Психотерапевтический аспект рок-музыки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психотерапевтический аспект рок-музыки



Рок-музыка, особенно "тяжелая", с ее мрачными текстами, суровой гармонией, избыточно громким звучанием, может оказывать на организм подростка амбивалентный эффект. С одной стороны, рок-тексты, наполненные тематикой вражды, ненависти, богохульства, убийства и самоубийства, чей отрицательный эмоциональный заряд усиливается соответствующей инструментовкой и исполнением, могут быть восприняты подростком как прямое руководство к действию. Особенно опасен в этом отношении пример кумиров молодежи - Кобейна, Моррисона, Дягилевой, Башлачева и других, которые либо рано умерли, либо покончили с собой, давая тем самым пагубный пример своим юным поклонникам. Общеромантический концепт ранней смерти как чего-то желанного и прекрасного в роке, таким образом, приобретает особое звучание.

Вместе с тем, как отмечают многие психологи, разговоры о смерти, самоубийстве, о том, что пугает и беспокоит - "проговаривание" всего этого - во многом снимает реальную угрозу суицидальных действий со стороны подростка. Таким образом, прослушивание депрессивной и мрачной рок-музыки вызывает у подростка своеобразный "катарсис", и через сопереживание персонажу песни подросток (полностью или частично) избавляется от гнетущих и страшных мыслей. Игра в смерть спасает от настоящей смерти; происходит своеобразный "обряд инициации" - то есть переживание переходного состояния как символической смерти и воскресения.

Рок-культура и современная словесность

Наконец, через рок-тексты (как отечественные, так и зарубежные) подросток может приобщаться к мировой литературе и философии. Подростки, слушающие какую-либо группу, стремятся познакомиться поближе и с ее текстами (поэтому на сайтах групп помещаются не только сами композиции в формате МР3, но и тексты к ним). Тексты по-настоящему талантливых групп отличаются вниманием к словоупотреблению, иногда повышенной образной и ассоциативной сложностью, особой ритмикой стиха; нередко в них включаются цитаты или аллюзии из произведений классической литературы. Во многом отечественная рок-поэзия сближается с "обычной" современной поэзией, язык и приемы которой достаточно трудны для неподготовленного читателя, выросшего на литературе XIX - начала XX вв. Слушание рок-текстов является своеобразной "тренировкой" для восприятия современной поэзии (не случайно вечера современной поэзии сейчас устраиваются в тех же клубах, что и рок-концерты - например, в "Платформе").

Слушание и чтение (на сайтах) текстов западных рок-групп не только является своеобразным стимулом к изучению иностранных языков, но и помогает познакомиться с тематикой, образностью и приемами современной западной (прежде всего англоязычной) поэзии, также отличающейся от классических, привычных среднему читателю образцов (по традиции, идущей от Р. Фроста и некоторых других классиков англоязычной поэзии XX в., рифма, четкий ритм, определенный размер практически не используются; образы характеризуются сложностью, порой некоторой нелогичностью, активно используется интертекст). Также некоторые группы (особенно арт - и метал-) используют в своих композициях классику английской и американской поэзии (например, У. Блейка).


Заключение

 

Итак, как мы убедились, влияние рок-музыки на молодежь характеризуется некоторой амбивалентностью. С одной стороны, слушание рок-музыки помогает подростку легче пережить "переходный возраст", не чувствовать себя одиноким, найти единомышленников, дает ему какие-то жизненные ориентиры (нередко весьма правильные - быть стойким и мужественным, не зависеть от диктата толпы, спокойно относиться к боли и смерти). Кроме того, слушание рок-музыки оказывается полезно в музыкально-педагогическом аспекте и более широком аспекте эстетического воспитания: слушание рок-музыки готовит подростка к восприятию других видов современного искусства.

С другой стороны, в силу неустойчивости психики подростка и ее подверженности различным влияниям извне при отсутствии критического отношения к ним увлечение рок-музыкой может оказаться до некоторой степени опасным. Так, проповедуемые многими панк-группами (Красная Плесень, Сектор Газа) цинизм, моральный релятивизм и осмеяние всех норм обыденной жизни в отрыве от не осознаваемого еще подростками постмодернистского контекста и несерьезного. "карнавального" отношения самих исполнителей к провозглашаемым ими идеям могут пагубно сказаться на социализации подростка. Идеи суицида, ненависти к себе и к окружающему миру, часто встречающиеся в рок-композициях (и подкрепляемые примерами гибели видных деятелей рок-культуры), тоже могут иметь двойной эффект: для одного человека это может послужить своеобразной психотерапией, для другого - прямым руководством к действию.

Задача педагога в этом отношении - уметь ориентироваться самому в рок-культуре, текстах и музыке. Ко взрослому (априори воспринимаемому как враг), который оказывается знаком с музыкой, слушаемой подростками, и проявляет не поверхностные знания, а достаточно глубокую компетентность и заинтересованность в данном вопросе, у подростков может развиться чувство уважения и даже привязанности (так как подростки маркируют "своих-чужих" прежде всего по музыкальным вкусам). Таким образом, знания в области рок-культуры служат еще и для налаживания диалога между поколениями.


Литература

 

1. Бондаренко В., Дроздов А. История рок-музыки. Минск, 1994

2. Бурлака А., Запесоцкий А. В ритме эпохи. Очерки истории музыки "рок". СПб, 1994

.   Волков Ю.Г. и др. Социология. Учебное пособие. М., 2003.

.   Голубева Т.Л. Песня в общении молодежи. М.: Знание, 1988. Молодежная сер. Вып.9.

.   Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио. М., 1986

.   Дольто Ф. На стороне подростка. СПб, 1997

.   Запесоцкий А.С. Музыка и молодежь. М.: Знание, 1988. Сер. "Эстетика". Вып.1.

.   Зулумян Г.Б., Соловьев В.Н., Шульгин В.И. Формирование музыкальной культуры молодежи // Социологические исследования, 1983, № 4

.   Иконникова С.Н. Молодежь: социологический и социально-психологический анализ. М, 1974

.   Кастальский С. Рок-энциклопедия. М, 1997

.   Катаев С.Л. Музыкальные вкусы молодежи // Социологические исследования, 1986, № 1

.   Катаев С.Л. Содержание и интонация молодежной песни // Социологические исследования, 1987, № 1

.   Козлов А. Рок: истоки и развитие. М, 1998

.   Кон И.С. В поисках себя. М., 1984.

.   Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980

.   Кон И.С. Социология личности. М., 1967

.   Конен В.Д. Блюзы и XX век. М., 1980

.   Конен В.Д. Об истоках рок-музыки // Советская музыка, 1986, №7

.   Конен В.Д. Третий пласт: Новые массовые жанры в музыке ХХ века. М., 1994

20. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальной адаптации. М., 2002

.   Куликова И.А. Музыкальная молодежная эстрада. М, 1978

.   Лавриненко В.Н. Личность как объект социологии // Личность как объект социологии (сб. ст.) Красноярск, 1971.

.   Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965.

.   Мейнерт Н.П. По воле рока // Социологические исследования, 1987, № 7

.   Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М, 1985

.   Мясоедова Н.Г. Музыкальные способности и педагогика. М, 1997

.   Новая баллада и жестокий романс // Сост.Н.М. Герасимова, С.А. Адоньева. СПб, 1996

.   Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М, 2000

.   Саркитов Н.Д., Божко Ю.В. Рок-музыка: проблемы и перспективы: Краткий очерк социальной истории советской рок-музыки. М.: Знание, 1989. Сер. "Эстетика". Вып.3.

.   Социология. Основы общей теории. / Под ред. Г.В. Осипова. М., 1996

.   Топоров В.Н. Петербургские тексты и петербургские мифы // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М., 1995. С.368 - 399.

.   Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969

.   Ядов В.А. Социальная психология личности // Социальная психология. История, тенденции, эмпирические исследования (сб. ст.).Л., 1979

34. Le Rock. Aspects esthétiques, culturels et sociaux. Paris, 1994

35. Кроме этого, при работе над дипломным сочинением использовались ресурсы сети Интернет, иностранная периодическая печать (в частности, французский журнал Rock&Folk), тексты "наивного письма" (граффити и тексты объявлений в газетах, при помощи которых читатели общаются между собой), а также общение с информантами, принадлежащими к некоторым ветвям молодежной субкультуры - участниками начинающих арт - и фолк-команд ("Лерад", "Руна Вита", "Видеть Пчелу", "Пангур Бан", "Красно Солнце"), реконструкторского движения, "кельтских" танцевальных ансамблей, Интернет-форума подростковой газеты "Пять Углов" и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.011 с.)