Отечественная наука и медицина в XIX -начале XX вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отечественная наука и медицина в XIX -начале XX вв.



 

Российская медицина развивалась в тесной связи с достижениями мировой науки и медицинской практики. Не останавливаясь на всех ее достижениях, рассмотрим школы, которые имели значение не только для отечествен­ной науки и медицины, но и мировой.

Первая в России научная анатомическая школа сложилась к началу XIX века в Петербургской медико-хирургической академии под руководством академика П.А.Загорского (1764-1846 гг.). Происходит утверждение русской анатомической терминологии взамен латинской, создается отечественное руководство по анатомии. Его продолжателем и преемником стал академик Илья Васильевич Буяльский (1798-1866 гг.). Его “Анатомико-хирургические таблицы” (1828 г.) сразу получили мировую известность. В числе первых русских хирургов он применил наркоз, крахмальную повязку, средства антисептики, разработал методы бальзамирования трупов и многое другое. Наивысший расцвет русской анатомической школы связан с деятельностью Николая Ивановича Пирогова – великого анатома и хирурга.

К концу XIX - началу XX веков в России существовало 3 ведущих анатомических школы: в Москве – школа Д.Н.Зернова (1834-1917 гг.), в Киеве – школа В.А.Беца (1834-1894 гг.), в Петербурге – Петра Францевича Лесгафта (1838-1909 гг.) – основоположника теоретической анатомии и создателя отечественной науки о физическом воспитании.

Мировую известность получила русская школа эмбриологии. Работавшие в России Каспар Фридрих Вольф (1733-1794 гг.), Карл Бэр (1792-1876 гг.) заложили основы сравнительной эмбриологии позвоночных. Честь создания этого направления как науки принадлежит нашим соотечественникам – Александру Онуфриевичу Ковалевскому (1840-1901 гг.) и Илье Ильичу Мечникову (1845-1916 гг.), ставшему в 1908 г. Нобелевским лауреатом. Эмбриология стала одной из важнейших дисциплин. Её применение в медицине не ограничивалось областью анатомии и гистологии. И сегодня она имеет важное практическое значение для профилактической медицины и борьбы с наследственными заболеваниями.

Выдающееся место в медицинской науке занимает российская школа физиологов, которая связана с именами Ивана Михайловича Сеченова (1829-1905 гг.) и Ивана Петровича Павлова (1849-1936 гг.). Особое значение работы Сеченова имели для физиологии нервной системы и нервно-мышечной физиологии. Он первым выдвинул идею о рефлекторной основе психической деятельности и убедительно доказал, что “все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы”. Он открыл центральное (сеченовское) торможение (1863). Его классический труд “Рефлексы головного мозга” (1863) И.П.Павлов назвал “гениальным взмахом русской научной мысли”.

И.П.Павлов – создатель учения о высшей нервной деятельности, основатель крупнейшей физиологической школы современности, новатор в методах исследования в физиологии. Нобелевский лауреат (1904 г.), он стал пионером в обосновании принципа нервизма – идеи о решающей роли нервной системы в регуляции функционального состояния и деятельности всех органов и систем организма. Результатом этих исследований явилось создание учения о высшей нервной деятельности – одно из величайших достижений естествознания XX века.

В области клинической медицины XIX века огромное значение имеет деятельность хирурга, педагога Николая Ивановича Пирогова (1810-1881 гг.) создателя топографической анатомии и экспериментального направления в хирургии, одного из основоположников военно-полевой хирургии. В создании топографической анатомии метод “ледяной анатомии” занимает важное место. Россия была одной из первых стран, где эфирный наркоз получил самое широкое распространение. Научное обоснование его дал Пирогов. В 1847 г. он впервые в мире применил наркоз в массовом порядке на театре военных действий. Он провел наложение первой гипсовой повязки в полевых условиях (1854 г.), высказал идею о костной пластике (1854 г.). В области военно-полевой хирургии Пирогов впервые обосновал и осуществил на практике сортировку раненых на четыре группы: безнадежные, тяжелораненые, состояния средней тяжести, легкораненые. Послеоперационные больные им были впервые разделены на две группы: чистые и гнойные. Пирогову принадлежит инициатива привлечения женщин для ухода за ранеными в условиях военного театра – создание института медсестер.

В начале XIX в. существовало два центра подготовки специалистов: медицинский факультет Московского университета и Петербургская медико-хирургическая академия. Первый разрабатывал вопросы общей патологии, терапии и физиологии, второй – анатомии, топографической анатомии и хирургии. Развитие капитализма привело к расширению числа университетов: в конце XIX в. было уже 10 университетов.

В это время зарождается отечественная педиатрия. Наиболее известные представители педиатрической науки: Иустин Евдокимович Дядьковский (1784-1841 гг.), Матвей Яковлевич Мудров (1776-1831 гг.), Сергей Петрович Боткин (1832 -1889 гг.), Василий Парменович Образцов (1851-1920 гг.).

В XIX веке педиатрия сформировалась как самостоятельная научная дисциплина. Пионером в этой области в первой половине XIX века выступила Франция, где в 1802 г. была открыта первая в мире детская больница (в Париже). Это был ведущий европейский центр по подготовке специалистов в области детских болезней. Наиболее известные представители этой школы – П.Бретонно, изучавший дифтерию и круп у детей; Ш.Бийяр, создавший атлас патологической анатомии детских болезней; А.Труссо, разработавший операцию трахеотомии у детей. В 1844 г. во Франции были открыты первые ясли для детей. Со второй половины XIX в. лидерство переходит к немецким педиатрам: в Берлинском университете была создана первая самостоятельная кафедра детских болезней, которой руководил профессор М.Пфаундлер. В 1902 г. детские врачи объединяются в международную организацию – Лигу по борьбе с детской смертностью. Первый международный конгресс по охране младенчества состоялся в Берлине в 1911 г. Так было положено начало международному сотрудничеству в области педиатрии.

Специализированная помощь детям в России берет начало с 1834 г., когда в Санкт-Петербурге была открыта специальная детская больница на 60 коек. В 1842 г. в Москве открывается первая в мире больница на 100 коек для детей раннего возраста. Обе больницы содержались на благотворительные средства.

Основоположником научной педиатрии в России стал Степан Фомич Хотовицкий (1796-1885 гг.), профессор кафедры акушерства, женских и детских болезней Петербургской медико-хирургической академии, где с 1836 г. он читал курс лекций, изданный в 1847 г. под названием “Педиятрика”. В 1861 г. в академии читается специальный курс по педиатрии, а в начале 70-х гг. XIX в. открывается первая в стране кафедра детских болезней под руководством профессора Н.И.Быстрова. В 1888 г. аналогичная кафедра открывается при Московском университете, которой с 1891 г. по 1902 г. руководил создатель крупной научной школы клинико-физиологического направления – Нил Федорович Филатов (1847-1902 гг.). Он впервые выделил и описал ветряную оспу и скарлатинозную краснуху, открыл ранний признак кори на слизистой полости рта. Его лекции, записанные и изданные учениками, переиздавались многократно. В 1885 г. в Санкт-Петербурге создается первое в России научное общество детских врачей под руководством Н.И.Быстрова, в 1892 г. – в Москве под руководством Н.Ф.Фила-това.

Становление и развитие социальной гигиены связано с утверждением капиталистических отношений во второй половине XIX века. Общественная (социальная) медицина – наука о сохранении здоровья населения, предупреждении и лечении болезней. Самостоятельной научной дисциплиной гигиена становится во второй половине XIX в.

Промышленный переворот приводит к концентрации рабочей силы, появлению новых производств, резкому росту числа городов и городских жителей. Ухудшились условия труда и быта рабочих. Все это вызвало инициативу передовых врачей по санитарному обследованию условий жизни. Первыми выступили врачи Англии. Джон Саймон – санитарный врач и хирург, один из основоположников общественной гигиены в Англии. Он изучал причины смертности среди рабочих в связи с условиями их труда, санитарным состоянием их жилищ, питанием и т.д. По его инициативе был издан в 1848 г. первый в мире закон об общественном здоровье, тогда же было создано государственное учреждение по охране здоровья. Научное обоснование и разработка идеи государственной организации медицинского дела принадлежит австрийскому врачу Иогану Франку. Разработка медико-статистического анализа состояния здоровья населения сформировала новую науку – экспериментальную гигиену. Основоположник – немецкий врач Макс Петтенкофер.

В России формирование научной гигиены проходило во второй половине XIX в. Однин из ее основоположников – профессор А.П. Доброславин (1842-1889 гг.) в 1871 г. стал инициатором открытия первой в России кафедры гигиены, экспериментальной лаборатории в Петербургской медико-хирургической академии. Он является создателем первых отечественных учебников по гигиене. В 1878 г. А.П.Доброславин основывает Русское общество охранения народного здравия и журнал “Здоровье”. В 1882 г. вторая в России кафедра гигиены была создана в Московском университете, которую возглавил профессор Ф.Ф.Эрисман (1842-1915 гг.). Следует отметить его деятельность в области общественной санитарии, практическое участие в разработке водопровода и канализации Москвы, обследование фабрик и заводов Московской губернии.

Наряду с другими специализациями в XIX в. получила свое дальнейшее развитие стоматология.

В первой половине XIX в. зубоврачеванием занимались главным образом лекари без высшего образования, которые имели право лечить болезни и производить все операции без исключения. В 1809 г. в России числилось 18 зубных врачей. С 1838 г. зубных врачей стали называть дантистами (экзамен сдавали в медико-хирургической академии). За первую половину XIX в. в Петербурге выдержали врачебный экзамен 54 человека, из них одна женщина - Мария Назон. К 1902 г. в стране уже был 221 зубной врач.

Государственная система организации медицинской помощи в России к началу XX века включала следующие элементы:

1) военную медицину, которая зародилась еще в XVI в. в ходе реформ Ивана Грозного;

2) фабрично-заводскую медицину (с 1719 г.);

3) городскую медицину (с 1775 г.);

4) земскую медицину (с 1864 г.).

В России во второй половине XIX в. сложилась оригинальная форма организации медицинской помощи – земская медицина. Одно из достижений земской медицины – начало внедрения наиболее прогрессивного принципа участкового обслуживания сельского населения. Земским врачам принадлежала инициатива развития санитарно-профилактической деятельности как приоритетного направления в охране здоровья населения. Особая роль отводилась привлечению населения, земской общественности к выполнению задач медицины, особенно санитарно-профилактических мероприятий. Этот принцип в дальнейшем стал одним из основных в здравоохранении. Для земской медицины характерными были бесплатность, общедоступность, единство науки и практики. До появления земской медицины сельское население (более 90% населения страны) не имело организованной медицинской помощи. Земская медицина представляла огромный шаг вперед в процессе рационализации охраны здоровья, в создании системы медицинского обслуживания населения. И.И.Моллесон писал: “Нам, русским, впервые предстоит сделать крупный шаг вперед и указать путь другим, так как, сколько известно, нигде за границей не было даже и попытки к такой организации народной медицины”. Следует подчеркнуть и международное признание земской медицины. Основные её принципы были рекомендованы резолюцией Всемирной организации здравоохранения 1970 г. “Об основных принципах национального здравоохранения”.

Тема IV. МЕДИЦИНА XX ВЕКА

    

1. Влияние фундаментальных открытий в науке и технике на медицину.         

 

Фундаментальные открытия в ведущих областях естествознания конца XIX-XX вв. коренным образом изменили медицину, сложившиеся ранее представления о сущности процессов в природе и организме человека. В области физики были сделаны величайшие открытия: рентгеновских лучей (1895 год); явления радиоактивности (1896, 1898 гг.); мутагенного действия ионизирующих излучений, разработка квантовой механики, теории относительности (средина 20-х годов); становление и развитие ядерной физики (с средины 30-х годов); возникновение и развитие электроники (начало 20 века), а сначала 60-х годов – одно из наиболее перспективных направлений – микроэлектроника.

Вследствие этих открытий началась эпоха получения изображений внутренних органов, врач впервые получил возможность увидеть то, что происходит в организме живого человека; утвердились рентгенорадиологические прогрессивные методы диагностики и лечения; была выявлена новая форма причинной обусловленности в микромире; сформировались новые научные медицинские дисциплины – рентгенология, ядерная медицина, радиационная гигиена и др.

На развитие теоретических основ медицины оказала существенное влияние химия. Важнейшим направлением химии стало изучение закономерностей процессов. Благодаря успехам физики и физической химии стало возможным изучение физико-химической основы биологических явлений на молекулярном уровне. На стыке физики, химии и биологии возникли такие научные дисциплины, как биохимия, биофизика, радиационная биология, космическая биология и медицина, молекулярная биология и др. В биологических и медицинских исследованиях, в лабораторной и функциональной диагностике все шире используются методы физики, химии, прикладной математики. В особые направления биофизики и биохимии выделены медицинская биофизика и медицинская химия.

Существенное влияние на развитие медицины оказали достижения в области биологии и генетики. В 1906 году сформировалась наука, изучающая наследственность и изменчивость, – генетика. Важнейшим этапом ее развития явилось создание в 1911 году хромосомной теории наследственности: американский ученый Т.Морган и сотрудники его научной школы экспериментально доказали, что основными носителями генов являются хромосомы. В 20-30-е годы в СССР сложились крупнейшие в мире генетические научные школы Н.И. Вавилова, Н.К. Кольцова, Ю.А. Филипченко, А.С. Серебровского, в 60-е гг. – Н.В. Тимофеева-Ресовского, Н.П. Дубинина.

К выдающимся достижениям биологии второй половины XX века относится возникновение молекулярной биологии (формальной датой считается 1953 год), когда Дж.Уотсоном и Ф.Криком была создана модель пространственной структуры ДНК. Ученые установили, что условия окружающей среды могут способствовать развитию или подавлению наследственного предрасположения, разработаны методы экспресс-диагностики, предупреждения и лечения ряда наследственных заболеваний, были организованы медико-генетические консультации.

Революция в естествознании органически слилась с революцией в технике, что позволило разработать принципиально новые образцы медицинской техники и расширило возможности диагностики, лечения и реабилитации, проведения профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Решающую роль в совершенствовании медицинской техники сыграли успехи оптики, ядерной физики, робототехники, электроники, микротехники.

Благодаря достижениям оптики были созданы операционные микроскопы с ручным, ножным, звуковым (воспринимающим речевые команды) управлением, что расширило возможности оперативной офтальмологии и оториноларингологии, реконструктивной хирургии (приживание ампутированных в результате травм конечностей), кардиохирургии и нейрохирургии. Использование волоконной оптики обеспечило создание принципиально новых диагностических эндоскопических приборов: врачебный осмотр внутренних органов с помощью введения в них инструментов, снабженных оптическими и осветительными системами (например, бронхоскопия). В конце 50-х годов появились технические лазеры, они сразу нашли применение в офтальмологии и хирургии. Их используют при отслойке сетчатки, для лечения глаукомы, близорукости, при операциях на кровеносных сосудах и т.д.

Широко внедрены в лечебную практику устройства, в которых используются магниты. Магниты с 20-х годов применялись в офтальмологии, в 50-е годы были внедрены и в хирургию (например, реконструктивные операции на костях). Магнитные устройства используются в терапии.

Достижения электроники серьезно изменили медицину. Создание электронного микроскопа позволяет получить увеличение в сотни тысяч раз изображения мельчайших объектов, электронная медтехника ускоряет диагностику и проведение лечебно-профилактических мероприятий, обеспечивает фундаментальные и прикладные научные исследования. В медицине за последние несколько десятилетий произошла технологическая революция: созданы аппараты УЗИ (начало 60-х годов), компьютерные томографы (начало 70-х годов), ядерно-магнитные и нейтронно-позитронные томографы. Завтра, пользуясь этими изобретениями, любой врач в любой части света будет иметь возможность на месте получить консультацию самых крупных специалистов для объяснения полученных изображений. Радиотелеметрия, созданная в 50-х годах на основе достижений радиоэлектроники, позволяет вести регулярные наблюдения с Земли за сердечной деятельностью, дыханием, кровяным давлением и др. функциями космонавтов в процессе космического полета.

Использование в медицине ЭВМ с применением математических методов позволяет благодаря быстроте совершаемых ими операций не только анализировать результаты эксперимента, но и изменять его направление согласно заданной программе. ЭВМ используют для организации скорой медицинской помощи, оптимизации работы приемных отделений, организации всего лечебного процесса, лабораторной диагностики, внутрибольничной проводной и радиосвязи, а биотехнические системы – при изготовлении протезов конечностей. Созданы автоматические системы для регулирования наркоза, дыхания и высоты АД во время операции, автоматические стимуляторы сердечной деятельности, активные управляемые протезы и др.

Таким образом естественные науки вооружили медицину экспериментальными и теоретическими данными о закономерностях развития процессов, происходящих в организме человека, а также объективными методами исследования.

Все большее значение для медико-биологических исследований приобретают технические средства. Достижения техники чрезвычайно расширили возможности исследования организма здорового и больного человека, привели к созданию принципиально новых путей и методов диагностики и лечения, профилактики.

  1. Углубление дифференциации медицины и усиление в ней

Интеграционных процессов.

 

Революция в естествознании и технике вызвала значительные изменения в традиционной структуре наук, углубился процесс дифференциации науки, и вместе с тем, в ней усилились интеграционные процессы.

Теоретическая медицина, медико-биологические дисциплины. Морфология человека – анатомия, эмбриология, гистология (наука о тканях), цитология (наука о клетке) – превратилась из описательной науки в общебиологическую и экспериментальную, изучающую морфологические основы взаимодействия строения организма, органов и тканей. Рентгеноанатомия выделилась в специальную область научных знаний и дает возможность изучать форму и строение живого человеческого тела.

На рубеже XIX-XX вв. начался переход физиологии от аналитического понимания жизненных процессов к синтетическому. Основополагающую роль в этом переходе сыграли научные учения И.М.Сеченова и И.П.Павлова о единстве организма и среды. И.П. Павлов ввел в практику хронический эксперимент, позволяющий изучить деятельность практически здорового организма. Классические труды по физиологии кровообращения, пищеварения, высшей нервной деятельности сыграли большую роль в развитии физиологии, медицины, психологии и педагогики. XV конгресс физиологов (1935 г.) провозгласил И.П.Павлова старейшиной физиологов мира и подтвердил огромный и оригинальный вклад отечественной физиологии в сокровищницу медицины. Самостоятельным разделом физиологии стала физиология труда и спорта, возрастная, питания, нейрофизиология (наука, изучающая функции нервной системы), авиационная, подводная, космическая физиология. Значительный вклад в развитие физиологии внесли научные школы физиологов Б.Ф.Вериго (1860-1925) – талантливый ученик И.М.Сеченова и И.П.Павлова, первый декан медфакультета Пермского университета; Л.А.Орбели (1882-1958), который развил новое направление эволюционной физиологии; П.К.Анохина (1898-1974), оставившего фундаментальные труды по нейрофизиологии; В.В.Парина (1903-1971), окончившего медфакультет Пермского университета, широко известны его труды по физиологии кровообращения, сердца, по медицинской кибернетике, космической физиологии и медицине и др.

 

Работы канадского патолога Г.Селье (1907-1982), выдвинувшего теорию стресса и общего адаптационного синдрома, способствовали развитию эндокринологии и гормонотерапии. Открытие гормона инсулина в 1921 г. физиологами Ф.Бантингом (Канада) и Д.Маклеодом (Англия) произвело переворот в лечении сахарного диабета. Затем были выделены гормоны кортизон, преднизолон и др. Широкое распространение получила гормонотерапия эндокринных и неэндокринных заболеваний.

Время конца XIX - начало XX вв. ознаменовалось крупными достижениями в микробиологии и иммунологии. Началась бактериологическая, иммунологическая, антисептическая эра, т.е. открытие возбудителей инфекционных заболеваний, создание вакцин, разработка методов антисептики и асептики. В трудах Л.Пастера, Р.Коха, И.Мечникова, П.Эрлиха, Ф.Эрисмана, М.Петтенкофера, Д.Заболотного и др. “охотников за микробами” была сформулирована стратегия широкого наступления на инфекционные, паразитарные, социальные заболевания, борьба с сепсисом. Иммунология (как наука о невосприимчивости организма к инфекционным болезням) в XX веке постепенно охватила проблемы патологии, генетики, эмбриологии, трансплантологии, онкологии.

Во второй половине XX века сформировалась самостоятельная теоретическая и клиническая область медицины – аллергология. Она изучает причины возникновения, механизмы развития, проявления, методы диагностики, профилактики и лечения аллергических реакций и заболеваний.

Основы нового раздела фармакологии – химиотерапии – заложил в начале ХХ в. немецкий ученый П.Эрлих. Он доказал возможность синтеза по заданному плану препаратов, способных воздействовать на возбудителей заболеваний, в частности, против сифилиса. В 30-е годы началось создание сульфаниламидных препаратов. Г.Домагк обосновал их антибактериальное действие и ввел в лечебную практику. 40-е годы ознаменовали начало эры антибиотиков, наладилось промышленное производство пенициллина (в 1929 году в Англии А.Флеминг открыл пенициллин, в 1942 г. в СССР – З.В.Ермольева и Т.И.Балезина).

Пограничным разделом фармакологии, биохимии, гигиены питания и некоторых других областей науки является витаминология. В ХХ веке возникло учение о витаминах, впервые открытых русским ученым Н.И.Луниным (1853-1937 гг.) еще в конце XIX века. Механизмы развития многих авитаминозов были расшифрованы (К.Функ ввел термин авитаминоз) и найдены пути их предупреждения, разработаны методы синтетического получения некоторых витаминов.

Клиническая медицина, опираясь на прогресс естественных наук и техники, достижения теоретической медицины, сопровождалась коренными преобразованиями, изменился ее характер. Это касается и понимания природы болезней, и возможностей их распознавания, лечения и профилактики. Особое значение имеют методы функциональной диагностики: электрокардиографии, звукового метода измерения АД, катетеризации сердца, методы исследования функции внешнего дыхания, ядерно-магнитно-резонансной интроскопии и др.; методы рентгено- и радиоизотопной диагностики, эндоскопии с использованием волоконной оптики и т.д. Все это позволяет врачу уловить тончайшие изменения функции любого органа, переход ее от нормальной к патологической и к болезни – таким образом, в XX веке врач способен активно вмешиваться в течение болезни.

Терапия продолжает развиваться как основная клиническая дисциплина и врачебная специальность. Она формирует мышление клинициста, интегрирует исследования в различных областях медицины. Здесь следует отметить достижения научной школы Ф.Крауса (Германия) в первой половине XX века, которая стала ведущей в изучении методов функциональной диагностики болезней сердечно-сосудистой системы. Развитие отечественной терапии в значительной мере связано с деятельностью Д.Д.Плетнева, одного из основателей кардиологии в СССР, М.П.Кончаловского, Г.Ф.Ланга, Н.Д.Стражеско, А.Л.Мясникова, лауреата международной премии “Золотой стетоскоп”, и др. и созданных ими школ. Общим для этих научных школ был комплексный естественно-научный подход к проблемам патологии, связь их тематики с узловыми проблемами здравоохранения и принципом профилактики, широкое применение клинико-экспериментального метода, сочетающегося с изучением больного в социальном окружении. Терапия XX века включает в себя кардиологию, пульмонологию, гематологию, нефрологию и т.д.

Хирургия XX века связана с развитием методов обезболивания (спинномозговая, внутривенная анестезия, эндотрахеальный поверхностный наркоз), управления жизненно важными функциями организма во время операции и в послеоперационном периоде (анестезиология, реаниматология), переливанием крови (группы крови открыты К.Ландштейнером (Австрия), Я.Янским (Чехия) в 1900-1907 гг.), искусственной гипотермией, антибиотикотерапией, позволившими применять хирургическое лечение при заболеваниях труднодоступных и жизненно важных органов (сердца и магистральных сосудов, легких, головного и спинного мозга). Существенно изменился сам предмет хирургии: круг так называемых хирургических болезней значительно расширился. В рамках хирургии развивается трансплантология: начинаются эксперименты по пересадке трупных тканей и органов (конец 20-х - начало 30-х годов). К 60-м годам относятся первые пересадки больным печени, легких, поджелудочной железы, сердца, почки. Перспективный раздел современной трансплантологии – разработка проблемы создания искусственного сердца, печени, поджелудочной железы.

В 30-е годы началось развитие торакальной (грудной) хирургии. Кафедра общей хирургии Пермского мединститута, возглавлял ее Б.В.Парин, в годы Великой Отечественной войны работала по проблеме хирургии ранений органов грудной полости. Одним из отечественных основоположников учения о травме груди по праву считают академика Е.А.Вагнера, который с 1970 по 1995 год был ректором крупнейшего на Урале Пермского мединститута. Учениками созданной им хирургической школы выполнено более 100 диссертаций по различным проблемам травмы груди. В 1995 году в Перми был открыт областной центр сердечно-сосудистой хирургии, который возглавляет ученик Е.А.Вагнера профессор С.Г.Суханов.

Большие достижения в области хирургии связаны с деятельностью А.Карреля во Франции и США, заложившего основы сосудистой хирургии; Ф.Крафорда в Швеции, положившего начало хирургическому лечению врожденных пороков сердца. Особую роль в развитии отечественной сердечно-сосудистой хирургии сыграли А.Н.Бакулев, П.А.Куприянов, А.А.Вишневский, В.И.Бураковский, Н.А.Амосов, Е.Н.Мешалкин, Б.В.Петровский, Е.И.Чазов. С.С.Брю-хоненко в начале 20-х годов разработал метод искусственного кровообращения и создал первый в мире аппарат искусственного кровообращения.

Исключительную роль в становлении и развитии отечественной нейрохирургии и военно-полевой хирургии сыграли А.Л.Поленов, Н.Н.Бурденко, зарубежной – Х.Кушинг (США), У.Пенфилд (Канада) и др.; брюшной и неотложной хирургии – И.И.Греков, А.В. Мартынов, С.И.Спасокукоцкий, С.С.Юдин и др.; заложили основы онкологии в СССР П.А.Герцен и Н.Н.Петров; травматологии и ортопедии – Г.И.Турнер, Р.Р.Вреден, В.А.Оппель, Г.А.Илизаров; офтальмологии – Э.В.Адамюк, А.А.Крюков, В.П.Филатов, С.Н.Фе-доров и т.д.

Профилактическая медицина. Гигиенические науки, эпидемиология, микробиология, социальная медицина и организация здравоохранения исследуют проблемы единства организма и среды, разрабатывают специфические формы профилактики, включающие осуществление социальных и общественных мер по оздоровлению окружающей среды, условий труда и быта, контроль за выполнением санитарного законодательства, гигиенических нормативов, противоэпидемических мероприятий.

Начиная с конца XIX века совершается переход от общих описаний к точному количественному и качественному исследованию воздуха, почвы, воды, шума, питания и т.д. (с применением физических, химических, биологических, бактериологических и других методов).

В начале 20-х годов гигиена распалась на ряд самостоятельных дисциплин – социальную гигиену, гигиену труда, коммунальную гигиену, гигиену детей и подростков, гигиену питания, радиационную, военную, авиационную и др.

В 60-70 годах была выявлена цитогенетическая активность ряда пестицидов, мутагенная и канцерогенная активность окислов азота, нитратов, нитритов, нитрозаминов и ряда других нитросоединений. С целью снижения загрязнений воздуха до уровня безвредных для человека вводится новая технология производственных процессов, совершенствуются методы сжигания топлива, твердое топливо заменяется газообразным, запрещается пользование этилированным бензином в городах.

ВОЗ осуществляет широкую программу медико-биологической оценки качества окружающей среды, проводит работу по установлению социально-гигиенических критериев оценки загрязнений в местах человеческих поселений.

Во многих странах разработаны национальные стандарты или предельно допустимые концентрации токсических веществ в водопроводной воде и атмосфере; большое значение приобретает разработка международных критериев применительно к наиболее частым загрязнителям окружающей среды, создаются государственные организации, специальные программы, отпускаются значительные средства на их осуществление. Главный путь охраны природной среды от загрязнителей ученые видят в преобразовании технологических процессов в замкнутые циклы. Борьба против наступления экологического кризиса превратилась в один из важнейших факторов международной политики и международного сотрудничества. На одно из первых мест в медицине при научных исследованиях выдвинулась проблема радиационной защиты человека.

На рубеже XIX-XX вв. возникает и развивается социально-гигиеническая мысль. Это ярко проявилось в трудах основоположников отечественной и зарубежной научной гигиены, социальной гигиены – Ф.Ф.Эрисмана, Г.В.Хлопина, Н.А.Семашко, З.П.Соловье-ва, В.А.Обуха – в России, М.Петтенкофера, А.Гротьян – в Германии, С.Стынка – в Румынии, Ж.Паризо – во Франции и др.

Предмет социальной гигиены изучает состояние здоровья населения и отдельных групп, влияние социально-экономических факторов на общественное здоровье и здравоохранение, формы и методы управлением здравоохранения, его теоретические основы.

Значительные успехи в борьбе с инфекционными болезнями во многом связаны с достижениями микробиологии, эпидемиологии. В создании отечественных оригинальных вакцин, в разработке теории и практики вакционопрофилактики и вакцинотерапии большое значение имели работы Н.Ф.Гамалеи, Д.К.Заболотного, Л.А.Тарасеви-ча, П.Ф.Здродовского, А.А.Смородинцева, М.П.Чумакова, Л.В.Гро-машевского и др.

Достижения всех разделов гигиены, микробиологии, эпидемиологии оказали существенное влияние на развитие профилактического направления медицины и здравоохранения.

Таким образом, в конце XIX века и в XX столетии революция в области естественных и технических наук, рост объема знаний оказали огромное преобразующее влияние на теоретические основы медицины, клиническое и профилактическое направление медицины. Дифференциация медицины сыграла и продолжает играть положительную роль, способствуя более глубокому и детальному изучению отдельных проблем медицины. Однако все более узкая специализация и технизация медицины, отрыв отдельных медицинских специальностей друг от друга выдвигают на передний план проблему сохранения единства медицины, усиления в ней интеграционных процессов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.64.47 (0.043 с.)