Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Разум и вера (о Бхагавад-Гите) ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
В прошлой статье я обещал рассказать об интересной структуре основного ведического трактата «Бхагавад-гиты». Но сначала немного истории. «Бхагавад-гита» переводится как «Божественная песнь» и является диалогом между Богом и человеком, попавшим в сложную ситуацию. Она была поведана на поле Курукшетра (120 км к северу от современного Дели) 5 000 лет назад перед началом великой битвы. Кришна - рассказчик, воин Арджуна - слушатель. Арджуне предстояло сражаться во имя высших идеалов, и он должен был принести в жертву некоторые личные привязанности ради высшей цели. Это было непросто, и он хотел отказаться от битвы, найдя убежище в знании и отречении. Кришна дал ему понять, что мы можем уйти с одного поля боя, но отказаться от битвы мы не можем в принципе. Ведь вся материальная жизнь - это постоянная борьба либо с внешними, либо с внутренними препятствиями. Чтобы выйти победителем, нужно обладать оружием духовного знания, которое помогает нам увидеть реальное решение. Послание «Бхагавад-гиты» является проявлением божественного разума, который помогает нам решить принципиальные задачи жизни и выйти из лабиринта иллюзии. Хотя история пересказа «Бхагавад-гиты» имела место в действительности, некоторые комментаторы также дают аллегорическую трактовку этого события. По этой аллегории Арджуна - это любая душа перед лицом жизненных испытаний. Поле битвы - это наша жизнь. Колесница Арджуна - это тело, в котором временно едет душа. Пять коней, тянущих колесницу, - это пять чувств, которые побуждают тело действовать. Кришна - это Параматма (Высший разум в сердце), который помогает нам решить сверхзадачу - понять смысл жизни. «Бхагавад-гита» имеет четкую логическую структуру, т.к. она дает нам не просто веру, а культуру разума, которая делает нашу духовную жизнь сознательной. Эта структура подобна морской раковине, внутри которой скрывается жемчужина. Нижняя створка божественной раковины «Бхагавад-гиты» - это внешняя деятельность или карма (начальные главы 1-6). Верхняя створка - это знание и понимание жизни, на основе которого человек действует (завершающие главы 13-18). А скрытая внутри жемчужина - это самое ценное - наши личные отношения с Богом, основанные на преданности и любви (центральные главы 7-12). Чтобы достать эту жемчужину, необходимо открыть створки раковины, то есть обладать духовным знанием и действовать на основе этого знания.
Итак, главы с 1 по 6 описывают искусство деятельности. Кришна побуждает Арджуну сражаться за правое дело. Арджуна проявляет неуместный пацифизм тогда, когда сам Бог делает на него ставку в борьбе добра и зла. Арджуна пытается уйти от исполнения долга, боясь, что на его голову обрушатся греховные реакции за участие в войне. Но Кришна говорит ему, что для воина грехом будет не участие в битве, а уклонение от нее. Он говорит, что избежать деятельности мы в принципе не способны, т.к. душа активна по природе. Но если человек действует в невежестве или страсти ради своей корысти, он неизбежно связывает себя путами кармы и обрекает себя на новое рождение, чтобы получить плоды своих прошлых поступков. Единственный путь разорвать путы кармы - действовать ради Бога, т.к. служение Богу - это изначальная форма деятельности души. Например, если солдат во время войны по приказу свыше убивает врагов, он получает медаль за отвагу. А если в мирное время он по своей инициативе убьет человека, он попадет за решетку. Отсюда следует, что важна не столько сама деятельность, сколько мотивация, стоящая за ней. Бескорыстное служение Богу - это деятельность, основанная на высшей мотивации. Такое служение освобождает человека от последствий всех его поступков, и потому оно является совершенством деятельности. Таков вывод первых шести глав. Так Кришна через деятельность подводит Арджуну к выводу о том, что преданность Богу - это высшее совершенство для души. В последних шести главах Кришна приводит Арджуну к тому же выводу, но уже через знание. В этом разделе Он рассказывает об устройстве материальной природы, о трех гунах (качествах): благости, страсти и невежестве, которые влияют на наши желания, мысли, чувства и поступки. Он объясняет, как под влиянием этих качеств формируется наш разум, вера, представления о счастье и т.д. Там дается глубокий анализ поля материальной деятельности, в котором под влиянием невежества заблудилась душа. Также там описаны качества и признаки Параматмы (Сверхсознания), которое пронизывает все творение и находится в каждом атоме и каждом сердце, являясь источником знания, памяти и забвения. Совершенством знания является понимание того, как связаны между собой Бог, душа и материя. Бог является источником и души, и материи, и у души всегда есть выбор между материальной и духовной жизнью. С точки зрения философии, вершина познания - это знание о личности Бога как причине всех причин. А с практической точки зрения полнотой знания является понимание того, что душа не является полностью независимой в своих действиях.
В связи с этим Кришна описывает пять факторов деятельности: поле деятельности (тело), деятель (душа), инструменты деятельности (органы чувств), усилия и Параматма (Божественная воля, дающая санкцию на действие). Этот последний фактор деятельности является решающим, т.к. без одобрения Бога в сердце ни одно действие не может осуществиться. Часто мы видим, что первые четыре фактора подготовили идеальную ситуацию для совершения какого-то действия, но происходят какие-то непредвиденные события и действие приходится отменять или откладывать, или, несмотря на идеальную подготовку, дело проваливается. Это значит, что Параматма не дала своей санкции. А иногда какие-то события происходят сами собой при нашем минимальном участии, как будто кто-то невидимый продвигает свое дело. Естественно, возникает вопрос, почему Бог в сердце санкционирует порой ужасные поступки. Можно ответить, что «пути Господни неисповедимы», но есть и более конкретный ответ: Он дал нам свободу воли и знание о последствиях наших действий. Если Он будет вмешиваться в каждое наше действие, мы Его возненавидим. И в чем тогда будет наша свобода воли и ответственность? И как мы будем учиться жизни? Тем, кто не прислушивается к голосу совести и интуиции, которые и являются проявлением Бога в сердце, приходится пройти через собственный опыт ошибок, чтобы нащупать истину. Итак, путь развития знания тоже приводит нас к пониманию Бога. Отсюда рождается естественный вывод: Бог есть начало, середина и конец всех процессов. Поэтому преданность Ему и любовь к Нему - это самый позитивный вывод, какой только можно сделать. Деятельность без преданности Богу связывает нас кармой. Знание без преданности Богу приводит к философии пустоты и бессмысленности жизни. Итак, «Бхагавад-гита» построена по философскому принципу «тезис-антитезис-синтез». Деятельность - это тезис, т.к. душа активна по природе. Но деятельность в невежестве приносит страдания. Поэтому антитезисом выступает знание и отречение. Но долго пребывать в пассивном отречении мы не можем. Поэтому синтезом является деятельность в знании и преданности Богу. В этом состоит сокровенный смысл «Бхагавад-гиты».
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.228.40 (0.004 с.) |