Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система питания детей у хакасовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Здоровью способствовала и традиционная система питания хакасов, которая была тщательно сбалансирована мясным, молочным и растительным рационом. Только что родившегося ребенка мать сразу прикладывала к груди, и впоследствии кормила его так часто, как он того требовал. Перед первым кормлением младенцу трижды смазывали рот и язычок жиром, что символизировало кормление богини Умай. Только после этого ритуала младенец получал грудь матери. В случае отказа ребенка взять грудь первое сцеженное молоко отдавалось собаке, после чего ребенка вновь прикладывали к груди. Роженице предписывалось покормить огонь, она должна была бросить в очаг немного сала, сметаны или масла. Это означало знакомство, примирение духа огня с появлением в юрте нового человека, а также являлось гарантией защиты здоровья ребенка и матери. По представлениям хакасов, огонь был напрямую связан с материнским молоком: если не покормить огонь, то молоко в груди матери исчезнет или свернется. Огонь обязательно кормили и тогда, когда первый раз вносили ребенка в чужой дом. Обычно детей кормили грудью до 3 - 4 лет, если в течение этого времени в семье не появлялись новые дети. Известны случаи, когда грудью кормили до 7 - 8 лет, но они встречались редко, и такие дети, как правило, высмеивались сверстниками. В тех случаях, когда у матери не было молока, ребенка поили неразбавленным коровьим молоком. Для этого изготавливали специальный рожок, соску, сделанный из рога коровы. Его тщательно промывали, очищали, выскребали изнутри ножом. Узкий конец рога срезали и к нему прикрепляли, привязывали кусок кожи барана, взятый с живота (там, где кожа у барана нежнее, тоньше и меньше волосяной покров), или вывернутый сосок коровы, кожу теленка. Такой вид соски, основой которой служил рог коровы, назывался умчу. Подобные хакасским рожки мы встречаем у многих народов Сибири, в том числе у русских и украинских переселенцев, у старожилов. Соска рожка не должна быть грубой, поэтому хакасы через день смазывали жиром и мяли руками кожу, чтобы она не задубела. Старожилы хранили такую соску в миске с водой. Норма молока зависела от возраста, для младенца рожок наполнялся примерно наполовину, а когда ему исполнялся год, то доверху. Считалось, что если ребенок не выпьет до конца все молоко, то он нездоров. Иногда ребенок отказывался брать в рот рожок, тогда его прикладывали к груди (даже если в груди не было молока), а сверху мать поливала на грудь тоненькой струйкой из ложки молоко так, чтобы оно попадало в рот. Вместо молока в рожок могли налить жидко сваренный потхе (для взрослых его варили на сметане, а для ребенка - на молоке) или жидкий суп. Если у матери не было молока, то иногда ребенка носили к другой женщине, у которой было достаточно молока, чтобы выкормить двух детей. Такая женщина почиталась ребенком всю жизнь и считалась его второй матерью. Детей начинали прикармливать с раннего возраста, иногда даже со следующей недели после рождения. Варили кусок курдючного сала (хой хузург, т. е. «овечий курдюк»), и давали ребенку сосать его, насадив предварительно на достаточно длинную, гладко обструганную палочку (чтобы не проглотил). Подобную соску ребенок мог сосать в течение недели. Считалось, что сало смягчает сердце ребенка и не позволяет ему зачерстветь; впоследствии он будет ласковым и добрым человеком [Бутанаев В.Я., 1988. С. 218], а мальчик, сосущий хой хузург, будет сильным и выносливым. Тувинцы считали, что соска из куска курдюка обеспечит ребенку счастье и благосостояние [Соломатина С.Н., 1988. С. 122]. Помимо такой соски из курдючного сала, младенцу давали сосать хасханах - толстую кишку барана, вывернутую наизнанку, жиром наружу. Ее также варили и насаживали на палочку. Прикармливали хлебом или печеньем, для чего продукт размачивали в воде, молоке или чае, заворачивали в тоненькую тряпочку и давали сосать. В рационе хакасов всегда было обилие мясной, молочной и растительной пищи. Хотя хакасы и были крещены, но, как правило, постов не соблюдали. Из молока делали множество продуктов и блюд, но сырым его почти никогда не употребляли, давали его только детям. Им не давали кипяченое молоко, считая, что оно вредно для желудка. Одно из молочных блюд - хурут (вид сыра) - приготовляли из аарчи (продукт переработки айрана, своеобразного молочного продукта, отдаленно напоминающего простоквашу). Для приготовления xypym'a. айран кипятили примерно в течение часа, сливали сыворотку, а отстоявшуюся массу аарчи складывали в плотный мешочек. Из аарчи делали лепешки длиной примерно 6 - 7 см и толщиной 1 см, затем их сушили на солнце, в русской печи или в специальной коптильне. Хурут может храниться годами. Его также добавляли в супы, детям давали вместо лакомств в сухом виде или же размягчали в горячей воде и добавляли растопленное масло. Детей старались почаще баловать домашним сыром - пызылах и пучуре. Карманы детей были заполнены жареным ячменем или пшеницей. Благодаря этому дети редко испытывали голод. Из обжаренного зерна готовили на ручной мельнице полуфабрикаты на зиму - толган (жареное зерно, перемолотое до полумелкого состояния, крупнее, чем мука) и чорба (зерно, перемолотое более крупно, чем толган), из которого варили супы. Толган добавляют в чай молоко или смешивают с горячим маслом. Он очень удобен для охотников, рыбаков или чабанов. Для детей же из толгана, смешивая его с горячим маслом, медом или сахаром, молотой черемухой, делали специальное блюдо. Называется это блюдо по названию крупы - толган. Особым детским лакомством считались специально приготовленные шарики из жареных зерен конопли и толгана. Их заготавливали для детей впрок, на зиму. Высококалорийной пищей были шарики или лепешки из толгана, смешанного с конским жиром, их давали детям, когда они отправлялись далеко от дома пасти скот, за ягодами и т. д. Некоторые виды пищи маленьким детям давать не рекомендовалось. Не давали, есть мозг скота, пенки, снятые с молока. Мальчику нельзя было пробовать костный мозг, иначе он мог стать плохим охотником. Девочке запрещалось есть мясо с тазовых костей скота, т. к. это могло сказаться на родах, когда она вырастет. Это, как нам кажется, отголоски представлений хакасов, согласно которым плоть животных соотносится с плотью человека напрямую. Подобные же представления существовали и существуют у многих народов Сибири. В данном случае нарушение пищевого табу может привести к непоправимым последствиям в будущем. Такие последствия могли наступить для ребенка и в случае неправильного поведения матери во время беременности. Например, будущей матери, как уже говорилось, запрещалось жевать серу (застывшая древесная смола определенного вида), иначе ребенок будет страдать насморком. Когда дети подрастали, им категорически запрещалось пробовать и употреблять арага (традиционный алкогольный напиток, получаемый путем перегонки айрана), а также курить. Но, судя по результатам исследований конца прошлого века, в некоторых местах этот запрет нарушался. Когда ребенок мог самостоятельно держать ложку и сидеть за столом, он получал место вместе с остальными детьми за специальным детским столом. И тогда уже он ел ту же пищу, что и взрослые. Во время еды старшие, родители следили за тем, чтобы дети вели себя скромно и с достоинством. Правила поведения за столом прививались детям только во время приема пищи. Запрещалось торопиться, разговаривать, дуть на горячую пищу, остужая ее, издавать посторонние звуки при глотании пищи. После себя на столе нельзя было оставлять крошки, кусочки пищи и т.д., все заставляли подобрать и съесть, в противном случае считалось, что ребенок крошками оставляет свое счастье. Нельзя было капать на стол, за это даже могли прогнать из-за стола. Во время еды старший мужчина, сидящий за столом, обязательно наделял всех кусками мяса, для детей выбирались самые крупные и хорошие куски. После приема пищи дети должны были обязательно сказать: «Чiбалдым, алгыс» («Я поел, спасибо»), и им запрещалось прыгать, бегать и т. д. Если ребенок неожиданно просил есть, ему не отказывали, мать давала немного пищи, но обязательно сажала за стол, на улицу с едой ребенка не отпускали. Таким образом, можно видеть, что специально разработанного детского рациона питания у хакасов не наблюдается. С младенческого возраста ребенок включался в традиционную систему питания, основанную на продуктах скотоводства (молочная, мясная), растениеводства и собирательства, где определенный вес занимали дикорастущие клубни, злаки и др. Адаптирование ребенка к традиционным видам пищи начиналось уже в грудном возрасте («соска» - курдючный жир, кусок толстой кишки), и процесс освоения проходил в достаточно короткие сроки. Все виды традиционных блюд для ребенка не были запретными. Как уже было сказано, табуировались для еды только определенные части туши, которые могли принести вред ребенку в будущем, в статусе «взрослый», «самостоятельный» и др.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.60 (0.007 с.) |