Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возрастные особенности детей с ЗПР↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
В группе детского сада Для детей с ЗПР». Программа предназначена для детей от 5 до 6 лет. Срок освоения программы – 1 год.
Составители: Гарковенко А.Г. - учитель-логопед
Саратов 2013г.
Оглавление
I. Пояснительная записка. (Введение, возрастные особенности детей c ЗПР; здоровьесберегающие технологии используемые в воспитательно- образовательном процессе; двигательный режим; организация режима пребывания детей в образовательном учреждении)………………………3 – 13
II. Перечень основных видов организованной образовательной деятельности. (Учебный план; сетка непосредственной образовательной деятельности)…….. ……………………………………………………………………………….13 – 16
III. Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям (Образовательная область: Коммуникация. Развитие речевого (фонематического) восприятия; Образовательная область: Познание. Ознакомление с окружающим миром)…………………………………..16 – 20
IV. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения рабочей программы учителя-логопеда в группе детей с ЗПР (Интегративные качества; система мониторинга) ………………………20 – 22
V. Перспективный план по взаимодействию с родителями (Основные формы взаимодействия с родителями или лицами, их заменяющими; Перспективный план работы с родителями)……………………………22 – 23
VI. Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно - педагогического процесса (Основные задачи коррекционно-развивающей деятельности; Связь с другими образовательными областями) ……...23 – 27
Заключение………………………………………………………………………...28
VII. Список литературы…………………………………………….………..28 – 29
ПРИЛОЖЕНИЕ
I. Пояснительная записка Введение Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. Дети с задержкой психического развития - многочисленная категория, разнородная по своему составу. В структуре отклоняющегося развития отмечаются как признаки органического нарушения центральной нервной системы, так и признаки ее функциональной незрелости. Вариативность отклонений в развитии воспитанников имеет широкий диапазон: от состояния, пограничного с умственной отсталостью - до «педагогической запущенности» или легких проявлений социальной дезадаптации. Дети с ЗПР являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп. В связи с этим проблема подготовки данной категории детей к школе, выбор адекватных программ обучения и воспитания стала одной и самых актуальных. Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста групп с задержкой психического развития детских дошкольных учреждений. В последние годы значительно возросло число детей, у которых уже на ранних этапах онтогенеза выявляются недостатки психомоторного и речевого развития, что чаще всего обусловлено ранним органическим поражением центральной нервной системы или её функциональной незрелостью. Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровление. Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе. Это достигается за счет модификации общеразвивающих программ и всего комплекса коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента, а также — реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с включением синхронного выравнивания психического и речевого развития детей. Планирование данной рабочей программысоставлено на основе: «Программы воспитания и обучения в детском саду»/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, образовательной программы МДОУ – в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» Шевченко С.Г. (М., 2005).
Кроме того, образовательная деятельность регулируется нормативно-правовыми документами: 1. «Дошкольное образование России в документах и материалах». Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов.Министерство образования РФ, Москва, 2001г. 2. Письмо Министерства образования России от 22.01.98 г. № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах» (о продолжительности рабочего дня учителя-логопеда) с. 137 – 140. 3. Федеральный закон «Об образовании» от 29 декабря 2012г. N2 273-ФЗ 4. Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989г. 5. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» №124-ФЗ от 24.07.1998. 6. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Постановление правительства РФ №666 от 12.09.2008г. 7. Устав МДОУ от 8. Лицензия серия А № 235778 дата выдачи 18 марта 2010г. 9. Письмо Министерство образования РФ от 27.03.2000г. №27/901-6 «О психолого - медико- педагогическом консилиуме».
Основная цель рабочей программы – формирование у детей знаний об окружающем мире, формирование элементарных математических представлений, развитие интереса к художественной литературе и всестороннее развитие психических процессов.
Программа коррекционно-развивающей работы в группе детей с задержкой психического развития состоит из трех разделов: 1. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи. 2. Формирование элементарных математических представлений. 3. Ознакомление с художественной литературой. 4. Развитие фонематического восприятия
В процессе коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР решаются следующие задачи: 1. Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений.2. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием.3. Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников. Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности: 1. Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).2. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.3. Самостоятельная деятельность детей.4. Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии: 1. Принцип единства диагностики и коррекции - определение методов коррекции с учетом диагностических данных. 2. Безусловное принятие ребенка со всеми его индивидуальными чертами характера и особенностями личности. 3. Принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы. 4. Принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни организации психических процессов. 5. Соблюдение необходимых условий для развития личности ребенка: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона. Реализация этих принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности. Срок реализации данной программы рассчитан на один год.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 2.1. Учебный план по программе коррекционной направленности «Подготовка к школе детей с ЗПР» С.Г. Шевченко и базовой «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. (старшая группа) Длительность НОД — 25 мин. Максимально допустимый объём недельной непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе — 400 минут (не более 16 НОД) в неделю. Перерывы между НОД не менее 10 мин. Обязательное проведение физ. минутки.
Базовая часть |
||||||||||||||
1 |
Федеральный компонент - Комплексная программа воспитания и обучения детей в детском саду под редакцией М.А.Васильевой.В.В.Гербовой,Т.С.Комаровой.(воспитатели) - «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» Шевченко С.Г.(учитель-логопед, учитель - дефектолог) | ||||||||||||||
1 1 |
Образовательная область «Физическая культура» Педагогическая разработка «Физкультурные занятия в детском саду, под редакцией Л.И.Пензулаевой | ||||||||||||||
Физическая культура | 3 | 75 мин. | 45 час/ 2700 мин. | 108 | |||||||||||
1 2 | Образовательная область «Безопасность» Программа дошкольных образовательных учреждений «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н Авдеевой.О.Л.Князевой, Р.Б.Стёркиной | Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых
| |||||||||||||
1 3 | Образовательная область «Социализация» | Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых | |||||||||||||
1 4 | Образовательная область «Труд» | Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых | |||||||||||||
1 5 |
Образовательная область «Познание» | ||||||||||||||
| Формирование элементарных математических представлений | 2 | 50 мин. | 30 час/ 1800 мин | 72 | ||||||||||
Ознакомление с окружающим миром/экология (чередуются) | 2 | 50 мин | 30 час/ 1800 мин | 72 | |||||||||||
Конструктивная деятельность и ручной труд | 1 | 25 мин | 15 час/ 900 мин | 36 | |||||||||||
1 6 |
Образовательная область «Коммуникация» | ||||||||||||||
Развитие речи (чередуется с чтением художественной литературы | 2 | 50 мин | 30 час/ 1800 мин | 72 | |||||||||||
1 7 | Образовательная область «Чтение художественной литературы» ( чередуется с развитием речи) | 1 | 25 мин | 15 час/ 900 мин | 36 | ||||||||||
1 8 |
Образовательная область «Художественное творчество» | ||||||||||||||
| Комплексная программа воспитания и обучения детей в детском саду под редакцией М.А.Васильевой.В.В.Гербовой,Т.С.Комаровой. | ||||||||||||||
Лепка/апликация | 1 | 25 мин | 15 час/ 900 мин | 36 | |||||||||||
Рисование | 2 | 50 мин | 30 час/ 1800 мин | 72 | |||||||||||
1 9 |
Образовательная область «Музыка» | ||||||||||||||
| Комплексная программа воспитания и обучения детей в детском саду под редакцией М.А.Васильевой.В.В.Гербовой,Т.С.Комаровой. | ||||||||||||||
Музыка | 2 | 50 мин | 30 час/ 1800 мин | 72 | |||||||||||
Всего: | 16 | 400 | 240час/ 14 400 мин | 576 | |||||||||||
II | Часть,формируемая участниками образовательного процесса | ||||||||||||||
1 | Образовательная область «Здоровье» Региональный компонент: Программа «Основы здорового образа жизни» под редакцией Н.П.Смирновой Совместная деятельность на базе кружков Занятия с педагогом- психологом | Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых
Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых | |||||||||||||
Всего: | 16 | 400 | 240 час/ 14 400 мин | 576 |
Примечание: 3-я физическая культура проводится на прогулке-ППДА (прогулка повышенной двигательной активности)
2.2. Сетка непосредственной образовательной деятельности.
Дни недели |
Часы |
Занятия (16 занятий) | |
I подгруппа | II подгруппа | ||
Понедельник | 9.00 - 9.25 9.35 –10.00 10.10-10.35 | Ознакомление с окружающим миром (логопед) Рисование (воспитатель) Физкультура (воспитатель) | Рисование (воспитатель) Ознакомление с окружающим миром (логопед) Физкультура (воспитатель) |
Вторник | 9.00- 9.25 9.35- 10.00 10.10-10.35 | Музыкальное занятие (муз. работник) Лепка (воспитатель) Ознакомление с окружающим миром (дефектолог) | Музыкальное занятие (муз. работник) Лепка (воспитатель) Ознакомление с окружающим миром (дефектолог) |
Среда | 9.00- 9.25 9.35-10.00 10.10-10.35 15.10-15.35 | Рисование (воспитатель) Работа психолога ФЭМП (дефектолог) Физкультура (под музыку) | Работа психолога Рисование (воспитатель) ФЭМП (дефектолог) Физкультура (под музыку) |
Четверг | 9.00-9.25 9.35- 10.00 10.10-10.35 15.10-15.35 15.40-16.05 | Музыкальное занятие (муз.работник) Развитие фонематического восприятия (логопед) Конструирование/ аппликация(воспитатель) ФЭМП (дефектолог) | Музыкальное занятие (муз.работник) Конструирование/ аппликация(воспитатель) Развитие фонематического восприятия (логопед) ФЭМП (дефектолог) |
Пятница | 9.00-9.25 9.35-10.00 10.10-10.35 10.50-11.15 | Развитие фонематического восприятия (логопед) Ознакомление с художественной литературой (дефектолог) Физкультура на воздухе (воспитатель) | Развитие фонематического восприятия (логопед) Ознакомление с художественной литературой (дефектолог) Физкультура на воздухе (воспитатель) |
III. СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛОСТЯМ.
Цели: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
– развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
– развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
– практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Основные задачи:
· социальная адаптация детей в коллективе;
· развитие речи и речевого общения (решение в единстве задач языкового и коммуникативного развития), формирование коммуникативных способностей и умения сотрудничать;
· осуществление необходимой коррекции нарушений речи детей;
· обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении детей в массовые школы;
· создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для обогащенной, разнообразной деятельности детей;
· взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного, гармоничного развития детей, выработки компетентной позиции по отношению к собственному ребёнку.
Звуковая культура речи
· Развитие фонематического слуха
· Развитие умения воспроизводить слова сложной слоговой структуры
· Обучение звукобуквенному анализу слов, чтению
· Воспитание чёткого произношения
· Развитие голоса и речевого дыхания
· Развитие фонематического восприятия
Коррекция речи
· Развитие общей координации и мелкой моторики руки
· Охрана зрения
· Развитие сенсорики
· Коррекция эмоционально-волевой сферы
· Развитие высших психических функций
· Коррекция звукопроизношения
Развитие связной речи
· Развитие невербальных средств общения
· Развитие речевого общения
· Обучение передавать свои мысли и чувства
· Обучение пересказу
· Обучение рассказыванию по серии картин
· Обучение составлению рассказа по картине
См. Приложение № 1
3.2. Образовательная область: Познание. (Ознакомление с окружающим
миром).
2 занятия в неделю, 64 занятия.
Сентябрь | 1 неделя – Адаптация детей в ДОУ 2-3 неделя- Обследование детей, оформление результатов 4 неделя – Наш город. Наша улица 5 неделя – Знакомство с сезонной работой на полях | Февраль | 1 неделя - Домашние животные 2 неделя – Дикие животные наших лесов 3 неделя – Наша армия 4 неделя – Зима. Обобщение |
Октябрь | 1 неделя – Знакомство с сезонной работой на полях 2 неделя – Овощи 3 неделя - Фрукты 4 неделя – Осень. Сезонные изменения в природе 5 неделя - Перелетные птицы | Март | 1 неделя – Весна. Праздник 8 марта 2 неделя – Весна. Весенняя одежда. 3 неделя – Моя семья 4 неделя – Транспорт 5 неделя – Перелетные птицы |
Ноябрь | 1 неделя – Перелетные птицы 2 неделя – Осень. Осенняя одежда 3 неделя – Осень обобщение 4 неделя – Сведения о человеке 5 неделя – Труд людей | Апрель | 1 неделя – Перелетные птицы 2 неделя – Посуда. 3 неделя – Деревья. Лес. 4 неделя – Насекомые. 5 неделя – Цветы |
Декабрь | 1 неделя – Мебель 2 неделя – Зима. Зимние приметы 3 неделя – Зима. Новый год 4-5 неделя – Праздник новый год. | Май | 1 неделя – Цветы 2 неделя – День победы 3 неделя - Лето 4-5 неделя - Обследование детей, оформление результатов. |
Январь | 1–2 неделя – Рождественские каникулы 3 неделя – Зима. Зимние развлечения 4 неделя – Зимняя одежда. 5 неделя – Домашние птицы |
См. Приложение № 2
IV. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения рабочей программы учителя-логопеда в группе детей с ЗПР.
4.1. Интегративные качества:
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;
Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Система мониторинга
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (далее - система мониторинга) должна:
Ø обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы;
Ø исследовать физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка;
Ø не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса;
Ø позволять осуществлять объективную и точную оценку динамики достижений детей в оптимальные сроки;
Ø включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.
Целесообразно использовать сочетание следующих методов получения данных:
• низко формализованных методов (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.);
• высоко формализованных методов (тестов, скрининг-тестов, проб, аппаратурных методов и др.).
Подбор диагностических методик осуществляется каждым специалистом и утверждается на педагогическом совете.
Сопоставление данных по временным срезам позволяет рассматривать динамику достижений воспитанников.
Мониторинг результатов логопедической работы, освоения детьми Программы «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С.Г. Шевченко коррекционной группы с задержкой психического развития проводится 3 раза в год.
См. Приложение № 3
V.ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С РОДИТЕЛЯМИ.
5.1.Основные формы взаимодействия с родителями (или лицами, их
заменяющими)
Основные направления:
Работа с семьей на основе педагогики сотрудничества и приобщения семьи к стратегии воспитания ребенка.
Основные задачи:
1. Повышение педагогической культуры родителей:
- наличие теоретических знаний
- наличие практических знаний, умений и навыков
- повышение статуса педагога
2. Пропаганда цели и задач коррекционной работы учителя-логопеда
3. Изучение, обобщение и распространение положительного семейного опыта воспитания.
Условия работы с семьей.
1. Целенаправленность, систематичность, плановость.
2. Дифференцированный подход к работе с родителями с учетом
многоаспектной специфики каждой семьи.
3. Возрастной характер работы с родителями.
4. Доброжелательность.
5. Открытость.
5.2.Перспективный план по взаимодействию с родителями.
№ п/п | Форма работы с родителями | Характеристика консультативно-просветительской работы с родителями |
1 | Анкетирование | Является действенной формой обратной связи с родителями и эффективным источником педагогической информации родителей. После заполнения анкет родители передают бланки логопеду, который анализирует содержащиеся в них данные, а затем учитывает их в работе с детьми. |
2 | Родительские собрания | На них закладываются основы сотрудничества и взаимопонимания с родителями. Обеспечивается единство взглядов на воспитание и обучение дошкольников. В течение учебного года целесообразно провести три родительских собрания. |
3 | Консультации | Логопед консультирует родителей по вопросам, связанным с особенностями обучения детей, с нарушениями речи. Консультации могут быть групповыми и индивидуальными. |
4 | Наглядная пропаганда. | Стенды для родителей логопед оформляет систематически раз в месяц, обновляя материал. На стенде помещаются материалы по формированию звукопроизношения у детей; материалы о развитии речи детей в норме и при патологии; советы родителям по преодолению недоразвития речи; игры, речевой материал, который родители могут использовать для занятий с детьми дома; текущая информация. |
См. приложение № 4
ПРОЦЕССА
6.1.Основные задачи коррекционно-развивающей деятельности:
~ Создание единого коррекционно-образовательного пространства;
~ Оборудование предметно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребёнка;
~ Повышение уровня подготовки специалистов;
~ Пропаганда логопедических знаний среди родителей и педагогов;
~ Расширение интегративных связей, объединение усилий педагогов, медицинских работников, детей и родителей в целях коррекции речевых нарушений.
Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия учителя-логопеда, учителя-дефектолога, воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинских работников и родителей.
Исследованиями доказано, что если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере.
Уже в дошкольном возрасте у них возникают трудности в усвоении программы дошкольного образовательного учреждения, они малоактивны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи таких детей оказывается более низким по сравнению с их сверстниками.
Поэтому каждый из специалистов ДОУ, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями о ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.
Специалисты, которые участвуют в коррекционном процессе, планирует и координирует психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи.
Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно использовать кадровый потенциал, рабочее время, определять основные направления коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно-ориентированные формы общения с детьми.
6.2.Связь с другими образовательными областями.
Физическая культура | развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования; игровое общение |
Здоровье | развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и ЗОЖ человека |
Безопасность | развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания |
Социализация | развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения |
Труд | развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми |
Чтение художественной литературы | развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, практическое овладение нормами русской речи |
Художественное творчество | развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности |
Музыка | развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу музыки |
Работа с родителями:
· индивидуальные и тематические консультации, беседы;
· показ открытых занятий;
· подбор и знакомство со специальной литературой по заявленной тематике;
· лекции-выступления на родительских собраниях;
· систематический контроль над поставленными звуками;
· итоговый концерт-конкурс чтецов.
Работа с воспитателем
· индивидуальные и тематические консультации;
· открытые занятия;
· подбор и распространение специальной педагогической литературы;
· проведение лекций и бесед на педагогических советах;
· разработка индивидуальных программ для развития ребёнка;
· рекомендации по развитию фонематического слуха, навыки звукового анализа и синтеза;
· занятия по заданию логопеда на закрепление речевого материала;
· упражнения по развитию внимания, понятий, логического мышления.
Работа с музыкальным руководителем
· упражнения: воспитывающие темы и ритм речи; на развитие дыхания и голоса; артикуляционного аппарата;
· досуги;
· согласование сценариев праздников, развлечений;
· театрализация: внятность произнесения слов.
Работа с психологом
· совместное обсуждение результатов психологических исследований;
· консультации, беседы;
· поиск подхода к детям.
В МДОУ детский сад № 126
Семья | Учитель-дефектолог Учитель-логопед Педагог-психолог | Воспитатели |
Ребёнок |
Музыкальный руководитель |
Речевой патологии
|
|
|
|
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная программа позволяет построить систему коррекционно-развивающей работы в старшей группе детей с ЗПР на основе полного взаимодействия и преемственности всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников. Помимо задач развивающего обучения и всес
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.189.119 (0.014 с.)