Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема І. Врачевание и медицина с древнейших времен до нового времениСтр 1 из 14Следующая ⇒
ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ Учебное пособие ПЕРМЬ 2000 МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЕРМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ КАФЕДРА ИСТОРИИ, ПОЛИТОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ
ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ
Под общей редакцией Н.Я.Азановой, В.Ю.Черных
Утверждено ученым советом ПГМА в качестве учебного пособия
Авторский коллектив – кандидаты исторических наук, доценты Н.Я.Азанова (темы IV, V), Л.Ю.Кожевникова (тема II), Н.А.Невоструев (тема III), В.П.Фотеева (тема I), В.Ю.Черных (тема III).
УДК 61:93 (075.8) ББК 5:63.3 И 90
И 90 История медицины: Учебное пособие / Под общ. ред. Н.Я. Азановой, В.Ю.Черных. Пермь: Перм. гос. мед. академия, 2000. 73 с. ISBN 5-7812-0032-0
Учебное пособие содержит теоретический курс и методическое приложение, включающее программу курса, планы семинарских занятий, темы рефератов, указатели литературы и вопросы для самоконтроля. Предназначено для преподавателей и студентов медицинских вузов.
Рецензенты: М.Я.Подлужная – доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой социальной гигиены и организации здравоохранения факультета усовершенствования врачей Пермской государственной медицинской академии; Г.В.Пугина – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, философии и социологии Пермской государственной фармацевтической академии.
УДК 61:93 (075.8) ББК 5:63.3
ПРЕДИСЛОВИЕ
В учебном пособии излагаются материалы по истории мировой и отечественной медицины, начиная с первобытного общества и кончая ХХ веком. Оно адресуется студентам первого курса, не имеющим базовой профессиональной подготовки, не владеющим медицинскими терминами. Цель издания данного учебного пособия – помочь студентам в изучении основных этапов, тенденций, закономерностей и противоречий развития медицины; дать им минимум начальных знаний, позволяющих затем перейти к более углубленному изучению широкого круга проблем, охватываемых курсами частных медицинских дисциплин; познакомить с именами и достижениями крупнейших представителей различных научных школ и направлений, с историей важнейших открытий; показать, что все народы мира внесли свой вклад, способствовали построению величественного здания современной медицины; показать роль российских ученых и медиков в этом процессе; способствовать воспитанию гуманизма, бескорыстности, патриотизма, любви к своей профессии.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС Тема І. ВРАЧЕВАНИЕ И МЕДИЦИНА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НОВОГО ВРЕМЕНИ
История медицины как наука. Врачевание и медицина в первобытном обществе и Древнем мире. Медицина (лат. – лечу, исцеляю) – это система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни, предупреждение и лечение болезней людей. История медицины изучает закономерности развития врачевания, медицинских знаний за всю историю человечества. Историю медицины можно разделить на общую и частную. Общая история занимается выявлением закономерностей развития медицины, изучением узловых проблем. Это и составляет предмет истории медицины как особой науки. Частная история занимается вопросами возникновения и развития отдельных медицинских дисциплин и изучается во всех медицинских учебных заведениях. Наша задача – ознакомиться с историей медицины, получить сведения о сущности медицины, ее задачах, основных источниках, ее периодизации. Источники изучения истории медицины разнообразны: в дописьменный период – народный эпос, фольклор, данные археологических раскопок. С появлением письменности – рукописные и печатные труды. В основу периодизации истории медицины положена периодизация всеобщей истории. Врачевание, примитивные медицинские знания появляются одновременно с зарождением человеческого общества. Уже в первобытном обществе существовали определенные гигиенические навыки и коллективное врачевание: женщины и пастухи явились первыми врачевателями. Это время накопления и обобщения эмпирических (практических) знаний о природных лечебных средствах растительного, животного и минерального происхождения.
В XII-X тыс. до н.э. люди умели оказывать помощь при родах и травмах, останавливать кровотечение. Из камня, кости создаются первые инструменты для врачевания. Люди сравнительно рано научились выделять болезни, связанные с питанием. Пищевые вещества (мед, сало и пр.) в случае необходимости использовались в качестве лекарственных средств. Столь же древним явилось использование целебных сил природы – солнца, воды. На врачевание в это время большое влияние оказали возникшие фантастические представления о мире, такие как тотемизм – представление о тотеме как о хранителе здоровья; анимизм – вера в духов, души; магия – вера в способность отдельных людей воздействовать на других людей, предметы, события, явления природы. В связи с этим возникает система врачевания путем борьбы с духами, с которыми связаны те или иные болезни. Например, прием веществ, вызывающих отвращение, – чтобы изгнать засевший в больном дух, или изгнание его с помощью шума (отсюда шаманский бубен), или переодевание, переименование, заговоры, заклинания и т.д. Эти обряды связаны с распространенным представлением о болезни как особом вредоносном существе. Зарождение лечебной магии означало переход от коллективного врачевания к знахарству. С развитием общества совершенствуются и навыки врачевания. На этапе разложения первобытного общества (X-V тыс. до н.э.) появляются инструменты из металла, применяются наркотические и опьяняющие вещества, проводятся такие сложные операции, как кесарево сечение, ампутация конечностей, трепанация черепа. Проводились сложные косметические операции, связанные с местными представлениями о красоте. Так, у племен Южной Америки широко используются инкрустация зубов драгоценными камнями и золотом, прокалывание языка, носовой перегородки, изменение формы черепа, создание искусственного косоглазия. В качестве обезболивающих средств применяются наперстянка, листья коки, хинин, сок кактуса. Возникают примитивные предохранительные меры при заразных болезнях. В это время появляются профессиональные служители культа, в обязанности которых часто входит и врачевание. Наряду с этим укрепляется знахарство. Крупным шагом в развитии врачевания явилась эпоха древних цивилизаций. В этот период возникает письменность и создаются первые медицинские тексты. Например, к концу III тысячелетия до н.э. относятся клинописные тексты медицинского содержания Шумера и Ассирии, священные книги Индии “Ригведа”, “Самаведа”, “Аюрведа”. Это время формирования двух направлений врачевания: первое – народное врачевание, основанное на практическом опыте, второе – теургическое (культовое), основанное на религиозных верованиях. С этого времени существует сам термин “медицина”, создаются дома ученичества, школы для подготовки медиков (как при храмах, так и светские). Возникают известные медицинские школы: кротонская – последователи которой считали, что здоровье – результат равновесия противоположных начал: сухого и влажного, теплого и холодного, отсюда – противоположное излечивай противоположным; книдская – развила гуморальное учение (о соках и их роли в организме), ввела понятия четырех жидкостей организма (кровь, слизь, светлая и черная желчь), учение о признаках болезней (симптомах) и методах диагностики (выслушивание, осмотр, ощупывание); косская – в основе которой учение о тесной связи организма с окружающей природой, о четырех типах телосложения и темпераментах. В ней разработаны принципы наблюдения и лечения у постели больного (впоследствии клиническое направление в медицине).
В Древних Греции и Риме создаются законы о правовом положении врача, вводятся элементы государственной регламентации врачебной деятельности и медицинского дела, проверочные экзамены, право частной практики. Положение врача в обществе было почетным – так, эдикт Ю. Цезаря предоставлял врачам, приезжающим в империю, право римского гражданства. Складывается профессиональная этика, большое внимание ей уделял “отец медицины” Гиппократ. Он требовал от врача лучших проявлений человеческого характера: “Пусть он будет по своему нраву человек прекрасный и добрый и, как таковой, значительным, и человеколюбивым. Ибо поспешность и чрезмерная готовность, даже если бывают весьма полезны, презираются. Тот врач, который изливается в смехе и сверх меры весел, считается тяжелым, и этого должно в особенности избегать. Он должен быть справедливым при всех обстоятельствах…”. Расширяются мистические представления о причинах возникновения болезней: естественные, связанные с верованиями, и восприятием болезни как возмездия за нарушение моральных норм и обрядов. Это привело к возникновению цикла мифов о богах, покровителях врачевателей: в Месопотамии – Иштар, Гула, Мардук; в Египте – Осирис, Исида, Анубис; в Риме – Эскулап; в Греции – целое семейство богов связано с медициной – это сын Аполлона Асклепий, его жена Эпиона – “болеутолительница”, сыновья Махаон и Полидарий – легендарные лекари армии греков времен Троянской войны, Телесфор – гений выздоровления (буквально – “приводящий к благополучному концу”). Зарождаются и символы медицины: змея, чаша, факел и др. Древние цивилизации значительно пополнили сведения о строении человеческого тела. Это связано прежде всего с культом мертвых и бальзамированием трупов. Возникает учение о трех природных субстанциях: слизь, желчь, прана, и пяти стихиях – земля вода, огонь, воздух, эфир (Индия). В Китае – философское учение об инь и ян – двух противоположных началах, на которых основано взаимодействие и равновесие организма с окружающим миром. Большое распространение получили иглоукалывание, массаж, прижигание. Совершенствовались методы обследования: осмотр кожных покровов, определение общего состояния и настроения больного, определение его запахов, исследование пульса и др.
Ярким представителем медицины этой эпохи являлся Гиппократ (примерно 460-377 гг. до н.э.). Врачеватели того времени не подписывали своих сочинений. История не сохранила ни одного подлинника, в котором было бы указано авторство Гиппократа. Но около 300 г. до н.э. все медицинские рукописи были объединены в “Гиппократов сборник”. Большинство исследователей считают, что Гиппократу принадлежат работы сборника: “Афоризмы”, “Прогностика”, “Эпидемия”, “О воздухах, водах, местностях”, “О переломах”, “О ранах головы”, “О древней медицине” (возможно, и некоторые другие). “Гиппократов сборник” – это энциклопедия периода расцвета античной медицины. Например, в “Эпидемиях” даны образцы тонкого врачебного наблюдения за развитием болезни, приведены 48 историй болезни. Основным принципом лечения Гиппократ считал соблюдение закона меры, максимальное использование целительных сил природы с учетом организма самого больного. Прекрасным памятником наблюдательности явились трактаты “Прогностика” и “Афоризмы”. Так, в первом положено начало новой главе медицины – прогностике. В частности, в этом труде дано классическое описание лица агонизирующего больного: “нос острый, глаза впалые, виски вдавленные, уши холодные и оттянутые, мочки ушей отвороченные, кожа на лбу твердая, натянутая и сухая, и цвет всего лица зеленый, черный или бледный, или свинцовый”. В “Афоризмах” содержится ряд мелких замечаний, некоторые из них до сих пор актуальны: “Во всякой болезни не терять присутствия духа и сохранять вкус к еде – хороший признак, противоположное – дурной”; “Все, что остается после болезни внутри, обыкновенно производит рецидивы”; “Что не излечивается ядом, то излечивается ножом, что не излечивается ножом, то излечивается раскаленным железом, что не излечивается раскаленным железом, то следует считать неизлечимым”. В это время основным методом лечения была фитотерапия. Медики обнаружили, что выдержанное вино с Крита, если в него добавить цветы дикого бадьяна и артемизии, приобретает великолепные лечебные качества и способствует пищеварению (теперь это вино является основным компонентом вермута “Мартини”). Самые известные врачи этого периода: Авл Корнелий Цельс (примерно 30/25 гг. до н.э. – 45/50 гг. н.э.) – крупный врач, его восьмитомник “О медицине” сохранил свое значение и по сей день. Асклепиад (128-56 гг. до н.э.) – римский врач, основоположник методической школы медицины. Гален (примерно 130-200 гг. н.э.) – внес большой вклад в развитие анатомии, физиологии, хирургии, лекарствоведения. Он описал движение крови по незамкнутому кругу, дал представление о душе и ее месте в организме. В эту эпоху происходит дальнейшее развитие и совершенствование санитарно-технических сооружений, гигиенических навыков.
Все это позволило улучшить лечение и профилактику болезней, в частности, достаточно высокого уровня достигли оперативные методы лечения при родовспоможении, ампутация, камнесечение, грыжесечение, поворот плода на ножку, удаление катаракты и др. Складывается врачебная специализация, в I-IV веках происходит становление военной медицины, вводятся должности военных медиков в армии. Таким образом, медицина этого периода носит эмпирический –опытный характер. Наряду с ней сохраняется и развивается народная медицина, основанная на практике. XIX - НАЧАЛА XX ВЕКОВ Тема IV. МЕДИЦИНА XX ВЕКА
1. Влияние фундаментальных открытий в науке и технике на медицину.
Фундаментальные открытия в ведущих областях естествознания конца XIX-XX вв. коренным образом изменили медицину, сложившиеся ранее представления о сущности процессов в природе и организме человека. В области физики были сделаны величайшие открытия: рентгеновских лучей (1895 год); явления радиоактивности (1896, 1898 гг.); мутагенного действия ионизирующих излучений, разработка квантовой механики, теории относительности (средина 20-х годов); становление и развитие ядерной физики (с средины 30-х годов); возникновение и развитие электроники (начало 20 века), а сначала 60-х годов – одно из наиболее перспективных направлений – микроэлектроника. Вследствие этих открытий началась эпоха получения изображений внутренних органов, врач впервые получил возможность увидеть то, что происходит в организме живого человека; утвердились рентгенорадиологические прогрессивные методы диагностики и лечения; была выявлена новая форма причинной обусловленности в микромире; сформировались новые научные медицинские дисциплины – рентгенология, ядерная медицина, радиационная гигиена и др. На развитие теоретических основ медицины оказала существенное влияние химия. Важнейшим направлением химии стало изучение закономерностей процессов. Благодаря успехам физики и физической химии стало возможным изучение физико-химической основы биологических явлений на молекулярном уровне. На стыке физики, химии и биологии возникли такие научные дисциплины, как биохимия, биофизика, радиационная биология, космическая биология и медицина, молекулярная биология и др. В биологических и медицинских исследованиях, в лабораторной и функциональной диагностике все шире используются методы физики, химии, прикладной математики. В особые направления биофизики и биохимии выделены медицинская биофизика и медицинская химия. Существенное влияние на развитие медицины оказали достижения в области биологии и генетики. В 1906 году сформировалась наука, изучающая наследственность и изменчивость, – генетика. Важнейшим этапом ее развития явилось создание в 1911 году хромосомной теории наследственности: американский ученый Т.Морган и сотрудники его научной школы экспериментально доказали, что основными носителями генов являются хромосомы. В 20-30-е годы в СССР сложились крупнейшие в мире генетические научные школы Н.И. Вавилова, Н.К. Кольцова, Ю.А. Филипченко, А.С. Серебровского, в 60-е гг. – Н.В. Тимофеева-Ресовского, Н.П. Дубинина. К выдающимся достижениям биологии второй половины XX века относится возникновение молекулярной биологии (формальной датой считается 1953 год), когда Дж.Уотсоном и Ф.Криком была создана модель пространственной структуры ДНК. Ученые установили, что условия окружающей среды могут способствовать развитию или подавлению наследственного предрасположения, разработаны методы экспресс-диагностики, предупреждения и лечения ряда наследственных заболеваний, были организованы медико-генетические консультации. Революция в естествознании органически слилась с революцией в технике, что позволило разработать принципиально новые образцы медицинской техники и расширило возможности диагностики, лечения и реабилитации, проведения профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Решающую роль в совершенствовании медицинской техники сыграли успехи оптики, ядерной физики, робототехники, электроники, микротехники. Благодаря достижениям оптики были созданы операционные микроскопы с ручным, ножным, звуковым (воспринимающим речевые команды) управлением, что расширило возможности оперативной офтальмологии и оториноларингологии, реконструктивной хирургии (приживание ампутированных в результате травм конечностей), кардиохирургии и нейрохирургии. Использование волоконной оптики обеспечило создание принципиально новых диагностических эндоскопических приборов: врачебный осмотр внутренних органов с помощью введения в них инструментов, снабженных оптическими и осветительными системами (например, бронхоскопия). В конце 50-х годов появились технические лазеры, они сразу нашли применение в офтальмологии и хирургии. Их используют при отслойке сетчатки, для лечения глаукомы, близорукости, при операциях на кровеносных сосудах и т.д. Широко внедрены в лечебную практику устройства, в которых используются магниты. Магниты с 20-х годов применялись в офтальмологии, в 50-е годы были внедрены и в хирургию (например, реконструктивные операции на костях). Магнитные устройства используются в терапии. Достижения электроники серьезно изменили медицину. Создание электронного микроскопа позволяет получить увеличение в сотни тысяч раз изображения мельчайших объектов, электронная медтехника ускоряет диагностику и проведение лечебно-профилактических мероприятий, обеспечивает фундаментальные и прикладные научные исследования. В медицине за последние несколько десятилетий произошла технологическая революция: созданы аппараты УЗИ (начало 60-х годов), компьютерные томографы (начало 70-х годов), ядерно-магнитные и нейтронно-позитронные томографы. Завтра, пользуясь этими изобретениями, любой врач в любой части света будет иметь возможность на месте получить консультацию самых крупных специалистов для объяснения полученных изображений. Радиотелеметрия, созданная в 50-х годах на основе достижений радиоэлектроники, позволяет вести регулярные наблюдения с Земли за сердечной деятельностью, дыханием, кровяным давлением и др. функциями космонавтов в процессе космического полета. Использование в медицине ЭВМ с применением математических методов позволяет благодаря быстроте совершаемых ими операций не только анализировать результаты эксперимента, но и изменять его направление согласно заданной программе. ЭВМ используют для организации скорой медицинской помощи, оптимизации работы приемных отделений, организации всего лечебного процесса, лабораторной диагностики, внутрибольничной проводной и радиосвязи, а биотехнические системы – при изготовлении протезов конечностей. Созданы автоматические системы для регулирования наркоза, дыхания и высоты АД во время операции, автоматические стимуляторы сердечной деятельности, активные управляемые протезы и др. Таким образом естественные науки вооружили медицину экспериментальными и теоретическими данными о закономерностях развития процессов, происходящих в организме человека, а также объективными методами исследования. Все большее значение для медико-биологических исследований приобретают технические средства. Достижения техники чрезвычайно расширили возможности исследования организма здорового и больного человека, привели к созданию принципиально новых путей и методов диагностики и лечения, профилактики.
Интеграционных процессов.
Революция в естествознании и технике вызвала значительные изменения в традиционной структуре наук, углубился процесс дифференциации науки, и вместе с тем, в ней усилились интеграционные процессы. Теоретическая медицина, медико-биологические дисциплины. Морфология человека – анатомия, эмбриология, гистология (наука о тканях), цитология (наука о клетке) – превратилась из описательной науки в общебиологическую и экспериментальную, изучающую морфологические основы взаимодействия строения организма, органов и тканей. Рентгеноанатомия выделилась в специальную область научных знаний и дает возможность изучать форму и строение живого человеческого тела. На рубеже XIX-XX вв. начался переход физиологии от аналитического понимания жизненных процессов к синтетическому. Основополагающую роль в этом переходе сыграли научные учения И.М.Сеченова и И.П.Павлова о единстве организма и среды. И.П. Павлов ввел в практику хронический эксперимент, позволяющий изучить деятельность практически здорового организма. Классические труды по физиологии кровообращения, пищеварения, высшей нервной деятельности сыграли большую роль в развитии физиологии, медицины, психологии и педагогики. XV конгресс физиологов (1935 г.) провозгласил И.П.Павлова старейшиной физиологов мира и подтвердил огромный и оригинальный вклад отечественной физиологии в сокровищницу медицины. Самостоятельным разделом физиологии стала физиология труда и спорта, возрастная, питания, нейрофизиология (наука, изучающая функции нервной системы), авиационная, подводная, космическая физиология. Значительный вклад в развитие физиологии внесли научные школы физиологов Б.Ф.Вериго (1860-1925) – талантливый ученик И.М.Сеченова и И.П.Павлова, первый декан медфакультета Пермского университета; Л.А.Орбели (1882-1958), который развил новое направление эволюционной физиологии; П.К.Анохина (1898-1974), оставившего фундаментальные труды по нейрофизиологии; В.В.Парина (1903-1971), окончившего медфакультет Пермского университета, широко известны его труды по физиологии кровообращения, сердца, по медицинской кибернетике, космической физиологии и медицине и др.
Работы канадского патолога Г.Селье (1907-1982), выдвинувшего теорию стресса и общего адаптационного синдрома, способствовали развитию эндокринологии и гормонотерапии. Открытие гормона инсулина в 1921 г. физиологами Ф.Бантингом (Канада) и Д.Маклеодом (Англия) произвело переворот в лечении сахарного диабета. Затем были выделены гормоны кортизон, преднизолон и др. Широкое распространение получила гормонотерапия эндокринных и неэндокринных заболеваний. Время конца XIX - начало XX вв. ознаменовалось крупными достижениями в микробиологии и иммунологии. Началась бактериологическая, иммунологическая, антисептическая эра, т.е. открытие возбудителей инфекционных заболеваний, создание вакцин, разработка методов антисептики и асептики. В трудах Л.Пастера, Р.Коха, И.Мечникова, П.Эрлиха, Ф.Эрисмана, М.Петтенкофера, Д.Заболотного и др. “охотников за микробами” была сформулирована стратегия широкого наступления на инфекционные, паразитарные, социальные заболевания, борьба с сепсисом. Иммунология (как наука о невосприимчивости организма к инфекционным болезням) в XX веке постепенно охватила проблемы патологии, генетики, эмбриологии, трансплантологии, онкологии. Во второй половине XX века сформировалась самостоятельная теоретическая и клиническая область медицины – аллергология. Она изучает причины возникновения, механизмы развития, проявления, методы диагностики, профилактики и лечения аллергических реакций и заболеваний. Основы нового раздела фармакологии – химиотерапии – заложил в начале ХХ в. немецкий ученый П.Эрлих. Он доказал возможность синтеза по заданному плану препаратов, способных воздействовать на возбудителей заболеваний, в частности, против сифилиса. В 30-е годы началось создание сульфаниламидных препаратов. Г.Домагк обосновал их антибактериальное действие и ввел в лечебную практику. 40-е годы ознаменовали начало эры антибиотиков, наладилось промышленное производство пенициллина (в 1929 году в Англии А.Флеминг открыл пенициллин, в 1942 г. в СССР – З.В.Ермольева и Т.И.Балезина). Пограничным разделом фармакологии, биохимии, гигиены питания и некоторых других областей науки является витаминология. В ХХ веке возникло учение о витаминах, впервые открытых русским ученым Н.И.Луниным (1853-1937 гг.) еще в конце XIX века. Механизмы развития многих авитаминозов были расшифрованы (К.Функ ввел термин авитаминоз) и найдены пути их предупреждения, разработаны методы синтетического получения некоторых витаминов. Клиническая медицина, опираясь на прогресс естественных наук и техники, достижения теоретической медицины, сопровождалась коренными преобразованиями, изменился ее характер. Это касается и понимания природы болезней, и возможностей их распознавания, лечения и профилактики. Особое значение имеют методы функциональной диагностики: электрокардиографии, звукового метода измерения АД, катетеризации сердца, методы исследования функции внешнего дыхания, ядерно-магнитно-резонансной интроскопии и др.; методы рентгено- и радиоизотопной диагностики, эндоскопии с использованием волоконной оптики и т.д. Все это позволяет врачу уловить тончайшие изменения функции любого органа, переход ее от нормальной к патологической и к болезни – таким образом, в XX веке врач способен активно вмешиваться в течение болезни. Терапия продолжает развиваться как основная клиническая дисциплина и врачебная специальность. Она формирует мышление клинициста, интегрирует исследования в различных областях медицины. Здесь следует отметить достижения научной школы Ф.Крауса (Германия) в первой половине XX века, которая стала ведущей в изучении методов функциональной диагностики болезней сердечно-сосудистой системы. Развитие отечественной терапии в значительной мере связано с деятельностью Д.Д.Плетнева, одного из основателей кардиологии в СССР, М.П.Кончаловского, Г.Ф.Ланга, Н.Д.Стражеско, А.Л.Мясникова, лауреата международной премии “Золотой стетоскоп”, и др. и созданных ими школ. Общим для этих научных школ был комплексный естественно-научный подход к проблемам патологии, связь их тематики с узловыми проблемами здравоохранения и принципом профилактики, широкое применение клинико-экспериментального метода, сочетающегося с изучением больного в социальном окружении. Терапия XX века включает в себя кардиологию, пульмонологию, гематологию, нефрологию и т.д. Хирургия XX века связана с развитием методов обезболивания (спинномозговая, внутривенная анестезия, эндотрахеальный поверхностный наркоз), управления жизненно важными функциями организма во время операции и в послеоперационном периоде (анестезиология, реаниматология), переливанием крови (группы крови открыты К.Ландштейнером (Австрия), Я.Янским (Чехия) в 1900-1907 гг.), искусственной гипотермией, антибиотикотерапией, позволившими применять хирургическое лечение при заболеваниях труднодоступных и жизненно важных органов (сердца и магистральных сосудов, легких, головного и спинного мозга). Существенно изменился сам предмет хирургии: круг так называемых хирургических болезней значительно расширился. В рамках хирургии развивается трансплантология: начинаются эксперименты по пересадке трупных тканей и органов (конец 20-х - начало 30-х годов). К 60-м годам относятся первые пересадки больным печени, легких, поджелудочной железы, сердца, почки. Перспективный раздел современной трансплантологии – разработка проблемы создания искусственного сердца, печени, поджелудочной железы. В 30-е годы началось развитие торакальной (грудной) хирургии. Кафедра общей хирургии Пермского мединститута, возглавлял ее Б.В.Парин, в годы Великой Отечественной войны работала по проблеме хирургии ранений органов грудной полости. Одним из отечественных основоположников учения о травме груди по праву считают академика Е.А.Вагнера, который с 1970 по 1995 год был ректором крупнейшего на Урале Пермского мединститута. Учениками созданной им хирургической школы выполнено более 100 диссертаций по различным проблемам травмы груди. В 1995 году в Перми был открыт областной центр сердечно-сосудистой хирургии, который возглавляет ученик Е.А.Вагнера профессор С.Г.Суханов. Большие достижения в области хирургии связаны с деятельностью А.Карреля во Франции и США, заложившего основы сосудистой хирургии; Ф.Крафорда в Швеции, положившего начало хирургическому лечению врожденных пороков сердца. Особую роль в развитии отечественной сердечно-сосудистой хирургии сыграли А.Н.Бакулев, П.А.Куприянов, А.А.Вишневский, В.И.Бураковский, Н.А.Амосов, Е.Н.Мешалкин, Б.В.Петровский, Е.И.Чазов. С.С.Брю-хоненко в начале 20-х годов разработал метод искусственного кровообращения и создал первый в мире аппарат искусственного кровообращения. Исключительную роль в становлении и развитии отечественной нейрохирургии и военно-полевой хирургии сыграли А.Л.Поленов, Н.Н.Бурденко, зарубежной – Х.Кушинг (США), У.Пенфилд (Канада) и др.; брюшной и неотложной хирургии – И.И.Греков, А.В. Мартынов, С.И.Спасокукоцкий, С.С.Юдин и др.; заложили основы онкологии в СССР П.А.Герцен и Н.Н.Петров; травматологии и ортопедии – Г.И.Турнер, Р.Р.Вреден, В.А.Оппель, Г.А.Илизаров; офтальмологии – Э.В.Адамюк, А.А.Крюков, В.П.Филатов, С.Н.Фе-доров и т.д. Профилактическая медицина. Гигиенические науки, эпидемиология, микробиология, социальная медицина и организация здравоохранения исследуют проблемы единства организма и среды, разрабатывают специфические формы профилактики, включающие осуществление социальных и общественных мер по оздоровлению окружающей среды, условий труда и быта, контроль за выполнением санитарного законодательства, гигиенических нормативов, противоэпидемических мероприятий. Начиная с конца XIX века совершается переход от общих описаний к точному количественному и качественному исследованию воздуха, почвы, воды, шума, питания и т.д. (с применением физических, химических, биологических, бактериологических и других методов). В начале 20-х годов гигиена распалась на ряд самостоятельных дисциплин – социальную гигиену, гигиену труда, коммунальную гигиену, гигиену детей и подростков, гигиену питания, радиационную, военную, авиационную и др. В 60-70 годах была выявлена цитогенетическая активность ряда пестицидов, мутагенная и канцерогенная активность окислов азота, нитратов, нитритов, нитрозаминов и ряда других нитросоединений. С целью снижения загрязнений воздуха до уровня безвредных для человека вводится новая технология производственных процессов, совершенствуются методы сжигания топлива, твердое топливо заменяется газообразным, запрещается пользование этилированным бензином в городах. ВОЗ осуществляет широкую программу медико-биологической оценки качества окружающей среды, проводит работу по установлению социально-гигиенических критериев оценки загрязнений в местах человеческих поселений. Во многих странах разработаны национальные стандарты или предельно допустимые концентрации токсических веществ в водопроводной воде и атмосфере; большое значение приобретает разработка международных критериев применительно к наиболее частым загрязнителям окружающей среды, создаются государственные организации, специальные программы, отпускаются значительные средства на их осуществление. Главный путь охраны природной среды от загрязнителей ученые видят в преобразовании технологических процессов в замкнутые циклы. Борьба против наступления экологического кризиса превратилась в один из важнейших факторов международной политики и международного сотрудничества. На одно из первых мест в медицине при научных исследованиях выдвинулась проблема радиационной защиты человека. На рубеже XIX-XX вв. возникает и развивается социально-гигиеническая мысль. Это ярко проявилось в трудах основоположников отечественной и зарубежной научной гигиены, социальной гигиены – Ф.Ф.Эрисмана, Г.В.Хлопина, Н.А.Семашко, З.П.Соловье-ва, В.А.Обуха – в России, М.Петтенкофера, А.Гротьян – в Германии, С.Стынка – в Румынии, Ж.Паризо – во Франции и др. Предмет социальной гигиены изучает состояние здоровья населения и отдельных групп, влияние социально-экономических факторов на общественное здоровье и здравоохранение, формы и методы управлением здравоохранения, его теоретические основы. Значительные успехи в борьбе с инфекционными болезнями во многом связаны с достижениями микробиологии, эпидемиологии. В создании отечественных оригинальных вакцин, в разработке теории и практики вакционопрофилактики и вакцинотерапии большое значение имели работы Н.Ф.Гамалеи, Д.К.Заболотного, Л.А.Тарасеви-ча, П.Ф.Здродовского, А.А.Смородинцева, М.П.Чумакова, Л.В.Гро-машевского и др. Достижения всех разделов гигиены, микробиологии, эпидемиологии оказали существенное влияние на развитие профилактического направления медицины и здравоохранения. Таким образом, в конце XIX века и в XX столетии революция в области естественных и технических наук, рост объема знаний оказали огромное преобразующее влияние на теоретические основы медицины, клиническое и профилактическое направление медицины. Дифференциация медицины сыграла и продолжает играть положительную роль, способствуя более глубокому и детальному изучению отдельных проблем медицины. Однако все более узкая специализация и технизация медицины, отрыв отдельных медицинских специальностей друг от друга выдвигают на передний план проблему сохранения единства медицины, усиления в ней интеграционных процессов. Список рекомендуемой литературы Первоисточники 1. Везалий А. О строении тела: Пер. с лат. Т.1, 2. М., 1950-1954. Т.1. М., 1950. 1055 с. 2. Гален Клавдий. О назначении частей человеческого тела: Пер. с древнегреч. М., 1971. 550 с. 3. Гарвей В. Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных: Пер. с лат. М., 1948. 234 с. 4. Гиппократ. Сочинения: Пер. с греч. Т.1-3. М., 1936-1944. Т.1. М., 1936. 736 с. 5. Ибн Сина Абу Али (Авиценна). Канон врачебной науки: Пер. с араб. Кн. 1-5.Ташкент, 1954-1960. 6. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. М., 1993. 7. Хрестоматия по истории медицины / Сост. Э.Д.Грибанов. Под ред. и с примеч. П.Е.Заблудовского. М., 1968. 359 с.
Учебная литература 1. Бородулин Ф.Р. История медицины: Избранные лекции. М., 1961. 252 c. 2. Грибанов Э.Д. Развитие медицинской этики. М., 1987. 24 с. 3. Грибанов Э.Д. Медицина в символах и эмблемах. М., 1990. 206 с. 4. Заблудовский П.Е. Пути развития общественной медицины. М., 1970. 82 с. 5. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История медицины. М., 1981. 352 с. 6. <
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.11.28 (0.09 с.) |