Три загрязнения ума и способы его очищения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Три загрязнения ума и способы его очищения.



Ум подобен чистому зеркалу. Он не способен самостоятельно воспринимать окружающий мир. Его способность восприятия внешних объектов осуществляется исключительно через органы восприятия. То есть он может видеть только при помощи глаз, слышать при помощи ушей, но не может ни слышать, ни видеть сам по себе, самостоятельно. Следовательно, ошибки и искажения, допускаемые органами чувств при восприятии мира, отражаются в уме, как в зеркале. Поэтому нет смысла взваливать вину на ум как таковой и упрекать его. Только связь с изменчивыми, своенравными и несовершенными чувствами, направленными во внешний мир, оскверняет и загрязняет ум. Согласно Писаниям, ум подвержен трём типам осквернения или загрязнения: мала, викшепа и аварана.

 

Что такое мала?

 

Человек совершает неправильные действия, поступки, ошибается, сознательно или бессознательно, не только в этой жизни, но и в предыдущих жизнях. Отпечатки этих поступков, которые накапливаются, как пыль на поверхности зеркала, из предыдущей жизни в последующую, несёт в себе читта) (память). Так зеркало человеческого ума покрывается налётом этой пыли. Этот тип искажения ума и называется мала. Именно по этой причине человек неспособен увидеть ясное отражение своей истинной сути в зеркале ума. Отсюда возникает необходимость очищения этого зеркала от пыли, покрывающей его.

Очищение проводится посредством регулирования привычек питания, а также других привычек образа жизни, включая и отдых. Молодые люди должны избегать употребления нечистой пищи. Чистота пищи обеспечивается чистотой посуды, в которой она приготовлена (натра шуддхи), чистотой продуктов питания (падартха шуддхи) и, наконец, чистотой самого процесса приготовления пищи (пака шуддхи).

В этой связи очень важно отметить, что причиной многих болезней, от которых страдает современный человек, является потребление пищи, приобретенной на нечестно заработанные средства, а также осквернения пищи в процессе приготовления нечистыми, то есть низменными ментальными вибрациями того, кто готовит пищу, — повара сомнительной репутации. В наше время на это обычно не обращают внимания. В современных условиях жизни чрезвычайно трудно, если вообще возможно, гарантировать чистоту пищи абсолютно во всех её аспектах. Для преодоления таких практических трудностей в Священных Писаниях рекомендуется следующий выход из положения: перед едой предлагать пищу Господу, справедливо считая её Божественным даром.

______________________________

1. Читта — это не простая способность человека запоминать; значение этого понятия шире и соответствует в какой-то степени термину «подсознание», который используется в современном психоанализе. Это — инертное содержимое познающего ума, хранилище мыслей всех ограниченных форм интеллекта и эмоционального опыта человека.

 

На вопрос «Где Бог?», ответ можно найти в 14 строке главы 15 Бхагавад Гиты: «Ахам Вайшванаро бхутва...», которая говорит о том, что Бог пребывает во всех живых существах как огонь пищеварения {Вайшванаро), чтобы переваривать различные типы пищи, потребляемой человеком. Употребляя пищу, не предложив её предварительно Господу, вы подвергаетесь воздействию нечистоты и скверны, присутствующей в этой пище. И наоборот, если вы перед едой предлагаете пищу Богу, как об этом говорится в строке 24 главы 4 Бхагавад Гиты: «Брахмаарпанам Брахма хавир...» — эта пища становится прасадом, то есть даром Бога, и её нечистота устраняется. Это помогает очищению ума от загрязнения, которое называется мала.

Однако следует помнить, что полное очищение от малы не может быть осуществлено за один день или один месяц. Для этого необходима продолжительная и настойчивая практика. Для того чтобы золотую руду переплавить в чистое золото и удалить посторонние примеси, её подвергают длительной плавке на огне и не один раз. Так же и нечистые примеси человеческого ума, называемые мала, могут быть удалены лишь непрерывной практикой дисциплины духа в течение длительного периода времени.

Второй тип заблуждения или искажения ума, которое называется викшепа, происходит от непрерывных блужданий и колебаний ума. Это подобно отражению в неустойчивом зеркале, которое постоянно дрожит. Для того чтобы обрести контроль над непокорной изменчивостью ума, необходима духовная дисциплина и практика различных видов медитации, молитвы и других видов богопочитания, упомянутых в Писаниях.

Их девять:

1) слушание рассказов о Господе, Его Божественных играх и чудесах, творимых Им (шраванам);

2) воспевание Его славы (киртанам);

3) постоянная память о Нём (смаранам);

4) служение Его Лотосным стопам (падасеванам);

5) исполнение обрядов, посвященных Ему (арчанам);

6) преклонение в приветствии Ему (вандстам);

7) постоянное служение Ему в качестве покорного слуги (дасъям);

8) отношение к Нему как к близкому другу (сакъям);

9) самоотречение и полное предание себя высшей воле (атманиведанам).

 

Если современным молодым людям, которым предстоит занять руководящие посты Бхараты, не удастся преодолеть недисциплинированность ума и очистить его, будущее правление страной и сфера политики не смогут избавиться от коррупции и останутся в плачевном состоянии. Студенты должны понять, что образование необходимо для того, чтобы научиться искусству жить, а не для того, чтобы научиться зарабатывать средства на пропитание. Они должны при максимальном напряжении сил сделать всё возможное, чтобы выработать в себе такое качество, как стабильность ума, что является необходимым условием его способности сосредоточения и целеустремлённости. Путь к этому следующий: покорение тела, исправление чувств и молчание ума (Bend the body, mend the senses, end the mind). Этот путь приведёт вас к бессмертию. Если вы хотите стать хозяином собственной жизни, а не оставаться рабом, необходимо подчинить себе тело, чувства и ум...

Первейшей обязанностью каждого является чувство благодарности родителям, которым вы обязаны всем, — от головы до ног, от пищи до последней капли крови. Вы обязаны заботиться о них, особенно в их престарелом возрасте. Если вы будете придерживаться этой линии поведения, добросовестно выполняя свой долг, это приведёт к очищению вашего сердца и расширению сознания, и ваш ум будет освобождён от искажений, вызванных викшепой. Вы обретёте устойчивость ума и способность к концентрации, в результате чего отпадёт необходимость в некоторых духовных практиках.

Перейдём к третьему типу искажения ума, которое называется аварана. Оно подобно плотной материи, полностью закрывающей зеркало человеческого ума и препятствующей какому бы то ни было отражению образа истинного «Я» человека. Поэтому, если мала не позволяет нам видеть изображение чистым и ясным, а викшепа приводит к тому, что это отражение колеблется, то плотный покров авараны совершенно скрывает от нас истинную реальность, заставляя нас ошибочно думать, что физическое тело человека тождественно его истинному «Я».

Студенты! Помните: то, что вы воспринимаете как реальность мира, — всего лишь проекция истинной реальности, вашего истинного «Я», — отражение действия, звука, образа. И тут возникает вопрос: что же это за плотный покров, скрывающий зеркало человеческого ума? Этот покров состоит из шести внутренних врагов человека (аришадварга). В эту вражескую банду входят: страсть или вожделение (кома), злоба (кродха), алчность (лобха), привязанность (моха), гордыня (мада), зависть (матсаръя). Из всех шести самым злейшим врагом считается гордыня. Гордыня, или тщеславие, имеет восемь разновидностей и проявляется в отношении денег, учёности, знатного происхождения, роскоши или богатства, красоты или молодости и власти. Последний тип человеческого тщеславия — духовная гордыня (тапас).

Если вы, благоразумно взвесив ситуацию, внимательно рассмотрите все эти проявления человеческого высокомерия с двух точек зрения, то поймёте, что это препятствие на духовном пути человека, которое называется гордыней, может быть преодолено.

Во-первых, не уподобляйтесь лягушке, хвалящей лишь своё собственное болото, — посмотрите вокруг и вы увидите, что в отношении всех восьми, пунктов, которые являются причиной проявления человеческой гордости, существует огромное количество людей, превосходящих вас в этом отношении.

Во-вторых, все эти «достижения», а именно: деньги, власть, молодость и т.д. — в высшей степени преходящи и недолговременны.

Поэтому, если вы хотите снять завесу авараны, скрывающую зеркало вашего ума, избавьтесь от пустого тщеславия и гордыни, а также и от остальных пяти внутренних врагов человека (аришадварга). Лучший способ для уничтожения плотного покрова авараны — святая любовь, любовь без ограничений и условий. Любовь — это Бог. Живите в Любви. (19, с. 106-112).

Человек — это ум и мысли.

Каковы мысли человека, таков и он сам. Человек — это значит ум, а ум — это человек. Что такое ум? Это клубок мыслей. Мысли побуждают человека к действиям, а наши страдания или радости в этом мире — следствие наших поступков в прошлом. Из этого следует, что жизнь человека может стать хорошей только при условии, что он является источником радостных и светлых мыслей. Мысль обладает огромной мощью. Мысли человека переживают его после смерти. Поэтому чрезвычайно важно не допускать плохие мысли к себе в душу. Именно такие мысли разобщают людей, настраивают их друг против друга и приводят к тому, что люди не помнят о том, что их объединяет, предав забвению свою изначальную Божественность.

Когда человек осознает, что Дух (Атма), присутствующий в каждом, един во всех, в его душе не останется места для различий. Человеку следует расширять свое видение единства и чувство общности от личного уровня до уровня семьи, общества, страны и, в конечном счёте, всего человечества. Мир на всей Земле, так же как и мир и покой отдельного человека, зависят от состояния человеческого ума. Отсюда вытекает необходимость подчинения ума правильной дисциплине. Как рыба, чтобы спастись от опасности, плывёт против течения, так и человек должен противостоять потоку несовершенных и порочных мыслей и побороть их в себе. Этим он оградит себя от бед и несчастий.

Человек сам создаёт себе всякого рода проблемы и бедствия из-за своего неправильного мышления. За все ваши внезапные перемены жизни — взлёты и падения, потери и находки — вам некого винить, кроме самих себя. Ум — это корни дерева самсары — цикла рождений и смертей и первопричина всей проявленной Вселенной. Чтобы уничтожить это дерево самсары, необходимо подрубить его под корень. Другими словами, необходимо изменить направление мыслей, обратив их из внешнего мира во внутренний, к поиску Духа, или Атмы, то есть к познанию своего истинного «Я». (19, с. 96-97).

Хорошая и долгая жизнь.

Жизнь утекает с каждым мгновением. Люди становятся старше каждую минуту, забывая о своём долге. В этой ситуации чего вы должны достичь? Всё, чего вы хотите достичь, необходимо добиваться прямо сейчас, пока вы молоды и сильны. Продолжительность жизни человека, которая должна составлять сто лет, сокращается благодаря неправильному использованию тела. Продолжительность жизни человека определяется его собственными действиями. Дурные мысли, ненависть, ревность и злоба всякий раз режут жизнь человека на куски.

Гнев сокращает жизнь человека. Это можно увидеть и из повседневного опыта. Когда человек гневается, у него повышается температура. Кровь нагревается. В результате нервы ослабевают и впоследствии все органы также ослабевают. Эта слабость может длиться до шести месяцев. Один миг гнева лишает человека энергии, получаемой от потребления пищи за шесть месяцев. Каждый приступ гнева сокращает жизнь человека. Какое бы временное удовлетворение от высказанного гнева ни получал человек, он в результате понесёт больший ущерб, чем окружающие. Подобным образом, ненависть и зависть оказывают равно ослабляющие эффекты на здоровье. Эгоизм и привязанность имеют сходные вредоносные влияния на человеческую жизнь.

Поднимитесь над телом и умом, чтобы достичь Бога. Человек состоит из трёх составляющих — тела, ума и Атмана. Человек нуждается в теле для выполнения действий. Но если действия производятся без использования различающей силы ума, человек начинает вести себя как животное, которое повинуется импульсам. Более того, если ум, не полагаясь на вечного и всегда чистого Атмана, следует требованиям тела и чувств, действия будут демоническими. Комбинация тела и ума приводит к демоническим качествам. Тот, кто установился в Атмическом Начале, превзойдя и тело, и ум, достигает Бога.

Древние мудрецы обожествляли свою жизнь контролем чувств, соблюдением духовной дисциплины и успешным выполнением своих ежедневных занятий. Таковы методы, которыми люди могут превратить себя в мудрецов. Для этого превращения студенты должны культивировать веру и преданность. Духовное образование выше, чем любое другое образование. Это было провозглашено Кришной в Гите. Реки различаются по своим именам и формам, но когда они растворяются в океане, они становятся одним. Также и все виды обучения и практики, когда сливаются в океане духовного знания, становятся одним. (7, с. 30-31).

Успех же главным образом зависит от осторожной, хорошо спланированной по времени, регулярной дисциплины. Здесь нельзя ничего добиться наскоком или штурмом. Здесь следует восходить шаг за шагом, когда каждый шаг используется как точка опоры для следующего. (1, с. 192).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.012 с.)