Современные теоретико-методические подходы к изучению проблемы вербально-логического мышления дошкольников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные теоретико-методические подходы к изучению проблемы вербально-логического мышления дошкольников



Реферат

 

Дипломная работа содержит _____ страниц, 70 использованных источников.

ВЕРБАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ, РЕЧЕВАЯ АКТИВНОСТЬ, ДОШКОЛЬНИКИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ.

Объектом исследования является вербально-логическое мышление дошкольников.

Цель работы - изучение уровня сформированности вербально-логического мышления дошкольников с общим недоразвитием речи и определение основных направлений и приемов по его развитию в условиях дошкольного образовательного учреждения.

В процессе работы использовались методы: анализ теоретических источников по проблеме исследования, наблюдение, беседа, анкетирование педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка полученных результатов.

В исследовании особенности вербально-логического мышления речи определены уровни у детей с общим недоразвитием речи. Систематизирован практический материал по развитию вербально-логического мышления применительно к детям старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и представлена организационно-содержательная модель коррекционного воздействия в заданном аспекте.

Экспериментально доказана эффективность использования предложенных форм и приемов работы.

Степень внедрения - частичная.

Область применения - может быть использована воспитателям, логопедами, педагогами, работающими с детьми, имеющими нарушения речи.


Содержание

 

Реферат

Введение

1. Современные теоретико-методические подходы к изучению проблемы вербально-логического мышления дошкольников

1.1 Проблема исследования в общей психолого-педагогической литературе

1.2 Проблема исследования в специальной психолого-педагогической литературе

2. Организация и содержание экспериментального исследования

2.1 Методика проведения и результаты констатирующего эксперимента

2.2 Методика проведения и результаты обучающего эксперимента

Заключение

Список использованных источников

Приложение 1

 


Введение

 

На современном этапе развития педагогической теории и практики особое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. (Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, Е.А. Стребелева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.). Обучение таких детей требует понимания их особенностей и потенциальных возможностей для выбора адекватных коррекционных воздействий с целью наиболее полной компенсации дефектов развития.

На протяжении последних десятилетий проблема общего недоразвития речи является объектом изучения многих исследователей (Т.Д. Барменкова, В.К. Воробьева, В.П. Глухов, И.С. Кривовяз, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева и др.). Учитывая большую распространенность такого нарушения как общее недоразвитие речи (ОНР) и тенденцию к увеличению количества таких детей, весьма актуальным является изучение особенностей этого нарушения с целью разработки адекватных методов диагностики и коррекции.

Данное нарушение речи представляет собой сложный симптомокомплекс, включающий в себя нарушения как фонетико-фонематического, так и лексико-грамматического строя речи. При недоразвитии речи обедняются процессы восприятия, замедляется мыслительная деятельность, а недостатки мышления в свою очередь отражаются в речи. Речевые нарушения ведут также к отставанию эмоционально-волевой сферы, приводят к осложнениям в общении, влияют на готовность к обучению в школе, препятствуя в первую очередь усвоению грамоты (Л.С. Выготский, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Е.М. Мастюкова, В.И. Селиверстов и др.).

Исследователи в области логопедии отмечают, что речевое недоразвитие отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности детей и становление их личностных качеств (И.Т. Власенко, Ю.Ф. Гаркуша, В.А. Ковшиков, Е.Ф. Соботович, Л.И. Тигранова, О.Н. Усанова и др.).

В познавательной деятельности дошкольника отечественные психологи выделяют ведущую роль вербально-логического мышления (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, B. C. Мухина, Н.Н. Поддьяков и др.). Уровень развития мышления, достигаемый в дошкольном возрасте, имеет существенное значение для всей последующей жизни человека. Степень сформированности вербально-логического мышления во многом определяет успешность дальнейшего обучения ребенка в школе и обусловливает готовность к развитию дальнейшего развития ребенка.

В современных программах обучения и воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада указывается, что, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического и без специального обучения с трудом овладевают основными мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением (В.П. Глухов, Е.Ф. Соботович, С.Н. Шаховская, Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова). Вместе с тем, анализ литературных источников в области коррекционной педагогики и логопедии показал недостаточность научно-обоснованных методик по проведению педагогической работы, направленной на формирование мыслительной деятельности этих детей.

Имеется ряд педагогических исследований (Ш.А. Амонашвили, А.В. Белошистая, В.В. Давыдов, Н.Б. Истомина, М. Монтессори, И.Л. Никольская и др.), доказывающих, что при организации систематического педагогического воздействия на развитие логического мышления соответствующие интеллектуальные операции могут быть сформированы у ребенка в старшем дошкольном возрасте. Вот почему проблема вербально-логического мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи является весьма актуальной и значимой, так как становление и активизация "сильного мышления" у ребенка интеллектуализирует его познавательную деятельность, делает ее активно-поисковой, формирует творческое и деятельностное отношение к действительности, воспитывает уверенность в различных отношениях с окружающим миром, способствует развитию и становлению личности, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.

Таким образом, учет данного возрастного периода в становлении вербально-логического мышления, а также недостаточность содержательного аспекта по его формированию у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи определяют актуальность темы исследования.

Актуальность и значимость этих вопросов, их недостаточная теоретическая и практическая разработанность позволили обозначить проблему исследования - изучение уровня сформированности вербально-логического мышления дошкольников с общим недоразвитием речи и определение основных направлений и приемов по его развитию в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Разработка данной проблемы, в свою очередь, определила цель исследования.

Объект исследования: вербально-логическое мышление дошкольников.

Предмет исследования: развитие вербально-логического мышления дошкольников с общим недоразвитием речи.

В соответствии с гипотезой и целью исследования были поставлены следующие задачи:

проанализировать теоретические и методические аспекты исследуемой проблемы;

обобщить основные закономерности и условия развития вербально-логического мышления в дошкольном детстве на основе анализа литературных источников;

вербальное логическое мышление дошкольник

определить и апробировать методику изучения уровня сформированности вербально-логического мышления детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;

систематизировать практический материал по развитию вербально-логического мышления применительно к детям старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и представить организационно-содержательную модель коррекционного воздействия в заданном аспекте.

Гипотеза исследования - у дошкольников с общим недоразвитием речи выявлена недостаточная сформированность вербально-логического мышления. Целенаправленное использование в системе логопедического воздействия специальных форм и приемов работы в рамках развития вербально-логического мышления способствует не только речевому и познавательному развитию, но и более эффективному преодолению речевого дефекта.

Для решения поставленных задач использовались методы исследования: теоретические: анализ научно-методической литературы по исследуемой проблеме; биографический: изучение медико-психолого-педагогической документации детей (знакомство с личными делами и медицинскими картами детей, речевыми картами); эмпирические: первичное и динамическое наблюдение за детьми на занятиях, в процессе обследования; констатирующий эксперимент; беседы с детьми, логопедами, воспитателями, родителями; обработка результатов, полученных в ходе исследования, их качественный и количественный анализ.

Практическая значимость исследования заключается в определении уровня сформированности вербально-логического мышления детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Предложенная система оценки уровня сформированности и развития вербально-логического мышления у дошкольников может быть использована в логопедической работе педагогами дошкольных образовательных учреждений, а также при индивидуальной работе с детьми.


Ветер

Вчера был очень сильный ветер. Он поломал большие ветки. Они дорожки перекрыли. Все утром ветки обходили.

Вопросы:

10.Почему утром люди не могли пройти по дороге?

11.Что нужно сделать для того, чтобы можно было свободно ходить по дорожкам?

Цветы

Забыли дети про цветы

И их не поливали.

А к концу недели

Все цветы завяли.

Вопросы:

1.Почему завяли цветы?

2.Что дети должны были делать, чтобы цветы не завяли?

Озорник

Не послушал мальчик маму

И по лужам бегал долго.

Намочил все туфли, ноги. Догадаться нам не сложно - Он простыл и заболел. Слег в постель с температурой. Больше в лужу не хотел.

Вопросы:

Почему мальчик заболел? Почему нельзя без специальной обуви ходить по холодным лужам? Чем можно пораниться в луже, если она не прозрачная?

Белым-бело

Всю ночь на землю падал снег. Его хватило бы на всех. А утром все белым-бело, дома, дороги замело. Снег на деревьях и домах, Он на крылечке и кустах.

Вопросы:

Почему утром все стало белым-бело? Что засыпал снег? Почему хорошо, когда зима снежная?

Снег

Снег валил всю ночь, весь день, и замел дороги. Ни проехать, ни пройти люди все не могут. Вышли дворники, машины, чтоб заносы все убрать, Чтоб машины на дорогах перестали застревать.

Вопросы

Почему машины не могли проехать? Почему люди не могли пройти? Как решили эту проблему? Какие машины помогают расчищать тротуары?

Драчун

Саша драться любит очень,

Обижает всех подряд.

В детском садике ребята

С ним водиться не хотят.

Не хотят на день рожденья

Сашу в гости приглашать,

Не хотят с ним поделиться,

Слово доброе сказать.

Вопросы:

Почему с Сашей дети не хотят играть? Почему не приглашают его на день рождения? Почему не делятся с Сашей ничем? Как надо себя вести, чтобы все с тобой дружили?

Щенок

Своего щенка Андрюша покормить не захотел.

К вечеру щенок Андрюшин погрустнел и заболел.

Стало мальчику так стыдно.

Он щеночка пожалел, накормил его сметанкой,

И щенок повеселел.

Вопросы

Почему щенок заболел? Почему Андрюше стало стыдно? Как надо ухаживать за животными?

Игры на развитие мышления

Кто что любит? - подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех "накормить".

Назови одним словом - ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные: лимон, яблоко, банан, слива - фрукты или называть обобщающее слово и предлагать детям назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Например, Транспорт -., птицы -.

Классификация - ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.

Найди лишнюю картинку: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков. Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.

Найди лишнее слово - прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним". Примеры: Старый, дряхлый, маленький, ветхий; Храбрый, злой, смелый, отважный; Яблоко, слива, огурец, груша; Молоко, творог, сметан, хлеб; Час, минута, лето, секунда; Ложка, тарелка, кастрюля, сумка; Платье, свитер, шапка, рубашка; Мыло, метла, зубная паста, шампунь; Береза, дуб, сосна, земляника; Книга, телевизор, радио, магнитофон.

Чередование - предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом, можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.

Отвечай быстро - взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое и качество (вкус, форму) предмета.

Упражнение на развитие гибкости ума и словарного запаса - предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие - назови слова, обозначающие деревья; кустарники; цветы; овощи; фрукты; слова, относящиеся к спорту; слова, обозначающие зверей; домашних животных; наземный транспорт; воздушный транспорт.

Говори наоборот - предложите ребенку игру "Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только наоборот, например, большой - маленький". Можно использовать следующие пары слов: веселый-грустный, быстрый - медленный, пустой - полный, умный-глупый, трудолюбивый - ленивый, сильный-слабый, тяжелый-легкий, трусливый-храбрый, белый-черный, твердый-мягкий, шершавый-гладкий и т.д.

Очень важным, на наш взгляд, являлось составление рассказов из личного опыта. Это предусматривало знание детьми различного материала и предполагало их умение анализировать, рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями окружающей действительности. Вот почему обучение рассказам такого вида включало использование разнообразных дидактических игр и упражнений на установление причинно-следственных связей в природных и социальных явлениях, стихотворные тексты на развитие операций обобщения, классификации и конкретизации, что способствовало речевому оформлению суждений и умозаключений.

Приводим примерное содержание дидактического материала, который использовался в системе нашего коррекционно-развивающего воздействия. Предлагаемый материал был подобран и систематизирован в соответствии с тематикой занятий, предусмотренной программой обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью и способствовал как развитию логическому мышлению, так и расширению, активизации словарного запаса, что являлось необходимым фактором при обучении составлению связных высказываний разного типа.

Тема "Овощи"

Овощи на грядке

Играют с нами в прятки.

Вот тяжелый кабачок

Лег лениво на бочок.

Вот капуста растолстела,

От росы вся запотела.

Помидоры раскраснелись

И на солнце засмотрелись.

А зеленый огурец

Под листочек вдруг залез.

Ровненько на грядках вновь

Под землей растет морковь.

Свекла, репа и чеснок

Запасает силы впрок.

Лук красиво зеленеет,

Под землею сам толстеет.

Целый огород друзей -

Вкусных разных овощей.

Вопросы

Как по-другому можно назвать овощи? Где растут овощи? Какие овощи вы знаете? У каких овощей съедобна верхняя зелень, плоды, растущие над землей? У каких овощей съедобен корнеплод, который созревает под землей? Что можно приготовить из овощей? Как овощи хранят зимой? Какой уход нужен за овощами на огороде?

Задания

ИГРУШКИ

Вопросы

1. Что такое игрушки? Какие игрушки есть у нас в группе? Какие игрушки есть у вас дома? Назовите ваши любимые игрушки.

2. Можно ли игрушкой выполнить какую-то работу так же, как настоящим прибором, машиной, вещью? Почему?

.   Почему детям нужны игрушки? Остались ли у ваших родителей их любимые с детства игрушки? Как нужно относиться к игрушкам?

Задания

1. Детям: составить небольшой рассказ об игрушках, используя картинку, или о любых других игрушках. Составить, подробный рассказ об одной игрушке.

2. Педагогу: показать детям цветные картинки с разными игрушками.

ОДЕЖДА

Вопросы

1. Что такое одежда? О какой одежде говорится в стихотворении? Какую одежду вы знаете еще? Являются ли одеждой головные уборы? ' Обувь? Для чего нужна одежда? Как называется одежда, которую носят летом? Зимой? Весной и осенью? Как хранят одежду? Как ухаживают за одеждой? Почему животные не носят одежду, а люди носят? Чем одежда девочек отличается от одежды мальчиков? В какой одежде вам удобно ходить? Почему? Какие элементы одежды вы знаете? Чем украшают одежду? Какую? Как?

Задания

1. Детям: составить рассказ о своей одежде: какая, цвет, качество, чем украшена, для чего предназначена,

2. Педагогу: показать детям цветные картинки разной одежды.

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

Вопросы

1. Что такое головной убор? Какие головные уборы вы знаете? Как правильно подобрать головной убор по погоде? Сезону? Назовите летние головные уборы.

2. Назовите зимние головные уборы. Назовите головные уборы, которые носят весной и осенью. Относятся ли головные уборы к одежде? Почему?

Задания

1. Детям: составить рассказ о головных уборах, которые нужны для определенной погоды или времени года.

2. Педагогу: показать детям картинки с разными головными уборами.

Доскажи словечко

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь.

О них обычно говорят:

Водой… (не разольешь).

Мы исходили городок

Буквально вдоль и… (поперек),

И так устали мы в дороге,

Что еле … (волочили ноги).

Фальшивят, путают слова,

Поют кто в лес, кто … (по дрова).

Ребята слушать их не станут:

От этой песни… (уши вянут).

Загадки-шутки "Что это?"

Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело ( нос ). Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают ( уши ).

Разучивали с детьми диалоги, текст которых включал фразеологизмы. Например, при изучении лексической темы "Домашние птицы" предлагали детям посидеть тихо и послушать, о чем говорит курица с цыпленком.

Цыпленок: "Курочка, почему люди говорят" "Пишешь как курица лапой!".

Курица: "А что это значит?". Цыпленок: "Это значит неразборчиво, некрасиво, прочитать невозможно". Курица: "А я то здесь при чем, не понимаю. Цыпленок: "Когда ты выкапываешь из земли зернышко или червячка, ты оставляешь на земле следы своих лап. Эти следы напоминают букв".

Курица: "Я корм ищу, а вовсе не пишу лапой. Ко-ко-ко, Петенька, ты слышал, что люди придумали?".

Попасть впросак - по своей оплошности очутиться в неприятном положении; перемениться в лице - приобрести другой вид (побледнеть, похудеть и т.д.).

Чтобы проследить возможности развития уровня вербально-логического мышления детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, а также с целью выявления результатов экспериментального обучения и его эффективности был проведен контрольный эксперимент. Поставленную цель мы конкретизировали в задаче анализа количественных и качественных показателей уровня развития вербально-логического мышления дошкольников с общим недоразвитием речи до и после коррекционного обучения, которое осуществлялось по специально разработанной системе. Нами были обследованы все дети, принимавшие участие в обучающем эксперименте (10 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи - экспериментальная группа). Они обучались по предложенной системе обучения, и 10 сверстников с таким же заключением, которые занимались по традиционной методике - контрольная группа. Конторольный эксперимент осуществлялся в речевых группах МБДОУ "ЦРР - Детский сад "Солнышко" и МБДОУ "ЦРР - Детский сад "Росинка" г. Ковылкино Республики Мордовия.

Материалом для поверки развития речи послужили задания, предлагаемые в констатирующем эксперименте. Обследование проводилось индивидуально с каждым ребенком. Анализ полученных материалов у детей экспериментальной группы показал, что разработанная нами система направлений и приемов коррекционно-педагогической работы имела положительное влияние на качественные и количественные показатели развития вербально-логического мышления. Оно показало, что дети, составлявшие экспериментальную группу, стали более активными и легко вступающими в контакт со взрослыми и сверстниками. У них отмечались сдвиги в овладении лексико-грамматическими средствами речи; увеличился словарный запас; фраза их стала более содержательной и правильной в структурном оформлении. Дети стали использовать простые распространенные и сложные предложения в самостоятельной речи. Рассказы детей отличались большей полнотой, логичностью, наблюдалось меньше ошибок, больше самостоятельности. В ходе констатирующего эксперимента мы выделили две подгруппы детей по уровню успешности выполнения заданий.

Результаты обучающего эксперимента исследуемой группы оказались следующими: средний уровень словесно-логического мышления составило - 6 детей (60 %), низкий уровень словесно-логического мышления составило - 4 человека (40 %). В то время как результаты контрольной группы оказались несколько ниже: средний уровень словесно-логического мышления составило - 4 человека (40 %), низкий уровень словесно-логического мышления составило - 6 детей (60 %). Сравнительный анализ данных представлен в рисунке 2, в котором отражены данные эксперимента по выявлению успешности выполнения речевых проб.

 

 

Рисунок 2 - Сравнительный анализ уровней выполнения заданий экспериментальной и контрольной групп до и после обучения.

Таким образом, экспериментальное изучение выявило, что, несмотря на имеющийся у детей недостаточный уровень сформированности вербально-логического мышления, они располагают возможностями к его развитию при условии внедрения в процесс обучения и воспитания специальных средств и приемов логопедической работы.


Заключение

 

Проведенное нами исследование было направлено на изучение проблемы развития вербально-логического мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи. Дети данной категории испытывают затруднения в овладении навыками связной, прежде всего монологической речи, имеют ограниченный словарь, отмечаются трудности лексико-грамматического оформления высказывания, ошибки в построении развернутых предложений, нарушения смысловой организации высказываний, отсутствие связи между элементами сообщения. В связи с этим возникает необходимость поиска и выбора новых путей и форм логопедической работы, направленных как на развитие внутриречевых, так и мыслительных процессов, формирование познавательного интереса, повышение мотивации к деятельности. А это, в свою очередь, будет способствовать более эффективному преодолению речевого дефекта. К сожалению, приходится констатировать, что на настоящий момент имеются лишь фрагментарные данные по развитию вербально-логического мышления в системе обучения и воспитания дошкольников с нарушениями речи. Это подчеркивает актуальность и значимость проблемы исследования.

С целью изучения особенностей вербально-логического мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи нами был проведен констатирующий эксперимент, состоящий их двух серий диагностических заданий.

Результаты экспериментального изучения показали, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдается недостаточная сформированность вербально -логического мышления, познавательных интересов и языковых средств общения. У детей оказывается несформированным умение целенаправленно анализировать условия мыслительной задачи, ситуации, выделять в ней существенные элементы, осуществлять сравнение, обобщение, абстрагирование и адекватно оценивать результаты своей деятельности. У дошкольников с ОНР, имеющих нарушения в программировании высказывания, наблюдаются своеобразные варианты затруднений в решении мыслительных задач, несформированность мотивации и ориентировочной деятельности ребенка.

Результаты экспериментального изучения привели нас к убеждению, что у преобладающей части детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи не происходит самостоятельного овладения вербально-логическим мышлением. Педагогический процесс должен нести в себе корригирующее воздействие, предусматривающие специальные упражнения и задания, направленные на развитие вербально-логического мышления. Это позволило разработать содержательную, методическую и организационную стороны логопедической работы, направленную как на повышение уровня рече-мыслительного развития дошкольников с недоразвитием речи, так и позволяющую повысить результативность процесса обучения в целом в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Коррекционная работа имела воспитательный характер и была направлена не только на развитие вербально-логического мышления, но и на всестороннее развитие личности, ее познавательной, эмоциональной и коммуникативной сферы. Развитие вербально-логического мышления осуществлялось путем подбора речевого материала с учетом актуальной для детей тематики, познавательных возможностей, возрастных и психологических особенностей, разнообразных заданий, созданием благоприятной эмоциональной атмосферы на занятиях, а также путем активного включения детей в коммуникативную деятельность и осуществлялось как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим, так и на специальных коррекционных занятиях. Итогом коррекционной работы с детьми являлись качественные и количественные изменения в развитии вербально-логического мышления. Как показал контрольный эксперимент, предложенная и апробированная методика экспериментального обучения повысила эффективность логопедической работы в рамках развития вербально-логического мышления дошкольников с общим недоразвитием речи.

Экспериментальное изучение выявило, что, несмотря на имеющийся у детей недостаточный уровень сформированности вербально-логического мышления, они располагают возможностями к его развитию при условии внедрения в процесс обучения и воспитания специальных средств и приемов логопедической работы.

Таким образом, целенаправленное введение в систему логопедической работы специальных направлений и приемов развития вербально-логического мышления, является мощным фактором воздействия и способно положительным образом влиять на речевую и мыслительную деятельность детей, совершенствовать их речевые умения и навыки, формировать причинно-следственные связи, расширять кругозор, образное видение мира, творческие способности, коммуникативные умения, тем самым способствуя более успешному решению всестороннего и гармоничного развития ребенка.

Результаты экспериментального обучения в рамках проведенного исследования подтвердили целесообразность предложенной системы работы и позволили сделать следующие выводы:

. Проблема развития вербально-логического мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи является актуальной и значимой, но недостаточно разработанной в теории и практике логопедии на современном этапе.

. У дошкольников с общим недоразвитием речи выявлена недостаточная сфррмированность вербально-логического мышления.

. Целенаправленное использование в системе логопедического воздействия специальных форм и приемов работы в рамках развития вербально-логического мышления способствует не только речевому и познавательному развитию, но и более эффективному преодолению речевого дефекта.

В рамках дипломной работы проблема развития вербально-логического мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи приобрела частично практическое решение. Многообразие ее составляющих требует новых решений.


Приложение 1

 

Вопросы и задания по темам

ОВОЩИ

ВОПРОСЫ

1. Как по-другому можно назвать овощи?

2. Где растут овощи?

.   О каких овощах говорится в стихотворении?

.   Какие овощи вы знаете еще?

.   У каких овощей съедобна верхняя зелень, плоды, растущие над землей?

.   У каких овощей съедобен корнеплод, который созревает под землей?

.   У каких овощей съедобны надземная и подземная части?

.   Что можно приготовить из овощей?

.   Как овощи хранят зимой?

.   Какой уход нужен за овощами на огороде?

ЗАДАНИЯ

1. Детям: рассказать, из каких овощей можно приготовить щи, борщ, салат, солянку и т.д.

2. Педагогу: показать детям цветные картинки огорода, грядок, разных овощей.

ФРУКТЫ

ВОПРОСЫ

1. Что можно назвать фруктами?

2. Где растут фрукты?

.   О каких фруктах говорится в стихотворении?

.   Какие фрукты вы знаете еще?

.   Какие фрукты растут в садах нашего края?

.   Какие фрукты продаются в магазинах, на рынке, но не растут у нас?

.   Чем отличаются фрукты?

.   Почему есть фрукты полезно для здоровья?

.   Как хранят фрукты?

.   Что из них можно приготовить?

.   Почему варенье из фруктов полезнее сахара?

.   Какие фрукты вам больше нравятся?

.   Почему?

ЗАДАНИЯ

1. Детям: рассказать о каком-либо фрукте: название, цвет, форма, запах, вкус, на чем растет, когда созревает.

2. Родителям: подобрать с детьми цветные картинки сада с разными плодовыми деревьями, а также картинки с отдельными фруктами, включая те, которые у нас не растут (банан, ананас, апельсин, лимон, виноград, киви и т.д.); нарисовать любимые из них.

ЯГОДЫ

ВОПРОСЫ

1. Куда дети пошли за ягодами?

2. Какие ягоды собрали в лесу?

.   Как можно назвать ягоды, которые рас гут в лесу? (Лесные.)

.   Чем отличаются эти ягоды?

.   Чем похожи все ягоды?

.   Какие ягоды растут у вас на даче?

.   Почему ягоды всегда собирают долго?

.   Что можно приготовить из ягод?

.   Как хранят ягоды зимой?

.   Какая самая кислая ягода? Где она растет? (Клюква.)

.   Почему можно сказать, что ягоды - сочные плоды?

.   Какие вы знаете стихи и песни о ягодах?

ЗАДАНИЯ

1. Детям: составить небольшой рассказ о любимых ягодах: форма, цвет, вкус, запах, на чем растет, где растет.

2. Педагогу: показать детям цветные картинки - лес, лесные ягоды.

ГРИБЫ

ВОПРОСЫ

1. Где растут грибы'? (В лесу, на лугах.)

.   Какие грибы растут на пнях? (Опята.)

2. О каких грибах говорится в стихотворении?

.   Найдите на картинке эти грибы и расскажите, чем они отличаются?

.   Из каких частей состоит гриб?

.   Почему в засушливое лето грибов мало?

.   Грибы относятся к растениям или животным?

.   Чем грибы отличаются от других растений? (Не цветут, нет семян.)

.   Что можно приготовить из грибов?

.   Как нужно собирать грибы?

.   Почему нужно хорошо знать, какие грибы настоящие, съедобные, а какие ложные, для человека несъедобные?

.   Какие вы знаете грибы, ядовитые для человека?

ЗАДАНИЯ

1. Детям: назвать грибы и разделить на съедобные и несъедобные.

2. Педагогу: показать детям цветные картинки, где изображены разные грибы.

РАСТЕНИЯ

ВОПРОСЫ

1. Чем растения отличаются от животных?

2. Что есть у всех растений?

.   Чем они отличаются друг от друга?

.   Почему среди растений выделены группы: деревья, кустарники, травы, цветущие растения, мхи, ягоды и т.д.?

.   Как рост и развитие растений зависят от климата?

.   Что любому растению нужно для того, чтобы расти и развиваться?

.   Какую пользу растения приносят помимо того, что выделяют кислород?

.   Почему говорят, что человек за жизнь должен обязательно посадить хотя бы одно дерево?

ЗАДАНИЯ

1. Детям: рассказать о растениях, которые растут на участке детского сада.

2. Педагогу: показать детям цветные картинки леса, луга, разных деревьев, кустов, трав, цветов

ДЕРЕВЬЯ

ВОПРОСЫ

1. Чем дерево отличается от куста?

2. Дерево - это растение или животное?

.   Какие деревья вы знаете?

.   Чем они отличаются?

.   Чем похожи?

.   Какие деревья растут на нашем участке?

.   На какие виды можно разделить деревья по листьям? (Хвойные, лиственные.)

.   Как можно назвать деревья, растущие в саду? (Садовые.)

.   Как узнать, сколько дереву лет?

.   Сколько лет может расти дерево? (Кедр до 500 л ет.)

.   Почему корни деревьев уходят глубоко в землю или широко закрепляются почти по поверхности земли?

.   Почему лиственным! деревьям так важно сбросить листву на зиму?

ЗАДАНИЯ

1. Детям: составить рассказ о любимом дереве; рассказать стихотворение.

2. Педагогу: показать детям цветные картинки с изображением лиственных и хвойных деревьев.

КУСТАРНИКИ

ВОПРОСЫ

1. Чем кустарник отличается от дерева?

2. Какие кустарники вы знаете?

.   Какие цветущие кустарники вы знаете?

.   У каких кустарников красивые цветы и съедобные плоды?

.   Как человек ухаживает за кустарниками в парках и скверах?

.   Как кустарнику можно придать любую форму?

.   Какие кустарники растут на нашем участке?

.   Почему из кустарников получаются хорошие изгороди?

ЗАДАНИЯ

1. Детям: рассказать стихотворение о кустарнике.

2. Педагогу: показать детям цветные картинки, на которых изображены разные кустарники: сирень, жасмин, акация, орешник, шиповник, смородина, крыжовник и др.

ЛУГОВЫЕ ЦВЕТЫ

ВОПРОСЫ

1. Какие цветы называют луговыми?

.   О каких луговых цветах говорится в стихотворении?

2. Какие еще луговые цветы вы знаете?

.   Где еще растут цветы?

.   Как можно назвать цветы, растущие в горах? Лесах? Полях? В воде?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.209 с.)