Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Описание организации и хода работы

Поиск

 

Необходимое звено в процессе воспитания гуманности - нравственное просвещение, в процессе которого осуществляется понимание сути моральных норм, усваиваются и закрепляются нравственные суждения, вырабатываются моральные поступки окружающих людей.

Произведенный нами по разработанному плану урок литературы оказался эффективным для воспитания гуманности личности школьников [Приложение 8] и [Приложение 9].

На уроке литературы, по сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб», учащиеся познакомились с таким понятием как “милосердие” и “бессердечность”. Нами задавались вопросы, которые побуждали детей к анализу поступков героев:

ваши первые впечатления? (при ответе на этот вопрос мнение детей разделились: одни осудили Фильку, другие наоборот сказали, что ему самому есть нечего);

как поступил Филька с раненым конем? (при ответе на этот вопрос мнения детей тоже разделились: многие осудили поступок Фильки, но Юра А. сказал, что Филька поступил правильно, и в этой ситуации нет нечего предосудительного);

как бы вы поступили на его месте? Почему? (дети затруднялись ответить на этот вопрос);

можешь ли ты привести пример подобных поступков? (на этот вопрос дети привели множество примеров: бесчеловечное отношение к бездомным животными; люди часто забывают ветеранов ВОВ, забывая о том, что они для нас сделали);

знаешь ли ты, как называют таких людей?

После вопросов подводился итог сказанному. Дети знакомились с новыми нравственными нормами “милосердие” и “бессердечность”.

Дети стали анализировать ситуацию, которая произошла после Филькиного поступка (ребята сделали вывод, что “как аукнется, так и откликнется”). Они начали рассуждать, что зло всегда наказывается и пока не поздно необходимо становиться на путь исправления.

По сюжету сказки дети наблюдали за тем, как Филька становиться на этот путь, как ему было трудно, его мучала совесть перед жителями деревни за свой поступок, но он, переломив свою гордость, поспросил о помощи. Если бы этого он не сделал, то неизвестно как бы пришлось всей деревне. Тут, мы сделали вывод, что в Фильке проснулись такие качества как ответственность и совестливость. Были предложены некоторые ситуации, нацеленные на, чтобы выявить направленность школьников на добро.

Через всю сказку дети проследили за тем, как меняется внутренний мир Фильки и в конце урока были подведены итоги: для Фильки эта ситуация было уроком жизни. А чтобы проверить все ли дети были солганы с выводами по сказке, домой было задано нарисовать Филькино сердце, и о каком уроке жизни вы можете поведать одноклассникам.

На следующем уроке, дети продемонстрировали свои рисунки, на которых мы увидели большое красное сердце, это свидетельствовало о том, что дети поняли, как исправился Филька.

 


Итоговая диагностика

Для подтверждения нашей гипотезы, нами была проведена эмпирическая работа. Экспериментальная группа состояла из 13 учащихся. Работа включила в себя: исходную диагностику, организацию и проведение эксперимента, итоговую диагностику, анализ полученных результатов и выводы.

Исходя из целей и задач данной работы, мы провели диагностики в следующих направлениях:

. выявление представлений о понятии “гуманность”;

2. выявление понимания младшими школьниками сути понятия “гуманность” и их отношение к нему;

.   изучение оценки нравственных качеств личности младших школьников с учетом конкретных жизненных ситуаций;

.   определение уровня сформированности нравственной устойчивости младших школьников.

Нами были использованы следующие диагностические методы: анкетирование, наблюдение, беседа.

Для выявления представлений о понятии “гуманность”, чтобы выяснить изменилось ли отношение младших школьников к нравственным нормам и их личностной направленности к ним, мы снова использовали методику «Составление словаря», таблица 4 [Приложение 1 повторяется].

 

Таблица 4

№ п./п.

Показатели понимания нравственных категорий

  Имя, Фамилия ученика Уровень сформированности гуманности Сумма баллов Милосердие Справедливость Честность Чуткость Доброта
1 Алеша Я. Высокий 19 4 4 4 4 3
2 Катя М. Высокий 18 3 3 4 4 4
3 Карина В. Высокий 18 3 4 4 3 4
4 Юра Д. Достаточный 14 2 3 4 3 2
5 Лиза К. Высокий 20 4 4 4 4 4
6 Сережа С. Средний 10 1 1 4 2 2
7 Володя Ф. Средний 7 0 1 4 1 1
8 Наташа Н. Высокий 18 4 3 4 3 4
9 Даша Г. Достаточный 15 2 4 3 4 2
10 Женя О. Достаточный 14 4 3 4 2 2
11 Слава П. Достаточный 16 4 3 4 3 2
12 Лида Р. Высокий 18 3 3 4 4 4
13 Оля Ш. Высокий 18 3 4 4 3 4

 

Для изучения оценки нравственных качеств личности школьников, мы снова использовали методику «Веер», цель которой состояла в том, чтобы выяснить изменились ли нравственные качества личности учащихся с учетом конкретных жизненных ситуаций, таблица 5 [Приложение 2 повторяется].

 

Таблица 5

№ п./п. Имя. Фамилия ученика

Номер вопроса

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
1 Алеша Я. + + + + + + + - + + + + + + +
2 Катя М. + + + - + + + + + + + + + + -
3 Карина В. + + + + + + + + + + + + + + +
4 Юра Д. + + + - + + + + + + + + + + -
5 Лиза К. + + + + + + + + + + + - + + +
6 Сережа С. + + + + + + + + + + + + + + +
7 Коля Щ.. + + + + - + + + + + + + + + +
8 Наташа Н. + + + - + + + + + + + + + + +
9 Даша Г. + - + + + + + + + + + + + + +
10 Женя О. + + + + + + + + + + + + + - +
11 Слава П. + + + + + - + + + + + + + + +
12 Лида Р. - + + + + + + + + + + + + + +
13 Оля Ш. + + + - + + + + + + + + + + +

 

Данные опроса, представленные в таблице 5, показали, что отношение школьников к нравственным нормам и их направленность изменились в лучшую сторону.

Исходя из анализа данных вышеизложенных методик, мы определили уровень сформированности нравственной устойчивости младших школьников, с учетом разработанного содержания, таблица 6 [Приложение 7 повторяется].

 

Таблица 6

Количество учеников

Содержание уровней, характеризующих гуманность

  Высокий Достаточный Средний Низкий
13 63% 27% 10% 0%

 

Методическая диагностика дала нам возможность определить, изменился ли уровень сформированности гуманности младших школьников, сравнив данные таблиц 3 и 6, таблица 7.

 

Таблица 7

Количество учеников

Содержание уровней, характеризующих гуманность

  Высокий Достаточный Средний Низкий
13 0% 15% 75% 10%
13 63% 27% 10% 0%
Вывод + 63% +12% 65% -10%

 

Можно сделать вывод, что разработанная нами программа оказалась эффективной.

В качестве исходного материала, на котором изучался нравственный опыт младших школьников, была выбрана такая моральная норма как “гуманность”.

Задачи исследования определили выбор методик для проведения работы. При этом мы исходили из того, что нравственный опыт представляет собой единство интеллектуального и эмоционального компонентов. Интеллектуальный компонент рассматривается как знание школьником моральных принципов и норм, выраженных в этических понятиях. Нравственные знания и отношения проявлялись в реальном поведении школьников. Отсюда разработанные нами методики имели направленность на изучение знаний, отношений и способов поведения.

При исследовании нравственного опыта, мы использовали разнообразные методики: беседа по сюжетному рассказу - испытуемому предлагалось прослушать рассказ, содержащий нравственную проблему. После его прослушивания школьникам задавались вопросы, которые были составлены таким образом, чтобы в ответах проявлялись отношения, знания о способах поведения и о самой нравственной норме.

При определении нравственного опыта школьников использовались такие категории как:

степень соответствия нравственной норме знаний, отношений и способов поведения учащихся;

обобщенность знаний;

глубина и широта знаний;

степень устойчивости знаний.

Для оценки нравственных знаний испытуемых выделялись такие проявления, как понимание ими содержания моральных норм, знание способов поведения, переживаний возникающих в случае их соблюдение и не соблюдения.

О нравственном отношении узнавали по оценочным суждениям младших школьников о поступках другого человека, своих поступков.

Прежде всего, школьники, обосновывая свои ответы, стали ориентироваться на содержание нравственной нормы. Оценки поступков стали более критичны не только по отношению к другому человеку, но и по отношению к себе.

 

Выводы по 2 главе

Полученные результаты нашей работы, позволяют говорить о том, что в младшем школьном возрасте происходит формирование нравственных качеств личности детей.

При работе над содержанием исследования, перед нами стояла задача разработать комплекс методов по воспитанию гуманности у школьников, при которых нравственные качества учеников более высокого уровня.

Работая над программой, мы учитывали данные диагностики и возрастные особенности детей младшего школьного возраста. Наличие различных методических приемов в работе над формированием основ нравственной устойчивости личности обеспечивает скорейшее достижение цели - воспитание высоконравственной личности.

Уровень сформированности нравственных качеств личности повысился, благодаря методам и средствам обучения применяемых при работе с младшими школьниками, что позволяет говорить об эффективности их использования их в нашей работе, и актуальности в системе обучения и воспитания.

 


 

Заключение

 

При написании курсовой работы, нами была достигнута цель исследования работы, решены ее задачи:

. Изучен исторический смысл гуманистического воспитания;

2. Изучены цели, задачи, закономерности и принципы гуманистического воспитания;

.   Изучена личность школьников в концепции гуманистического воспитания;

.   Изучены гуманистические идеи современной педагогики;

.   Изучена психолого-педагогическая литература с целью ознакомления с возрастными особенностями младших школьников. В данном случае наиболее ценными кажутся исследования таких ученых как Ш.А. Амонашвили, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.

Проанализировав опыт педагогов, мы пришли к выводу, что в современной школе каждый учитель вносит свой вклад в формирование нравственных норм, ценностей у младших школьников, совершенствуя систему нравственного воспитания.

. Разработана программа исследования, которая включила в себя различные способы по формированию основ гуманности.

Мы пришли к выводу, что воспитание гуманности позволяет наиболее успешно развивать такие личностные качества как: милосердие, доброта, справедливость, честность, чуткость, сердечность, отзывчивость.

Результаты работы по формированию нравственных качеств личности школьников, подтвердили нашу гипотезу, что с помощью методов и средств, применяемых в гуманистическом воспитании и обучении, которые являются актуальными в процессе современной образовательной деятельности, можно воспитать гуманного человека.

 


 

Словарь

. Образование - это целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней.

2. Воспитание - это целенаправленное формирование личности в целях подготовки ее к участию общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.

3. Гуманизм - это мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности.

4. Гипотеза - это предположение или догадка.

5. Деперсонализация - это расстройство самовосприятия.

6. Интериоризация - это формирование внутренних структур человеческой психики посредством внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом.

7. Самость - это архетип прядка, являющийся центром целостности сознательного и бессознательного душевного бытия человека.

8. Детерминированность - это определяемость.

9. Субъективность - это выражение представлений человека об окружающем мире, его точки зрения, чувств, убеждений и желаний.

10. Мотивация - это побуждение к действию, динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость, способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

11. Стратегия - это план деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения цели, какой-либо деятельности человека.

12. Самореализация - это стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

13. Педоцентризм - это педагогический принцип, отрицающий систематическое обучение и воспитание детей по заранее разработанным учебным программам и требующий организации занятий только на основе непосредственно возникающих у детей желаний и интересов.

14. Объективность - это характеристика фактов и процессов, которые не зависят от воли и желания человека.

15. Интроспекция - это метод психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов.

16. Нравственность - это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и воли (мораль).

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.18.135 (0.012 с.)