Развитие зрительно-пространственного воображения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие зрительно-пространственного воображения



1. Непрерывное созерцание. В течение 1-3 (до 5) минут рассматривается любой предмет (монета, коробок спичек, палец, карандаш и т.д.). При этом можно моргать, но взгляд должен оставаться в пределах предмета. Рассматривайте предмет вдоль и поперек, находите в нем все новые мельчайшие детали и свойства. Повторяйте упражнение до тех пор, пока внимание не будет удерживаться на предмете легко.

2. Ритмичное созерцание. Выберите любой предмет и сосредоточьте на нем внимание. Дыхание спокойное. На выдохе закрывайте глаза - стирайте впечатление. На вдохе - открывайте глаза и снова концентрируйте внимание на предмете. Повторяйте до 50 раз. Затем наоборот: созерцание - на выдохе, стирание - на вдохе.

3. Мысленное созерцание. Непрерывно или ритмично созерцайте предмет в течение 3-4 или более минут. Затем закройте глаза и постарайтесь мысленно вызвать зрительный образ предмета целиком и во всех деталях. Открыв глаза, сопоставьте мысленное «фото» с реальным предметом. Повторяйте так по 5-10 раз в каждом упражнении. Постепенно добивайтесь отчетливого внутреннего видения. Конечно, оно не окажется таким ярким, как наяву, и поначалу будет походить на размытый силуэт в глубоких сумерках, но настойчивость сделает свое дело. От несложных предметов постепенно переходите к более сложным, а затем к большим картинам и текстам. Зрительная память станет намного сильнее.

4. Внутренний видеоскоп. От 0,5 до 2-3 минут впитывайте взглядом предмет. Например, спичечный коробок, затем другой предмет, например стакан. Пусть оба отчетливо отпечатываются в мозгу. Затем мысленно положите коробок в стакан. Наложение может быть двойным, тройным, ритмически-переменным и т.д.

5. Цветное воображение. Лягте, расслабьтесь и сконцентрируйте внимание в точке между бровями. Постарайтесь как можно ярче, вплоть до галлюцинаций, увидеть и удержать внутренним взором в течение 1-10 минут белые-белые белила; синюю-синюю синьку; коричневую корявую корку; желтый-желтый желток; зеленую траву и т.д.

6. Вкусовое воображение. Сконцентрируйте внимание на кончике языка, почувствуйте во рту вкус лимона (кислый-кислый, только что разрезанный), меда (сладкий-сладкий).

572

Гипноз. Новейший справочник

7. Осязательное воображение. Вызовите образ и осязательное ощущение: покалывание, мягкая вата, нежный пух и т.д. Добейтесь максимально ярких образных представлений: горячий пар в сауне, холодный мокрый платок на лбу и т.д.

8. Зрительно-пространственное воображение. Это сложное саморазвивающееся представление. Например: 1) морской пляж, жаркий солнечный день, легкая волна, на горизонте суда, прохлада воды и т.д.; 2) поставив перед собой картину, примите удобную позу, расслабьтесь и сконцентрируйте на полотне немигающий взгляд. Представьте себя участником действия этой картины. Если это лес, почувствуйте лесную прохладу, легкий ветерок, шуршание листьев, запах трав. Вообразите, что вы «вошли в картину» и идете по траве. Если это море, почувствуйте соответствующие ощущения и т.п.

9. Управление эмоциями. Дышите ритмично, сосредоточив внимание на солнечном сплетении. На вдохе осуществляйте набор энергии. На выдохе уверенно пошлите солнечному сплетению мысленный приказ такого характера, который нужен в данный момент. Одновременно мысленно представьте себе обратную картину, как вместе с выдыхаемым воздухом из вас выходит нежелательная эмоция. Повторив это упражнение на выдохе семь раз, закончите его очистительным дыханием. Помните, что приказания должны делаться уверенно и серьезно. Неуверенность, колебания или сомнения сведут на нет все усилия.

10. Приобретение положительных моральных качеств. Лягте и расслабьтесь или сядьте прямо. Представьте себе качество или свойство, которые желаете выработать в себе. Представьте, что вы уже обладаете этими качествами, и в то же время требуйте, чтобы ваш ум развивал их. Дышите ритмично, стараясь удержать в уме мысленный образ вырабатываемых качеств. В промежутках между упражнениями как можно чаще вспоминайте этот образ, по возможности никогда не выпускайте его из поля внимания, как бы сживайтесь с ним. В результате вы очень скоро заметите, что начинаете внутренне расти соответственно вашему идеалу. Практика ритмичного дыхания оказывает большую помощь уму в образовании мысленного образа.

Глава 11. Медитация

573

Медитация как метод изменения сознания

На протяжении примерно четырех тысяч лёт восточные религии составляли «карты внутреннего пространства» и разрабатывали способы наведения некоторых состояний сознания, чрезвычайно далеко отстоящих от обыденного сознания. За многообразием формулировок (неизбежным в условиях различных культур, «образов мира») часто скрыты один и тот же путь и одна и та же цель, а также понимание одинакового состояния. Многообразные методы медитации сводятся к двум-трем основным типам, каждый из которых имеет целью достижение определенного состояния сознания. Этим состояниям в восточных культурах придается огромная ценность, их связывают с такими идеями, как «спасение», «избавление от страданий», «просветление», «истинное видение». Эти медитативные техники опираются на своеобразные, также во многом сходные учения о сознании, наиболее подробно разработанные в буддизме.

Глава 12

МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

ПСИХОТЕРАПИИ В ГИПНОЗЕ

Гипноз часто становился и сейчас остается не только центром притяжения научного интереса, но и областью пристального внимания криминальных кругов, спецслужб, а также самых различных государственных и общественных комитетов и комиссий по вопросам этики и нравственности. Это вполне объяснимо, если учитывать тот факт, что, как отмечает Л. П. Гримак в своей работе «Гипноз и преступность» (1997), «не найти другой области знания, которая претерпела бы за время своего существования такое же большое количество недоразумений и скандальных коллизий». Недаром в фундаментальном труде, вышедшем в США в 1979 г. под редакцией Э. Фромма и Р. Шора, в списке наиболее важных и перспективных направлений в исследованиях гипноза под номером «13» (что само по себе уже чрезвычайно символично) значатся правовые и этические аспекты.

Говоря о юридических и этических проблемах гипносугге-стии, исследователи выделяют главным образом две сферы, в которых право, этика и эти сложные психофизиологические явления тесно переплетаются между собой. Первую условно можно обозначить как использование гипносуггестии в качестве вспомогательного средства в разного рода противоправных действиях. Вторую - как использование гипнбсуггестии в качестве одного из методов расследования таких действий. Остановимся на каждой из этих сфер.

В противоправном использовании гипносуггестии можно выделить комплекс тесно связанных между собой проблем, в той или иной степени касающихся использования гипноза и внушения (или их элементов) при совершении преступлений. На сегодняшний день основной среди них является проблема формирования беспомощных состояний. Чаще всего под этим понимаются противоправные инциденты психологического

Глава 12. Морально-этические и правовые аспекты            575

насилия со стороны лиц, прямо или косвенно применяющих гипносуггестивные приемы по отношению к тем, кого впоследствии называют потерпевшими. У женщин подобное насилие, как правило, лежит в области сексуальных злоупотреблений, а у мужчин оно обычно касается изменений степени их критичности и рациональности (например, при вовлечении в деятельность всевозможных финансовых «пирамид», религиозных, мистических или аналогичных сект и учений и т.п.).

Проблема сексуальных злоупотреблений посредством гипноза далеко не нова. Так, если в XVIII в., в пору месмерианско-го «магнетического бума», внушение и гипноз были скорее «модной салонной игрой», во время которой, как деликатно отмечает виднейший знаток истории гипноза Л. Шерток, «кое-кто из врачей-любителей даже позволял вступать в половую связь со своими пациентками», то уже в XIX в. в солидном руководстве по судебной медицине отмечалось, что в криминальной практике зафиксировано немало случаев изнасилования женщин, предварительно введенных в состояние глубокого гипноза. Как писал авторитетнейший исследователь того времени Р. Краффт-Эбинг, «совершение такого преступного деяния над загипнотизированной женщиной, находящейся в состоянии летаргического усыпления, легко возможно, потому что это состояние сопровождается полной утратой воли и сознания». Кроме того, считалось, что, используя это состояние, «преступник может прибегнуть к внушению и с помощью его пробудить у загипнотизированной ложное представление, будто бы она в данный момент имеет дело с мужем или любовником».

Психологические прозрения XX в., в особенности возникшая в тот период психоаналитическая модель гипносуггестии, в значительной мере позволили объяснить, а соответственно и сорвать тревожные покровы «нечистой» тайны с отношений, возникающих между лицами, участвующими в процессе гипноза или внушения. Это позволило не только развеять множество лже- и паранаучных мифов, существовавших еще со времен пресловутых заключений Французского Королевского медицинского общества, но и защитить врача от наветов. Однако знание физиологии тормозных процессов или психологических механизмов трансфера, конечно же, не может служить абсолютной гарантией от преступных действий непорядочных врачей,

576

Гипноз. Новейший справочник

пользующихся своим профессиональным положением. Кроме того, случаи уже состоявшегося противоправного использования, гипносуггестии доказать весьма трудно, так как гипнотическое внушение непросто отличить от различных видов психологического воздействия, каковыми являются уговор, совет, просьба, рекомендация, требования и т.п.

В качестве примера приведем случай, описываемый М. Г. Мор-гулисом в книге «Значение гипнотизма для юристов» (1926). В апреле 1878 г. в городе Руане мадам Б. совместно со своей 20-летней дочерью подала в суд исковое заявление, в котором обвиняла зубного врача Л. в изнасиловании дочери во время приемов без ведома потерпевшей и в присутствии ее матери. Суть дела состояла в следующем. Весьма простоватые мать и дочь с особым доверием и почтением относились ко всем представителям медицинской профессии. Поэтому, когда зубной врач на первом приеме заявил, что для правильного лечения зубов у дочери он должен провести ее гинекологическое обследование, они, хоть и не без колебаний, доверились ему. После этого все манипуляции по лечению зубов выполнялись в полулежачем положении дочери в кресле, а врач располагался у нее между ног. Мать при этом доктор Л. усаживал в противоположном конце длинного кабинета так, что она с трудом могла видеть дочь только со спины. Как заявила дочь, всякий раз, находясь в кресле, она чувствовала, как сознание покидает ее, и поэтому она не знает, что с ней делали в это время.

Зубной врач сознался, что в течение многократных приемов имел с пациенткой половой контакт, но при этом утверждал, что та добровольно отдавалась ему, будучи в полном сознании. В выяснении этого и заключалась задача судебного разбирательства. На основании обстоятельств дела было выяснено, что использование наркотических веществ в этих случаях исключалось, и тогда потерпевшая была обследована на предмет возможного применения гипноза. Как показала судебно-медицинская экспертиза, Б. - истеричная особа, несколько ограниченная в умственном отношении, очень легко засыпающая и вообще склонная к сонливости. Оказалось, что если ей закрыть глаза, опустив пальцами верхние веки, то глазные яблоки начинают судорожно дрожать и сводятся внутрь, голова при этом откидывается назад, конечности расслабляются, и через минуту она впадает в глубокий сон. Через какое-то время девушка просы-

Глава 12. Морально-этические и правовые аспекты           577

пается самостоятельно. Таким образом, Б. можно было очень легко вводить в гипнотическое состояние. Однако применял ли обвиняемый гипнотизирование при сексуальных контактах, достоверно установить не удалось.

Собственные же показания доктора Л. и другие обстоятельства дела послужили основанием для признания подсудимого виновным, и он был приговорен к 10-летнему тюремному заключению. Б. на седьмом месяце родила мертвого ребенка, время зачатия которого соответствовало периоду описанных «зубоврачебных сеансов».

Немаловажно то, что наличие соответствующих судебных дел не мешает ученым продолжать дискутировать о возможности полового контакта с женщиной в состоянии гипноза, о котором бы она не помнила вследствие развития у нее постгипнотической спонтанной амнезии.

Некоторые экспериментальные данные такого рода проливают определенный свет на этот вопрос. Так, врач Э. Месне с помощью гинекологических зеркал проводил влагалищное обследование женщины, находящейся в состоянии гипноза. Когда после выведения из гипноза ей было объявлено, что такое обследование имело место, она рассмеялась, уверенная в том, что врач пошутил, так как она ничего не чувствовала и не помнит. В другом аналогичном случае пациентка заявила, что «этого быть не может - я даже не раздевалась».

Несмотря на кажущуюся очевидность результатов подобных экспериментов, следует иметь в виду, что лечебные действия в области гениталий, проводимые во врачебном кабинете, имеют для женщины особую психологическую значимость и почти не затрагивают морально-этических сторон ее личности. Именно поэтому такие «события» легко поддаются амнезии при гипнотическом воздействии. Любые же иные контакты приобретают для женщины несравненно большую значимость, поэтому подавить воспоминание о них с помощью гипноза значительно труднее.

Для предотвращения противоправных действий, связанных с применением гипносуггестивных методов в медицинской практике, в Советском Союзе проведение гипноза регламентировалось инструкцией Наркомздрава и Наркомюста РСФСР от 1926 г., согласно которой гипнотерапией мргли заниматься исключительно врачи. Сеансы гипноза разрешалось проводить

19 Лхм

578

Гипноз. Новейший справочник

лишь в условиях лечебного учреждения. Рекомендовалось также присутствие при этом третьего лица (предпочтительно врача). Данные о проведении сеанса должны были заноситься в специальный журнал. Предполагалось, что такая организация сеанса исключает возможность использования врачом своего «особого» положения или предвзятого обвинения врача в этом.

Однако со временем возникло убеждение о том, что данная инструкция устарела и не отражает новых научных данных, полученных в ходе более поздних исследований гипноза. Результаты специальных работ в этой области и простая психотерапевтическая практика неопровержимо свидетельствовали о том, что формальную сторону взаимоотношений гипнотерапевта и его пациента целесообразно существенно упростить.

В связи с этим в 1957 г. было подготовлено «Методическое письмо по применению гипноза в лечебных целях», утвержденное Министерством здравоохранения СССР в качестве инструктивного документа для врачей. Здесь уже не наблюдалось прежнего преувеличенного опасения по поводу гипноза как психологического оружия и соответственно не содержалось требований о непременном присутствии на сеансах гипнотерапии другого врача в качестве свидетеля. В тех же редких случаях, когда имелись основания предполагать шантаж со стороны больных, врач имел право либо отказаться от индивидуальной гипнотерапии, либо пригласить на сеансы медсестру как третье лицо.

Как отмечает Л. П. Гримак, в отечественной криминалистике дела, в которых шла речь о противоправных действиях по отношению к женщинам с применением гипноза как со стороны врачей, так и прочих лиц, встречались крайне редко. Это объясняется тем, что все предшествующее время гипноз в нашей стране не пользовался особой популярностью, а следовательно, не привлекал к себе внимание криминогенного контингента, не находя применения в преступной практике.

Значительно более распространенное и опасное явление, нередко привлекающее самое пристальное внимание правоохранительных органов, представляет собой деятельность разнообразных религиозных сект, использующих для вербовки и психического закрепощения своих членов различные методы косвенной и прямой гипносуггестии, а также наркогипноз.

История деятельности таких сект и организаций, берущая свое начало в глубокой древности, чрезвычайно богата крими-

Глава 12. Морально-этические и правовые аспекты             579

нальным материалом. Отметим, что она представляет собой самостоятельный предмет исследования, поэтому в данном разделе освещается лишь небольшая ее часть, в которой затрагиваются вопросы внушения и гипноза, служащих средством формирования психически беспомощных состояний у сектантов-неофитов.

Демократизация общества за последние десятилетия сняла существовавшие ранее в нашей стране ограничительные барьеры для распространения зарубежных религиозных сект и обществ (особенно американских). В настоящее время все мы можем воочию наблюдать, как неуклонно возрастают интенсивность и масштабность социальных явлений, связанных с активизацией деятельности различных религиозных объединений в нашем обществе.

Характерно, что состав противоправных нарушений для этого рода религиозных формирований в нашей стране весьма типичен и повторяет преступные деяния подобных организаций, уже давно функционирующих за рубежом.

Напомним, что американское общество изначально складывалось как многоконфессиональное, что существенно облегчало процесс «модернизации» существующих религий или создания их новых вариантов. Именно поэтому в США процветали и процветают многочисленные «свежие» религиозные движения, секты, церкви, постоянно экспортирующие свою иногда действительно современную, но чаще всего архаическую или суперэкстравагантную идеологию. Вспомним хотя бы основные религиозные секты США - «Церковь унификации» Муна, «Международное общество сознания Кришны», сайентологов Рональда Хаббарда, а также менее обширные, но заявляющие о себе весьма назойливо и дерзко - такие, как общество «Дети Бога», «Движение Иисуса», «Религия ЛСД» и многие другие. А рядом с этими сектами - сатанинские «семьи» типа печально известного Чарльза Мэнсона, принесшего в жертву «князю тьмы» несколько человеческих жизней; кровавые оргии с убийством 25 человек так называемых сервайвалистов Леонарда Лейка и Чарльза Инга; наконец, ставшие известными всему миру массовые трагедии: давнишняя - в Джонстауне и совсем недавняя, закончившаяся смертью 86 членов секты «Ветвь Давидова» в штате Техас.

580

Гипноз. Новейший справочник

Некоторые исследователи полагают, что в настоящее время в США насчитывается более тысячи таких «новых» культов, а количество их последователей определяется несколькими миллионами. Об этом можно судить и по изобилию различных пророков и проповедников из США, которые ныне «обрабатывают» территорию бывшего Советского Союза. На сегодняшний день на ней, по приблизительным оценкам, действуют около двухсот сект самой различной направленности. Всего в сектах состоит более 100 тысяч человек. Большинство этих сект не зарегистрированы. По имеющимся сведениям, в ряде сект используются психотропные препараты, а нередко и наркотики. Среди сектантов немного меньше половины составляют несовершеннолетние и лица, не достигшие 20 лет.

Не только «закрытые» медицинские сведения или данные милицейских сводок, но и факты, открыто приводимые в периодической печати, с достаточной определенностью свидетельствуют о том, что и вербовка сектантов, и их окончательное «обращение» сопровождаются процессом жесткого психического программирования, способы которого заимствованы из различных оккультных гипносуггестивных практик.

Отметим, что высокая действенность методов программирования новообращаемых обычно сохраняется только в среде молодых людей, обладающих определенными личностными качествами, связанными с такими базовыми понятиями современной психологии личности, как когнитивный стиль и локус контроля. При формировании собственных позиций, суждений, мнений и представлений о самих себе они опираются преимущественно на внешние источники, отличаются расплывчатостью собственных жизненных представлений, склонностью к быстрому формированию переноса и «слиянию» с авторитетом. Такие люди значительно чаще курят и идут на высокий риск в азартных играх, они менее успешны, доминантны и терпеливы, в большей степени желают получать помощь от других и более склонны к самоуничижению.

Исходя из этого непосредственное воздействие на психику потенциальных членов секты можно разделить на три этапа.

1. Первичное психическое подчинение вероятного члена секты. Легче всего это осуществляется в тех случаях, когда «субъект воздействия» находится в стрессовом состоянии и поэтому бы-

Глава 12. Морально-этические и правовые аспекты           581

вает астенизирован и охвачен тревогой или депрессией. В этом случае его положительный контакт с представителем секты реализуется в виде своеобразного «защитного рефлекса», безотчетного стремления обрести внутреннее равновесие и повысить жизненную устойчивость. Если в это время компетентный психотехнолог сумеет проделать над таким субъектом определенные гипнотические манипуляции и подкрепит их соответствующим словесным внушением, то первичную психическую программу можно считать сформированной. Она проявляется в виде соответствующей фиксированной идеи и стремления к* воссоединению с сектой. Без последующей поддержки и укрепления данная программа сохраняется около 20 дней, а затем, если работа с новичком не вступает во второй период, постепенно деактуализируется.

2. Период непосредственного -«обращения» новичка в члена секты. Он представляет собой последовательное и многостороннее закрепощение субъекта, обычно скрепленное формальным актом приобщения к данному вероучению (обрядом «посвящения», крещения, инициации и т.п.). В сектах «Белого братства», к примеру, для «обращения» набирались группы численностью не менее двадцати человек каждая, и их специально готовили к «крещению», для чего приезжал психотехнолог - «апостол». Новичкам давалась установка нести идеи «братства» дальше, в другие населенные пункты. Само же программирование психики в подготовительном к «обращению» периоде включало в себя многообразные воздействия, вспомогательные и основные, представлявшие собой собственно внушение в просоночных фазах сознания.

3. Последующее систематическое отслеживание эффективности привитой сектанту психической программы (контроль поведения, исповедь) и периодическое подкрепление кода соответствующими ритуальными процедурами. В «Белом братстве», например, в целях укрепления «истинной» веры «патриарх Сва-ми» категорически запрещал сектантам читать газеты, смотреть телепередачи, слушать радио. «Везде уже идет энергия сатаны... не женитесь, не выходите замуж, - поучал он. - Уже не осталось для этого времени. Тем более опасно заводить детей. В каждой беременной уже поселилась душа демона, и готов родиться враг. Бросайте работу. Господь прокормит. Это - не ваша проблема».

582

Гипноз. Новейший справочник

В целях укрепления веры отдельные члены секты подвергались повторному крещению, на иных накладывалась та или иная епитимья - религиозное наказание за отступление от предписаний главы секты.

Обобщая тему, можно говорить о том, что весь комплекс психопрограммирующих воздействий, характерных для подавляющего большинства «новых культов», складывается в достаточно универсальную технологию, разворачивающуюся по следующей схеме:

- стоящий во главе секты харизматический лидер убеждает своих приверженцев в том, что он получил новое уникальное «откровение» относительно сущности бога и реальности или же что он сам является богом. Новичков на каждом шагу уверяют в том, что тот, кто не разделяет взгляды главы секты, не просто заблуждается, но и является сторонником сатаны;

- вступившим в «семью» или коммуну прививают мысль, что их личность полностью изменилась, и для подтверждения этого «факта» им дают новые имена;

- для всех членов секты устанавливаются обязательные, непреложные нормы поведения. Нарушивших дисциплину ожидает жестокая кара;

- группе прививается апокалипсический взгляд на мир. Членов организации принуждают отказаться от собственного имущества и изменить место жительства.

По отношению к обращаемым используется определенная техника контроля за их поведением. Последователи культа рассматривают ее как религиозную дисциплину, которую осуществляют начиная с тщательной изоляции обращаемых от внешнего мира. Новообращенного обычно ставят в полную материальную зависимость от лидера. Если он поселяется в коммуне, от него требуют передать на «общее дело» все свое имущество. Остальные члены секты должны отдавать в пользу общины значительную (до половины) часть своего дохода. Стремление обеспечить безраздельное влияние на обращаемого поддерживается его физической и духовной изоляцией, отторжением от прежних ценностей и привязанностей, подавлением всякого личностного самосознания.

Это достигается предельно насыщенной программой различных групповых мероприятий. Она включает в себя «семинары»,

Глава 12. Морально-этические и правовые аспекты            583

совместные молитвы и собеседования, повторение одних и тех же гимнов, мантр, библейских высказываний. Практикуются также совместные прослушивания записей уроков лидера, лекции о принципе веры, ритуальные танцы и т.п. Кроме того, обращенных заставляют работать на предприятиях, принадлежащих тому или иному культу, собирать пожертвования на улицах, попрошайничать, а женщин иногда принуждают выполнять и роль «божьих рабынь любви». К этому следует добавить постоянное недосыпание, скудное питание, ночные собрания, объявляемые внезапно и длящиеся часами.

Очевидно, что выработанная таким образом программа поведения представляет собой весьма прочную психологическую и психофизиологическую конструкцию, а вопрос о возможностях, способах и методических приемах ее разрушения (репрограм-мирования) не решен до сих пор.

Вторая проблема, связанная с использованием гипносугге-стии в качестве вспомогательного средства при противоправных действиях, - гипносуггестивное программирование преступников. Как мы уже отмечали, начиная с XIX в., судебно-медицинское значение гипноза и внушения было предметом многочисленных исследований, предпринимавшихся как врачами, так и юристами. В основном вопрос сводился к тому, является ли загипнотизированный лишь орудием в руках гипнотизера или же он может сохранить в той или иной степени способность сопротивляться внушению, которое для него неприемлемо в социальном, морально-этическом и эстетическом смысле.

В связи с этим производилось множество экспериментов над людьми как в состоянии гипноза, так и после пробуждения: их побуждали к убийству указанного лица (обычно с помощью воображаемых орудий убийства, например картонного кинжала, незаряженного револьвера или напитков, якобы содержащих яд), совершению кражи, аморальным действиям и т.п. Результаты таких экспериментов как в прошлом веке, так и сейчас резко противоречивы.

Нансийская школа признавала возможность преступных внушений в глубоком гипнозе, а отсюда и возможность соответствующих криминальных поступков. В частности, А. Бонн указывал, что гипнотик сохраняет самостоятельность лишь постольку, поскольку это желательно гипнотизеру; он ведет себя,

584

Гипноз. Новейший справочник

как палка в руке странника. П. Льеже приходил к выводу, что в состоянии глубокого сомнамбулизма человек в моральном и физическом отношениях полностью подчиняется гипнотизеру. Такого же взгляда придерживался и А. Форель, когда писал: «Для меня несомненно, что очень хорошая сомнамбула под влиянием внушения в гипнотическом сне может совершить тяжкие преступления и при случае совсем не помнить об этом впоследствии». Такой человек вовсе не обязательно должен быть безвольным или плохим - его поведение обусловлено исключительно высокой степенью внушаемости.

В своих экспериментах над загипнотизированным Ш. Фере показывал сомнамбуле на ровном фоне воображаемую точку и приказывал ей после пробуждения вонзить в эту точку нож. Внушение выполнялось без всякого колебания. На основании этого Ш. Фере категорически утверждал, что с такой же точностью может быть совершено и подлинное преступление. При внушении же смешного и неприятного поступка (например, подойти и поцеловать череп) видно было, что сомнамбула колеблется (иногда она даже выражала нерешительность: «Должно быть, я сошла с ума. Мне очень хочется поцеловать этот череп. Это нелепо, я бы хотела не идти, но чувствую, что не владею собой»). Однако, в конце концов, она исполняла внушение.

«Эти факты показывают, - замечал Ш. Фере, - что гипнотик может сделаться орудием преступления, действующим с ужасающей точностью, и тем более страшным, что непосредственно после совершения акта все забывается: пробуждение, сон и тот, кто его вызвал. Из этого вытекает, что гипнотик не несет никакой нравственной ответственности».

Совсем иной точки зрения придерживались Ж. Дельбеф, Ж. Туретт, П. Жане и др. Они полагали, что гипнотическим внушением нельзя побудить человека к действиям, противоречащим его характеру, и поэтому преступные внушения не имеют того значения, которое им приписывается.

Ж. Дельбеф не удавалось заставить женщин-сомнамбул подойти после пробуждения к постороннему и обнять его. На одном гипнотическом сеансе женщине было внушено, что сейчас она находится на берегу озера и будет купаться, для чего она должна тут же раздеться. Однако она этого не сделала и на вопрос о причине отказа ответила, что «еще весна, и вода в озере холодная».

Глава 12. Морально-этические и правовые аспекты            585

Дж. Питере наблюдал женщину, у которой можно было добиться реализации различных внушений, но которую нельзя было побудить кого-либо ударить; если от нее этого настойчиво требовали, она впадала в летаргию. Одной сомнамбуле дали в руки картонную полосу, сказав, что это кинжал, и приказали заколоть врача. Приказ был выполнен без промедления. Но когда после этого ей в руку дали раскрытый перочинный нож и повторили приказ, она подняла руку с ножом и сейчас же упала, забившись в припадке.

М. Кауфманн приводит случай, когда загипнотизированный молодой человек отказывался исполнить внушение, которое задевало его чувство приличия или вредило материальным интересам, но внушение произвести фиктивное убийство выполнял в точности. М. Кауфманн пытался объяснить этот факт лишь тем, что будто бы инстинктивные чувства, каковым и является стыд, более изначальны, чем альтруистическое чувство, и что чувство стыда укоренилось значительно глубже, нежели, например, сознание ценности человеческой жизни.

Гораздо более серьезной проблемой является лжесвидетельство. Если внушение относительно сложной информации реализуется достаточно четко и вызывает готовность повлечь за собой соответствующие действия, то практически ни у кого из исследователей не возникает сомнений в том, что еще легче может быть внушена ложная информация вербального или цифрового плана (которую, в общем-то, нетрудно перепутать и под действием собственной фантазии).

Ж. Грассе считал, что лжесвидетельство в уголовных и гражданских делах, подлог в документах - все это может быть легко реализовано в результате гипнотических внушений. «Здесь очень часто, - писал он, - субъекты произносят свои показания от чистого сердца, сами в них верят и отрицают влияние другого лица».

И. Бернгейм приводит пример экспериментального внушения лжесвидетельства. Предварительно выяснив, где и с кем проживает испытуемая, он сформировал у нее в гипнотическом состоянии следующую версию криминальной ситуации: «Третьего августа (4,5 месяца тому назад) в три часа пополудни вы пришли к себе домой и услышали отчаянный крик на первом этаже. Это заставило вас заглянуть в комнату через замочную

586

Гипноз. Новейший справочник

скважину. Вы увидели, что" хозяин квартиры готовится совершить изнасилование младшей дочери своих жильцов. Вы видели, как он заткнул ей рот кляпом. Все это вас так поразило и испугало, что до сих пор вы боитесь кому-нибудь об этом рассказать, но теперь вы готовы дать показания перед судом».

Спустя три дня И. Бернгейм попросил своего приятеля-адвоката представиться этой женщине в качестве судебного следователя и допросить ее по данному «делу». В отсутствие И. Бернгейма испытуемая в точности пересказала все, что ей было внушено в сеансе гипноза, и проявила готовность подтвердить свои показания под присягой. При этом она решительным образом уверяла, что была свидетельницей изложенного факта преступления. Женщина настаивала на своих показаниях и после того, как экспериментатор спросил ее, не является ли рассказанная история следствием простого внушения.

В связи с этим многие гипнологи, ссылаясь на свой экспериментальный опыт, полагают, что реализации морально неприемлемых для субъекта внушений можно добиться посредством создания соответствующей мотивации, путем формирования некоторых новых ракурсов видения обстоятельств внушаемых действий. Если загипнотизированный не выполняет прямого указания на внутренне неприемлемое для него действие, то его можно ввести в такую жизненную обстановку, которая вполне оправдывает выполнение этих действий. Так, одной интеллигентной загипнотизированной женщине предложили раздеться в присутствии нескольких мужчин-медиков, на что она ответила отказом. Тогда гипнотизер внушил ей ряд вроде бы самостоятельных «невинных» действий, в результате выполнения которых она оказалась без одежды перед теми же мужчинами.

Ж. Грассе утверждал, что можно преодолеть сопротивление выполнению преступного внушения путем изменения всего морального мира человека, заставив его любить, угождать, стремиться осуществить преступление. Внушением определенной идеи (например, бреда преследования) также можно запрограммировать данное лицо на преступление.

Достаточно впечатляющий эксперимент Ж. Саллиса хорошо иллюстрирует приведенное положение. На одной из своих лекций этот гипнолог внушил совершенно незнакомому мужчине следующую криминальную ситуацию. «Случайно

Глава 12. Морально-этические и правовые аспекты            587

я узнал, - сообщил он, - что сегодня вечером разбойники сговорились напасть на вас. Я подслушал разговор двух мужчин, один из которых должен будет войти через находящуюся напротив вас дверь. Предупредите покушение, выстрелив в убийцу из находящегося при вас пистолета». Затем экспериментатор продолжил чтение лекции, но через некоторое время раздался выстрел. Оказалось, что испытуемый внимательно следил за дверью и, когда в ней появился служитель, он в него выстрелил, приняв за указанного преследователя. На вопрос, зачем он это сделал, молодой человек ответил: «Да ведь он покушался на мою жизнь!»

Гипнолог П. Ботте понуждал испытуемых «стрелять» из револьвера в означенных внушением «злодеев» сразу же после выведения из гипнотического состояния либо спустя несколько часов или дней после этого. Если, согласно внушению, приходилось сделать это вскоре после пробуждения, то субъекты действовали не раздумывая, как автоматы; если же надо было сделать то же самое через некоторое время, то субъект пытался сопротивляться, но чаще всего выполнял это внушенное приказание.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.215 (0.056 с.)