Глава 1. Рок как музыкальное направление 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Рок как музыкальное направление



Содержание

Введение

Глава 1. Рок как музыкальное направление

1.1 Историческая справка

1.2 Основные направления классического западного рока

1.3 Взаимовлияние рок-музыки и других музыкальных направлений

1.4 Феномен русского рока

1.4.1 Феномен рок-клубов

1.4.2 Ленинградский рок

1.4.3 Московский рок

1.4.4 Рок-движение Урала и Сибири

1.5 Современное состояние рок-музыки

Глава 2. Рок и молодежная культура

2.1 Социологический аспект молодежной культуры

2.1.1 Особенности психологии подростка. Социализация и социальная адаптация подростков

2.1.2 Ролевая и статусная концепции личности

2.1.3 Понятие субкультуры

2.1.4 Рок в восприятии современной молодежи

2.2 Педагогический и психологический аспект применения знаний о рок-культуре при работе с молодежью

2.2.1 Роль знаний о рок-культуре в музыкальном воспитании

2.2.2 Психотерапевтический аспект рок-музыки

2.2.3 Рок-культура и современная словесность

Заключение

Литература


Введение

 

Рок-культура - понятие, которое достаточно долго в силу обстоятельств идеологии и внутренней политики государства оставалось в тени и считалось полузапретным - является неотъемлемой частью современной жизни, в том числе жизни современной молодежи и подростков.

Рок-культура - особый вид суб- или контркультуры, где движущей и организующей силой является рок-музыка. Рок-культура - это культура слушателей рок-музыки и потребителей продуктов индустрии, возникшей вокруг этой музыки (от звукозаписей до стиля в одежде и аксессуарах). Рок-культура противопоставляет себя культуре обыденной, позиционирует себя как антиэстетическую (или имеющую свою эстетику - как правило, агрессивную, вызывающую, идущую вразрез с общепринятыми представлениями о гармонии и красоте), деструктивную. Вместе с тем это агрессивное и деструктивное начало рок-культуры оказывается очень созвучно умонастроениям подростков, находящихся в так называемом переходном возрасте и переживающих сложные, подчас болезненные психофизиологические изменения организма.

Вместе с тем, возможно, именно через рок-культуру возможен диалог между поколениями. Среди нынешних взрослых немало тех, кто сам вырос на рок-музыке; причем эта музыка не является для нынешней молодежи чем-то совсем уж неизвестным.

Несмотря на свою популярность, рок-культура в своем музыкологическом и психолого-педагогическом аспекте остается практически не исследованной, хотя попытки исследования феномена рок-культуры (по крайней мере, в отечественной культурологии и социологии) делались еще в 1980-е годы. Рок-культура воспринимается исследователями как феномен социологический, эстетический, как один из зрелищных видов искусств, рассматривается наряду с такими явлениями, как перформанс, инсталляция, хэппенинг и другие проявления авангардизма в современном искусстве. Некоторое предубеждение музыковедов против рока свойственно не только отечественной, но и западной гуманитарной науке: так, в обширной французской монографии, посвященной року, подробно анализируются театральный, зрелищный аспект рока, взаимоотношения рока и "общества потребления", рока и масс-медиа, в то время как собственно музыковедческому анализу отводится всего несколько страниц (с.55-61), и то анализ этот грешит почти брезгливостью, и общий смысл его - что рок не является музыкой в полном смысле слова. Любопытно возникшее в этом отношении у автора статьи сопоставление рок-музыки с первыми ренессансными балетными спектаклями, в которых музыка также была чем-то вспомогательным по отношению к сценическому действию.

Актуальность данной работы объясняется как повышенным вниманием современных психологов и педагогов к рок-культуре (как явлению амбивалентному), а также необходимостью введения в программу музыкальных школ и школ искусств нового современного музыкального материала, интересного для учащихся и полезного в методическом аспекте, так и тем фактом, что в специальной литературе (в том числе музыкально-педагогической) внимание рок-музыке не уделяется вообще или уделяется недостаточно.

Предмет настоящей работы - восприятие рок-музыки современной молодежью в связи с особенностями психологии и самовосприятия этой возрастной категории.

Объект работы - рок-культура как явление прежде всего музыкальное, но с учетом психолого-педагогического аспекта.

Цель настоящей работы - на основе исследования теоретических работ и собранного в ходе общения с носителями рок-культуры фактического материала выяснить роль рок-культуры в социализации и формировании мировосприятия подростков и молодежи.

В связи с поставленной целью возникают следующие задачи:

на основе специальной литературы провести краткий исторический обзор рок-музыки как культурного феномена;

на основе теоретических работ провести анализ особенностей психики подростков и молодежи, связанных с их увлечением рок-музыкой;

дать необходимые рекомендации по поводу возможностей использования рок-музыки в целях музыкального и общего воспитания и образования молодежи и подростков.

Материалом для исследования послужили как теоретические сведения, содержащиеся в немногочисленных монографиях музыковедческого характера, так и работы из области общественных наук (культурологии, социологии, психологии), а также сведения, полученные непосредственно в ходе общения с информантами - носителями молодежной рок-культуры (30 человек от 1969 до 1992 г. р., 18 лиц женского пола и 12 мужского), представителями различных связанных с роком субкультур.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней на основании анализа литературы и фактографической информации даются рекомендации для возможного использования в музыкально-педагогичеких целях ресурсов, заложенных в рок-музыке.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы как в различных курсах программы детской музыкальной школы (от сольфеджио до специальности), так и в работе психологов.


Арт-рок

Термин достаточно расплывчатый. Под эту категорию подпадают те явления, которые воспринимаются слушателем в качестве "классического рока". Первый элемент данного неологизма (от англ. "искусство") подчеркивает ориентацию исполнителей данной музыки на виртуозное владение инструментом, повышенное внимание к отделке произведений (лад, гармония, композиция), использование элементов классической музыки (от прямых цитат из классических произведений до введения в состав коллективов в дополнение к стандартному набору инструментов 3 гитары (соло, ритм, бас) +ударные инструментов симфонического оркестра - скрипка, флейта и т.д.). Нередко воспринимается как синоним термина "прогрессив-рок" (см. далее)

Фолк-рок

Изначально - музыка, основанная на музыкальном фольклоре Британских островов (от англ. "народ"). Родоначальником направления считается Боб Дилан. Отношения между собственно роком (прогрессив-роком) и фолком всегда были достаточно сложные, и, пожалуй, можно сам термин "фолк-рок" считать таким же составным, как "симфо-рок" или "джаз-рок" - то есть обозначающим сочетание двух стилей. В современном роке существует и стиль арт-фолк.

Панк-рок

Панк-рок (1975 - начало 1980-х) - разновидность рок-музыки, характеризующаяся развязанной (разболтанной, грубой) манерой вокала и музыкального сопровождения (что связано с тем, что изначально ее играли подчеркнуто неумелые исполнители), а также острой социальной направленностью.

Панк выделяется в отдельное направление в середине 1970-х как отрицательная реакция на "британское вторжение". Первой заметной американской панк-группой были нью-йоркские Ramones, в Англии <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D1%8F> - Sex Pistols. Однако в США <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%A8%D0%90> панк был сенсацией андеграунда <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%90%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%83%D0%BD%D0%B4&action=edit>, которая в последствии породила хардкор (Hardcore) и инди-рок (англ. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> Indie-Rock), в то время как в Великобритании это был полномасштабный феномен. В Великобритании Sex Pistols расценивались как реальная угроза благополучию правительства и монархии и, что более важно, их примеру последовало бесчисленное количество молодых коллективов. Некоторые молодые группы весьма близко копировали Sex Pistols, однако многие нашли своё, оригинальное звучание, например, резкий, раздраженный Поп <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9F%D0%BE%D0%BF&action=edit> от Buzzcocks, торжественный рок <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%BA> от Clash или художественные эксперименты групп Wire и Joy Division.

Вскоре панк разделился на пост-панк (post-punk), который был более артистичен и экспериментален; "новую волну" (new wave), которая была более ориентирована на поп-музыку, и хардкор (hardcore), который был более жёстким, быстрым и грубым. На протяжении 80-х панк идентифицировался именно с хардкором как в Америке, так и в Великобритании.

Эмо (сокращение от "эмоциональный") - термин, обозначающий особый вид панк-рока, основанный на сокрушительных истеричных эмоциях в голосе вокалиста и мелодичной, но иногда хаотичной музыкальной составляющей. Тексты песен носят личный характер - о любви и внутренних переживаниях автора.

Сейчас панка практически не осталось (какие-то панковские традиции - политическая ангажированность, эпатаж и т.д. - пытаются возродить такие группы, как Green Day); на почве панка возникли новые направления - например, трэш и гранж.

Прогрессив-рок

Считается, что это термин сугубо американский; иногда считается, что это синоним термина "арт-рок",

Вот некоторые обычные, хоть и не универсальные, признаки прогрессивного рока

) Длинные композиции, иногда дольше 20 минут, со сложными мелодиями и гармониями. Их часто называют "эпическими", и они являются самым явным подражанием жанра классической музыке. Самым ранним примером (и, наверное, первым набором из многих частей в прогрессивном роке) можно назвать композицию "In Held Twas In I" группы Procol Harum, длящуюся 17 минут 30 секунд. Другие знаменитые примеры - "2112" группы Rush, 23-минутная композиция Pink Floyd "Echoes" и их более ранняя "Atom Heart Mother", и 43-минутная "Thick as a Brick" группы Jethro Tull (существуют и композиции протяженностью в час).

Многие другие композиции прогрессивного рока составлены из меньших частей (часто, но не всегда, подписанных на списке композиций альбома), которые в некоторых случаях трактуются как самостоятельны песни. Часто части разделяются в действия на манер классических пьес. Например, композиция Yes "Close to the Edge" состоит из четырёх частей, "Shine On You Crazy Diamond" Pink Floyd из девяти. Сингл Yes "Soon" - на самом деле пятиминутная вырезка из "The Gates of Delirium", длящейся 20 минут; аналогично, части упоминавшегося "Thick as a Brick" Jethro Tull появлялись как отдельные песни в отдельных компиляциях.

) Слова, передающие сложные и иногда непонятные описания, касающиеся таких тем, как научная фантастика, фэнтези, история, религия, война и сумасшествие. Песни прогрессивного рока редко посвящаются любви или сексу и почти никогда не затрагивают традиционные объекты популярной музыки, вроде танцев, машин и проч. Большинство групп прогрессивного рока также избегали прямых политических комментариев, предпочитая выражать свои взгляды иносказаниями и аллегориями - например, альбом Genesis Selling England by the Pound (англ. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> Продавая Англию за фунт) посвящён теме противостояния коммерции и национализма, тогда как альбом Emerson, Lake and Palmer Brain Salad Surgery (англ. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> Хирургия мозгового салата) постепенно переходит от природы к технике, показывая опасности замещения человека машиной. Группы движения "Рок в оппозиции" <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A0%D0%BE%D0%BA_%D0%B2_%D0%9E%D0%BF%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8&action=edit>, которых также часто приписывали к музыкантам прогрессивного рока - важное исключение, так как они часто упоминали конкретные политические реалии. Такими же исключениями можно считать противоречивый альбом Pink Floyd 1983 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1983> года "Final Cut" и их же "Pigs (Three Different Ones)" альбома "Animals" 1977 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1977> года.

) Концептуальные альбомы, в которых тема или история исследуется на протяжении всего альбома в манере, аналогичной фильму или пьесе. В дни винила в альбомы вкладывались подробные буклеты и постеры, продолжающие концепцию.

) Необычные вокальные стили и использование вокальных гармоний из многих частей.

) Использование ведущих инструментов, не характерных для рок-музыки, включая электронные инструменты. Наверное, самым известным примером является постоянное использование флейты фронтменом Jethro Tull Яном Андерсоном. Клавишные, включая синтезатор, орган, пианино и меллотрон обычны для прогрессивного рока, в отличие от других жанров. Другим популярным инструментом является этническая перкуссия. Группы прогрессивного рока также экспериментировали с техникой, манипуляцией волнами и обработкой звука на компьютере и с помощью специальных устройств, а также объёмным звуком <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9E%D0%B1%D1%8A%D1%91%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B7%D0%B2%D1%83%D0%BA&action=edit> (первыми на концертах им начали пользоваться Pink Floyd ещё в конце 60-ых <http://ru.wikipedia.org/wiki/1960-%D0%B5> годов).

) Использование оркестров и хоров; самыми знаменитые примеры рубежа 60-х <http://ru.wikipedia.org/wiki/1960-%D0%B5> и 70-х <http://ru.wikipedia.org/wiki/1970-%D0%B5> - Atom Heart Mother Pink Floyd и второй альбом Yes Time and a Word. Обычно для изображения оркестра и хора использовался упоминавшийся меллотрон. Не такие знаменитые группы, как, например, Renaissance более тесно сотрудничали с настоящим оркестром. Такой инструментальный выбор, особенно использование оркестра, стал намного привычнее в современном прогрессивном роке.

) Использование необычной длины такта, музыкального размера или настройки инструментов. Многие композиции используют разные размеры или/и темп (например в "Thela Hun Ginjeet" King Crimson содержит участки, в которых некоторые участники группы играют в 7/8, а другие в 4/4, создавая эффект "офф-баланса").

) Соло почти у каждого инструмента. Особенно знамениты в этом смысле гитарист Стив Хоув, клавишник Рик Вэйкмен и ударник Нэйл Пирт.

) Координация внутри ритм-секции группы (обычно состоящей из басиста и ударника). Ритм-секция может использовать контртемп и другие техники в сцепке с остальной группой. Заметные примеры - музыканты Yes Крис Сквайр и Билл Брафорд или Тони Левин и Брафорд из King Crimson.

) Включение в альбомы классики. Например, Эмерсон, Лейк и Палмер использовали в своих композициях отрывки из произведений А. Коупланда, Б. Бартока, М.П. Мусоргского, И.С. Баха и других композиторов. Иногда вставляемая классика значительно интерпретируется; Jethro Tull записала версию "Бурре" Баха, превратив его в "тонкую джазовую песню для ночного клуба" (по словам Яна Андерсона).

) Эстетическое соединение музыки и других видов искусства (см. п.1.1). Некоторые группы хорошо известны оформлением своих альбомов, которое было такой же отличительной чертой группы, как и звук. Это прославило некоторых художников и студии, например Роджера Дина за его работу с Yes и Сторма Торгерсона и его студию Hipgnosis за его работу с Pink Floyd. Рисунки Р. Гигера к Brain Salad Surgery группы Emerson, Lake and Palmer и вовсе стали одной из самых знаменитых обложек. Также нельзя не упомянуть фильм The Wall по одноимённому альбому Pink Floyd, снятый Аланом Паркером с Бобом Гелдофом <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%93%D0%B5%D0%BB%D0%B4%D0%BE%D1%84%2C_%D0%91%D0%BE%D0%B1&action=edit> в главной роли.

) Использование в композициях различных звуковых эффектов. Это практически "торговая марка" Pink Floyd, для примера можно упомянуть открывающую песню альбома Dark Side of the Moon, но другие группы ими также пользовались; так, можно услышать звуки боя на сингле Jethro Tull "Warchild".

Наивысшего развития прогрессив-рок достиг в 1970е годы. До какой-то степени прогрессив-рок связан с психоделикой, экспериментированием с измененными состояниями сознания и т.д.

Хард-рок

Это понятие является весьма расплывчатым (как и многие другие термины рок-музыки). Композиции вызывают субъективное ощущение тяжести, достигаемой за счет выделения ритм-секции на передний план, что требует от музыкантов виртуозного владения своими инструментами (см. Кастальский, 1997, с.332). Все входящие в ритм-секцию инструменты напрямую связаны с мелодическим лидером - гитаристом или клавишником, поэтому здесь не может быть обособленной импровизации одного инструмента.

Фьюжн

Термин, означающий смешение нескольких стилей (применялось чаще всего к джаз-року - см. далее).

Хэви метал

М е тал или мет а лл - музыкальное <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0> направление, экстремальный вид рок-музыки <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%BA-%D0%BD-%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%BB>, возникший в конце 1960х <http://ru.wikipedia.org/wiki/1960-%D0%B5> - начале 1970х <http://ru.wikipedia.org/wiki/1970-%D0%B5> гг. Для метала характерны агрессивные ритмы <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B8%D1%82%D0%BC> и сильно искажённый гитарный <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B0> звук, достигаемый за счет использования особого гитарного эффекта под названием дисторшн (от англ. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> distortion - "искривление, искажение"). Метал имеет достаточно большое число подстилей, от сравнительно "мягких" (таких, как, например, классический хэви-метал) до весьма "тяжёлых" и неприемлемых для большинства неподготовленных слушателей (дэт-метал, блэк-метал и т.п.). Смысл и идейная направленность песен сильно разнится от направления к направлению; так, для дум-метала типичны темы печали, меланхолии и отчаяния, для блэк-метала - оккультные <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BA%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC> темы, и т.д.

Поклонников метала называют металлистами или металхэдами (англ. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> metalhead).

Существуют разные мнения относительно того, как должен называться этот стиль на русском языке (мЕтал или метАлл). Однако музыкальные направления, зародившиеся на Западе, в России традиционно получают названия, являющиеся кальками с английского (например, джаз, блюз, рок-н-ролл и т.д.). С этой точки зрения правильным русским названием данного направления является " м е тал". Кроме того, такое написание позволяет отличить название музыкального течения от класса химических элементов. В названиях подстилей почти всегда используется второй вариант (спид-метал, пауэр-метал и т.д.)

За рубежом метал зачастую называют heavy metal ("тяжёлый метал"), хотя в среде русскоязычных металлистов этим термином обычно обозначают лишь узкое направление "классического" метала (хэви-метал <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%8D%D0%B2%D0%B8-%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BB>).

В 1980-х <http://ru.wikipedia.org/wiki/1980-%D0%B5> гг. метал разделился на достаточно большое количество подстилей, сильно различающихся по своему звучанию, "тяжести" и тематике песен. Единой точной системы классификации метала не существует, но некоторые из основных и общепризнанных направлений перечислены ниже, вместе с примерами наиболее известных представителей.

Хэви-метал <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%8D%D0%B2%D0%B8-%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BB> (англ. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> heavy - "тяжёлый") - метал в том виде, в котором его создали ранние представители этого стиля, такие, как Black Sabbath <http://ru.wikipedia.org/wiki/Black_Sabbath> и Judas Priest <http://ru.wikipedia.org/wiki/Judas_Priest>.

Спид-метал (англ. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> speed - "скорость") - более скоростная разновидность метала, но также более сконцентрированная на мелодии и менее подверженная влиянию панк-рока <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BD%D0%BA-%D1%80%D0%BE%D0%BA>, чем трэш-метал. Из представителей можно назвать ранних Helloween и Blind Guardian.

Трэш-метал (англ. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> thrash - "молотить") - близок к спид-металу, с ощутимым влиянием панк-рока, имеет достаточно жёсткое, грубое, часто диссонансное <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%94%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81&action=edit> звучание и исполняется на высокой скорости. Типичные представители - Metallica, Slayer, Anthrax, Megadeth.

Пауэр-метал (англ. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> power - "мощь", "власть") - в целом уделяет несколько больше внимания мелодии <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9C%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%8F&action=edit> и исполняется на достаточно высокой скорости, как и спид-метал. Границы между этим подстилем и спид-металом достаточно размыты. Часто в пауэр-метале используются фантастические <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0> темы, особенно популярны фэнтези <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%8D%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%B7%D0%B8>-тематики. Из популярных представителей пауэр-метала можно назвать Helloween и Blind Guardian, а также Stratovarius.

Дэт-метал (англ. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> death - "смерть") - один из наиболее "тяжёлых" видов метала, является развитием трэш-метала, но исполняется с ещё большей скоростью, зачастую с использованием бласт-бита. Вокалист чаще всего использует манеру пения, называемую гроулинг (вокал, напоминающий утробный рык). Представители - Death, Morbid Angel.

Дум-метал (англ. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> doom - "судьба", "гибель") - сравнительно медленный и спокойный подстиль метала. Дум-метал обычно печален, типичной темой является потерянная любовь, тщетность бытия. Иногда, как и в дэт-метале, используется гроулинг. Из представителей можно назвать My Dying Bride и Anathema.

Блэ ́ к-ме ́ тал или просто блэк (англ. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> black metal, от black - "чёрный") - музыкальный <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0> стиль, одно из экстремальных направлений метала <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BB>.

Блэк-метал появился в начале 1980-х <http://ru.wikipedia.org/wiki/1980-%D0%B5>, а первым произведением в этом стиле считается альбом группы Venom "Black Metal" <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Black_Metal_%28%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D0%BE%D0%BC%29&action=edit>, от которого и произошло название стиля, хотя многие называют в качестве основоположника стиля группу Bathory. Блэк-метал характеризуется крайне скоростными барабанными <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D0%BD> (70-500 уд. /мин - бласт-бит) и гитарными <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B0> партиями. Звук гитар делается резким и высоким. Характерный прием игры - тремоло <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE>. Вокал обычно очень высокий (скриминг), часто встречаются вставки низкого "рычащего" вокала - гроулинга. Бас-гитара и клавишные (редко) играют вспомогательную роль в классическом блэке, тогда как в симфо-блэке клавишным уделяется большое внимание.

Блэк-метал характеризуется крайней идеологизированностью. Очень распространённой темой в блэке является "темная сторона": сатанизм, оккультизм и т.п. Довольно часто в блэке присутствуют элементы национализма <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC>. Периодически в среде исполнителей и поклонников блэк-метала происходят споры относительно того, кто из представителей стиля более привержен "настоящему" блэк-металу. Отклонения от жесткого блэк-звучания и различные эксперименты, особенно с клавишными, зачастую очень негативно воспринимаются в блэк-среде, из-за чего некоторые направления блэка (например, симфо-блэк) заслужили у "ортодоксальных" последователей блэк-метала репутацию "продажных" и "предательских".

Как и метал вообще, блэк-метал трудно классифицировать, но можно выделить некоторые заметные течения.

Прото-блэк (англ. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> proto - black metal) или классический блэк - блэк-метал в его изначальном виде, ещё не отделившийся до конца от трэш-метала. Бласт-бит прослеживается далеко не во всех композициях, вокал не слишком высокий. Сейчас почти не встречается.

Родоначальники: Thorns, Venom, Bathory, Slayer, Celtic Frost.

Типичные представители: они же.

Тру-блэк (англ. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> true black metal - "истинный блэк-метал") - наиболее мизантропичное <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F>, злобное и богохульное направление блэка. Отличается достаточно примитивной и монотонной музыкой и скудным мелодизмом. Идеологически правильными текстами в тру-блэке можно считать тексты на такие темы, как расизм <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%B7%D0%BC> и нацизм <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B7%D0%BC> (наци-блэк-метал), язычество, антихристианство, богохульство, дьяволопоклонничество, мизантропия. Стиль возник и до сих пор наиболее широко практикуется в Норвегии, из-за чего его иногда называют "норвежским блэк-металом".

Родоначальники: Mayhem, Darkthrone, Burzum.

Типичные представители: они же, также Judas Iscariot, Satyricon, Abruptum.

"Шведская волна" блэк-метала - ответвление тру-блэка, возникшее в Швеции <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B2%D0%B5%D1%86%D0%B8%D1%8F>. Особенности: профессиональное качество записи, чрезвычайно быстрые барабаны <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D0%BD>, сухой кричащий вокал <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%BB>. Представители шведской волны довольно похожи по звучанию.

Родоначальники: Marduk, Dissection.

Типичные представители: Dark Funeral, Abyss, Pest.

Симфо-блэк-метал (англ. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> symphonic black metal) - "симфоническая" разновидность блэка. Для симфо-блэка характерно широкое использование клавишных, иногда оркестровых аранжировок и женского вокала.

Родоначальники: Cradle of Filth, Dimmu Borgir

Типичные представители: Dimmu Borgir, Gehenna, Shadow Guard, Cradle of Filth, Mephistopheles, Dismal Euphony, Siebenburgen, Catamenia.

Иногда в отдельное направление выделяют т. н. дарк-метал (англ. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> dark metal, от dark - "тёмный"). Обычно этим термином называют гибридную форму блэк-метала и дум-метала. В качестве типичных представителей зачастую называют Samael и Moonspell. Однако правомерность выделения дарк-метала как отдельного направления находится под сомнением.

Джаз-рок

Яркими представителями джаз-рока были американские группы Blood, Sweat & Tears и Chicago (1967 - 1968). Первый состоял из молодых джазменов, принявших ритмику, песенную традицию и общую эстетику рок-культуры; второй был больше похож на рок-группу, добавившую секцию из трех духовых инструментов - трубы, саксофона и тромбона. Тем не менее, очень родственная музыка этих двух ансамблей породила новую, широко распространившуюся традицию аранжировки, когда при небольшом количестве духовых (3-4 инструмента) в сочетании с клавишными и гитарами за счет широкого расположения аккордов удается создать впечатление звучащего биг-бенда.

Несмотря на то, что сначала между рок - и джазовыми музыкантами была достаточно жесткая конфронтация, среди джазменов нашлись те, кто увидел возможность возрождения популярности джаза у молодежи за счет принятия эстетики, ритмики и технологии рок-музыки. Одним из первых в этом отношении был выдающийся джазовый трубач Майлз Дэвис. Кроме него, в области джаз-рока работали пианисты Чик Кориа, Кит Джеррет, гитаристы Джон Маклафлин, Карлос Сантана, скрипач Жан-Люк Понти и др. Величайшее мастерство этих музыкантов позволило им заметно повлиять как на рок-исполнителей, так и на джазистов.

Рок и симфоническая музыка

Об этом говорилось ранее (см. параграф о прогрессив-роке). Первые примеры использования симфонизма в оркестровках или перехода к камерному звучанию есть, например, у Beatles (She ’ s Leaving Home); еще один ранний пример контакта рока и академической музыки - концерт 1969 г. а Альберт-Холле с совместным участием Королевского филармонического оркестра и группы Deep Purple. При этом и рок-музыка могла оказывать влияние на академическую (см. высказывание композитора-новатора Э. Артемьева, цитируемое А. Бурлакой и А. Запесоцким).

Рок-опера

Рок-опера - пограничное явление между собственно роком, драматургией классической оперы и явлениями массовой культуры. Порой очень трудно разграничить такие явления, как рок-опера и мюзикл; последний более близок к поп - и масс-культуре, хотя использует мелодические и гармонические ходы, свойственные рок-музыке.

Классиком западноевропейской рок-оперы справедливо считается Э.Л. Уэббер, который в соавторстве с либреттистом Т. Райсом в 1970х-1980х гг. создал ряд рок-опер "Иисус Христос Суперзвезда" (во многом отражающую идеологию хиппи, позиционировавших себя в том числе как истинных христиан), "Кошки" (по стихам модернистского английского поэта Т.С. Элиота), "Призрак оперы" (по мотивам готического романа Г. Леру) айсом в 1970х-1980х гг. ся Э.Л. Уэббер, в соавторстве с либреттистом Т. ыке. ссовой культуры. ганизм подростка амбивалентный эф и др.

В России первой рок-оперой стала "Орфей и Эвридика" А. Журбина (1970е); подлинной классикой российской (советской) рок-оперы стали "Юнона и Авось" и "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" А. Рыбникова, своей популярностью обязанные (как и "Иисус Христос Суперзвезда") не только музыке и сюжету, но и ореолу скандальности, окружавшему первые их постановки.

В современной российской и западной музыке жанр рок-оперы практически "вымер", уступив место мюзиклу. Последняя не очень удачная попытка реанимировать жанр рок-оперы - проект 2004 года "Эльфийская рукопись" с участием нескольких видных отечественных метал-, панк - и трэш-групп.

Феномен русского рока

Источники происхождения русского рока - не только и не столько западные образцы, сколько авторская песня и городской фольклор (как, в общем, это имело место и на Западе). Однако в русском роке мелодия, ритм и прочие моменты, важные для западного рока (особенно арт-рока), имели второстепенное значение; на первое место всегда выходила и выходит поэзия, текст; музыка же при этом рассматривается как практически дополнительное интонационное средство.

Парадокс феномена русского рока заключается в том, что с музыкальной точки зрения он практически не исследован - зато существует масса монографий, статей и диссертаций, посвященных русскому року в поэтическом аспекте.

Парадокс русского рока еще и в том, что некоторые авторы позиционируют свое творчество как рок, хотя оно с формальной точки зрения роком не является - и при этом некоторые авторы, сами себя к року не относившие, подчас сторонними слушателями воспринимались и воспринимаются как рок (так было, например, с В. Высоцким, которого на Западе воспринимали как рок-певца, хотя сам себя он ни к какому направлению не относил).

Следующий парадокс заключается в параллельном сосуществовании в отечественной музыке "подпольного" и "официозного" рока.

В Советском Союзе история рока складывалась иначе, чем на Западе. Первые музыканты взяли в руки электрогитары в результате "культурного шока" от английского биг-бита. Многие годы прошли под знаком повсеместного и старательного копирования любимых зарубежных групп. На языках народов СССР и под оригинальную музыку рок впервые зазвучал в самом конце 60-х, и последующее десятилетие ушло на то, чтобы утвердить принцип самостоятельного творчества. Не удивительно, что все это время рок был фактически "отделен от государства" (официальным суррогатом рока были ВИА) и существовал на нелегальном положении. Лишь в 1980 г., когда огромная популярность рока и его творческие достижения стали совершенно очевидными, культурные инстанции обратили на него внимание. Огромное большинство рок-исполнителей так и осталось в "андеграунде", предпочитая безденежье посягательствам цензуры. Не имея ни малейшего доступа на фирму "Мелодия", ТВ и радио, рок-группы создали уникальную по масштабам нелегальную индустрию звукозаписи. Именно тогда, в годы "позднего застоя", социально-культурная роль рока была особенно велика и позитивна: миллионам молодых людей эти записи несли столь редкие и нужные слова правды и духовности. Институты идейно-художественного контроля (в первую очередь Министерство культуры и комсомол) без устали вели на рок административное наступление, которое достигло кульминации в 1984 году, когда весь рок был фактически поставлен под запрет, а лучшие его представители фигурировали в черных списках.

Дефицит информации и отсутствие коммуникаций между рок-центрами привели к тому, что в каждом городе, республике, регионе жанр развивался обособленно, часто принимая своеобразные формы. Не удивительно, что сложились вполне четкие понятия: "ленинградский рок", "свердловский рок" и т.д.

Феномен рок-клубов

К концу 1980х рок-клубы существовали во всех городах страны с более или менее ощутимым "рок-движением", их было около 50. Их основная задачей была всесторонняя помощь непрофессиональным группам. Как правило, вступив в рок-клуб, группа получала право на публичные выступления (по утвержденной программе) и могла рассчитывать на содействие в обзаведении репетиционной базой и аппаратурой. В отличие от государственных концертных организаций рок-клубы не были связаны в единую систему; более того, они относились к разным ведомствам - профсоюзам (Ленинград), комсомолу (Рига), городским управлениям культуры (Московская рок-лаборатория) и т.д. Формы работы и организационные структуры рок-клубов были различны, но в финансовом отношении они были полностью бесправны. Из-за этого концертная деятельность - как коммерчески наиболее выгодная - стала выходить из сферы их влияния. Рок-клубам оставалось лишь проводить мероприятия "престижного" характера: фестивали, конференции, международные встречи, а также служить центрами общения (что намного ближе к изначальному понятию "клуб").

В качестве образца истории рок-клуба можно рассмотреть историю знаменитого Ленинградского рок-клуба.

Ленинградский рок-клуб, располагавшийся по адресу ул. Рубинштейна, 13, скорее был похож на своего рода смесь ДК (с залом на 200 мест) с Союзом Композиторов со своей системой членства. Во главе клуба стоял совет, в клубе также были свой устав и статут. Внутри клуба существовали специальные места, на которых располагались сотрудники КГБ, а также представители КПСС и Комсомола, в задачу которых входило наблюдение за происходящим в клубе. Потенциально опасные с точки зрения органов музыканты, которые могли высказываться против власти или просто эпатировать публику (главным образом панк-рокеры) к участию в рок-клубе не допускались.

Впрочем, рок-клуб занимался не только чисто концертной деятельностью, но даже организовывал фестивали. Первый из них случился в 1983 г. и с тех пор считается первым официально разрешенным рок-фестивалем в СССР. С тех пор и до закрытия рок-клуба он проводился ежегодно. Именно в то время в рок-клуб открыл такие группы, как "Кино", "Алиса", "Телевизор", "Поп-механика" и др., которые впоследствии стали классиками русского рока. В середине и конце 1980-х административный контроль над ЛРК стал снижаться и в клуб были приняты те группы, которых раньше просто не могли быть туда допущены вследстствие идеологической сомнительности. Более того рок-клуб стал принимать группы и из других регионов СССР. Так, например уфимская группа ДДТ, выступив здесь, решила осесть в Ленинграде. Однако в тоже время наступившая перестройка дала и отрицательный результат для рок-клуба. Так главные "звезды" рок-клуба "Кино" и "Алиса" во второй половине 1980-х перебрались в Моск



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 675; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.171 (0.069 с.)