Стратегии поведения и метапрограммы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стратегии поведения и метапрограммы



Человек, как уже говорилось, редко воспринимает и отражает мир в какой-то одной модальности, поэтому психические процессы при одинаковых внешних стимулах и поведение (как результат) у всех людей разные. Цепь психических процессов, ведущих к той или иной форме поведения, называется стратегией поведения.

Обычно при всем многообразии возможных форм поведения в той или иной ситуации человек выбирает какую-то одну как более для него приемлемую. Это зависит от многих причин, в том числе и от многообразия репрезентативных систем. Если у человека есть опыт реагирования в конкретной ситуации, он выбирает определенный стереотип поведения исходя из имеющегося у него опыта. Если опыта реагирования нет, то стратегия поведения чаще опирается на сознание, которое конструирует возможный вариант поведения. Социально незрелый или патологический индивид для каждой ситуации располагает очень малым набором стратегий. Чем больше стратегий, тем больше выбор, тем больше творчества, тем лучше адаптация. Исходя из этого психотерапевт должен установить, что ограничивает выбор пациента, что можно изменить в его внутренних стратегиях, чтобы выбор увеличился, а также научить пациента делать не один, а несколько выборов.

Кроме того, человека постоянно окружает масса информации, на которую он мог бы обратить внимание, но большая ее часть оказывается проигнорированной, так как произвольное внимание способно ухватить семь (плюс-минус две) единиц информа-

Глава 3. Феномены гипноза. Понятийный аппарат             145

ции. Метапрограммы представляют собой фильтры восприятия, действующие в нас привычным образом, это паттерны, которые мы используем для того, чтобы определить, какая информация будет допущена в сознание. Например, подумайте о стакане, наполненном водой. Теперь представьте себе, что ровно половину воды отпили. Будет ли стакан наполовину полным или наполовину пустым? И тем, и другим; несомненно, вопрос лишь в том, как к нему подойти. Одни люди в любой ситуации обращают внимание на позитивную ее сторону, на то, что в ней действительно есть, другие же видят лишь то, чего в ней не хватает. Обе точки зрения являются полезными, и каждый человек отдает предпочтение тому или иному способу смотреть на вещи.

Метапрограммы действуют систематически и привычно, и мы не так часто задаем себе вопрос, достаточно ли хорошо они нам служат. Эти паттерны могут не изменяться от контекста к контексту, но поскольку устойчивыми привычками обладают лишь немногие люди, метапрограммы, скорее всего, изменяются от контекста к контексту. То, что привлекает наше внимание в рабочей обстановке, может совершенно отличаться от того, на что мы обращаем внимание дома.

Таким образом, метапрограммы фильтруют окружающий мир с целью создания карты этого мира. Психотерапевт может заметить метапрограммы пациентов как по их поведению, так и по их языку. Поскольку метапрограммы фильтруют опыт и мы передаем наш опыт с помощью языка, определенные паттерны языка оказываются типичными для определенных метапрограмм.

Выявление метапрограмм чрезвычайно важно для психотерапии, использующей гипноз, так как они являются ключевыми моментами в процессах мотивации и принятия решения. Как мы уже говорили, искусный психотерапевт формирует свой язык так, чтобы он соответствовал модели мира пациента. Поэтому употребление языка, согласованного с метапрограммами собеседника, заранее приспосабливает информацию к его восприятию и гарантирует, что он легко сможет извлечь из нее смысл. Это сбережет ему энергию, необходимую для принятия решений и мотивирования.

Существует множество паттернов, которые можно было бы квалифицировать как метапрограммы, и в различных трудах по нейролингвистическому программированию акцент делается на

146

Гипноз. Новейший справочник

различных паттернах. Поэтому мы предложим только некоторые наиболее часто употребляемые паттерны. Это лишь самый краткий обзор некоторых наиболее важных метапрограмм. Подробнее они рассмотрены в книгах Р. Бендлера и Л. Камерон-Бендлер. Читая описания метапрограмм, вы обнаруживаете, что какая-то из точек зрения кажется более близкой, чем другие (возможно, вам даже покажется странным, что кто-то может думать иначе). Таким образом, вы обнаруживаете тот паттерн, который используете сами. Из двух крайних точек зрения внутри одной метапрограммы, вероятно, только одну вы не сможете принять или понять, а противоположная и будет вашей собственной.

Важно отметить, что никакие оценочные суждения не применимы к этим паттернам. Ни один из них не является «более хорошим» или «более правильным» сам по себе - все зависит от контекста и цели. Немногие люди проявляют эти паттерны в столь крайних формах. Поведение большинства представляет собой смесь этих двух характерных черт.

Активный - пассивный. Первая метапрограмма касается образа действия.

Приближение - уклонение. Вторая метапрограмма объясняет, каким образом люди фокусируют свое внимание и создают проблемы при установлении хорошо сформированного результата. Вспомните такую старую нравственную дилемму бизнеса, образования и воспитания детей: чем лучше стимулировать - пряником или кнутом? Другими словами, предложить ли человеку награду или пригрозить ему? Исходя из понимания метапрограмм, ответ, конечно, таков: все зависит от того, кого вы хотите мотивировать - людей типа «приближение» или «уклоняющихся». А спорить о том, какой из этих способов лучше, в общем случае совершенно бессмысленно.

Внутренняя референция - внешняя референция. Эта метапрограмма касается того, где люди находят свои нормы.

Альтернативы -рецепты. Эта метапрограмма определяет свободу мышления человека, его творческий потенциал.

Общий - частный. Этот паттерн касается процесса деления (обобщения). Разговаривая с пациентом, вы можете определить, мыслит ли он общими или частными категориями, опираясь на следующий критерий: описывает ли он детали или рисует картину крупным планом?

Глава 3. Феномены гипноза. Понятийный аппарат             147

Сходство - отличие. Это метапрограмма того, как люди делают сравнения. Одни замечают то, что является сходным в различных вещах. Их относят к категории «ищущих сходство». Другие при сравнении обращают внимание на отличия. Они часто указывают на отличительные черты и нередко вступают в споры. Человек, который мыслит от общего к частному и обращает внимание на отличия, будет прочесывать информацию до мельчайших подробностей в поисках расхождений. Если вы при этом склонны к тому, чтобы искать сходство и мыслить обобщениями, то такой человек доведет вас до сумасшествия.

Паттерны процесса убеждения. В том, как человек становится убежденным в чем-либо, можно выделить два аспекта. Во-первых, по какому каналу поступает информация и, во-вторых, как человек управляет этой информацией, получив ее однажды (мода).

Вначале о канале восприятия. Представьте себе ситуацию психотерапевтической сессии. Что необходимо сделать пациенту, чтобы убедиться в правильности выбранного направления в психотерапии или в компетентности психотерапевта? Ответы на эти вопросы часто связаны с тем, какая репрезентативная система у данного человека является первичной.

Одним людям необходимо увидеть это свидетельство (визуальный канал). Другие хотят послушать кого-то. Некоторым людям требуется прочитать отчет. Еще кому-то необходимо что-то сделать. Возможно, им понадобится опробовать на себе некоторые выбранные методы или поработать бок о бок с новым человеком, чтобы сделать заключение об уровне его компетентности. Вопрос, который следует задать для определения этой метапрограммы, звучит так: «Как вы узнаете, что человек подходит для своей работы?»

Визуализирующий человек должен увидеть примеры. Слушающему необходимо поговорить с людьми и собрать информацию. Читающему требуется прочитать сообщение или справки о человеке. Делающий обязательно поработает вместе с человеком, чтобы убедиться в его пригодности.

Другая сторона этой метапрограммы заключается в том, каким образом люди легче всего осваиваются с выполнением новых задач. Визуализирующий человек легче справляется с новой задачей, если ему показать, как это делать. Слушающий усвоит задачу лучше, если ему расскажут, что делать. Читаю-

148

Гипноз. Новейший справочник

щий учится быстрее, читая инструкции. Лучший способ научить делающего - сделать это вместе с ним.

Вторая часть этой метапрограммы касается того, как человек управляет информацией и каким образом она должна быть представлена. Некоторым людям необходимо представлять доказательство определенное число раз (может быть, два, три или более), прежде чем они убедятся в его верности. Есть люди, которых убеждает несколько примеров. Другие не нуждаются в большом количестве информации. Они берут несколько фактов, домысливают другие и быстро принимают решение. Такие люди часто приходят к заключению, опираясь на весьма малочисленные данные. Это называют автоматическим паттерном. С другой стороны, некоторые люди вообще никогда не бывают уверенными до конца. Их убеждает только конкретный пример или конкретный контекст. Этот паттерн называют паттерном постоянства. Завтра вам, по-видимому, придется снова и снова находить для них доказательства, потому что завтра - это уже другой день. Их необходимо убеждать все время. И наконец, для некоторых людей доказательство должно быть представлено загодя - за день или за неделю до того, как они станут убежденными в этом.

Метапрограммы могут изменяться в зависимости от эмоционального состояния. Человек может стать более активным в состоянии стресса и занимать пассивную позицию, будучи спокойным. Как и в отношении всех остальных паттернов, представленных в этой книге, ответ следует искать в том человеке, который находится перед вами. Паттерн - это всего лишь карта. Метапрограммы не представляют собой еще один способ разделения людей на психологические типы. Их основной вопрос заключается в следующем: можете ли вы осознать свои собственные паттерны? Какие выборы вы можете предоставить другим?

АНТИСУГГЕСТИВНЫЙ БАРЬЕР

Психотерапевты знают, что существует так называемый антисуггестивный барьер (И. 3. Вельвовский и соавт., 1984),

Глава 3. Феномены гипноза. Понятийный аппарат             149

проявляющийся в негативной установке на психотерапию вообще и на методы, связанные с гипнозом, в частности.

Такой антисуггестивный барьер связан с понятием контрвнушаемости - внутренней способности личности сопротивляться навязываемому извне. По большей части она зависит от возможности проверить истинность того, что внушается: если проверить невозможно или объективных критериев либо знаний недостаточно, контрвнушаемость снижается.

Контрвнушаемость также избирательна. Доказано, что один и тот же человек обнаруживает разную степень контрвнушаемости как в отношении разных суггесторов, так и в'зависимости от разного содержания внушений, исходящих от одного и того же лица. Это связано с тем, что восприятие человеком новой информации всегда динамично.

Выделяют следующие виды контрвнушаемости:

1. Непроизвольная и произвольная.

В основе непроизвольной - свойственная всем людям некоторая степень критичности, скептицизма и недоверия, проявляющихся на бессознательном уровне и включающихся в момент суггестии. Вторая действует в соответствии с конкретными, осознанными целями и намерениями личности, когда она критически анализирует то, что ей пытаются внушить, сопоставляя содержание суггестии со своими знаниями и убеждениями.

2. Индивидуальная и групповая контрвнушаемость.

Индивидуальная контрвнушаемость обусловливается характерологическими и возрастными особенностями личности, а также ее жизненным опытом. Групповая контрвнушаемость зависит от качественного и количественного состава группы, степени ее сплоченности, ценностно-ориентационного единства и т.п.

3. Общая и специальная контрвнушаемость.

Первая основывается на общей критичности личности в отношении внешних воздействий. Этот тип отличается широким диапазоном проявлений, но, как правило, небольшой силой. Специальная контрвнушаемость имеет более узкую сферу действия, вплоть до установки на одного человека или на конкретную информацию и бывает резко выраженной. Так, существует категория людей, совершенно не доступных влиянию извне, со стороны постороннего человека, но зато легко поддающихся влиянию ближайших родственников и друзей.

150

Гипноз. Новейший справочник

Хорошо известны случаи, когда, любя кого-то, человек легко поддается его внушению, максимально отвергая указания на это, и наоборот - легко позволяет внушить себе нечто негативное относительно тех, кого недолюбливает.

Чем выраженнее антисуггестивный барьер, тем меньше терапевтический эффект. В связи с этим на этапе вводных разъяснений психотерапевту следует подчеркивать, что терапия, опирающаяся на гипноз, никогда не проводится против желания пациента. Она не назначается как лекарство или инъекции. О психотерапии в особых состояниях сознания психотерапевт и пациент всегда договариваются, заключают терапевтический контракт, поэтому здесь обязательны обоюдное согласие и активное участие самого пациента в проводимой терапии.

Часто на начальных этапах полезно рассказать, что во время особых состояний сознания нормализуются процессы высшей нервной деятельности и работа внутренних органов, улучшаются психические функции. На последнем стоит делать особый акцент, так как некоторые пациенты уверены, что лечение, основанное на использовании особых состояний сознания, мешает развитию или вовсе подменяет «их собственную волю».

Главное на этих стадиях - возбудить у пациента интерес к лечению, усилить его уверенность в успехе и добиться максимального доверия к психотерапевту. Как мы отмечали выше, предварительная подготовка и вводные разъяснения - по сути, начало психотерапии. Кроме того, уже здесь психотерапевт может составить предварительное впечатление о степени подверженности пациента трансу и заранее спланировать свои лечебные стратегию и тактику.

Основные навыки, которые необходимы психотерапевту на этих этапах: подстройка - психотерапевт исследует и затем тонко имитирует невербальную стилистику поведения пациента^ принятие и утилизация - психотерапевт, выслушав пациента, принимает эту информацию независимо от содержания и в той или иной форме использует в своей работе; дыхание - гармония в контакте, которая достигается благодаря тому, что психотерапевт вырабатывает у себя привычку говорить на выдохе пациента, а важные слова произносит в конце своего выдоха; выбор слов - когда психотерапевт использует в работе метамодель пациента, формируя на ее основе милтон-модель.

Глава 3. Феномены гипноза. Понятийный аппарат __________ 151

МИЛТОН-МОДЕЛЬ

Милтон-модель - способ употребления речевых средств с целью наведения, поддержания и использования для психотерапии особых состояний сознания. Применение ее в психотерапевтической практике позволяет войти в контакт с психофизиологическими резервами человека тем самым путем, по которому следует естественная работа мозга.

В основе милтон-модели лежит понятие функциональной асимметрии мозга - специфического распределения психических функций между правым и левым полушариями. Знаменитые нейрофизиологические эксперименты, в которых измерялась активность полушарий при решении самых разнообразных задач, показали, что полушария выполняют различные, но комплиментарные (дополняющие друг друга) функции. Было установлено, что левое полушарие (у правшей) является доминирующим и его функция состоит в оперировании вер-бально-знаковой информацией в ее экспрессивной форме, а также в чтении и счете. Функция правого полушария заключается в оперировании образами, ориентацией в пространстве, в различении музыкальных тонов, мелодий и звуков, а также в распознавании сложных объектов (в частности, человеческих лиц) и продуцировании сновидений и фантазий.

Также было установлено, что оба полушария способны к восприятию и переработке слов и образов (хотя возможности правого полушария в отношении экспрессивной речи минимальны), но эти процессы протекают в них по-разному. «Левополушарное» мышление является дискретным и аналитическим, поскольку с его помощью осуществляется ряд последовательных операций, обеспечивающих логический, непротиворечивый анализ объектов и явлений по определенному числу признаков. Благодаря этому формируется внутренне непротиворечивая модель мира, которую можно закрепить и однозначно выразить в словах или условных знаках. «Правополушарное» (пространственно-образное) мышление - интуитивное и синтетическое, поскольку создает возможность «одномоментного» охватывания многочисленных свойств объекта в их взаимосвязи друг с другом и во взаимодействии со свойствами других объектов, что обеспечивает

152

Гипноз. Новейший справочник

целостность восприятия. Благодаря такому взаимодействию образов в нескольких плоскостях они приобретают свойство многозначности. Эта многозначность, с одной стороны, лежит в основе творчества, а с другой - затрудняет выражение связей между предметами и явлениями в логически упорядоченной форме и даже может препятствовать их осознанию. Именно это свойство правого полушария использует милтон-модель. В известном смысле можно сказать, что милтон-модель - метамодель наоборот, со всеми вытекающими последствиями.

Использование мйлтон-модели просто перегружает доминирующее полушарие, чем автоматически вводит человека в особое состояние сознания (состояние свободной работы правого полушария). Для этого обычно используются логическая или сенсорная перегрузка (так, чтобы все семь - плюс-минус два - элемента внимания были заняты) либо апелляция к многозначности.

То, что говорит психотерапевт, всегда может звучать многозначно. Во фразе «Я не знаю, хотите ли вы и теперь закрывать глаза на значение особого состояния сознания, в котором находитесь» - «закрывать глаза» несет два значения и, выделенное интонационно, может служить скрытым приказом.

Возможна также пунктуационная неоднозначность. В этом случае два предложения соединяются между собой с помощью слова, которое служит одновременно и концом первого предложения, и началом второго. Классический пример - всем известное выражение: «Казнить нельзя помиловать».

Суггестивное воздействие всегда связано с правым полушарием. Приведем ряд важных особенностей, которыми характеризуется правое полушарие.

Оно отражает мир как участник происходящего, выявляя индивидуальные особенности объектов и событий. Нарушение его функций приводит к изменению восприятия в сторону снижения актуальности событий для человека (иногда до дереализации или деперсонализации).

Оно тесно связано с чувственной информацией, которая воздействует «здесь и сейчас». Перерабатывает сигналы, получаемые человеком непосредственно от своего тела (в подавляющем большинстве неосознаваемые).

При коммуникации правое полушарие чувствительнее к тону голоса, громкости и направленности звука - всем тем аспектам

Глава 3. Феномены гипноза. Понятийный аппарат             153

речи, которые составляют контекст сообщения, а не его вербальное содержание.

С правым полушарием теснее связано непроизвольное запоминание.

Тесная связь отрицательных эмоций с правым полушарием объясняется тем, что неприятные ситуации связаны с опасностью, а последняя требует быстрого и точного реагирования. Таким образом, способствуя обострению внимания, отрицательные эмоции повышают скорость реакций и тем самым улучшают оперативный прогноз.

Правое полушарие теснее связано с порождением целей, а цель предполагает эмоциональную личную значимость некоего события для человека. Особо тесно правое полушарие связано с неосознаваемыми эмоциональными процессами.

Правое полушарие более «искренное» и на левой половине лица выражается в большей мере «истинное чувство», тогда как на правой мимика в большей степени произвольно корректируется.

«Правостороннее» мышление нечувствительно к противоречиям. Действительность как таковая сама по себе не знает логических противоречий, они возникают лишь как результат взаимодействия с ней человека.

«Правосторонний» язык адекватен особым формам человеческой практики, где он обладает большей выразительностью, чем «левосторонний». Образный язык, свойственный переработке правого полушария, в большей степени общий для всех народов (Р. М. Грановская, 1991).

В связи с этим остановимся на ряде существенных моментов, непосредственно связанных с языком психотерапевта.

Во-первых, в особых состояниях сознания слова воспринимаются бессознательным «буквально», помимо обычной рефлексии. Подобный факт всегда должен оставаться в фокусе внимания психотерапевта для соблюдения соответствующих мер предосторожности. Не стоит забывать и о том, что употребление «идентификационных» глаголов (является, есть) приводит к тому, что объекту приписывается некая статическая сущность, исключающая, согласно «здравому смыслу», существование каких-либо других сущностей.

Во-вторых, психотерапевту следует остерегаться употребления слов с двойным смыслом, один из которых негативный.

154

Гипноз. Новейший справочник

В частности, можно ре»                                                       ,

и lannwv.,         у ^омендовать следующие слова, способ-

ные выполнять мобилчаующую функцию. вести строитЬ) про_ двигаться, производит^ учиться экспериментировать и т.д. При этом пр           я, ПОЛЬз0ваться словами, вызывающими

приятные ас ц ц и. jaKiie СЛова очень часто употребляют в контекстуальных внушениях. удобно> разрядка1 приятно, гармонично и т.д. И н^оборот> психотерапевту следует избегать некотор        , вызывающих ощущение пассивности, неприятны р      ция или даже сопротивление - все те слова и посту ц ^нта) КОТОрые мешают ему проникнуть в собственное оессознаъ

и                          ельное, а также слов, ассоциирующихся

с чем-то негативным или

L™                 .  X уничижительным: покидать, оставлять,

спать, тонуть, погибать, „                                    „

шах d, lv ^ j                 ^HO> неприятно, ничтожный, последний,

дурацкий и т.д.,       К >чением тех случаев, когда употребление

подобных слов продиктЪвано необходимостью возникшей терапевтической ситуации ^ли они являются неотъемлемой частью используемой методику

В-третьи,  ду Считывать, что при нахождении в осо-оом состоя              1^я снижается критичность, так как до-

минирующее правое п^лушарие. не слышит отрицанИя. Эта

особенность часто испо _

u uu                          чльзуется в негативном парадоксальном

внушении. В других слу^ ее следует применять с большой

осторожностью.

Перейдем непосред^твенно

к этапу наведения особых состояний сознания.

ВНУШЕНИЕ

1 юд вну               Чонимаем элемент коммуникации между

психотерапевтом и пащ^^^ позволяющий получить непроизвольный ответ на стимул адресованный бессознательной части пациента.. а^Тценхоффер характеризует внушение следующим р ' <<<:Это прямое воздействие, оказывающее влияние на мыслительхНЬ1е процессы или поведение индивида, материалом для к0>горого сд     чаще всего вербальные

Глава 3. Феномены гипноза. Понятийный аппарат             155

стимулы... и эффективность которого зависит от субъекта, от содержания воздействия и от совокупной ситуации, в которой оно произведено». Внушения делятся на вербальные и невербальные.

Вербальные внушения

Вербальные внушения можно разделить на три большие категории: прямые внушения; косвенные внушения; открытые внушения.

Прямое внушение недвусмысленно указывает на намерения психотерапевта. Различают несколько видов прямого внушения.

Явное прямое внушение. Психотерапевт точно и ясно указывает, чего он хочет добиться или что должно появиться. У пациента в этом случае нет выбора. Внушение может либо реализоваться, либо нет. Чаще всего используется в следующих случаях: при анестезии части тела и модификации телесного ощущения, при некоторых видах болей.

Закамуфлированное прямое внушение. Психотерапевт ясно предлагает нечто замаскированное в силу того, что это будет частично исходить от самого пациента. Что именно должно произойти, открыто не указывается. Например: «Эти приятные ощущения, о которых вы вспоминаете, заменят другие...»

Постгипнотическое внушение. Заключается в том, чтобы запечатлеть в разуме пациента во время особого состояния сознания виды поведения, которые реализуются в период после терапевтической сессии. Чаще всего используется для того, чтобы вызвать амнезию, в практике самогипноза и чтобы гармонизировать возвращение в последней части сеанса.

Косвенное внушение. Преследует определенную цель и указывает на намерения психотерапевта, выраженные в неявном виде, даже если пациент обычно их не распознает. У него есть выбор и возможность не принимать то, что ему внушается. Таким образом, психотерапевт не провоцирует сопротивление и избегает неудач. Само по себе косвенное внушение очень близко к манипуляции, поэтому оно широко используется в фазе наведения или для того, чтобы сориентировать пациента в том направлении, которого он сам спонтанно избегает.

Косвенное внушение также бывает нескольких видов.

156

Гипноз. Новейший справочник

Последовательность принятия. Состоит в том, чтобы перечислить ряд истинных утверждений, с которыми пациент не может не согласиться. Их следует связывать между собой соединительными союзами. Данная последовательность заканчивается тем утверждением, которое должен принять пациент.

Импликация. Смысл этого приема заключается в следующем: необходимо внушить то, что может произойти. Например, М. Эриксон обращался к большинству пациентов, входящих в его кабинет, следующим образом: «Я прошу вас не входить в транс, пока не усядетесь удобно в этом кресле» или вопросительно: «Вы войдете в легкий или в глубокий транс?»

Вопросы. Это искусный способ задавать вопросы при наведении транса. Достаточно легкий, он очень эффективен и в то же время весьма элегантен. Например: «Какое время вам необходимо для того, чтобы войти в транс?», «В какое время ваше дыхание может стать более спокойным?»

Негативное парадоксальное внушение. Заключается в назывании действия с одновременным указанием не совершать его. Поскольку отрицания существуют только в языке, но не в индивидуальном опыте, бессознательное не обрабатывает лингвистические отрицания (или просто не обращает на них внимания), и поэтому негативные команды действуют как позитивные. Например: «Не думайте о рыжей обезьяне»; «Вам нет необходимости расслабляться еще больше»; «Я не знаю, станет ли ваше дыхание более спокойным».

Двойная связка. Это иллюзорный выбор: предлагается два варианта, решение которых на самом деле одинаково. Например: «Я не знаю, появится ли чувство легкости в правой или в левой руке»; «Вы хотите испытать легкий транс или не такой легкий?»

Контекстуальное внушение. Оно состоит в выделении определенных слов, которые произносятся различными способами (при этом после каждого выделенного слова необходимо выдерживать паузу). Однако вполне уместны и случаи, когда послание заключают в весьма банальную фразу. Чаще всего для выделения слов психотерапевт изменяет интонацию голоса или произносит слова, подкрепляя их кивком головы.

Составное внушение. Заключается в связывании предложений союзами. Благодаря этому предложения взаимно усиливают

Глава 3. Феномены гипноза. Понятийный аппарат             157

друг друга, даже если между ними нет логической связи. Например: «В то время, как вы меня слушаете и ваше дыхание становится более спокойным» или «... Вы легко можете дать своему дыханию успокоиться, поскольку... может возникнуть комфорт, так как... вы сидите здесь...»

Трюизм. Это высказывание очевидной банальности. Многочисленные пословицы и поговорки основаны именно на таком принципе. Например: «Часто во время расслабления люди испытывают потребность закрыть глаза»; «Когда удобно сидишь, можно расслабиться»; «Каждый человек входит в транс по-своему»; «Опыт всегда обогащает» и т.п.

Внушение отсутствием упоминания. Если при перечислении забывают упомянуть какой-либо важный элемент, это позволяет выделить его, обозначив тем самым его наличие, а не отсутствие.

Внушение, связанное со временем. При таком внушении делается предположение и указывается, что оно может быть принято позже (когда именно, не уточняется). В подобной форме, естественно, внушение не может быть отвергнуто пациентом и в конечном итоге принимается. Например: «Я не знаю, успокоится ли ваше дыхание через несколько мгновений или позже...»; «Ваши глаза могут закрыться сейчас или через несколько мгновений».

Намек. В этом случае психотерапевт как бы намекает, на что именно необходимо сориентировать пациента. Поскольку такое внушение не адресовано пациенту прямо, оно не вызовет противодействия, оставляя бессознательному полную свободу выбора: принимать его или не принимать. При этом в любом случае реакция будет непроизвольной.

Открытые внушения. Эта категория внушений также подразделяется на несколько видов.

Мобилизующее внушение. Пациенту предлагается нечто неопределенное - расплывчатые мобилизующие рамки, которые он заполнит в зависимости от своей готовности и внутренних ресурсов. Например: «Ваше бессознательное разместит по местам... все, что необходимо»; «Использование ваших бессознательных ресурсов позволит... осуществить... эту работу». В техническом аспекте очень удобно использовать паузы после мобилизующих глаголов и существительных.

158

Гипноз. Новейший справочник

Ограниченное открытое внушение. Этот тип внушений предлагает целый ряд возможных ответов, подтверждаемых реакцией. Выбор ответов может носить неограниченный характер (без конкретного уточнения). Например: «Вы можете учиться разными способами», «Некоторые позы могут оказаться весьма комфортными», «Существует много способов работать».

Внушение, охватывающее все возможности данного класса. В этом случае рассматриваются все категории, принадлежащие к одному классу. Это позволяет бессознательному пациента осуществлять реальный выбор. И что бы ни было выбрано, ответ непременно будет хорошим - именно тем ответом, который наиболее подходит пациенту. Например: «Я не знаю, станет ли легче одна ваша рука, обе руки или одна за другой; или одна или обе руки нальются тяжестью; или вы почувствуете покалывание либо_ какое-то иное ощущение, или же вы вообще ничего не почувствуете».

Очень часто в рамках вербальных внушений рассматривается и терапевтическая метафора.

В лингвистике метафорой называют оборот речи, при котором один объект называют именем другого объекта или феномена. При этом в метафорическом выражении сравнение и отрицание существуют одновременно.

Метафоры широко используются всеми нами в обыденной речи. Это обусловлено самой природой человеческого мышления и мировосприятия. Информация поступает в психику в различной форме, будучи обусловленной нашей физиологией, однако в процессе использования, переработки и хранения она приобретает единую природу. Метафора же есть то, что лучше всего соединяет несопоставимые и невыразимые аспекты внутренней и внешней реальностей. Во все времена метафоры в той или иной форме использовались людьми как средство передачи важнейшей социокультурной и этической информации от предыдущих поколений к последующим. Ф. Ницше полагал, что человеческое познание вообще основывается на эстетическом принципе (т. е. насквозь метафорично), поэтому его результаты (продукты художественного творчества) неверифицируемы (не поддаются проверке). Выдающийся мыслитель Э. Кассирер считал, что мышление бывает как метафорическим (мифопоэ-тическим), так и дискурсивно-логическим. Целью дискурсив-

Глав а 3. Феномены гипноза. Понятийный аппарат __________159

но-логического является «превратить рапсодию ощущений в свод законов», оно ориентировано на поиск различий между феноменами реальности и классами объектов, в то время как метафорическое постижение мира сводит все его многообразие в единый фокус, в некую точку. Таким образом,«... метафора отвечает способности человека улавливать и создавать сходство между самыми различными вещами и событиями. Ощущение подобия, единообразия и родства - это фундаментальная интенция человеческого сознания, при этом мышление и язык не столько улавливают сходство, сколько создают его. Иными словами, метафора есть универсальное средство познания и обобщения мира» (Н. Ф. Калина, 1997).

В связи с этим во многих видах и направлениях психотерапии метафора выполняет роль методологической основы, формируя систему основных понятий (например, либидо и катексис в психоанализе, Самость, анима, анимус, тень и персона в аналитической психологии, «мышечный панцирь» в телесно-ориентированной психотерапии и т.п.), и это во многом сближает психотерапию с искусством. И там, и здесь метафора - одно из основных средств структурирования опыта; вместе с тем, она может утверждать реальность того уровня человека, который представлен пока только потенциально.

Н. Д. Арутюнова перечисляет следующие свойства метафоры: слияние в ней образа и смысла; контраст с обыденным называнием или обозначением сущности предмета; категориальный сдвиг; актуализация случайных связей (ассоциаций, коннотативных значений и смыслов); несводимость к буквальному перефразированию; синтетичность и размытость, диффузность значения; допущение различных интерпретаций; отсутствие или необязательность мотивации; апелляция к воображению или интуиции, а не к знанию и логике; выбор кратчайшего пути к сущности объекта.

Метафора может быть в виде эпифоры (т. е. апеллировать к воображению) или диафоры (обращающейся к интуиции). Кроме того, если в основе переноса значения лежат знания или представления, метафора назыьается когнитивной (от лат. cognitio - знание, познание), если имена или названия - номинативной, если образы - образной.

Необходимо всегда помнить, что терапевтическая метафора - это послание на нескольких уровнях. История, сказ-

160

Гипноз. Новейший справочник

ка, байка, притча, идея, фраза, жест всегда могут иметь два значения. Первое, явное, обращается к сознанию пациента. Второе, скрытое, является предложением, адресованным его бессознательному. При использовании метафоры пациенту предоставляется реальный выбор, так как второй смысл может быть принят или не принят. Метафора имеет более или менее точную цель, очень «активизирующую», если она проходит на уровне бессознательного. Самая лучшая метафора - та, которую нам подсказывает сам пациент и которую терапевт конструирует в ходе терапевтической сессии. Естественно, что здесь не может быть четкой техники. Однако существуют некоторые правила и определенная последовательность создания и изложения метафоры (Д. Гордон, 1992).

Правила создания и изложения метафоры следующие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.106 с.)