанные с верованиями, и восприятием болезни как возмездия за нарушение моральных норм и обрядов. Это привело к возникновению цикла мифов о богах, покровителях врачевателей: в Месопотамии – Иштар, Гула, Мардук; в Египте – Осирис, Исида, Анубис; в Риме – Эскулап; в Греции – целое семейство богов связано с медициной – это сын Аполлона Асклепий, его жена Эпиона – “болеутолительница”, сыновья Махаон и Полидарий – легендарные лекари армии греков времен Троянской войны, Телесфор – гений выздоровления (буквально – “приводящий к благополучному концу”). Зарождаются и символы медицины: змея, чаша, факел и др.

Древние цивилизации значительно пополнили сведения о строении человеческого тела. Это связано прежде всего с культом мертвых и бальзамированием трупов. Возникает учение о трех природных субстанциях: слизь, желчь, прана, и пяти стихиях – земля вода, огонь, воздух, эфир (Индия). В Китае – философское учение об инь и ян – двух противоположных началах, на которых основано взаимодействие и равновесие организма с окружающим миром. Большое распространение получили иглоукалывание, массаж, прижигание. Совершенствовались методы обследования: осмотр кожных покровов, определение общего состояния и настроения больного, определение его запахов, исследование пульса и др.

Ярким представителем медицины этой эпохи являлся Гиппократ (примерно 460-377 гг. до н.э.). Врачеватели того времени не подписывали своих сочинений. История не сохранила ни одного подлинника, в котором было бы указано авторство Гиппократа. Но около 300 г. до н.э. все медицинские рукописи были объединены в “Гиппократов сборник”. Большинство исследователей считают, что Гиппократу принадлежат работы сборника: “Афоризмы”, “Прогностика”, “Эпидемия”, “О воздухах, водах, местностях”, “О переломах”, “О ранах головы”, “О древней медицине” (возможно, и некоторые другие). “Гиппократов сборник” – это энциклопедия периода расцвета античной медицины. Например, в “Эпидемиях” даны образцы тонкого врачебного наблюдения за развитием болезни, приведены 48 историй болезни. Основным принципом лечения Гиппократ считал соблюдение закона меры, максимальное использование целительных сил природы с учетом организма самого больного.

Прекрасным памятником наблюдательности явились трактаты “Прогностика” и “Афоризмы”. Так, в первом положено начало новой главе медицины – прогностике. В частности, в этом труде дано классическое описание лица агонизирующего больного: “нос острый, глаза впалые, виски вдавленные, уши холодные и оттянутые, мочки ушей отвороченные, кожа на лбу твердая, натянутая и сухая, и цвет всего лица зеленый, черный или бледный, или свинцовый”.

В “Афоризмах” содержится ряд мелких замечаний, некоторые из них до сих пор актуальны: “Во всякой болезни не терять присутствия духа и сохранять вкус к еде – хороший признак, противоположное – дурной”; “Все, что остается после болезни внутри, обыкновенно производит рецидивы”; “Что не излечивается ядом, то излечивается ножом, что не излечивается ножом, то излечивается раскаленным железом, что не излечивается раскаленным железом, то следует считать неизлечимым”.

В это время основным методом лечения была фитотерапия. Медики обнаружили, что выдержанное вино с Крита, если в него добавить цветы дикого бадьяна и артемизии, приобретает великолепные лечебные качества и способствует пищеварению (теперь это вино является основным компонентом вермута “Мартини”).

Самые известные врачи этого периода: Авл Корнелий Цельс (примерно 30/25 гг. до н.э. – 45/50 гг. н.э.) – крупный врач, его восьмитомник “О медицине” сохранил свое значение и по сей день.

Асклепиад (128-56 гг. до н.э.) – римский врач, основоположник методической школы медицины.

Гален (примерно 130-200 гг. н.э.) – внес большой вклад в развитие анатомии, физиологии, хирургии, лекарствоведения. Он описал движение крови по незамкнутому кругу, дал представление о душе и ее месте в организме.

В эту эпоху происходит дальнейшее развитие и совершенствование санитарно-технических сооружений, гигиенических навыков.

Все это позволило улучшить лечение и профилактику болезней, в частности, достаточно высокого уровня достигли оперативные методы лечения при родовспоможении, ампутация, камнесечение, грыжесечение, поворот плода на ножку, удаление катаракты и др. Складывается врачебная специализация, в I-IV веках происходит становление военной медицины, вводятся должности военных медиков в армии.

Таким образом, медицина этого периода носит эмпирический –опытный характер. Наряду с ней сохраняется и развивается народная медицина, основанная на практике.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.54 (0.006 с.)