Шкала глубины гипноза дэйвиса и хусбэнда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шкала глубины гипноза дэйвиса и хусбэнда



Глубина Степень Симптомы
Невосприимчивые 0  
Гипноидность 1 2 3 4 5 Релаксация Мигание Закрывание глаз Полное физическое расслабление
Легкий транс 6 7 10 11 Каталепсия глаз Каталепсия конечностей Ригидная каталепсия Анестезия (типа перчаток)

Глава 3. Феномены гипноза. Понятийный аппарат             169

Глубина Степень Симптомы
Средний транс 13 15 17 18 20 Частичная амнезия Постгипнотическая амнезия Изменения личности Простые постгипнотические внушения Кинестетические иллюзии; полная амнезия
Глубокий транс 21 23 25 26 27 28 29 30 Способность открывать глаза без изменения глубины транса Постгипнотические фантастические внушения Полный сомнамбулизм Позитивные постгипнотические зрительные галлюцинации Позитивные постгипнотические слуховые галлюцинации Постгипнотическая системная амнезия Негативные слуховые галлюцинации Негативные зрительные галлюцинации

Всегда следует помнить, что работа с особыми состояниями сознания - это прежде всего взаимодействие психотерапевта и пациента. Последний отправляет психотерапевту послания посредством минимальных признаков, а тот должен ратифицировать их - дать понять пациенту, что послание получено и нечто происходит или произошло. В большинстве случаев достаточно простого поощряющего слова, кивка головы, изменения интонации голоса. Ратификация и поощрение признаков, свидетельствующих о том, что сессия протекает успешно, успокаивают как пациента, так и психотерапевта, позволяя углублять и поддерживать транс. Поэтому чрезвычайно важно осуществлять ее именно в ходе сессии. Ф. Пуцелик выделяет ряд принципов эффективной психотерапевтической коммуникации.

170

Гипноз. Новейший справочник

Каждый пациент имеет ресурсы, которые могут ему помочь; дело психотерапевта - способствовать их реализации.

Индивидуально-субъективное восприятие пациентом реальности - основа психотерапии.

Психотерапевтическая коммуникация равна эффективной манипуляции, при которой выигрывают оба партнера взаимодействия.

Темп психотерапевтического процесса задается пациентом. При регрессе на пройденную ранее ступень психотерапевт должен вернуть пациента на эту ступень, успокоить человека, поздравить его с хорошей самозащитой от неверного шага и составить с ним новый план действий.

Сопротивление следует расценивать как знак неправильного использования энергии пациента.

Предлагаемые приемы должны удовлетворять таким требованиям, как готовность пациента, конкретность и достижимость в недалеком будущем определенных целей, низкий риск и ориентация на успех.

Самый важный пациент - сам психотерапевт: половина успеха зависит не от методик, а от модели жизни самого психотерапевта, ее соответствия его поступкам.

Нужно доверять своей интуиции, своему бессознательном}', предоставлять себе право на эксперимент с новыми приемами и право на ошибку в работе с пациентами.

Базируясь на сказанном выше, рассмотрим микродинамику особых состояний сознания.

Э. Росси и М. Эриксон использовали термин «микродинамика транса» для описания последовательных стадий транса.

Фиксация внимания - психотерапевт стремится зафиксировать сознательное внимание пациента, причем важно использовать особенности лексики пациента, изученные во время сбора анамнеза.

Можно попросить его зафиксировать свой взгляд на каком-либо предмете (классический метод традиционной гипнотерапии) или прислушаться к окружающим звукам, или почувствовать что-то, или вспомнить вкус какой-либо пищи и т.д.

М. Эриксон для фиксации внимания рассказывал истории, но при этом умел использовать и невербальный язык, приковывая к себе внимание пациента. Избавляя пациента от боли.

Глава 3. Феномены гипноза. Понятийный аппарат             171

0н фиксировал внимание пациента на этой боли: детально расспрашивал о ее качестве, интенсивности, иррадиации, частоте приступов. Работа, фиксировавшая внимание пациента на основной проблеме, влекла за собой быструю «депотенциализацию» сознательных процессов.

Депотенциализация сознательных процессов - обычный тип психического функционирования - изменяется в сторону функционирования в особом состоянии сознания. Этот следующий за фиксацией внимания феномен может быть достигнут благодаря использованию нескольких способов:

- замешательства, которое захватывает пациента врасплох в результате введения в рассуждения алогичной фразы. Обычно достигается разными путями: неадекватным соединением жеста и фразы (психотерапевт просит человека сесть справа, указывая на стул слева); появлением левитации или постановкой каталепсии; использованием игры слов или парадокса; либо просто в ходе наведения особого состояния сознания психотерапевт говорит: «Вы можете слушать, что я вам говорю, или не слушать, это не важно»;

- пресыщения, которое приносит пациенту столько сенсорной или вербальной информации, что это превосходит возможности его восприятия. Оно вовлекает пациента в умственную деятельность, которую тяжело поддерживать, и приводит к пресыщению его обычной сознательной активности. В качестве пресыщения могут выступать: счет наоборот; беспорядочное перечисление дней недели и месяцев года; детальное и неясное описание неинтересного физиологического процесса; рассказ повторяющейся истории или истории без конца;

- психологического шока, удивления, близкого к замешательству. Удивление переживается пациентом как нечто более приятное, в нем присутствуют юмор и игра слов. Употребление самого слова «удивление» («сюрприз») имеет свой особый смысл: оно считается словом, вызывающим позитивные ассоциации, которые облегчают возникновение воспоминаний, связанных с детством, подарками, со счастливыми моментами жизни. Например: «... Во время этого упражнения... вы меня научите (удивле-

172

Гипноз. Новейший справочник

ние)... вашему способу достигать отстраненности...» Сразу оговорим, что такой прием нельзя применить ко всем, так как у некоторых людей чувство юмора ограничено, и мы должны относиться к этому с пониманием. Запуск бессознательного поиска - самая важная часть работы психотерапевта. Она требует использования особых средств, которые благоприятствовали бы возникновению новых ассоциаций. Чаще всего для этого применяются следующие способы: открытые внушения, воспоминания и использование диссоциативного языка (в одной и той же фразе происходит обращение к сознательным процессам пациента и к его бессознательному, при этом обе части фразы соединяются сложными союзами). Например: «Ваш сознательный разум слушает мой голос и слышит мои слова, в то время как ваше бессознательное занято другим...»

Бессознательный процесс и ответ - бессознательное всегда представляет собой резервуар ресурсов. В особых состояниях сознания их мобилизация влечет за собой реорганизацию и переструктурирование психики пациента. Это ставит нас перед необходимостью кратко коснуться принципов научения или переучивания.

Любое обучение включает в себя четыре стадии. Первая из них - неосознанное незнание. Человек не только не знает, как что-то сделать, но также не знает и того, что он этого не знает. На второй стадии - осознанного незнания, некомпетентности - человек обнаруживает свое незнание и начинает учиться, полностью отдавая этому свое внимание. Именно в это время он усваивает большую часть необходимого. На третьей стадии - осознанного знания, компетентности - человек полностью осваивает отдельные умения, но еще не овладевает мастерством (т. е. целостным применением навыка без участия сознания). И, наконец, на четвертой стадии - неосознанного знания - все отдельные умения сливаются в единый бессознательный паттерн, давая возможность сознанию поставить задачу и дать подсознанию выполнять ее, освободив внимание для других целей.

При этом обучение обычно происходит путем последовательных приближений: человек делает то, что он может на данном этапе (настоящее состояние), и сравнивает это с тем, чего он желает (желаемое состояние). Если между этими двумя полюсами

Глава 3. Феномены гипноза. Понятийный аппарат               173

существует расхождение, он начинает действовать, чтобы его уменьшить. Естественно, что успех зависит от гибкости поведения (или разнообразия инструментов в терминах кибернетики). Таким образом, человек движется по этому циклу до тех пор, пока полученный результат его не удовлетворит. Если представлять это метафорически, то путешествие от настоящего к желаемому состоянию представляет собой петлю, внутри которой могут существовать еще малые петли - более мелкие результаты, которые необходимы, чтобы достичь более крупной цели.

Для понимания продукции, появляющейся во время терапевтических особых состояний сознания, существует множество схем в самых разных подходах (регрессия к определенным стадиям психосексуального развития, условно-рефлекторные паттерны и пр.), но наиболее оправданной клинически нам кажется модель С. Грофа (1991).

Модель включает в себя четыре типичные матрицы переживаний, несущие собственное эмоциональное и психосоматическое содержание и выступающие как принципы организации материала на других уровнях бессознательного. Они имеют отношение к реальным событиям биографического уровня, касающимся процесса рождения, психического насилия и физических травм, они связаны с эрогенными специфическими психоаналитическими зонами, могут объяснять актуальную психопатологию и находят свое отражение на архетипическом уровне. По мнению С. Грофа, эти матрицы первоначально формируются на перинатальном уровне.

Термин «перинатальный» - составное греческое слово, в котором приставка реп означает «вокруг» или «поблизости», а корень natalis указывает на отношение к рождению. Это слово мы будем употреблять для обозначения периода внутриутробного развития, родовой деятельности и процессов, следующих непосредственно за родами. Перинатальные переживания организованы в типичные тематические группы, базовые характеристики которых эмпирически связаны с анатомическими, физиологическими и биохимическими аспектами определенных клинических стадий рождения. Несмотря на свою тесную связь с биологическим рождением, перинатальный процесс выходит за рамки биологии и содержит важные психологические, философские и духовные измерения. События, связанные с различными

174

Гипноз. Новейший справочник

этапами родовой деятельности, как правило, перемежаются или ассоциируются с многочисленными религиозными, мистическими, мифологическими, архетипическими, историческими, социополитическими, антропологическими и филогенетическими трансперсональными переживаниями.

Трансперсональный материал - архетипические сюжеты и мифологические мотивы коллективной памяти человечества - вплетается в орнамент субъективного опыта, видоизменяя структуру психики человека. Тонкое переплетение общечеловеческих архетипов и личного опыта указывает на то, что сфера перинатальных воспоминаний располагается на границе индивидуального и коллективного бессознательного.

Эмоционально заряженные биографические элементы в воспоминаниях появляются не изолированно, а образуют определенные сгустки памяти, которые С. Гроф назвал системами конденсированного опыта. Самые значимые из них связаны с определенными аспектами процесса рождения, т.е. с перинатальным уровнем психики. Желание вернуться к безмятежному младенческому состоянию, стремление восстановить состояние тотальной полноты и совершенства, пережитое однажды в материнской утробе, оказывается первичной мотивирующей силой у каждого человека. Этот принцип лежит в основе неизбежного счастливого завершения всех волшебных сказок, а также потребности артиста в одобрении публики или гонки кого-то за богатством, высоким положением и славой. К сожалению, ненасытную жажду и нужду не удовлетворишь никакими успехами и достижениями во внешнем мире. Неполнота человеческой жизни объясняется тем, что люди не справились с травмой рождения и страхом смерти. Родившись анатомически, человек не завершил и не интегрировал этот процесс психологически. И потому, возможное единственное решение избавления от паранойи страдальчества заложено в индивидуальной трансформации каждого человеческого существа, направленной на восстановление связи с собственным бессознательным.

С незапамятных времен во многих древних культурах существовали ритуалы посвящения и инициации, которые способствовали возникновению перинатальных переживаний, являющихся выражением глубинных уровней бессознательного. Лейтмотивом священных мистерий являлось

Глава 3. Феномены гипноза. Понятийный аппарат             175

осознание того факта, что начало жизни есть то же самое, что и ее конец. Боль рождения и агония умирания неразделимы в человеке - человеческое существование кончается тем же переживанием, с которого оно началось. Жизнь и смерть взаимозависимы; они существуют одновременно, а не последовательно. Антагонизм рождения и смерти, противоборство Эроса и Танатоса, противостояние Деметры и Плутона не более чем иллюзия. Единство проявленного и непроявленного наиболее полно нашло свое отражение в эзотерическом символе Уробороса - изначального змея, кусающего свой хвост. Последний сам себя оплодотворяет, порождает, умерщвляет и превозносится самим собой, олицетворяя тем самым таинство жертвенной смерти Бога. Самопревращающееся существо, совместившее в себе весь спектр противоположных начал, - яркий образ неразрывности ткани бытия и небытия.

Исследования особых состояний сознания показали, что встречи со смертью органически переплетаются с различными явлениями, связанными с процессом биологического рождения. Столкновение с предсмертной агонией во всем многообразии ее физиологических, эмоциональных, ментальных и духовных аспектов приводит к одновременному перепроживанию родовых мук. Эпизоды угасания и воскрешения часто весьма драматичны и имеют множество биологических проявлений. Позы и последовательность движений удивительно похожи на те, что совершаются младенцем на разных стадиях рождения. Кроме того, имеет место отождествление себя с плодом в утробе и переживание процесса собственного рождения с очень специфическими и достоверными подробностями. Столь же общими являются и различные аутентичные неоиатальные чувства и поведение. Все это свидетельствует в пользу того, что обстоятельства умирания на плане перинатального восприятия напрямую связаны с обстоятельствами внутриутробного развития или биологического рождения и воспринимаются как вполне определенные переживания родовой травмы. Помимо того, что мощное проживание смерти и возрождения оказывает сильное воздействие на различные эмоциональные и психосоматические симптомы (преодолевает или значительно уменьшает суицидальные тенденции и наклонности, а также алкогольную и наркотическую зависимость), оно часто связывается с экзистенциальным кризи-

176

Гипноз. Новейший справочник

сом, в котором человек серьезно пересматривает смысл собственной жизни и существования в целом; производит качественную перестановку в системе представлений о мире, фундаментальной иерархии ценностей и жизненных стратегий. В свою очередь, успешное разрешение кризиса идеалов, смыслов, ценностей возможно только при наличии внутренней связи с духовными измерениями психики и глубинными ресурсами коллективного бессознательного.

С. Гроф выявил четыре базовые перинатальные матрицы (БПМ) - типичные категории явлений и паттерны переживаний, отражающие клинические этапы прохождения родов. Эти матрицы имеют фиксированные связи с определенными группами воспоминаний из жизни человека и представляют собой динамические управляющие системы, несущие собственное специфическое содержание биологического и духовного характера. Биологический аспект перинатальной памяти состоит из конкретных и довольно реалистических переживаний, связанных с индивидуальными стадиями родовой деятельности. Кроме того, в каждом шаге биологического рождения присутствует специфическая духовная составляющая. Для безмятежного внутриутробного существования это переживание космического единства; начало родов адекватно переживанию чувства всеобъемлющего поглощения; первая клиническая стадия родов - сжатие в закрытой маточной системе - соответствует переживанию «нет выхода» или ада; проталкивание через родовой канал во второй клинической стадии родов имеет свой духовный аналог в борьбе между смертью и повторным рождением; метафизическим эквивалентом завершения родового процесса и событий третьей клинической стадии родов является переживание смерти Эго и повторного рождения.

Первая перинатальная матрица (БПМ-1). Первая перинатальная матрица относится к первоначальному состоянию внутриутробного существования, во время которого мать и ребенок составляют симбиотический союз - двойной ряд ударов сердца с разной частотой объединяется в одну волнообразную акустическую картину. Плод ощущает поток крови в артериях и венах, прохождение кислорода и питательных веществ, удаление продуктов метаболизма. Между плодом, плавающим в утробе, и материнским организмом через пуповину и плаценту

Глава 3. Феномены гипноза. Понятийный аппарат             177

осуществляется сложный и богатый взаимообмен: биохимический, физиологический, эмоциональный и в некотором роде телепатический.

Люди, переживавшие эпизоды внутриутробного состояния, неоднократно сообщали, что ясно осознавали свою нежелан-ность и отвержение матерью или, наоборот, желанность и ее любовь. Они как бы получали ясное телепатическое послание, выражающее отношение женщины к беременности. Следовательно, плод обладает не только проницательностью сознания, но и возможностью субъективного осознания всех нюансов его взаимодействия с родительницей. Будущим мамам важно помнить, что ребенок не только понимает, но и разделяет ее аффективные состояния. Любые формы эмоционального саморазрушения у матери - необоснованная тревога, недовольство собой, иррациональная агрессия, нервозность, чувство вины - претворяются посредством химических медиаторов в отрицательные воздействия на зарождающуюся жизнь. Отсутствие вредных воздействий способствуют установлению оптимальных условий для малыша. Временное нарушение этих условий - несерьезное заболевание, пребывание в шумной атмосфере, случайный прием алкоголя, табака, медикаментов или излишество в питании - подвергает плод деструктивным переживаниям на примитивном субъективном уровне. В случае, если длительное время имели место неблагоприятные воздействия - эндокринные и метаболические нарушения у матери, инфекционные заболевания и острые токсикозы, прием наркотиков и хронический алкоголизм, чрезмерное напряжение и эмоциональные стрессы, жестокое обращение с женщиной и попытки искусственного прерывания беременности, - в дальнейшем наблюдается дестабилизация психической и соматической конституции личности.

Позитивные внутриутробные переживания начальной эмбриональной стадии ассоциируются с целостным, недифференцированным, океаническим состоянием сознания. Ощущение космического единства сопровождается тонким, но глубоким чувством блаженства; особым ощущением сокровенности; пониманием уместности всего в безграничной Вселенной - все сущее именно таково, каким оно и должно быть. Мир воспринимается как место невыразимого сияния и совершенной красоты, где

178

Гипноз. Новейший справочник

с полным доверием и чувством абсолютной безопасности можно принять пассивно-зависимую позицию, подобную положению младенца. Память о материнской заботе как об одном из образов Матери-Земли, питающей своих детей, затрудняет видение каких-либо негативных аспектов в самой структуре мироздания; выставляет зло как не имеющее значения, неважное, эфемерное, несущественное. Вселенная из загадки, которую нужно разгадать, превращается в тайну, которую следует пережить. И человек через прикосновение к изначальной бесконечности, переживание чистого бытия, трансцендирование времени и пространства приближается к невыразимому постижению тайны Жизни. Выход за пределы дихотомии субъект/объект и полная утрата эго в момент тотального расширения сознания оборачиваются невероятным чувством покоя, невозмутимости и вневременное™, неподвластностью суете и хаосу современной жизни. Приобщение к откровению, сущности универсума, выливается в богатство положительных эмоций - мир, блаженство, спокойствие, радость, безмятежность переполняют человека, который испытывает трепетное благоговение и уважительное почтение, глубокое смирение и необъяснимую любовь. Он ясно ощущает свою незначительность и в то же время свое божественное происхождение; относится к себе и к окружающей реальности как к существующей и несуществующей одновременно; в неподвижной форме видит скрытое движение, а явную пустоту наполняет неявным содержанием.

Человек в состоянии экстатического прозрения обладает непоколебимой уверенностью, что получил доступ к прямому знанию через озарение и мудрость относительно вещей фундаментального и универсального значения. И это знание, несомненно, более реально и значимо, нежели логические концепции и рассудочное восприятие, которыми люди оперируют в повседневном состоянии сознания. Достижение чувства основополагающей идентичности и глобального понимания существования нередко сопровождается интуитивными посланиями относительно влияния наследственности, космологических и астрологических энергетических полей, духовных, кармических и архетипических сил, управляющих развитием эмбриона. При переживании паттерна «океанического (аполлонического) экстаза» включается массив эмбриональных ощущений, память

Глава 3. Феномены гипноза. Понятийный аппарат             179

предков, фрагменты коллективного бессознательного, гологра-фические архивы природы, а также эволюционный опыт, выражающийся в идентификации с другими лицами, животными, растениями, неорганическими веществами и даже физической Вселенной, с ее пульсирующими галактиками, вибрирующими солнечными системами и мириадами отдельных звезд. Лучистые, захватывающие дух космические перспективы перемежаются с переживаниями прекрасного микрокосма - от пляски атомов и молекул до возникновения жизни и биохимического мира отдельных клеток.

Реальность переживается такой, какой она является в действительности - непостижимой тайной, божественной игрой энергии. Нарушения внутриутробной жизни причиняют ребенку страдания различной степени. На смену мистическому растворению границ, характерному для блаженного эмбрионального существования, приходит их психотическое искажение и дезинтеграция всех знакомых и надежных структур, сопровождающаяся параноидачьным страхом. Внутриутробная травматизация, причиняемая вредными или беспокоящими стимулами механической, физиологической или биохимической природы, - стихийное бедствие для зарождающейся жизни.

Травмы, представляющие угрозу для жизни, оставляют неизгладимый след в психике и вносят значительный вклад в развитие эмоциональных и психосоматических проблем: преувеличенных депрессий, суицидальных тенденций, состояний тревоги и фобий, садомазохистских наклонностей, сексуальных расстройств, комплексов неполноценности, мигреней и астмы. Эхо травмирующих чувств впоследствии отражается в супружеской и семейной жизни. Неразрешенные конфликты, вытесненные или неинтегрированные воспоминания, незавершенные психологические гештальты - все это хранится в бессознательном, определяя общую эмоциональную нестабильность, поведенческую импульсивность, различные специфические формы психопатологии.

Сеансы введения в гипноз и холотропного дыхания показали, что видения различных демонов, чудовищ и ужасных божеств, которые, как представляется, отделяют человека от полного блаженства Вселенной, тесно связаны с нарушениями во время беременности и с кризисами развития эмбриона. Кровавые,

180

Гипноз. Новейший справочник

открыто агрессивные и свирепые демоны олицетворяют опасности физического рождения. Коварные и скрытые страхи аналогичны отголоскам памяти о вредных влияниях внутриутробной жизни. Индуцированные страхи, мания преследования, ощущение паники, терзания, муки могут не только «исходить» от злобных существ, но и воплощаться в видения конца света, разрушения Вселенной, гибели цивилизации. Один из центральных мотивов негативных перинатальных переживаний - сцена «Страшного суда»: «Ваш добрый гений сочтет хорошие дела белыми камешками, злой гений сочтет черные дела черными». Кроме того, патологические отклонения в период эмбрионального становления ассоциируются с образами и переживаниями подводных опасностей, загрязненных потоков, озер или морей, зараженной или враждебной природы (ядовитая почва, вулканическая грязь, промышленные отходы и свалки, пустыни и пустыри). Эти символические образы вызваны тем, что большая часть внутриутробных отклонений связана с токсичностью плаценты или с недостаточным питанием. Более грубые нарушения - опасность выкидыша или попытка аборта - переживаются как та или иная форма универсальной угрозы или связываются с жуткими апокалиптическими видениями конца света. Наиболее часто встречающиеся архетипиче-ские персонажи - злобные чудовища, метафизические силы зла, злотворные астральные влияния в различном мифологическом облачении.

Т. Лири, придерживаясь мистической модели Бонизма (Тибетская Книга Мертвых), приоткрыл западному миру таинства смерти и перерождения. Обращая внимание на необходимость освобождения от игр эго - позитивных и негативных галлюцинаций, Т. Лири отмечал, что «колесо иллюзий и невежества» порождает сонм черных мыслей. Всевозможные страхи находятся не вовне, они внутри человека; кошмары всего лишь бесполезные продукты рационального сознания. И будет ли в твоей душе ад или рай, зависит от содержимого «черного ящика» - головного мозга, который обдувают ветра воспоминаний о прошлом. В последнее время вошло в привычку оправдывать никчемность личного метасценария кармическими издержками за проступки иных воплощений. На самом же деле элементы плохой кармы входят в человеческую жизнь в форме нарушений эмбрио-

Глава 3. Феномены гипноза. Понятийный аппарат             181

нального существования и отрицательного опыта периода младенчество - детство.

Люди, переживавшие эпизоды внутриутробных страданий, часто описывали перцептуальные и концептуальные искажения, которые удивительно напоминают мир шизофреника, в то время как наиболее сильным выражением священного и духовного качества первой перинатальной матрицы является переживание космического единения. Это дает право предположить, что положительный перинатальный опыт тесно связан с религиозными и мистическими откровениями. И наоборот, субъективные составляющие нарушений эмбриональной жизни могут оказаться источником шизофренических и параноидальных состояний. Близость этих планов и простой переход от одного из них к другому могли бы объяснить временами опасную грань между шизофренией и духовным просветлением.

Что касается структуры памяти, позитивные аспекты БМП-1 представляют собой основу для записи всех более поздних жизненных ситуаций, в которых индивид раскрепощен, относительно свободен от нужд и не затронут какими-либо болезненными и неприятными воздействиями. Положительные воспоминания, связанные с этой матрицей, включают в себя счастливые периоды младенчества и детства: удовлетворение основных потребностей, беззаботные и радостные игры с ровесниками, гармоничные эпизоды пребывания в семье. Воспоминания более поздних периодов жизни, возникающие в этом контексте, включают в себя особенно приятные любовные отношения, эмоционально насыщенные и сексуально окрашенные.

Столь же важными являются переживания от встреч с естественной красотой: мириадами алмазных, изумрудных, сапфировых вкраплений небесного свода; пронизанной солнцем, прозрачной водой тропической лагуны; белоснежными вершинами величественных пиков и причудливыми красотами сталагмитовых пещер; экзотической флорой и фауной девственных джунглей; звонкими переливами горного ручья и буйством океана. В тесной сопричастности с экстатическими чувствами первой перинатальной матрицы находятся творения высочайшей эстетической ценности: живописи, скульптуры, музыки и танца. В природе вещей искусству дана власть торить дорогу в идеальное царство, где можно встретить чистую радость, чистое

182

Гипноз. Новейший справочник

счастье, чистую любовь. Чувство любви рассматривается как равновесие между мужским и женским началом - как надежная защита от враждебных сил.

Ассоциации с отрицательными аспектами БПМ-1 - это негативное зеркальное отображение всего изложенного выше. Воспоминания, принадлежащие к этой категории, включают в себя ненормальные отношения в семье, детские дисфункции и болезни; насыщенные промышленными предприятиями города, неприглядные сцены жизни мегаполисов; экологическую катастрофу; безвкусные и извращенные образцы поп-культуры.

При психопатологических состояниях проявления, характерные для этой матрицы, проявляются, например, в том, что в содержании бреда (чаще всего шизофренического генеза) возникают идеи мистического союза, столкновения с высшими силами добра и зла. В качестве родственных психопатологических синдромов могут выступать ипохондрические и истерические галлюцинации.

Что касается Фройдовских эрогенных зон, позитивные аспекты БПМ-1 совпадают с таким биологическим и психологическим состоянием, когда в этих областях нет напряжений и все частные влечения удовлетворены (счастливые дни безмятежного детства, опыт семейного благополучия, счастливой любви и просто приятных ощущений). Негативные аспекты БПМ-1 имеют, по-видимому, специфическую связь с тошнотой и дисфункцией кишечника, сопровождающихся поносом.

Вторая перинатальная матрица (БПМ-2). Вторая перинатальная матрица соответствует началу биологического рождения, первой клинической стадии родов. Внутриутробное существование, близкое в нормальных условиях к идеалу, подходит к концу. Первоначальная гармония и равновесие нарушаются вначале предупреждающими химическими сигналами, а затем жесткими механическими схватками. Когда эта стадия полностью разворачивается, плод периодически сжимается маточными спазмами, но матка еще не раскрыта, и пути наружу нет. Это создает ситуацию полной неопределенности и непонятной угрозы жизни с различными признаками физического и психологического дискомфорта. Мать и ребенок становятся источником боли друг для друга и вступают в биологический конфликт. Поскольку артерии, снабжающие плаценту, сложным

Глава 3. Феномены гипноза. Понятийный аппарат             183

образом пронизывают мышцы матки, каждое ее сокращение ограничивает приток крови, а значит, кислорода, тепла и питания для зародыша.

Учитывая значительные расхождения в продолжительности схваток, можно предположить, что переживания данной перинатальной матрицы более опустошительны в случае патологических родов большой длительности, вызванных слишком узким тазом роженицы, чрезмерными размерами плода или его перевернутым внутриутробным положением.

К осложнениям биологического рождения добавляются страх и замешательство неопытной роженицы, отчетливо негативное или в сильной степени двойственное отношение матери к рождающемуся младенцу или к самому процессу родов.

Конкретные воспоминания об угрозе, которую для плода представляет начало родов, получают свое символическое соответствие в образах космического поглощения. Это всеобъемлющее чувство возрастающей тревоги и ощущение надвигающейся опасности для жизни. Источник неотвратимого катаклизма не подлежит четкому определению, так что восприятие мира становится параноидальным. Это может выразиться в убедительном переживании токсического отравления, радиоактивного облучения, подверженности влиянию дьявольских козней, одержимости темными метафизическими силами или навязчивой фобии вторжения космических пришельцев.

Чувство необъяснимого страха часто сопровождается видением спирали, воронки или водоворота, неумолимо засасывающих человека в свой зев. Другой вариант видений - поглощение драконом, левиафаном, питоном, крокодилом или китом; нападение чудовищного осьминога или тарантула. Менее драматическая развязка - это переживание спуска в опасное подземелье, царство мертвых, в систему подземных пещер или таинственный лабиринт.

В мифологии образы второй перинатальной матрицы находят свое отражение в элементах хаоса: препятствиях герою, ограничивающих предписаниях, падении ангелов, утрате райской обители. Греческая трагедия с ее безжалостным, необратимым ходом и с привкусом неотвратимости судьбы насыщена яркими символическими иллюстрациями: Сизиф, обреченный вечно вкатывать огромный валун на вершину горы; Иксион,

184

Гипноз. Новейший справочник

привязанный к вращающемуся колесу; Тантал, мучимый невыносимой жаждой и голодом; Прометей, прикованный к скале и терзаемый орлом, пожирающим его печень; Эринии, олицетворяющие гложущую вину и угрызения совести. Библейские темы, возникающие в этом контексте, включают историю изгнания Адама и Евы из рая; видения Христа в Гефсиманском саду - темную ночь души; осмеяние, унижение и страдание Иисуса во время крестного хода; биологическую и психологическую агонию распятия на Голгофе.

Главное символическое соответствие переживаниям БПМ-2 -традиционные христианские представления об аде. Человек испытывает чувство втянутости, всосанности, пойманности в клаустро-фобический, кошмарный мир. Ощущение зажатости, угнетенности, разбитости усугубляется невероятными душевными и телесными муками, от которых нет спасения. Затемнение же визуального поля и зловещие цвета делают мучения совершенно невыносимыми. Ситуация представляется бесконечной и безнадежной - человек теряет ощущение линейного времени и не видит ни конца этой пытке, ни какого-либо способа ее избежать. Находясь под влиянием переживаний «кругов ада», индивид перестает воспринимать позитивные возможности в окружающем мире. Он просто не способен обнаружить или оценить какие-либо положительные аспекты вселенского мироустройства и человеческой природы, приятные стороны жизни и естественную красоту. Осознаются лишь злые и безнадежные черты существования.

Вторая перинатальная матрица привлекает к себе соответствующие системы конденсированного опыта, представляющие человека как пассивную и беспомощную жертву превосходящих деструктивных сил, не имеющую никаких шансов на спасение. Уже один только факт человеческой смертности и непостоянства всех вещей уничтожает всякую надежду на то, что хоть что-либо имеет значение. Что бы человек ни пытался делать в промежутке между началом и концом своей жизни, это не в силах изменить той прописной истины, что все мы равны в смерти и обнаруживаем себя в той же ситуации, перед которой уже оказывались при появлении на свет. Мы приходим в этот мир совершенно беспомощными, ничего при себе не имея, такими же его и покидаем. Осознание изначальной слабости и тщетности личных усилий приводит человека к характерному

Глава 3. Феномены гипноза. Понятийный аппарат             185



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.171 (0.062 с.)