Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Автор-составитель Т. В. КовганСтр 1 из 6Следующая ⇒
Автор-составитель Т. В. Ковган ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЖУРНАЛИСТИКА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ» (35/105 ч) Пояснительная записка Курс «Журналистика для школьников» предназначен для организации занятий по практическому ознакомлению обучающихся 5-7-х классов с основами журналистской деятельности и работы с публицистическим текстом в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность как часть единого образовательного и воспитательного процесса направлена на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, на формирование универсальных учебных действий и в итоге на всестороннее развитие ребенка. Специфика журналистики, как вида деятельности, заключается в том, что она требует от участников процесса активной субъектной позиции исследователя социальной жизни. Как следствие, школьная журналистика изначально помещает обучающихся в действий, таких как самоопределение, нравственно-этическая ориентация, целеполагание, саморегуляция, смысловое чтение, рефлексия способов и условий действий, умения работать с информацией и выстраивать продуктивные коммуникативные отношения. Актуальность содержания данного курса определяется так же еще и тем, что современный человек живет в огромном информационном пространстве, которое существует оффлайн и онлайн. Следовательно, понимание законов, по которым живёт современное информационное общество, является важным фактором социализации обучающихся, помогает школьникам более грамотно выстраивать коммуникацию и более критично относиться к информации, которую мы получаем из сети Интернет. Программа курса отвечает задачам общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности и составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре основной образовательной программы основного общего образования в части, касающейся внеурочной деятельности, а также с учётом содержания и планируемых результатов, предусмотренных в примерных программах по русскому языку и литературе для 5-7-х классов. Цель курса: развивать коммуникативные навыки и метапредметные умения, связанные с поиском, получением, анализом, обработкой и передачей информации, способствовать формированию деятельностной потребности в творческой и социальной активности учащихся через знакомство с особенностями конкретного вида социальной деятельности — журналистики.
Основные задачи курса: • помочь учащимся составить представление о том, что такое журналистика как профессия, приобрести первый опыт работы с информацией на конкретных примерах из опыта школьной журналистики России, первичные навыки ориентирования в современном информационном пространстве; • учить осмысливать происходящие события с точки зрения нравственно-этических норм, делать моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей; • учить понимать важность оценивания информации с точки зрения ее достоверности или недостоверности, учить проверять информацию на достоверность; • способствовать формированию основ медийной грамотности, приобретению навыков выстраивания виртуальных и реальных коммуникаций; • формировать первичные навыки работы с публицистическим текстом, навыки использования изобразительно-выразительных средств русского языка в соответствии с задачами публицистики, учить формулировать свои мысли и доносить их до аудитории; • развивать мультимедийные компетентности, способствовать приобретению опыта работы с современными мультимедийными технологиями. Учебно-методическое обеспечение курса представлено учебным пособием «Журналистика для школьников» (автор Т. В. Ковган), методическими рекомендациями по проведению учебных занятий, рабочей программой курса «Журналистики для школьников» и двумя комплектами дидактических материалов — приложениями к учебному пособию и методическим рекомендациям. Учебное пособие, обеспечивающее содержательную часть курса, состоит из шести разделов (модулей): 1. Профессия журналист; 2. Информируем; 3. Берем интервью; 4. Размышляем; 5. Развлекаем, путешествуем, читаем, спорим, идем в театр; 6. Фотографируем, верстаем, ведем блог, делаем лонгрид.
Занятия первого модуля вводные, на них учащиеся получают представление о том, как складывается рабочий день журналиста, какими качествами должен обладать человек, работающий в этой профессии, знакомятся с историей журналистики, приобретают первичные навыки поисковой работы на сайтах СМИ.
Занятия второго модуля посвящены информационным жанрам, таким как короткая информация и репортаж. Учащиеся исследуют, какими критериями руководствуется журналист в выборе новостей, а затем в деловой игре «Делаем новости» пытаются смоделировать работу новостной редакции. Жанр репортажа рассматривается в двух вариантах: репортаж для печатных СМИ и видеорепортаж на примерах репортажных работ из практики детских СМИ. По итогам модуля учащиеся создают небольшой видеосюжет, не требующий сложного монтажа, а также пишут новости или репортажи и на основе написанных ими текстов создают макет газетных страниц. На занятиях третьего модуля достаточно подробно рассматривается жанр интервью. Учащиеся проводят видеоопросы или опросы для школьной газеты, знакомятся с понятием инфографика, работают с материалами сайта ВЦИОМ и материалами школьных СМИ. Практическая работа с материалами интервью в школьной прессе и в школьных видеосюжетах помогает учащимся выбрать героя для интервью, придумать вопросы и провести деловую игру «Интервью» непосредственно во время учебного занятия, а также подготовить интервью к публикации. Занятия четвертого модуля посвящены проблемно-нравственным темам, на которые школьники часто размышляют в своих публицистических текстах. В основе таких текстов лежат реальные жизненные ситуации, произошедшие с учащимися, которые могут помочь им самим и другим ребятам (читателям) найти выход из непростой жизненной ситуации, принять верное решение, поверить в себя. Одно из последних занятий модуля посвящено теме плагиата и проверке текстов на плагиат. В современных реалиях, когда у учащихся размывается грань между авторством и заимствованием из сети Интернет, эта тема принципиально важна для работы с авторскими текстами. По итогам модуля учащиеся пишут текст на одну из рассмотренных тем, а затем проводят круглый стол, на котором обсуждают свои работы с читателями. На занятиях пятого модуля учащиеся исследуют опыт школьной прессы России на конкретных образцах печатных СМИ, проектируют развлекательные темы и рубрики в школьной газете, читают и анализируют путевые заметки школьников, знакомятся с книжными блогами, с блогами о кино и театре, с самим понятием культурная журналистика, то есть погружаются в определенную культурную среду. Результатом такого погружения становятся авторские тексты или видео на одну из предложенных в рамках модуля тем. Для того, чтобы учащиеся могли понять, получилось ли у них достучаться до читателей и зрителей с «культурными» темами, учащиеся разрабатывают опросники и проводят опрос, который помогает установить обратную связь с аудиторией. Занятия шестого модуля посвящены формированию мультимедийных компетенций, учащиеся изучают основы репортажной фотосъемки, основные визуальные элементы газетной верстки, знакомятся с видеоконтентом блогов, которые ведут российские школьники, генерируют идеи для школьного видеоблога, учатся создавать мультимедийный лонгрид. В финале учащиеся сознают свой индивидуальный или коллективный проект, который презентуют школьной общественности.
В ходе занятий учащиеся осваивают виды деятельности, которые, с одной стороны, относятся к профессиональной сфере журналиста, с другой стороны, выступают как универсальные, метапредметные, применимые в научной, исследовательской, учебной работе, а также в повседневных бытовых ситуациях. К таким видам деятельности относятся поиск источников информации, использование интервью как одного из способов получения информации, проверка достоверности полученной информации, умение критично и объективно её оценивать и т.д. Большинство занятий курса имеют исследовательский характер: учащимся предлагается самостоятельно проанализировать конкретную ситуацию или определенные публицистические материалы, сделать выводы, а затем сопоставить их с предложенным образцом. Не менее 60% учебных занятий отводится на практическую деятельность учащихся — деловые игры, практическая поисковая работа в группах, творческие работы и практикумы, мозговые штурмы, конференции, круглые столы и т.д. В ходе изучения тем курса реализуется образовательная ситуация выбора — по каждой из предложенных тем у учащихся есть возможность выбрать форму и тему творческой работы. Таким образом создается вариативное образовательное пространство для творческих проб и самореализации обучающихся. Формы организации обучения: проблемная беседа, практическая работа в группах, творческая работа, деловая игра, конференция, проектная деятельность, «мозговой штурм», круглый стол, творческий практикум. Формы контроля. Поскольку журналистика — это публичная профессия, ориентированная на взаимодействие с широкой аудиторией, то главное условие предъявления образовательного результата по курсу «Журналистика для школьников» – это публичность. Данный курс предполагает, что все творческие работы, подготовленные учащимися в рамках изучения определённых тем и разделов, увидят своего читателя, слушателя, зрителя. Конкретная форма предъявления результата зависит от выбора учащихся и педагога, возможностей образовательного учреждения: публикация в школьной газете, на сайте школы, в социальных сетях, видеосюжет для школьного телевидения, размещённый в сети Интернет и др. В рамках курса запланировано проведение круглого стола с читателями и зрителями, а также проведение опроса, который помогает установить обратную связь с аудиторией.
По результатам изучения каждого модуля предусмотрена творческая работа. В качестве итоговой работы по результатам прохождения курса предусматривается защита коллективных и индивидуальных творческих проектов обучающихся, рассчитанная на аудиторию образовательного учреждения (учащиеся, педагоги, родители).
Рекомендуется зачётная система оценивания работы учащихся. Как вариант, возможна зачётно-рейтинговая (накопительная) система, учитывающая не только выполнение творческих работ по изученным темам, но также активность и продуктивность работы учащихся на каждом занятии.
Планируемые результаты освоения Содержание курса внеурочной деятельности «Журналистика для школьников» Тема 8. Блиц-опрос (1/4 ч) Блицопрос как разновидность жанра интервью. Способы оформления и подачи опроса. Видеоопрос, классический опрос, инфографика. Работа с материалами сайта ВЦИОМ и материалами школьных СМИ. Разработка темы собственного блицопроса. Виды деятельности. Беседа, практическая работа, работа в группах, рефлексия. Тема 9. Интервью (5/7 ч) Жанр интервью. Критерии выбора собеседника для интервью. Практическая работа с материалами интервью в школьной прессе и в школьных видеосюжетах. Подготовка вопросов для интервью. Деловая игра «Интервью» с приглашенными собеседниками. Анализ сделанных видеозаписей по итогам деловой игры. Основные правила литературной обработки интервью, подготовка интервью к печати. Презентация итоговых работ по теме интервью. «Правила хорошего интервью» — творческая работа в группах. Виды деятельности. Беседа, практическая работа с материалами школьных СМИ, работа в группах, деловая игра, творческая работа, рефлексия.
Дидактические материалы |
Количество часов | |||||||
Вариант 1 (35 ч) | Вариант 2 (105 ч) | ||||||||
МОДУЛЬ 2. Информируем | 6 | 18 | |||||||
3 | Делаем новости. Критерии новостной журналистики. | Какими критериями руководствуется журналист в выборе новостей. Обсуждение, формулировка критериев: оперативность, масштаб события, общественная значимость, близость аудитории, первичность и достоверность информации. Деловая игра «Делаем новости», поисковая деятельность, обсуждение, моделирование работы редакции по сбору новостей. | В Приложении к методическим рекомендациям: — видеосюжет. | 1 | 3 | ||||
4 | С чего начать? Информационный лид | Муки первого слова: с чего начать новость? Почему начало должно быть интересным? Информационный лид. Творческая работа «Пишем новость». | В Приложении к методическим рекомендациям: — видеосюжет. | 1 | 1 | ||||
5 | Глазами очевидца. Жанр репортажа. | Особенности жанра репортажа. Эффект присутствия. Различия между жанрами репортаж и новость. Работа с материалами детской прессы. Творческая работа по одному из сюжетов киножурнала «Ералаш». | В Приложении к методическим рекомендациям: — видеосюжет, — текст по теме «Репортаж». | 1 | 3 | ||||
6 | Снимаем видеосюжет. Журналист на задании. | Особенности репортажа на телевидении. Практическая работа с сюжетом программы «Навигатор» детского телеканала «Карусель». План съемки. Творческая деловая игра «Снимаем видеорепортаж». | В Приложении к учебному пособию: — Приложение № 1. Образцы детских публикаций в жанре репортаж. В Приложении к методическим рекомендациям: — видеосюжет. | 1 | 7 | ||||
7 | Проверяем информацию. Убедитесь, что информация достоверна. | Откуда берется недостоверная информация. Способы проверки информации на достоверность. Анализ и обсуждение конкретных примеров из опыта школьной журналистики. Формирование первичных навыков проверки информации. Деловая игра. | 1 | 2 | |||||
8 | «В номер!» Деловая игра | Графический план верстки. Макет газетных страниц. Разворот. Роль иллюстраций и заголовков на газетной странице. «Создаем макет номера», деловая игра. | В Приложении к методическим рекомендациям: — макет газетного разворота на 3 и 4 колонки (2 pdf-файла) | 1 | 2 | ||||
МОДУЛЬ 3. Берем интервью
| 6 | 11 | |||||||
9 | Блиц-опрос. Что думают люди? | Блицопрос как разновидность жанра интервью. Способы оформления и подачи опроса. Видеоопрос, классический опрос, инфографика. Работа с материалами сайта ВЦИОМ и материалами школьных СМИ. Разработка темы собственного блицопроса. Практическая работа в группах. | В Приложении к учебному пособию: — Приложение № 2. Образцы оформления опроса в школьной газете. В Приложении к методическим рекомендациям: — 3 видеосюжета, — образцы инфографики ВЦИОМ | 1 | 4 | ||||
10 | Интервью. Выбираем собеседника, готовим вопросы. | Жанр интервью. Критерии выбора собеседника для интервью. Практическая работа с материалами интервью в школьной прессе и в школьных видеосюжетах. Подготовка вопросов для интервью. | В Приложении к методическим рекомендациям: — 6 видеосюжетов. | 1 | 1 | ||||
11 | Проведение интервью. Деловая игра. | Деловая игра «Интервью» с приглашенными собеседниками. Запись интервью на видео. | 1 | 1 | |||||
12 | Анализ видеоматериалов. Рефлексия. | Анализ видеоинтервью, сделанных на прошлом учебном занятии. | 1 | 1 | |||||
13 | С диктофона на лист бумаги. Обработка интервью. | Основные правила литературной обработки интервью, подготовка интервью к печати. | В Приложении к методическим рекомендациям: — видеосюжет. | 1 | 2 | ||||
14 | Правила хорошего интервью. Контрольное занятие. | Презентация итоговых работ по теме интервью. «Правила хорошего интервью» — творческая работа в группах. | 1 | 2 | |||||
МОДУЛЬ 4. Размышляем | 7 | 19 | |||||||
15 | Классная история. Поговорим о важном. | Может ли ситуация, произошедшая в школе, на уроке в классе стать темой для детской журналистской публикации. Критерии, по которым журналист определяет, подходит или нет история для публикации. Анализ публицистических работ школьников. | В Приложении к учебному пособию: — Приложение № 3. Образцы детских публикаций по модулю «Размышляем». | 1 | 1 | ||||
16 | Во дворе, на улице, в городе. Я сам все это видел. | Бытовая зарисовка. Ситуация, увиденная на улице, в общественном транспорте, в любых общественных местах как тема для размышления и для журналистского текста. Анализ публицистических работ школьников. | В Приложении к учебному пособию: — Приложение № 3. Образцы детских публикаций по модулю «Размышляем». В Приложении к методическим рекомендациям: — видеосюжет. | 1 | 1 | ||||
17 | «Герой нашего времени». В поисках положительного героя. | Поиск положительных героев, которые могут стать героями детских публикаций. Анализ публицистических работ школьников. Работа в группах. | В Приложении к учебному пособию: — Приложение № 3. Образцы детских публикаций по модулю «Размышляем». | 1 | 1 | ||||
18 | Эксперимент. Проверено на себе. | Социальный и личный эксперимент. Просмотр и анализ видеосюжетов, созданных школьниками. Творческая работа в группах по обсуждению тем для социального или личного журналистского эксперимента. | В Приложении к методическим рекомендациям: — 3 видеосюжета, — образцы детских текстов для дополнительного занятия по теме «Испытано на себе» | 1 | 4 | ||||
19 | Поговорим о личном. Почему это важно? | Личная история как тема и повод для публицистического выступления. Анализ публицистических работ школьников. Беседа, работа в группах. | В Приложении к учебному пособию: — Приложение № 3. Образцы детских публикаций по модулю «Размышляем». В Приложении к методическим рекомендациям: — образцы детских текстов для дополнительного занятия по теме «Мы в ответе за тех…» | 1 | 10 | ||||
20 | Слово не воробей. Осторожно, плагиат! | Что означает слово плагиат. Можно ли считать плагиатом текст, который скопирован не полностью, а частично? Является ли плагиатом текст, в котором ученик переделал некоторые предложения и заменил часть слов? Проверка текстов на плагиат. Недопустимость плагиата в авторских текстах. Работа с авторскими текстами школьников. | 1 | 1 | |||||
21 | Круглый стол. Контрольное занятие. | Круглый стол с читателями и зрителями. Проблемное обсуждение итоговых работ. | 1 | 1 | |||||
Учебного процесса
Необходимым условием проведения занятий является наличие в учебной аудитории постоянной возможности выхода в Интернет для организации поисковой и исследовательской деятельности во время выполнения некоторых практических индивидуальных и групповых заданий. Для выполнения практических заданий в рамках данного курса учащимся предоставляется алгоритм поиска информации в сети Интернет, пользуясь которым они приобретают навыки работы с поисковыми системами и медиаресурсами, приобретают опыт работы с верифицированными источниками информации. Часть занятий выстроено таким образом, что работу в сети Интернет можно организовать с помощью смартфонов. В качестве дидактических материалов для работы на занятиях учащимся предлагаются: · публицистические тексты школьников, опубликованные на образовательных ресурсах: Ярославский центр телекоммуникационных технологий, Всероссийское сообщество школьных издательств «Стенгазета», Портал школьной прессы России, сайты детских газет и журналов; · видеосюжеты, созданные школьниками, опубликованные на видеохостинге YouTube и в группе Всероссийского фестиваля юношеских СМИ и кино «Волжские встречи» ВКонтакте; · печатные издания, выпускаемые в школах России, опубликованные на портале Всероссийского сообщества школьных издательств «Стенгазета»; · Видеоресурсы детского телеканала «Карусель» и киножурнала «Ералаш»; · медиаресурсы некоторых «взрослых» СМИ, книжные, театральные и киноблоги на Яндекс.Дзен и в социальных сетях. Список литературы и Интернет-ресурсов 1. Вакурова Н. В., Московкин Л.И. Типология жанров современной экранной продукции: Учебное пособие. – Москва, 1997. URL: http://evartist.narod.ru/text3/08.htm 2. Васильева Л. А. Делаем новости!: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2003. URL: http://evartist.narod.ru/text5/23.htm 3. Ворошилов В. В. Журналистика: Учебник. 2-е изд. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. 4. Курс «Современное школьное телевидение». Занятие 1. — YouTube-канал «После школы». — URL: https://www.youtube.com/watch?v=SMd1HtpaBIE 5. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. – М.: Аспект Пресс, 2001. URL: http://evartist.narod.ru/text6/39.htm 6. Лозовский Б. Н. Методика сбора информации // Основы творческой деятельности журналиста / ред.-сост. С. Г. Корконосенко. – СПб., 2000. — URL: http://evartist.narod.ru/text5/62.htm 7. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений под ред. В. И. Максимова. – М., 2001. URL: http://www.bibliotekar.ru/russkiy-yazyk/index.htm 8. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов / под ред. Я. Н. Засурского. – М.: Аспект Пресс, 2001. URL: http://www.evartist.narod.ru/text/61.htm 9. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. – М.: Аспект Пресс, 2002. URL: http://www.evartist.narod.ru/text2/01.htm 10. Шостак М. И. Репортёр: профессионализм и этика. – М.: Изд. РИП-холдинг, 2003. URL: http://evartist.narod.ru/text/08.htm 11. BBC Academy. Школа журналистики. — URL: http://www.bbc.co.uk/academy/russian
Автор-составитель Т. В. Ковган ПРОГРАММА
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 9701; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.172.146 (0.052 с.) |