Взаимодействие гражданского общества и власти. Политическое участие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимодействие гражданского общества и власти. Политическое участие



 

Гражданское общество - противовес государству. Государство всегда будет пытаться разрушить гражданское общество, а оно должно иметь силы противостоять этому. Основные группы, из которых состоит гражданское общество, должны сорганизовываться для эффективной защиты своих социальных интересов. Западу удалось найти баланс между "принципом коллективного блага, отстаиваемым абсолютистской государственностью, и принципом индивидуального блага, отстаиваемым третьим сословием".

Само слово "гражданин" характеризует личность, чья активность не сводится к выполнению семейных или служебных обязанностей, а предполагает политическое участие. Формы политического участия достаточно разнообразны. Это голосование, контакты с политиками, участие в митингах и демонстрациях, подписание петиций, отправление писем, членство в организациях, денежные взносы.

Выделяют четыре причины политического участия:

- чувство гражданской ответственности и долга;

субъективная уверенность в эффективности участия;

доверие граждан друг другу;

объективная ситуация, подталкивающая людей вмешиваться в политические дела.

Среди критериев вовлеченности в политику выделяют:

) интерес к политическим событиям;

) озабоченность, то есть сознание важности политических событий;

) информированность, то есть осведомленность о протекании политических процессов;

) активность - прямое участие в политических действиях.

Уровень политического участия можно разделить на несколько подуровней. "Высший из них - "внимательная публика": 1) неорганизованная аудитория, перед которой выступают политические лидеры; 2) организованная аудитория ("группы давления"). Это, как правило, люди с высоким интеллектом и уровнем образования, которые способны самостоятельно разбираться в политических проблемах и не будут объектом манипуляции со стороны СМИ. Следующей, более многочисленной стратой (примерно 20%) является "мобилизуемая публика", которую можно мобилизовать для активного участия в политической жизни (митинги, демонстрации, различные формы давления). В тактику давления входит массовая пропаганда с целью изменения общественного мнения, лоббирование (влияние на политиков и должностных лиц в системе исполнительной власти), возбуждение судебных дел".

В заинтересованные группы входит примерно 25% людей. Это профсоюзы, национальные ассоциации производителей, союзы потребителей, экологические организации.

Деятельность заинтересованных групп имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Среди положительных можно отметить:

социализация и рекрутирование граждан;

артикуляция и аккумуляция интересов;

дополнение официального представительства;

средство разрешения конфликтов;

К отрицательным относят:

неравномерность представления интересов;

кристаллизация элиты;

конкуренция групп и компромиссы, мешающие сбалансировать политику.

Выдвигают четыре критерия степени вовлечения в политическую деятельность:

) Интерес к событиям;

) Озабоченность - сознание важности политических событий;

) Информированность;

) Активность - прямое участие в осуществлении политики.

Вовлеченность населения в политическую деятельность зависит от профессиональных и экономических факторов, от уровня образования, места жительства, возраста, пола.

"Можно выделить следующие закономерности участия в политической жизни:

) чем выше статус человека, тем больше вероятность его участия в политической деятельности;

) мужчины более активны, чем женщины;

) пожилые люди более активны, чем молодежь;

) когда требуется более активное участие в политических делах, число участников сокращается".

Политологи сформулировали "законы участия":

) повышение уровня социоэкономического и культурного развития нации ведет к интенсификации гражданских установок людей;

) рост доходов ведет к большему удовлетворению существующей политической системой.

Существуют причины отказа людей от политического участия. Оно может быть следствием апатии, вызванной убеждением, что затраты слишком велики по сравнению с выгодой или что "цена" участия вообще равна нулю. Апатия может быть положительной или отрицательной. В первом случае человек думает, что все будет хорошо и без его участия; во втором он считает, что ситуацию нельзя изменить к лучшему.

Причиной неучастия также может быть и аномия - отрицание самой политической и правовой основы общества, в котором живет человек.

Некоторым свойственно пассивное участие - заинтересованность в политических делах, которая не ведет ни к каким реальным результатам.

С момента появления на политической арене в качестве главы государства В.В.Путина было принято решение о существенном изменении модели информационного взаимодействия власти и общества, которое выразилось в следующих основных действиях со стороны государственной власти:

.   взятие под государственный контроль (а также под контроль лояльных государственной власти ФПГ) крупнейших информационных ресурсов;

.   существенное повышение роли государства в формировании информационного контента, доводимого до населения страны;

.   активное и последовательное противодействие различными способами деятельности информационных каналов, контролируемых оппозиционно настроенными по отношению к государственной власти группами влияния (НТВ, Рен-ТВ, и т.д.);

.   разработка государственной информационной политики и увеличение интенсивности информационного воздействия на общество со стороны государства;

.   существенное изменение содержания информации, доводимой до населения основными информационными каналами, а также внедрение определенных механизмов информационного контроля.

Нельзя не отметить, что предпринятые государством действия оказались эффективными и привели к существенным изменениям российского информационного пространства. Многие негативные моменты, которые были присущи модели информационного взаимодействия власти и общества в 90-е годы прошлого века, были устранены.

Однако изменение модели информационного взаимодействия власти и общества, на наш взгляд, привело и к возникновению ряда существенных моментов и тенденций, в значительной степени носящих негативный характер.

Сегодня можно констатировать наличие ограничения доступа к основным информационным ресурсам оппозиционным действующей власти политическим и общественным силам, что приводит к однобокости освещения основных событий в государстве и за рубежом.

На данный момент времени говорить о наличии в России эффективного и полноценного взаимодействия общества и государственной власти в информационном аспекте весьма затруднительно, более того, на сегодняшний день можно констатировать наличие тенденции формирования в нашей стране модели асимметричной коммуникации между властью и обществом. Имеющаяся же обратная связь от общества к государству используется преимущественно с позиций анализа эффективности и корректировки процесса государственной пропаганды, а также реализации информационной политики государства.

 


 

Рис.1. Схема информационного взаимодействия общества и власти на современном этапе развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.181.231 (0.01 с.)