Диагностика личности школьника 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика личности школьника



 

Исследование проводилось на базе ГУО «средняя школа города Бреста». Группа состояла из 6 мальчиков и 7 девочек. Эмпирическое исследование включает в себя: диагностику личности школьника; описание организации и хода эксперимента; итоговой диагностики.

Важную задачу современной школы по воспитанию высоконравственной, духовно развитой личности успешно может выполнить только тот педагог, который владеет умениями и навыками изучения личности ребенка, способен получить и проанализировать информацию о его душевном состоянии, нравственных ценностях, динамике духовно-нравственного роста. При проведении любая методика должна быть адаптирована к тем условиям, в которых она проводится, с учетом возраста учащихся, их психолого-педагогических особенностей.

Исходная диагностика имела целью:

изучение представлений и суждений младших школьников о понятии “гуманность” (сюда вошла методика «Составление словаря»);

изучение направленности личности школьника («Веер», «Друг из сказки», «Друг-солнце», «Мои близкие», «Добрый поступок»);

изучение проявления гуманности у подростков.

Принимая во внимание возраст учащихся (10-11 лет) и их психолого-педагогические особенности, мы воспользовались методиками Т.П. Гавриловой, разработанными на основе сказок, с тем, чтобы вызвать у школьников интерес и желание принять участие в исследовании, стремлении давать искренние ответы.

Учеными доказано, что использование эмоционально окрашенных методик, позволяет создать в коллективе хороший психологический климат, наладить дружеские отношения между педагогом и учащимися, что, в свою очередь, дает возможность получить наиболее достоверную информацию при изучении путей формирования гуманности у младших школьников по средствам гуманистического воспитания.

Для изучения представлений и суждений младших школьников о понятии “гуманность”, мы использовали методику «Составление словаря» [Приложение 1], цель, которой состояла в том, чтобы проверить этическую грамотность младших школьников.

Ученикам было предложено составить свой словарь этических понятий и дать объяснения словам: милосердие, доброта, справедливость, честность, чуткость, сердечность отзывчивость.

Проведя диагностику, мы получили результаты, которые нашли свое отражение в таблице 1 [Приложение 1]. Данные опроса показали, что младшие школьники понимают значение исследуемых категорий близко к правильному понятию. Приведем ответы некоторых учащихся: Катя М. “доброта - это когда с тобой обращаются вежливо и хорошо”, только понятие “честность” оказалось наиболее понятным для школьников качеством.

гуманистический нравственный личность школьник


 

Таблица 1

№ п./п.

Показатели понимания нравственных категорий

  Имя, Фамилия ученика Уровень сформированности гуманности Сумма баллов Милосердие Справедли-вость Честность Чуткость Доброта
1 Алеша Я. Достаточный 13 2 1 4 2 4
2 Катя М. Средний 11 0 2 4 2 3
3 Карина В. Средний 11 2 2 4 1 2
4 Юра Д. Средний 8 0 1 4 1 2
5 Лиза К. Средний 7 0 1 4 0 2
6 Сережа С. Средний 10 1 1 4 2 2
7 Володя Ф. Средний 7 0 1 4 1 1
8 Наташа Н. Средний 8 2 0 4 0 2
9 Даша Г. Средний 8 1 1 4 1 1
10 Женя О. Средний 6 0 0 4 0 2
11 Слава П. Низкий 5 0 0 4 0 1
12 Лида Р. Средний 7 2 1 4 0 0
13 Оля Ш. Достаточный 13 3 2 4 2 2

 

Характеристика баллов: 4 балла - проявляется сильно; 3 балла - проявляется достаточно; 2 балла - проявляется средне; 1 балл - проявляется умеренно; 0 баллов - не проявляется.

По сумме баллов определяется уровень сформированности понятия “гуманность”: низкий 3-5 баллов; средний 6-12 баллов; достаточный 13-17 баллов; высокий 18-23 балла.

Таким образом, данные обследования учащихся позволяют увидеть, что представления школьников об нравственных категориях сформулированы слабо или не сформулированы.

Для изучения направленности личности младших школьников мы использовали методику «Веер», цель которой состояла в том, чтобы выяснить характер направленности личности младшего школьника [Приложение 2].

. Ты обидел друга из-за плохого настроения. Как ты с ним помиришься?

. У приятеля в гостях с тобой кто-то поссорился. Ты собирался уйти, а приятель просит тебя остаться. Как ты поступишь?

. На улице потерялся малыш: он плачет, зовет маму и ничего о себе не может сказать. Что ты сделаешь?

. Около твоего дома появился котенок. Что ты будешь делать, если родители не разрешат взять его домой?

. На перемене тебя кто-то больно ударил. Уже идет урок, а обида не дает тебе успокоиться. Что делать?

. Ты подрался с приятелем. Сам обидел его, и ему же больнее досталось. Что ты сделаешь, если от обиды он заплачет?

. Твою младшую сестренку обидел твой приятель. Что ты будешь делать, чтобы этого больше не повторилось?

. У тебя много дел, а мама просит тебя прибрать в комнате. Что ты ей ответишь?

. Что ты скажешь человеку, обившему бездомное животное?

. Ты заметил, что мама себя плохо чувствует. В доме много дел. А тебе хочется погулять. Как ты поступишь?

. Ты задумался и не уступил место пожилому человеку в автобусе. Тебе сделали замечание. Что ты сделаешь?

. Ты ехал на велосипеде, проехал по большой луже и обрызгал прохожего. Как та поступишь?

. Ты случайно сломал молодое деревце, посаженное недавно около твоего дома. Как ты поступишь?

Таким образом, мы видим в таблице 2 [Приложение 2], что большинство школьников в данных ситуациях поступило бы положительно. Но есть ответы, содержание которых носит не совсем адекватную реакцию, например: на вопрос 5 Коля Щ. ответил “пойду и отомщу”. После обсуждения вопросов, были сделаны выводы о том, что нельзя плохо относиться к окружающим и ненужно быть равнодушным человеком.

 


 

Таблица 2

№ п./п. Имя. Фамилия ученика

Номер вопроса

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
1 Алеша Я. + - + + + + - - + + + + + + +
2 Катя М. + + + - + + + - + + + + + + -
3 Карина В. - + + + + + - + + - - + + + +
4 Юра Д. + + + - + - + + + + + + + + -
5 Лиза К. - + - - + + + + + + + - - + -
6 Сережа С. + - + + - + + - - + - + - + +
7 Коля Щ.. + + + + - + + + + + + - + + +
8 Наташа Н. + - + - + + + + + + + + + + +
9 Даша Г. + - + + + + + + - + + + + + -
10 Женя О. - + - + - + + - + + + - + - +
11 Слава П. + - - + + - + + + + + + + + +
12 Лида Р. - + - + + + + + + - + + + + +
13 Оля Ш. + + + - + + - + - + + - - + -

 

Характеристика обозначений: “+” - проявление добра

Для того чтобы выяснить какие качества личности ценятся младшими школьниками, мы использовали методику «Друг из сказки» [Приложение 3].

Обработка данных: большинство девочек (5 из 6), выбрало героиню из сказки “Золушка”, объясняя выбор тем, что Золушка добрая, отзывчивая и красивая девушка. Но Карина. В, выбрала злую королеву, объясняя выбор тем, что она хотела бы колдовать как королева. Что касается мальчиков, то их идеалами были Емеля и Буратино. Они выделяли такие качества как честность доброта ответственность. Двое мальчиков выбрали Кощея Бессмертного, потому, что хотели, чтобы их боялись как его.

Методикой «Друг-солнце», мы воспользовались для того, чтобы выяснить какие качества личности ценятся младшими школьниками [Приложение 4].

Качества, которыми наделяли школьники своих друзей, носят нравственный характер: доброта, гуманность, щедрость, жалость, милосердие. Второстепенными качествами были такие как: ум, красота, аккуратность. Дети так же называли качества, которые расходятся с понятием “гуманность”, состоятельность, богатство.

Для того чтобы выяснить истинное отношение к своим родным, мы воспользовались методикой «Мои близкие» [Приложение 5].

Анкеты, проведенные среди детей, показали, что самый близкий и родной для них человек - мама (9 из 13 человек). Все ответившие знают день рождение близкого им человека. При ответе на вопрос о любимом блюде и песне выяснилось, что половина детей не знают ответ на эти вопросы. На пятый вопрос многие дети вообще не ответили.

С целью выявления направленности личности на добро, мы воспользовались методикой «Добрый поступок» [Приложение 6].

Ребята в своих рисунках изобразил те поступки, которые направлены на оказание помощи животным, пожилым людям. Никто из ребят не затруднялись в выборе ситуации для изображения доброго поступка, но есть и те ребята, которые совсем нечего не нарисовали, они просто не знали какой поступок можно изобразить.

Наблюдая за детьми, мы обнаружили, что в свободное от уроков время некоторые ученики ведут себя не совсем адекватно. Например, Алеша Я, на уроках оценивает все ситуации для нравственного анализа правильно, а когда общается со своими сверстниками, он хамит, грубит, плохо отзывается на ситуации, свидетелем которых является, может обитель младших ребят или оскорбить одноклассниц. Таким образом, можно сделать вывод, что учащиеся искаженно понимают суть моральных норм, вследствие этого нами было принято решение провести оценку уровня сформированности гуманности у школьников. Были определены уровни этого качества и разработано их содержание, таблица 3 [Приложение 7].

 

Таблица 3

Количество учеников

Содержание уровней, характеризующих гуманность

  Высокий Достаточный Средний Низкий
13 0% 15% 75% 10%

 

Анализ исходных данных об уровне сформированности гуманности у детей показал, что всего лишь 15% от их числа понимают, что такое “гуманность”. Мы поняли, что в коллективе назрела потребность в поведении урока нравственности. На основе изучения теории и практики по исследуемой проблеме, исходя из диагностики данных, мы разработали программу, состоящую из когнитивного блока.

В рамках когнитивного блока, мы осуществили нравственное просвещение. Цель его состояла в ом, чтобы сформировать понятие о гуманности и ее составляющих. В этот блок мы включили урок литературы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.136 (0.013 с.)