Автор-составитель Т. В. Ковган 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Автор-составитель Т. В. Ковган



Автор-составитель Т. В. Ковган

ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 «ЖУРНАЛИСТИКА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ»

(35/105 ч)

Пояснительная записка

Курс «Журналистика для школьников» предназначен для организации занятий по практическому ознакомлению обучающихся 5-7-х классов с основами журналистской деятельности и работы с публицистическим текстом в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность как часть единого образовательного и воспитательного процесса направлена на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, на формирование универсальных учебных действий и в итоге на всестороннее развитие ребенка.

Специфика журналистики, как вида деятельности, заключается в том, что она требует от участников процесса активной субъектной позиции исследователя социальной жизни. Как следствие, школьная журналистика изначально помещает обучающихся в действий, таких как самоопределение, нравственно-этическая ориентация, целеполагание, саморегуляция, смысловое чтение, рефлексия способов и условий действий, умения работать с информацией и выстраивать продуктивные коммуникативные отношения.

Актуальность содержания данного курса определяется так же еще и тем, что современный человек живет в огромном информационном пространстве, которое существует оффлайн и онлайн. Следовательно, понимание законов, по которым живёт современное информационное общество, является важным фактором социализации обучающихся, помогает школьникам более грамотно выстраивать коммуникацию и более критично относиться к информации, которую мы получаем из сети Интернет.

Программа курса отвечает задачам общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности и составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре основной образовательной программы основного общего образования в части, касающейся внеурочной деятельности, а также с учётом содержания и планируемых результатов, предусмотренных в примерных программах по русскому языку и литературе для 5-7-х классов.

Цель курса: развивать коммуникативные навыки и метапредметные умения, связанные с поиском, получением, анализом, обработкой и передачей информации, способствовать формированию деятельностной потребности в творческой и социальной активности учащихся через знакомство с особенностями конкретного вида социальной деятельности — журналистики.

Основные задачи курса:

• помочь учащимся составить представление о том, что такое журналистика как профессия, приобрести первый опыт работы с информацией на конкретных примерах из опыта школьной журналистики России, первичные навыки ориентирования в современном информационном пространстве;

• учить осмысливать происходящие события с точки зрения нравственно-этических норм, делать моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей;

• учить понимать важность оценивания информации с точки зрения ее достоверности или недостоверности, учить проверять информацию на достоверность;

• способствовать формированию основ медийной грамотности, приобретению навыков выстраивания виртуальных и реальных коммуникаций;

• формировать первичные навыки работы с публицистическим текстом, навыки использования изобразительно-выразительных средств русского языка в соответствии с задачами публицистики, учить формулировать свои мысли и доносить их до аудитории;

• развивать мультимедийные компетентности, способствовать приобретению опыта работы с современными мультимедийными технологиями.

Учебно-методическое обеспечение курса представлено учебным пособием «Журналистика для школьников» (автор Т. В. Ковган), методическими рекомендациями  по проведению учебных занятий, рабочей программой курса «Журналистики для школьников» и двумя комплектами дидактических материалов — приложениями к учебному пособию и методическим рекомендациям.  

Учебное пособие, обеспечивающее содержательную часть курса, состоит из шести разделов (модулей):

1. Профессия журналист;

2. Информируем;

3. Берем интервью;

4. Размышляем;

5. Развлекаем, путешествуем, читаем, спорим, идем в театр;

6. Фотографируем, верстаем, ведем блог, делаем лонгрид.

 

Занятия первого модуля вводные, на них учащиеся получают представление о том, как складывается рабочий день журналиста, какими качествами должен обладать человек, работающий в этой профессии, знакомятся с историей журналистики, приобретают первичные навыки поисковой работы на сайтах СМИ.

Занятия второго модуля посвящены информационным жанрам, таким как короткая информация и репортаж. Учащиеся исследуют, какими критериями руководствуется журналист в выборе новостей, а затем в деловой игре «Делаем новости» пытаются смоделировать работу новостной редакции. Жанр репортажа рассматривается в двух вариантах: репортаж для печатных СМИ и видеорепортаж на примерах репортажных работ из практики детских СМИ. По итогам модуля учащиеся создают небольшой видеосюжет, не требующий сложного монтажа, а также пишут новости или репортажи и на основе написанных ими текстов создают макет газетных страниц.

На занятиях третьего модуля достаточно подробно рассматривается жанр интервью. Учащиеся проводят видеоопросы или опросы для школьной газеты, знакомятся с понятием инфографика, работают с материалами сайта ВЦИОМ и материалами школьных СМИ. Практическая работа с материалами интервью в школьной прессе и в школьных видеосюжетах помогает учащимся выбрать героя для интервью, придумать вопросы и провести деловую игру «Интервью» непосредственно во время учебного занятия, а также подготовить интервью к публикации.

Занятия четвертого модуля посвящены проблемно-нравственным темам, на которые школьники часто размышляют в своих публицистических текстах. В основе таких текстов лежат реальные жизненные ситуации, произошедшие с учащимися, которые могут помочь им самим и другим ребятам (читателям) найти выход из непростой жизненной ситуации, принять верное решение, поверить в себя. Одно из последних занятий модуля посвящено теме плагиата и проверке текстов на плагиат. В современных реалиях, когда у учащихся размывается грань между авторством и заимствованием из сети Интернет, эта тема принципиально важна для работы с авторскими текстами. По итогам модуля учащиеся пишут текст на одну из рассмотренных тем, а затем проводят круглый стол, на котором обсуждают свои работы с читателями.

На занятиях пятого модуля учащиеся исследуют опыт школьной прессы России на конкретных образцах печатных СМИ, проектируют развлекательные темы и рубрики в школьной газете, читают и анализируют путевые заметки школьников, знакомятся с книжными блогами, с блогами о кино и театре, с самим понятием культурная журналистика, то есть погружаются в определенную культурную среду. Результатом такого погружения становятся авторские тексты или видео на одну из предложенных в рамках модуля тем. Для того, чтобы учащиеся могли понять, получилось ли у них достучаться до читателей и зрителей с «культурными» темами, учащиеся разрабатывают опросники и проводят опрос, который помогает установить обратную связь с аудиторией.

Занятия шестого модуля посвящены формированию мультимедийных компетенций, учащиеся изучают основы репортажной фотосъемки, основные визуальные элементы газетной верстки, знакомятся с видеоконтентом блогов, которые ведут российские школьники, генерируют идеи для школьного видеоблога, учатся создавать мультимедийный лонгрид. В финале учащиеся сознают свой индивидуальный или коллективный проект, который презентуют школьной общественности.

 

В ходе занятий учащиеся осваивают виды деятельности, которые, с одной стороны, относятся к профессиональной сфере журналиста, с другой стороны, выступают как универсальные, метапредметные, применимые в научной, исследовательской, учебной работе, а также в повседневных бытовых ситуациях. К таким видам деятельности относятся поиск источников информации, использование интервью как одного из способов получения информации, проверка достоверности полученной информации, умение критично и объективно её оценивать и т.д. Большинство занятий курса имеют исследовательский характер: учащимся предлагается самостоятельно проанализировать конкретную ситуацию или определенные публицистические материалы, сделать выводы, а затем сопоставить их с предложенным образцом.

Не менее 60% учебных занятий отводится на практическую деятельность учащихся — деловые игры, практическая поисковая работа в группах, творческие работы и практикумы, мозговые штурмы, конференции, круглые столы и т.д. В ходе изучения тем курса реализуется образовательная ситуация выбора — по каждой из предложенных тем у учащихся есть возможность выбрать форму и тему творческой работы.  Таким образом создается вариативное образовательное пространство для творческих проб и самореализации обучающихся.

Формы организации обучения: проблемная беседа, практическая работа в группах, творческая работа, деловая игра, конференция, проектная деятельность, «мозговой штурм», круглый стол, творческий практикум.

Формы контроля. Поскольку журналистика — это публичная профессия, ориентированная на взаимодействие с широкой аудиторией, то главное условие предъявления образовательного результата по курсу «Журналистика для школьников» – это публичность. Данный курс предполагает, что все творческие работы, подготовленные учащимися в рамках изучения определённых тем и разделов, увидят своего читателя, слушателя, зрителя. Конкретная форма предъявления результата зависит от выбора учащихся и педагога, возможностей образовательного учреждения: публикация в школьной газете, на сайте школы, в социальных сетях, видеосюжет для школьного телевидения, размещённый в сети Интернет и др. В рамках курса запланировано проведение круглого стола с читателями и зрителями, а также проведение опроса, который помогает установить обратную связь с аудиторией.

По результатам изучения каждого модуля предусмотрена творческая работа. В качестве итоговой работы по результатам прохождения курса предусматривается защита коллективных и индивидуальных творческих проектов обучающихся, рассчитанная на аудиторию образовательного учреждения (учащиеся, педагоги, родители).

 

Рекомендуется зачётная система оценивания работы учащихся. Как вариант, возможна зачётно-рейтинговая (накопительная) система, учитывающая не только выполнение творческих работ по изученным темам, но также активность и продуктивность работы учащихся на каждом занятии.

 

Планируемые результаты освоения

Содержание курса внеурочной деятельности

«Журналистика для школьников»

Тема 8. Блиц-опрос (1/4 ч)

Блицопрос как разновидность жанра интервью. Способы оформления и подачи опроса. Видеоопрос, классический опрос, инфографика. Работа с материалами сайта ВЦИОМ и материалами школьных СМИ. Разработка темы собственного блицопроса.  

Виды деятельности. Беседа, практическая работа, работа в группах, рефлексия.

Тема 9. Интервью (5/7 ч)

Жанр интервью. Критерии выбора собеседника для интервью. Практическая работа с материалами интервью в школьной прессе и в школьных видеосюжетах. Подготовка вопросов для интервью. Деловая игра «Интервью» с приглашенными собеседниками. Анализ сделанных видеозаписей по итогам деловой игры. Основные правила литературной обработки интервью, подготовка интервью к печати. Презентация итоговых работ по теме интервью. «Правила хорошего интервью» — творческая работа в группах.

Виды деятельности. Беседа, практическая работа с материалами школьных СМИ, работа в группах, деловая игра, творческая работа, рефлексия.

 

Дидактические материалы

Количество часов

    Вариант 1 (35 ч) Вариант 2 (105 ч)

МОДУЛЬ 2. Информируем

6 18
3 Делаем новости. Критерии новостной журналистики. Какими критериями руководствуется журналист в выборе новостей. Обсуждение, формулировка критериев: оперативность, масштаб события, общественная значимость, близость аудитории, первичность и достоверность информации. Деловая игра «Делаем новости», поисковая деятельность, обсуждение, моделирование работы редакции по сбору новостей. В Приложении к методическим рекомендациям: — видеосюжет.   1 3
4 С чего начать? Информационный лид Муки первого слова: с чего начать новость? Почему начало должно быть интересным? Информационный лид. Творческая работа «Пишем новость». В Приложении к методическим рекомендациям: — видеосюжет. 1 1
5 Глазами очевидца. Жанр репортажа. Особенности жанра репортажа. Эффект присутствия. Различия между жанрами репортаж и новость. Работа с материалами детской прессы. Творческая работа по одному из сюжетов киножурнала «Ералаш». В Приложении к методическим рекомендациям: — видеосюжет, — текст по теме «Репортаж». 1 3
6 Снимаем видеосюжет. Журналист на задании. Особенности репортажа на телевидении. Практическая работа с сюжетом программы «Навигатор» детского телеканала «Карусель». План съемки. Творческая деловая игра «Снимаем видеорепортаж». В Приложении к учебному пособию: — Приложение № 1. Образцы детских публикаций в жанре репортаж.   В Приложении к методическим рекомендациям: — видеосюжет. 1 7
7 Проверяем информацию. Убедитесь, что информация достоверна. Откуда берется недостоверная информация. Способы проверки информации на достоверность. Анализ и обсуждение конкретных примеров из опыта школьной журналистики. Формирование первичных навыков проверки информации. Деловая игра.   1 2
8 «В номер!» Деловая игра Графический план верстки. Макет газетных страниц. Разворот. Роль иллюстраций и заголовков на газетной странице. «Создаем макет номера», деловая игра. В Приложении к методическим рекомендациям: — макет газетного разворота на 3 и 4 колонки (2 pdf-файла) 1 2

МОДУЛЬ 3. Берем интервью

6 11
9 Блиц-опрос. Что думают люди? Блицопрос как разновидность жанра интервью. Способы оформления и подачи опроса. Видеоопрос, классический опрос, инфографика. Работа с материалами сайта ВЦИОМ и материалами школьных СМИ. Разработка темы собственного блицопроса. Практическая работа в группах. В Приложении к учебному пособию: — Приложение № 2. Образцы оформления опроса в школьной газете.   В Приложении к методическим рекомендациям: — 3 видеосюжета, — образцы инфографики ВЦИОМ 1 4
10 Интервью. Выбираем собеседника, готовим вопросы. Жанр интервью. Критерии выбора собеседника для интервью. Практическая работа с материалами интервью в школьной прессе и в школьных видеосюжетах. Подготовка вопросов для интервью. В Приложении к методическим рекомендациям: — 6 видеосюжетов. 1 1
11 Проведение интервью. Деловая игра. Деловая игра «Интервью» с приглашенными собеседниками. Запись интервью на видео.   1 1
12 Анализ видеоматериалов. Рефлексия. Анализ видеоинтервью, сделанных на прошлом учебном занятии.   1 1
13 С диктофона на лист бумаги. Обработка интервью. Основные правила литературной обработки интервью, подготовка интервью к печати. В Приложении к методическим рекомендациям: — видеосюжет. 1 2
14 Правила хорошего интервью. Контрольное занятие. Презентация итоговых работ по теме интервью. «Правила хорошего интервью» — творческая работа в группах.   1 2

МОДУЛЬ 4. Размышляем

7 19
15 Классная история. Поговорим о важном. Может ли ситуация, произошедшая в школе, на уроке в классе стать темой для детской журналистской публикации. Критерии, по которым журналист определяет, подходит или нет история для публикации. Анализ публицистических работ школьников. В Приложении к учебному пособию: — Приложение № 3. Образцы детских публикаций по модулю «Размышляем». 1 1
16 Во дворе, на улице, в городе. Я сам все это видел.  Бытовая зарисовка. Ситуация, увиденная на улице, в общественном транспорте, в любых общественных местах как тема для размышления и для журналистского текста. Анализ публицистических работ школьников. В Приложении к учебному пособию: — Приложение № 3. Образцы детских публикаций по модулю «Размышляем».   В Приложении к методическим рекомендациям: — видеосюжет. 1 1
17 «Герой нашего времени». В поисках положительного героя. Поиск положительных героев, которые могут стать героями детских публикаций. Анализ публицистических работ школьников. Работа в группах. В Приложении к учебному пособию: — Приложение № 3. Образцы детских публикаций по модулю «Размышляем». 1 1
18 Эксперимент. Проверено на себе. Социальный и личный эксперимент. Просмотр и анализ видеосюжетов, созданных школьниками. Творческая работа в группах по обсуждению тем для социального или личного журналистского эксперимента. В Приложении к методическим рекомендациям: — 3 видеосюжета, — образцы детских текстов для дополнительного занятия по теме «Испытано на себе» 1 4
19 Поговорим о личном. Почему это важно? Личная история как тема и повод для публицистического выступления. Анализ публицистических работ школьников. Беседа, работа в группах.   В Приложении к учебному пособию: — Приложение № 3. Образцы детских публикаций по модулю «Размышляем».   В Приложении к методическим рекомендациям: — образцы детских текстов для дополнительного занятия по теме «Мы в ответе за тех…» 1 10
20 Слово не воробей. Осторожно, плагиат! Что означает слово плагиат. Можно ли считать плагиатом текст, который скопирован не полностью, а частично? Является ли плагиатом текст, в котором ученик переделал некоторые предложения и заменил часть слов? Проверка текстов на плагиат. Недопустимость плагиата в авторских текстах. Работа с авторскими текстами школьников.   1 1
21 Круглый стол. Контрольное занятие. Круглый стол с читателями и зрителями. Проблемное обсуждение итоговых работ.   1 1

Учебного процесса

 

Необходимым условием проведения занятий является наличие в учебной аудитории постоянной возможности выхода в Интернет для организации поисковой и исследовательской деятельности во время выполнения некоторых практических индивидуальных и групповых заданий. Для выполнения практических заданий в рамках данного курса учащимся предоставляется алгоритм поиска информации в сети Интернет, пользуясь которым они приобретают навыки работы с поисковыми системами и медиаресурсами, приобретают опыт работы с верифицированными источниками информации. Часть занятий выстроено таким образом, что работу в сети Интернет можно организовать с помощью смартфонов.

В качестве дидактических материалов для работы на занятиях учащимся предлагаются:

· публицистические тексты школьников, опубликованные на образовательных ресурсах: Ярославский центр телекоммуникационных технологий, Всероссийское сообщество школьных издательств «Стенгазета», Портал школьной прессы России, сайты детских газет и журналов;

· видеосюжеты, созданные школьниками, опубликованные на видеохостинге YouTube и в группе Всероссийского фестиваля юношеских СМИ и кино «Волжские встречи» ВКонтакте;

· печатные издания, выпускаемые в школах России, опубликованные на портале Всероссийского сообщества школьных издательств «Стенгазета»;

· Видеоресурсы детского телеканала «Карусель» и киножурнала «Ералаш»;

· медиаресурсы некоторых «взрослых» СМИ, книжные, театральные и киноблоги на Яндекс.Дзен и в социальных сетях.

Список литературы и Интернет-ресурсов

1. Вакурова Н. В., Московкин Л.И. Типология жанров современной экранной продукции: Учебное пособие. – Москва, 1997. URL:  http://evartist.narod.ru/text3/08.htm

2. Васильева Л. А. Делаем новости!: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2003. URL: http://evartist.narod.ru/text5/23.htm

3. Ворошилов В. В. Журналистика:  Учебник. 2-е изд. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000.

4. Курс «Современное школьное телевидение». Занятие 1. — YouTube-канал «После школы». — URL: https://www.youtube.com/watch?v=SMd1HtpaBIE

5. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. – М.: Аспект Пресс, 2001. URL: http://evartist.narod.ru/text6/39.htm

6. Лозовский Б. Н. Методика сбора информации // Основы творческой деятельности журналиста / ред.-сост. С. Г. Корконосенко. – СПб., 2000. — URL: http://evartist.narod.ru/text5/62.htm

7. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений под ред. В. И. Максимова. – М., 2001. URL: http://www.bibliotekar.ru/russkiy-yazyk/index.htm  

8. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов / под ред. Я. Н. Засурского. – М.: Аспект Пресс, 2001. URL: http://www.evartist.narod.ru/text/61.htm

9. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. – М.: Аспект Пресс, 2002. URL:  http://www.evartist.narod.ru/text2/01.htm

10. Шостак М. И. Репортёр: профессионализм и этика. – М.: Изд. РИП-холдинг, 2003. URL: http://evartist.narod.ru/text/08.htm

11. BBC Academy. Школа журналистики. — URL: http://www.bbc.co.uk/academy/russian  

 

Автор-составитель Т. В. Ковган

ПРОГРАММА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 9701; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.172.146 (0.052 с.)