Методика проведения и результаты обучающего эксперимента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика проведения и результаты обучающего эксперимента



 

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и результаты констатирующего эксперимента, направленного на изучение особенностей вербально-логического мышления дошкольников с общим недоразвитием речи показали, что у преобладающей части исследуемых детей не происходит самостоятельного овладения мыслительными операциями. Недостаточный уровень сформированности вербально-логического мышления сочетается у этих детей с низким уровнем сформированности познавательных интересов, а также несформированностью языковых средств общения. Все это указывает на недостаточность использования специальных средств и приемов логопедического воздействия, способствующих развитию вербально-логического мышления детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Цель экспериментального обучения состояла в определении направлений и приемов по развитию вербально-логического мышления дошкольников данной категории. При разработке экспериментального обучения мы опирались на ведущие работы отечественных исследователей, занимающихся вопросами развития речи и мыслительных процессов в общей и специальной педагогике - Л.А. Венгер, С.Е. Гавриной, В.П. Глухова, Е.С. Ермаковой, Н.С. Жуковой, А.В. Запорожец, В.А. Калягина, Т.С. Овчинниковой, Т.В. Пристяжная, Е.А. Стребелевой и других авторов [8; 11; 14; 20; 26; 28; 52; 61].

Экспериментальное обучение проводилось в логопедической группе МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад "Солнышко" г. Ковылкино Республики Мордовия. В нем участвовало 10 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

При решении поставленных задач мы опирались на следующие принципиальные положения логопедического воздействия:

принцип развития, предполагающий эволюционно динамическое изучение возникновения дефекта;

принцип деятельностного подхода, теоретической основой для формирования которого находится идея об основополагающей роли деятельности в психическом развитии ребенка, выдвинутая Л.С. Выготским и развитая затем в трудах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина [10; 36; 70]. Указанный принцип определял тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных задач;

принцип системного подхода, основанного на системном строении и взаимодействии различных компонентов речи: фонетики, лексики, грамматики. Данный принцип обеспечивал также соблюдение систематичности всего коррекционно-развивающего воздействия, поскольку только проведение хорошо продуманной, рационально спланированной, скоординированной и ежедневной работы дает основание говорить о реальном достижении полученных результатов;

принцип связи речи с другими сторонами психического развития детей, предполагающий воздействие не только выявленного у ребенка речевого недостатка, но и неречевые процессы; целостное развитие его личности с помощью специфических и неспецифических коррекционно-педагогических средств и приемов. Согласно этому принципу обеспечивался интегрально-личностный характер логопедической работы, который предполагал обязательный учет как речевых, так и индивидуально-типологических особенностей дошкольников, а также закономерностей общего психологического и речевого онтогенеза;

принцип взаимодействия различных специалистов, в процессе которого все специалисты при создании модели коррекции речевого нарушения работали под руководством экспериментатора и логопеда группы. Тем самым обеспечивалась комплексность коррекционного воздействия и возможность проведения соответствующей речевой работы не только непосредственно, но и опосредованно, используя для этого резервы различных видов детской деятельности (игровой, учебно-познавательной, продуктивной и др.), режимных моментов в детском саду, других видов воспитания, свободного общения и взаимодействия ребенка со взрослыми в семье. На основе рекомендаций, проводимых экспериментатором и логопедом в тесном сотрудничестве с ними педагоги и родители создавали условия логопедизации жизни детей, организуя обогащенно предметно-развивающую и поддерживающую речевую среду в условиях детского сада и в семье. Это позволяло оказывать логопедическую помощь детям как параллельно образовательному процессу (в форме специальных логопедических занятий), так и в его контексте за счет активного привлечения внимания к речевому развитию ребенка близких ему взрослых и их равноправного партнерства в коррекционно-образовательном процессе.

Важнейшим в работе являлся принцип коммуникативного подхода к формированию устной связной речи детей, который предполагал широкое использование форм и приемов обучения (включая игровые), способствующих активизации разнообразных речевых проявлений у детей.

В процессе логопедической работы с детьми, предусматривались различные упражнения, направленные на развитие логических операций: классификации, анализа, синтеза, обобщения, сравнения, родовидовые отношения, отношения часть-целое, противопоставления и др.

Так, с целью развития процессов классификации предлагались такие виды заданий:

а) классификация предметов по картинкам - детям предлагаются картинки и дается задание разложить их на две группы (критерий классификации не называется). Например: помидор, яблоко, груша, репа, огурец, апельсин; стол, чашка, диван, тарелка, стул, блюдце; лиса, кошка, заяц, медведь, собака, корова; синица, бабочка, снегирь, воробей, стрекоза, пчела.

б) игра "Назови "лишнее" слово" - логопед называет слова и предлагает детям указать "лишнее" слово, а затем объяснить, почему это слово лишнее. Например: стол, шкаф, ковер, кресло, диван; зима, апрель, весна, осень, лето; молоко, сливки, сыр, сало, сметана; думать, ехать, размышлять, соображать; храбрый, звонкий, смелый, отважный.

Формирование процессов сравнения можно осуществлять с использованием таких приемов работы:

а) игра "На что похоже?" - детям предлагается подобрать похожие слова (сравнения): Белый снег похож на (что?).; синий лед похож на.; густой туман похож на.; чистый дождь похож на.; блестящая на солнце паутина похожа на.

Слова для справок: вата, пух, стекло, белый дым, слезы, серебро.

б) Игра "Закончи предложение" или "Подбери сравнение" Земля покрыта снегом, как.; лед блестит у берега, как.; туман стелется над озером, как.; дождинки текут по лицу, как.

в) Сравни слова, объясни, чем они отличаются. Подбери картинки к этим словам и придумай предложения.

шить-вязать; класть-ставить; строить-чинить; мыть-стирать; чистить-подметать; нести-везти; лежать-спать; лежать-стоять; рисовать-раскрашивать;

в) Игра "Сравни наоборот" - используются слова: больше-меньше, тяжелее-легче, выше-ниже, быстрее-медленнее и др.

Грузовик и такси. Что больше? Что выше? Жираф и лошадь. Кто кого выше? Кто кого ниже? Слон и медведь. Кто тяжелее? Кто легче?

Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее? Кто двигается медленнее?

. При работе над лексикой важно формировать процессы обобщения, синтеза, родовидовые обобщения, отношения части-целого.

Примерные задания:

а) Угадай обобщающее слово по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом. Например:

Растут на грядке в огороде, используются в пище (овощи). Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие. Как назвать одним словом то, что мы надеваем на голову, на тело, на ноги?

б) Отгадывание названия предмета по обобщающему слову и по описанию его дифференциальных признаков.

Например: Что это? Овощ, круглый, красный, вкусный.

в)" Назови части"

Возможны два варианта: а) по картинке, б) по представлению. Логопед называет слово, предлагает представить этот предмет (или животное) и назвать его части.

Например: кот - тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть. Грузовик -. дом -., дерево -.

г) Отгадай предмет по названию его частей:

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик); ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево); крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

. Развитие мыслительной операции анализа может быть связано с выделением из целостного образа предмета его отдельных признаков.

Примерные задания:

а) отгадывание загадок по картинке с использованием эпитетов ( предлагается несколько картинок, из которых надо выбрать нужные).

Например: Я высокий, с тонкой шеей, пятнистый (жираф); я низкий, толстый и серый (бегемот); я грозный, большой, с длинной гривой ( лев); я горбатый, с длинной шеей и тонкими ногами (верблюд).

б) Составление детьми загадок-описаний по определенному плану.

Детям предлагается составить загадку про одежду, используя описание цвета, величины, формы, материала, из которого она сделана, времени года, когда ее носят. Например: полосатый, длинный, теплый, шерстяной, носят осенью, зимой. Что это? (шарф).

в) Игра с мячом "Какой это предмет?" - логопед называет признак и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч называет предмет, который обладает этим признаком, и возвращает мяч логопеду. Далее логопед бросает мяч по очереди другим детям. Например:

Длинная - веревка, резинка, лента, дорога, нитка, коса, юбка; широкая - улица, речка, дорога, кофта, лента.; круглый - мяч, шар, лепесток, стол, помидор.; вкусное - яблоко, пирожное, мороженое.

. Закреплению смысловых связей между предметами и их признаками способствуют и задания по установлению аналогии.

а) Разложи картинки по сходству.

На доске выставляется вертикальный ряд картинок: овца (или баран), дерево, корова, колосья. Детям раздаются картинки: свитер, шапка, шерстяные варежки (или перчатки), шарф (к картинке "овца"); деревянные сабли, деревянные ворота (или забор), стул (к картинке "дерево"); бутылка молока, масло, сыр, мороженое (к картинке "корова"); хлеб, батон, бублик, рогалик (к картинке "колосья"). У каждого ребенка по 1-2 картинки. Логопед предлагает детям положить свою картинку к одной из четырех картинок на доске и объяснить, почему они положили именно так.

б) Игра "Пара к паре" (подобрать слова по аналогии).

Логопед предлагает выбрать слова так, чтобы получились похожие пары слов, а затем объяснить, чем похожи эти пары.

Огурец - овощ, ромашка - (земля, цветок, клумба); часы - время, градусник - (кровать, температура, окно); стол - скатерть, пол - (мебель, доски, ковер); стул - дерево, булка - (стол, колос, нож); машина - шофер, самолет - (машинист, летчик, небо); ручка - пенал, тетрадь - (книга, парю, портфель).

в) Догадайтесь, каким будет четвертое слово (смысловые ряды).

Пальто-пуговица, ботинок -. Птица-гнездо, человек -. Утро - ночь, зима -. Школа - обучение, больница -. Дом - крыша, книга - Человек - ребенок, собака.

С целью развития способности к противопоставлению рекомендуются следующие виды заданий.

а) Выбрать из тех или четырех слов одно, противоположное по смыслу: холодильник - (мороженое, плитка, лампа, снеговик); карандаш - (тетрадь, ручка, резинка, альбом); сахар - (мыло, чай, арбуз, лимон, чайник); молоток - (топор, клещи, рубанок, гвоздь); душ - (мыло, полотенце, мочалка).

б) Закончить предложение и назвать слова - "не приятели".

Слон большой, а комар.; камень тяжелый, а пушинка.; золушка добрая, а мачеха.; молоко жидкое, а сметана.; сажа черная, а снег.; днем светло, а ночью.; дерево высокое, а куст …

в) Сравни: по вкусу - горчицу и мед; по высоте - дерево и цветы; по толщине - канат и нитку; по ширине - дорогу и тропинку; по весу - гирю и карандаш; по возрасту - юношу и старика.

г ) Игра с мячом "Скажи наоборот " - логопед называет слово и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду: одеть - (раздеть), поднять - (опустить), бросить - (поймать), спрятать - (найти), положить - (убрать), дать - (взять), купить - (продать) налить - (вылить).

. В процессе формирования структуры предложения, особенно сложноподчиненного, создаются благоприятные условия для развития причинно-следственных и других смысловых связей.

Рекомендуются такие виды заданий:

а) Игра "Закончи предложение - Я надела теплую шубу, чтобы было тепло,. чтобы пойти гулять,. чтобы не замерзнуть. Мы зажгли свет, чтобы. было светло,. чтобы. читать книгу.

б)"Кто быстрее ответит на вопросы?" - Сестру брат зовет домой. Кто дома? (Брат) Кто на улице? (сестра). Машу слушает мама. Кто говорил? (Маша) Кто слушал? (мама). Сережу ударил Рама. Кто драчун? (Рома). Ваня шел впереди папы. Кто шел сзади? (папа). Лес позади дома. Что впереди? (дом). Собака бежала за кошкой, а мальчик шел сзади собаки Кто был впереди? (кошка).

в) Игра "Найди ошибку" - логопед предлагает детям послушать предложение, определить, правильно ли оно составлено, а если неправильно, то исправить его.

Шел дождь, потому что я взяла зонтик. Цветы не поливали, потому что они засохли. Солнышко прячется, потому что ночью темно. Река замерзла, потому что дети взяли коньки. Пришла весна, потому что прилетели грачи.

Игра "Учимся представлять последствия событий"

Цель игры: научить детей определять варианты последствий некоторых событий в природе и жизни людей.

В природе все взаимосвязано. Сейчас я назову некоторые события, которые могут произойти в природе, а ты назови как можно больше событий, которые могут произойти из-за названного события в природе или в жизни людей.

Целое лето не было дождя: а) засохли все растения; б) погиб урожай; в) животные остались без корма; г) земля высохла, потрескалась; д) много пожаров; е) пересохли водоемы.

Каждый день летом лил дождь: а) не вызрел урожай овощей и фруктов; б) у растений подгнили корни; в) невозможно было загорать, купаться; г) все лето пришлось ходить в плаще; д) наводнение; аварии на дорогах.

Зимой снег почти не накрыл землю: а) зима более холодная; б) не будет паводка; в) многие растения замерзли; г) весной растениям не хватило влаги; д) плохая всхожесть озимых; е) плохой урожай; ж) у дворников мало работы.

За зиму выпало очень много снега: а) растения хорошо перезимовали; б) весной всем растениям хватило влаги; в) хороший урожай; г) много работы дворникам; д) застревал транспорт; е) поломалось много веток; ж) трудно людям передвигаться; з) много снега для зимних игр.

Несколько дней подряд дул сильный ветер: а) облетели листья на деревьях и лепестки цветов; б) сорвало крыши с домов; в) повалились деревья; г) невозможно передвигаться; д) поднялись пыльные бури; е) аварии.

После теплых майских дней ударил мороз: а) замерзли цветки и завязи плодов; б) не будет урожая ягод; в) погибнут ранние посевы, посадки.

Девочка уронила карандаш на пол: а) стала поднимать и сильно ударилась головой о стол; б) карандаш закатился в щель; в) из норки выбежала мышка и унесла карандаш; г) у карандаша сломался грифель, и девочка не смогла нарисовать рисунок.

Из окна выбросили кусочек булки: а) собаки подрались из-за него; б) слетелась стая воробьев; в) собралась целая куча муравьев; г) женщина очень ругалась, потому что булка попала ей по голове.

Садовник из шланга стал поливать клумбу: а) шланг прорвало, и водой облило всех; б) оставил шланг на земле и залил все цветы.

Упражнения в стихах "Установи причину и следствие"

Цель: научить дошкольников устанавливать причину и следствие.

Ветер

Вчера был очень сильный ветер. Он поломал большие ветки. Они дорожки перекрыли. Все утром ветки обходили.

Вопросы:

10.Почему утром люди не могли пройти по дороге?

11.Что нужно сделать для того, чтобы можно было свободно ходить по дорожкам?

Цветы

Забыли дети про цветы

И их не поливали.

А к концу недели

Все цветы завяли.

Вопросы:

1.Почему завяли цветы?

2.Что дети должны были делать, чтобы цветы не завяли?

Озорник

Не послушал мальчик маму

И по лужам бегал долго.

Намочил все туфли, ноги. Догадаться нам не сложно - Он простыл и заболел. Слег в постель с температурой. Больше в лужу не хотел.

Вопросы:

Почему мальчик заболел? Почему нельзя без специальной обуви ходить по холодным лужам? Чем можно пораниться в луже, если она не прозрачная?

Белым-бело

Всю ночь на землю падал снег. Его хватило бы на всех. А утром все белым-бело, дома, дороги замело. Снег на деревьях и домах, Он на крылечке и кустах.

Вопросы:

Почему утром все стало белым-бело? Что засыпал снег? Почему хорошо, когда зима снежная?

Снег

Снег валил всю ночь, весь день, и замел дороги. Ни проехать, ни пройти люди все не могут. Вышли дворники, машины, чтоб заносы все убрать, Чтоб машины на дорогах перестали застревать.

Вопросы

Почему машины не могли проехать? Почему люди не могли пройти? Как решили эту проблему? Какие машины помогают расчищать тротуары?

Драчун

Саша драться любит очень,

Обижает всех подряд.

В детском садике ребята

С ним водиться не хотят.

Не хотят на день рожденья

Сашу в гости приглашать,

Не хотят с ним поделиться,

Слово доброе сказать.

Вопросы:

Почему с Сашей дети не хотят играть? Почему не приглашают его на день рождения? Почему не делятся с Сашей ничем? Как надо себя вести, чтобы все с тобой дружили?

Щенок

Своего щенка Андрюша покормить не захотел.

К вечеру щенок Андрюшин погрустнел и заболел.

Стало мальчику так стыдно.

Он щеночка пожалел, накормил его сметанкой,

И щенок повеселел.

Вопросы

Почему щенок заболел? Почему Андрюше стало стыдно? Как надо ухаживать за животными?

Игры на развитие мышления

Кто что любит? - подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех "накормить".

Назови одним словом - ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные: лимон, яблоко, банан, слива - фрукты или называть обобщающее слово и предлагать детям назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Например, Транспорт -., птицы -.

Классификация - ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.

Найди лишнюю картинку: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков. Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.

Найди лишнее слово - прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним". Примеры: Старый, дряхлый, маленький, ветхий; Храбрый, злой, смелый, отважный; Яблоко, слива, огурец, груша; Молоко, творог, сметан, хлеб; Час, минута, лето, секунда; Ложка, тарелка, кастрюля, сумка; Платье, свитер, шапка, рубашка; Мыло, метла, зубная паста, шампунь; Береза, дуб, сосна, земляника; Книга, телевизор, радио, магнитофон.

Чередование - предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом, можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.

Отвечай быстро - взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое и качество (вкус, форму) предмета.

Упражнение на развитие гибкости ума и словарного запаса - предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие - назови слова, обозначающие деревья; кустарники; цветы; овощи; фрукты; слова, относящиеся к спорту; слова, обозначающие зверей; домашних животных; наземный транспорт; воздушный транспорт.

Говори наоборот - предложите ребенку игру "Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только наоборот, например, большой - маленький". Можно использовать следующие пары слов: веселый-грустный, быстрый - медленный, пустой - полный, умный-глупый, трудолюбивый - ленивый, сильный-слабый, тяжелый-легкий, трусливый-храбрый, белый-черный, твердый-мягкий, шершавый-гладкий и т.д.

Очень важным, на наш взгляд, являлось составление рассказов из личного опыта. Это предусматривало знание детьми различного материала и предполагало их умение анализировать, рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями окружающей действительности. Вот почему обучение рассказам такого вида включало использование разнообразных дидактических игр и упражнений на установление причинно-следственных связей в природных и социальных явлениях, стихотворные тексты на развитие операций обобщения, классификации и конкретизации, что способствовало речевому оформлению суждений и умозаключений.

Приводим примерное содержание дидактического материала, который использовался в системе нашего коррекционно-развивающего воздействия. Предлагаемый материал был подобран и систематизирован в соответствии с тематикой занятий, предусмотренной программой обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью и способствовал как развитию логическому мышлению, так и расширению, активизации словарного запаса, что являлось необходимым фактором при обучении составлению связных высказываний разного типа.

Тема "Овощи"

Овощи на грядке

Играют с нами в прятки.

Вот тяжелый кабачок

Лег лениво на бочок.

Вот капуста растолстела,

От росы вся запотела.

Помидоры раскраснелись

И на солнце засмотрелись.

А зеленый огурец

Под листочек вдруг залез.

Ровненько на грядках вновь

Под землей растет морковь.

Свекла, репа и чеснок

Запасает силы впрок.

Лук красиво зеленеет,

Под землею сам толстеет.

Целый огород друзей -

Вкусных разных овощей.

Вопросы

Как по-другому можно назвать овощи? Где растут овощи? Какие овощи вы знаете? У каких овощей съедобна верхняя зелень, плоды, растущие над землей? У каких овощей съедобен корнеплод, который созревает под землей? Что можно приготовить из овощей? Как овощи хранят зимой? Какой уход нужен за овощами на огороде?

Задания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.74 (0.077 с.)