Взаимовлияние рок-музыки и других музыкальных направлений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимовлияние рок-музыки и других музыкальных направлений



 

Джаз-рок

Яркими представителями джаз-рока были американские группы Blood, Sweat & Tears и Chicago (1967 - 1968). Первый состоял из молодых джазменов, принявших ритмику, песенную традицию и общую эстетику рок-культуры; второй был больше похож на рок-группу, добавившую секцию из трех духовых инструментов - трубы, саксофона и тромбона. Тем не менее, очень родственная музыка этих двух ансамблей породила новую, широко распространившуюся традицию аранжировки, когда при небольшом количестве духовых (3-4 инструмента) в сочетании с клавишными и гитарами за счет широкого расположения аккордов удается создать впечатление звучащего биг-бенда.

Несмотря на то, что сначала между рок - и джазовыми музыкантами была достаточно жесткая конфронтация, среди джазменов нашлись те, кто увидел возможность возрождения популярности джаза у молодежи за счет принятия эстетики, ритмики и технологии рок-музыки. Одним из первых в этом отношении был выдающийся джазовый трубач Майлз Дэвис. Кроме него, в области джаз-рока работали пианисты Чик Кориа, Кит Джеррет, гитаристы Джон Маклафлин, Карлос Сантана, скрипач Жан-Люк Понти и др. Величайшее мастерство этих музыкантов позволило им заметно повлиять как на рок-исполнителей, так и на джазистов.

Рок и симфоническая музыка

Об этом говорилось ранее (см. параграф о прогрессив-роке). Первые примеры использования симфонизма в оркестровках или перехода к камерному звучанию есть, например, у Beatles (She ’ s Leaving Home); еще один ранний пример контакта рока и академической музыки - концерт 1969 г. а Альберт-Холле с совместным участием Королевского филармонического оркестра и группы Deep Purple. При этом и рок-музыка могла оказывать влияние на академическую (см. высказывание композитора-новатора Э. Артемьева, цитируемое А. Бурлакой и А. Запесоцким).

Рок-опера

Рок-опера - пограничное явление между собственно роком, драматургией классической оперы и явлениями массовой культуры. Порой очень трудно разграничить такие явления, как рок-опера и мюзикл; последний более близок к поп - и масс-культуре, хотя использует мелодические и гармонические ходы, свойственные рок-музыке.

Классиком западноевропейской рок-оперы справедливо считается Э.Л. Уэббер, который в соавторстве с либреттистом Т. Райсом в 1970х-1980х гг. создал ряд рок-опер "Иисус Христос Суперзвезда" (во многом отражающую идеологию хиппи, позиционировавших себя в том числе как истинных христиан), "Кошки" (по стихам модернистского английского поэта Т.С. Элиота), "Призрак оперы" (по мотивам готического романа Г. Леру) айсом в 1970х-1980х гг. ся Э.Л. Уэббер, в соавторстве с либреттистом Т. ыке. ссовой культуры. ганизм подростка амбивалентный эф и др.

В России первой рок-оперой стала "Орфей и Эвридика" А. Журбина (1970е); подлинной классикой российской (советской) рок-оперы стали "Юнона и Авось" и "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" А. Рыбникова, своей популярностью обязанные (как и "Иисус Христос Суперзвезда") не только музыке и сюжету, но и ореолу скандальности, окружавшему первые их постановки.

В современной российской и западной музыке жанр рок-оперы практически "вымер", уступив место мюзиклу. Последняя не очень удачная попытка реанимировать жанр рок-оперы - проект 2004 года "Эльфийская рукопись" с участием нескольких видных отечественных метал-, панк - и трэш-групп.

Феномен русского рока

Источники происхождения русского рока - не только и не столько западные образцы, сколько авторская песня и городской фольклор (как, в общем, это имело место и на Западе). Однако в русском роке мелодия, ритм и прочие моменты, важные для западного рока (особенно арт-рока), имели второстепенное значение; на первое место всегда выходила и выходит поэзия, текст; музыка же при этом рассматривается как практически дополнительное интонационное средство.

Парадокс феномена русского рока заключается в том, что с музыкальной точки зрения он практически не исследован - зато существует масса монографий, статей и диссертаций, посвященных русскому року в поэтическом аспекте.

Парадокс русского рока еще и в том, что некоторые авторы позиционируют свое творчество как рок, хотя оно с формальной точки зрения роком не является - и при этом некоторые авторы, сами себя к року не относившие, подчас сторонними слушателями воспринимались и воспринимаются как рок (так было, например, с В. Высоцким, которого на Западе воспринимали как рок-певца, хотя сам себя он ни к какому направлению не относил).

Следующий парадокс заключается в параллельном сосуществовании в отечественной музыке "подпольного" и "официозного" рока.

В Советском Союзе история рока складывалась иначе, чем на Западе. Первые музыканты взяли в руки электрогитары в результате "культурного шока" от английского биг-бита. Многие годы прошли под знаком повсеместного и старательного копирования любимых зарубежных групп. На языках народов СССР и под оригинальную музыку рок впервые зазвучал в самом конце 60-х, и последующее десятилетие ушло на то, чтобы утвердить принцип самостоятельного творчества. Не удивительно, что все это время рок был фактически "отделен от государства" (официальным суррогатом рока были ВИА) и существовал на нелегальном положении. Лишь в 1980 г., когда огромная популярность рока и его творческие достижения стали совершенно очевидными, культурные инстанции обратили на него внимание. Огромное большинство рок-исполнителей так и осталось в "андеграунде", предпочитая безденежье посягательствам цензуры. Не имея ни малейшего доступа на фирму "Мелодия", ТВ и радио, рок-группы создали уникальную по масштабам нелегальную индустрию звукозаписи. Именно тогда, в годы "позднего застоя", социально-культурная роль рока была особенно велика и позитивна: миллионам молодых людей эти записи несли столь редкие и нужные слова правды и духовности. Институты идейно-художественного контроля (в первую очередь Министерство культуры и комсомол) без устали вели на рок административное наступление, которое достигло кульминации в 1984 году, когда весь рок был фактически поставлен под запрет, а лучшие его представители фигурировали в черных списках.

Дефицит информации и отсутствие коммуникаций между рок-центрами привели к тому, что в каждом городе, республике, регионе жанр развивался обособленно, часто принимая своеобразные формы. Не удивительно, что сложились вполне четкие понятия: "ленинградский рок", "свердловский рок" и т.д.

Феномен рок-клубов

К концу 1980х рок-клубы существовали во всех городах страны с более или менее ощутимым "рок-движением", их было около 50. Их основная задачей была всесторонняя помощь непрофессиональным группам. Как правило, вступив в рок-клуб, группа получала право на публичные выступления (по утвержденной программе) и могла рассчитывать на содействие в обзаведении репетиционной базой и аппаратурой. В отличие от государственных концертных организаций рок-клубы не были связаны в единую систему; более того, они относились к разным ведомствам - профсоюзам (Ленинград), комсомолу (Рига), городским управлениям культуры (Московская рок-лаборатория) и т.д. Формы работы и организационные структуры рок-клубов были различны, но в финансовом отношении они были полностью бесправны. Из-за этого концертная деятельность - как коммерчески наиболее выгодная - стала выходить из сферы их влияния. Рок-клубам оставалось лишь проводить мероприятия "престижного" характера: фестивали, конференции, международные встречи, а также служить центрами общения (что намного ближе к изначальному понятию "клуб").

В качестве образца истории рок-клуба можно рассмотреть историю знаменитого Ленинградского рок-клуба.

Ленинградский рок-клуб, располагавшийся по адресу ул. Рубинштейна, 13, скорее был похож на своего рода смесь ДК (с залом на 200 мест) с Союзом Композиторов со своей системой членства. Во главе клуба стоял совет, в клубе также были свой устав и статут. Внутри клуба существовали специальные места, на которых располагались сотрудники КГБ, а также представители КПСС и Комсомола, в задачу которых входило наблюдение за происходящим в клубе. Потенциально опасные с точки зрения органов музыканты, которые могли высказываться против власти или просто эпатировать публику (главным образом панк-рокеры) к участию в рок-клубе не допускались.

Впрочем, рок-клуб занимался не только чисто концертной деятельностью, но даже организовывал фестивали. Первый из них случился в 1983 г. и с тех пор считается первым официально разрешенным рок-фестивалем в СССР. С тех пор и до закрытия рок-клуба он проводился ежегодно. Именно в то время в рок-клуб открыл такие группы, как "Кино", "Алиса", "Телевизор", "Поп-механика" и др., которые впоследствии стали классиками русского рока. В середине и конце 1980-х административный контроль над ЛРК стал снижаться и в клуб были приняты те группы, которых раньше просто не могли быть туда допущены вследстствие идеологической сомнительности. Более того рок-клуб стал принимать группы и из других регионов СССР. Так, например уфимская группа ДДТ, выступив здесь, решила осесть в Ленинграде. Однако в тоже время наступившая перестройка дала и отрицательный результат для рок-клуба. Так главные "звезды" рок-клуба "Кино" и "Алиса" во второй половине 1980-х перебрались в Москву; рок-музыканты все больше предпочитали большие концертные площадки клубу, оставляя сцену менее профессиональным музыкантам и гастролерам (наподобие выступавшей в 1989 г. здесь группы "Гражданская Оборона"). В начале 1990-х рок-клубу удалось также провести две крупные акции - участие в международном движении "Следующая остановка - СССР" (целью ее было сближение советской молодежи и молодежи Скандинавских стран, Дании и Исландии) и фестиваль, посвященный 10-летию рок-клуба в 1991 г., где помимо выступления групп была представлена экспозиция "Реалии русского рока", на которых были представлены архивные материалы о деятельности Ленинградского рок-клуба (впоследствии большая их часть исчезла). Пример Ленинградского рок-клуба в свое время вдохновил энтузиастов в различных городах и даже селах страны создавать свои рок-клубы, наподобие Ленинградского (самые известные из них - Московская рок-лаборатория и Свердловский рок-клуб <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A1%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B4%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%80%D0%BE%D0%BA-%D0%BA%D0%BB%D1%83%D0%B1&action=edit>). Однако с распадом СССР и экономическими реформами 1990-х гг. все эти рок-клубы начали закрываться, уступая место маленьким рок-клубам западного образца, с одной стороны, и дискотекам, рейвам <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A0%D0%B5%D0%B9%D0%B2&action=edit> и ночным клубам с другой стороны. Этого не избежал и Ленинградский рок-клуб, закрывшийся в начале 1990-х гг. И тем не менее годы существования рок-клуба оставили довольно яркий след в истории отечественной рок-музыки, а половина групп, некогда там выступавшие стали легендами, а некоторые до сих пор с успехом гастролируют по стране.

В настоящее время рок-клубы существуют в несколько ином качестве: это заведения западного образца, где выступают группы "неформатного" характера, играющие музыку "для немногих" - как правило, экспериментальную.

Центральная пресса удостоила своим вниманием советский рок в 1980х годах, до этого его либо вообще не замечали, либо порицали как проявление западных тенденций, разрушающих умы молодежи. Дефицит информации для знатоков компенсировался номерами многочисленных самодеятельных журналов, которые выпускались почти всеми рок-клубами, а также многими рок-фанами, однако и они порой грешили субъективностью. Небольшими тиражами выходили брошюры в форме методических пособий, библиографические и дискографические справочники.

Первые исследования функционирования отечественной и зарубежной рок-музыки в советской молодежной среде были проведены активами некоторых дискотек (в Москве, Ленинграде, Новосибирске, Эстонии). Основной целью этих прагматических, любительских опросов было выяснить, какого рода музыку предпочитает дискотечная публика. Актив наиболее творческих коллективов интересовало число посетителей, желающих слышать в их программах рок-музыку (подобная сверхзадача обусловливалась тягой многих дискотечных активистов к рок-просветительству).

Пусть эти социологические опыты были наивными, а вся социология сводилась к простому опросному листу, однако социологи-любители впервые обратили внимание на особенности функционирования не только популярной и массовой музыки, но и рока. Это было важно в первую очередь потому, что для академической науки рок-музыка в то время вообще не существовала ни как направление легкой музыки, ни как социальный феномен.

На рубеже 70-80-х развернулись массовые социологические опросы, одной из задач которых было получение информации о масштабах и перспективах увлечения молодежи рок-музыкой. Они проводились официальными организациями, имевшими свою материальную базу: научно-методическими центрами и Домами народного творчества (при министерствах и управлениях культуры), а также центральными комсомольскими органами. Конечная цель, которую они преследовали, - создание механизма, контролирующего формирование вкусов молодежи. Социальное значение молодежной культуры в целом и рок-музыки в частности сводилось до значения локального социокультурного феномена, ограниченного пределами феномена молодежи как "мировоззренчески незрелой части населения".

Ленинградский рок

Символом ленинградского рока стало сразу несколько групп, друг на друга принципиально не похожих. Группа "Аквариум" (лидер - Б. Гребенщиков) всегда выделялась своей подчеркнутой "эзотеричностью", интеллектуальностью, и из всех русских рок-групп стоит ближе всего к прогрессив-року (использование необычных инструментов, в том числе народных; тексты, построенные на сложной игре цитат и аллюзий из произведений мировой литературы и различных философских течений, в том числе восточных, с использованием фраз на кельтских языках с целью создания "зауми"; специфический вокальный стиль и т.д.). Большое внимание тексту уделял и Майк (Михаил) Науменко (ныне покойный лидер распавшейся с его смертью группы "Зоопарк"): так, его песня "В уездном городе Эн" отличается рекордно длинным текстом, также выстроенным на массе аллюзий и цитат из русской классической литературы, масс-культуры, анекдотов и т.д. Группа "Кино" (тоже ныне не существующая, лидер - трагически погибший в 1990 г. Виктор Цой) в этом отношении является прямо противоположной двум вышеупомянутым группам по стилю и отношению к текстам и музыке. Песни Цоя во многом близки авторской песне: простой гитарный аккомпанемент, узкодиапазонная мелодия, несложные аранжировки со стандартным для рока набором инструментов, текст подчеркнуто "неинтеллектуальный", строящийся на своеобразном наборе слов-сигналов типа война, звезда, небо и т.д., сдержанные и суровые интонации, в сочетании с низкой вокальной тесситурой создающие центральный для творчества Цоя образ "лирического героя", - одинокого воина-странника, пытающегося постигнуть смысл жизни и тайну смерти - во многом созвучного подростковому мироощущению.

Московский рок

Считается, что одним из первых представителей того, что можно назвать рок-музыкой в России, был Андрей Макаревич ("Машина времени"), ныне не слишком жалуемый рок-аудиторией за заигрывание с официозом и шоу-бизнесом, но тем не менее немало сделавший для рок-движения (хотя бы для выхода его из подполья). Самой "харизматичной" группой по праву считается "Алиса", лидер которой Константин Кинчев неоднократно подчеркивает в своих интервью, что ему важнее всего та энергия, которую получают слушатели во время концертов его группы ("они приходят сюда за огнем и ветром", как сказал он сам), хотя немаловажным для него являются и заложенные в его композициях философские и социальные идеи (сейчас Кинчев сознательно ориентируется на "традиционно русские" духовные ценности и православие). Нестандартной и яркой, хотя и спорной фигурой является Гарик Сукачев, работающий на грани панка и "блатного" фольклора. Пограничным явлением можно назвать и группу "Браво", балансировавшую между ретро-стилизациями, авангардом и эстрадой (в настоящее время она, с уходом из нее Жанны Агузаровой, которая своей нестандартной внешностью, своеобразной философией и уникальной исполнительской манерой и делала эту группу неповторимой, окончательно склонилась к чему-то, близкому к поп-музыке). Близкой к панку по своему принципиальному антиэстетизму и социальной ангажированности являлась и распавшаяся ныне группа П. Мамонова "Звуки Му".

Рок-движение Урала и Сибири

Из уральских групп можно назвать как самые яркие "Наутилус Помпилиус" (автором текстов которой был профессиональный поэт и штатный сотрудник журнала "Иностранная литература" И. Кормильцев, что сыграло свою роль в успехе данной группы у людей высокого культурного уровня) и возникшие несколько позже "ЧАЙ-Ф", "Агату Кристи".

Свердловская группа ЧАЙ-Ф организована в 1984 г. Владимиром Шахриным, Владимиром Бегуновым, Антоном Нифантьевым. Музыка группы берет начало в ритм-энд-блюзе 60-х гг. Группе удалось найти удачное сочетание традиционной музыки, пришедшей с Запада, с народной, почти частушечной манерой пения. Для русского рока это достаточно характерная особенность, первоначально западная культура прорастала в России, а затем она изменялась в соответствии с народными традициями и получалась культура, которую нельзя назвать аналогом западной. Так и рок буквально за несколько десятилетий превратился в самобытную русскую культуру, независящую от Запада. Имидж "дворовой команды" в ЧАЙФе прекрасно сочетается с грубоватыми, полными жизненных впечатлений и здорового юмора текстами Шахрина. Живое гитарное звучание и вокальная манера лидера ставят ЧАЙ-Ф сближают его с ленинградскими традициями.

В русском роке не очень был распространен женский вокал, но есть и исключения. Настя Полева из Свердловска, которая вышла на сцену как рок-певица в 1986 г. Постепенно вокруг нее организовался коллектив, который составил группу НАСТЯ, которая, несмотря на отсутствие широкой популярности, продолжает существовать до сих пор.

Среди сибирских рок-групп следует отметить недавно отметившую 20-летик концертной деятельности группу "Калинов Мост", лидером которой является талантливый музыкант, художник и самобытный поэт и философ Дмитрий Ревякин, продолжающий традицию футуристической лингвистической философии, заложенную поэтом начала XX века Велимиром Хлебниковым (книга Ревякина "Гнев Совы" имеет много перекличек с эпической поэмой Хлебникова по мотивам дальневосточного фольклора "Дети Выдры"). К "сибирским" можно условно отнести и группу Е. Летова "Гражданская Оборона", долгое время пребывавшую в Омске. "Гражданскую Оборону" рассматривают как один из первых образцов русского панка, однако по своей идеологии она намного сложнее. Сейчас "Гражданская Оборона" отличается ярко выраженной политической ангажированностью (симпатии к Национал-большевистской партии, что, впрочем, среди оппозиционно настроенных интеллектуалов считается сейчас почти модным).

В 1990е годы в русском роке появилось несколько ярких и одаренных женщин - исполнителей и авторов песен (Земфира Рамазанова, Ольга Арефьева, Инна Желанная, Светлана Сурганова и Диана Арбенина и т.д.).

Нередко знатоки рока упрекают музыкантов русского рока в том, что их творчество с музыкальной точки зрения является вторичным по отношению к западной музыке (так, уже общим местом в подобного рода критике стало ругать "Арию" за откровенные цитаты из Iron Maiden). Некоторые группы к подобного рода упрекам относятся достаточно оригинально. Так, панк-группа "Король и Шут" просто поместила у себя на сайте список всех явлений культуры, оказавших влияние на эстетику и тематику данной группы:

"АЛИСА, КИНО, АУКЦЫОН, ОБЪЕКТ НАСМЕШЕК, ЗООПАРК, АКВАРИУМ, БРЕМЕНСКИЕ МУЗЫКАНТЫ - СКАЗКА.

А также: SEX PISTOLS, THE CLASH, RAMONES, DEAD KENNEDIS, IGGI POP, METALLICA, AC/DC, DREAM THEATRE, NINA HAGEN, EXPLOITED, THE POGUES, J. M. K.I., PIXIES, THE STRANGLERS, SISTERS of MERCY, SIOUXSIE AND THE BANCHEES, DAVID BOWIE, BILLY IDOL, BLONDIE, THE CURE, THE BEATLES, THE DOORS, THERAPY?, MARILLION, A-HA, DEPECHE MODE, TOM WAITS, U-2, STRAY CATS, BAD RELIGION, NOFX, ROLLING STONES, ROLLINS BAND, THE CRANBERRIES, TOY DOLLS, MANIC STREET PREACHERS, FOO FIGHTERS, GREEN DAY, OFFSPRING, HIM, BOB MARLEY, TOM PETTY, REM, FAITH NO MORE, RED HOT CHILLI PEPPERS, BLOODHOUND GANG, MINISTRY.

Писатели: Гоголь Н.В., Арк. и Бор. Стругацкие, M. Булгаков, А. Беляев, А. Тюрин, Густав Майринк, Эдгар По, Говард Ф. Лафкрафт, Рэй Бредбери, Роберд Говард, Роберт Шекли, Гарри Гаррисон, Артур Конандойл, Стивенсон, Александр Дюма, Жюль Верн, Олдос Хаксли, Станислав Лем, Станислаф Гроф, Карлос Кастанеда, А.С. Пушкин и многие другие".

Сам по себе этот список не может не вызвать улыбку, не только из-за неграмотного написания некоторых фамилий, но и из-за своей нарочитой эклектичности (сочетание всех возможных направлений рока и не только рока, нахождение в одном ряду Пушкина и Кастанеды, музыкальной сказки "Бременские музыканты" (которая сама по себе является не столь простой: например, стиль снятого по ней мультфильма откровенно пародирует мультфильм о группе "Битлз" Yellow Submarine) и панк-групп "новой волны"). Но он говорит о многом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.026 с.)