Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ролевая и статусная концепции личности
В научной литературе утвердилось мнение, что специальной социологической теорией личности является ролевая концепция, в понятийном аппарате которой ведущими выступают социальный статус (положение в социальной структуре) и связанные с ним требования или ролевые предписания. Роль - это ожидаемое поведение, которое мы ассоциируем с определенным статусом (о статусе см. далее). Роль позволяет мысленно формулировать поведение с тем, чтобы поступать должным образом; при этом мы анализируем подробности разворачивающейся ситуации и определяем для себя, кто что делает и где. Широко используется данное понятие в концепциях, отождествляющих жизненные ситуации с игрой и сводящие личность человека к разыгрыванию определенных стандартных ролей в стандартных ситуациях. Понятия "социальная роль" и "игра" отражают определенные повторяющиеся жизненные ситуации: например, с их помощью удается точнее описать факты приспособления человека к определенным условиям. Кроме того, ролевая теория хорошо объясняет феномены отчуждения и конформизма. Исполнение роли - фактическое поведение лица, обладающего каким-либо статусом. В реальной жизни часто имеет место расхождение между тем, как люди должны поступать, и тем, как они поступают на самом деле. Кроме того, люди по-разному реализуют права и обязанности, ассоциируемые с их ролями. Один и тот же статус может иметь некоторое число связанных с ними ролей, образуя ролевой набор. (Например, статус студента включает в себя роли ученика, сокурсника других студентов, болельщика, читателя и т.д.). Роли выполняют функцию норм, определяющих наши обязанности - действия, которые на законных основаниях могут требовать от нас другие люди, а мы - требовать их от других. Каждая роль имеет по крайней мере одну ответную и связанную с ней роль. Взаимодействие индивидов в группах осуществляется через сеть ответных ролей. Ролевые отношения связывают нас друг с другом потому, что права на одной стороне взаимоотношения Различают 2 типа социальных ролей - конвенциональные и межличностные. Первые означают предписанный образец поведения, которое ожидается и требуется в данной ситуации; вторые определяются взаимодействием людей друг с другом. Играние роли (по Шибутани) - это организация поведения в соответствии с групповыми нормами, принятие роли - требование к действующему лицу, чтобы оно всегда представляло себя на месте другого человека, чтобы стремилось вообразить, как оно само выглядело бы с точки зрения другого человека.
Конфликты и противоречия между людьми нередко являются результатом непонимания ими ролей друг друга. В отечественной научной литературе второй половины XX в. теория социальной роли представлена рядом работ. Много внимания разработке концепции социальной роли уделял И.С. Кон. Указывая на широкое распространение и многозначность понятия роли, И.С. Кон выделяет: обыденное сознание, где "быть в роли" - значит притворяться, играть, сознавая искусственность собственного поведения; социальную психологию, которая использует это понятие для описания повторяющихся, стандартизированных форм и методов поведения; социологию, в которой понятие социальной роли обозначает безличную социальную функцию и норму, выполнение которой обязательно для тех, кто занимает данную позицию. И.С. Кон отмечает, что прежде, чем отреагировать на внешний стимул, человек должен согласовывать свою реакцию с логикой принятой на себя роли; процесс формирования личности, по Кону, означает ее вживание в различные социальные роли. Социальную роль личности в единстве с ее социальным положением наиболее полно и объемно выражает понятие "социальный статус личности". Оно удачно соединяет и функциональную, и оценочную стороны, показывает, что личность может делать, что она делает, каковы результаты ее действий и как они оцениваются другими людьми, обществом. Обычно статус личности связывается с ее правами и даже с привилегиями. Но к правовой стороне социальный статус не сводится. Социальный статус - это соотносительное положение (позиция) индивида или группы в социальной системе. Понятие социального статуса характеризует место личности в системе общественных отношений, ее деятельность в основных сферах жизни и, наконец, оценку личности со стороны общества, выражающуюся в определенных количественных и качественных показателях (зарплата, премии, награды, звания, привилегии), а также самооценку, которая может совпадать или не совпадать с оценкой общества или социальной группы.
Низкая статусная самооценка обычно связана со слабой сопротивляемостью внешнему влиянию, с конформизмом. Высокая самооценка, напротив, чаще связана с активностью, предприимчивостью, уверенностью в своих силах, жизненным оптимизмом. Исходя из этого есть смысл ввести понятие статусной самооценки как сущностной черты целостной личности, несводимой к отдельным функциям и действиям человека. Если сформированная личность взрослого человека обладает устойчивыми характеристиками индивидуального стиля, то черты еще незрелой личности ребенка больше проявляются как свойства темперамента, на базе которого еще предстоит сформироваться личности в процессе социализации. Однако именно устойчивые свойства личности не позволяют социуму целиком поглотить индивидуальность, а ситуативные факторы не приводят к непрерывным изменениям. У ребенка влияние социума в качестве морального цензора в основном вызывает противодействие в силу непосредственного побуждения к свободе и независимости, а ситуативные аспекты в виде соблазна реализовать свои желания и потребности подталкивают их к импульсивным поступкам. При отсутствии развитого внутреннего самоконтроля у детей в большей степени, чем у взрослых проявляется тот тип переживания и поведения, который определяется ведущей индивидуально-личностной тенденцией. Интеграция личности в целое реализуется через самосознание, самооценку и самоконтроль, составляющие реальное "Я" человека, в то время как его идеальное "Я" определяет направление, в сторону которого движется личность в процессе самосовершенствования. У ребенка самосознание формируется через сравнительный анализ своих чувств, мнений и поступков с переживаниями, мыслями и поведением окружающих лиц, однако личность еще слабо интегрирована, в связи с чем в переживаниях и поведении преобладают черты темперамента. Однако индивидуально-типологический стиль как врожденная черта характера уже отчетливо намечен. В формировании характера в качестве базовых свойств выступает врожденный темперамент, а в качестве интегрирующего фактора - стиль воспитания, идущий от окружающих взрослых: мать, отец, учителя. Понятие субкультуры Для того, чтобы осознать себя как личность, практически любой подросток претерпевает два противонаправленных процесса: демонстративно отрицает то, что соотносит с миром "взрослых", осознаваемым им как враждебный, ложный и даже опасный (в том числе и такие бесспорно необходимые для социализации и бесспорные в нравственном отношении понятия, как ответственность за свои поступки, созидательный труд, уважение к старшим и т.д.), и при этом не менее демонстративно выказывает свою принадлежность к "своей стае", "тусовке", той или иной субкультуре. Среди лозунгов, популярных у "неформально мыслящей" молодежи, равно в ходу и деструктивные, провозглашающие право индивидуума противопоставлять себя всему миру, и призывы к единению, типа "Мы вместе" (однако это единение распространяется только на "своих" - разделяющих такие же взгляды, слушающих такую же музыку и т.д.).
Субкультура (лат. "суб" - под, ниже) - особая культура, созданная замкнутыми группами населения, как правило, противопоставляющими себя "толпе", "серой массе", и вследствие этого характеризующаяся своеобразной "элитарностью" и содержащая набор особых кодов и символов, распространяющихся на многие аспекты жизни ее носителей - от особого языка до манеры одеваться. К субкультуре примыкает понятие контркультура. Контркультура - это сфера активности тех, кто резко порывает с культурой, пытаясь создать нечто новое путем отрицания старого. К контркультуре относились и относятся различные авангардистские течения. В музыке можно выделить 2 типа протеста: художественно-эстетический и социально-политический. Первый связан с деятельностью новаторов, имеющих профессиональную подготовку в рамках традиционной культуры, но в чем-то "переросших" эти рамки; второй (т. н. соц-арт) - с отрицанием самого принципа профессионализма (см. напр. выше о панк-роке). Основным "врагом" субкультуры является массовая культура, в том числе ее музыкальное проявление - поп-музыка. "Попса" (жаргонное название поп-музыки) в рок-среде является чуть ли не самым обидным словом (ср. сатирическую композицию Ю. Шевчука "Попса" и его же Интернет-акции против поп-звезд, альбом одной из рок-групп "Непопса" и даже песню автора-исполнителя Т. Шаова "Былина о попсе" с использованием элементов тяжелого рока и словами "То не выпь кричит в лесу, не медведь ревет, не рыдает кикимора поганая - то из чащи из густой, из гнилых болот приползла на Русь Попса окаянная"). Критика, предъявляемая деятелями рок-культуры к "попсе", вполне обоснованная (зомбирование слушателя пустыми текстами и примитивными мелодиями, агрессивная навязчивость звучания поп-композиций на различных радиостанциях, подчеркнутая установка на "коммерцию" и успешность на рынке сбыта и т.д.) - хотя иногда складывается впечатление, что рок-исполнители порой неоправданно суровы к "попсе" в отношении коммерциализованности последней, поскольку многие рок-исполнители сами перешли из андеграунда в мейнстрим и используют гонорары от выступлений и продажи аудиопродукции и атрибутики как источник постоянного дохода. Возможно, право критиковать поп-музыку за "продажность" имеют исключительно те рок-группы, которые сознательно не делают исполнительство источником средств к существованию, выступают в небольших клубах и исполняют экспериментальную музыку или музыку с остросатирическими социальными текстами.
В СССР молодежные субкультуры, содержащие в себе протест против официоза, навязываемой "сверху" системы ценностей, воспринимаемой многими (даже не входящими в эти субкультуры) как ложная и лицемерная, возникли в период т. н. "оттепели" (рубеж 1950х-60х гг.). Самой известной (в том числе скандально) была субкультура "стиляг", характеризующаяся броскими, яркими и нарочито карикатурными элементами в одежде (яркие галстуки, узкие брюки, особые прически и т.д.), увлечением "прогрессивной" западной музыкой (джаз, рок-н-ролл), подчеркнуто прозападными вкусами - что во многом было, конечно, игрой по определенным правилам, сознательным эпатажем и провокацией, что характеризует практически любую молодежную субкультуру. Иногда ошибочно считается, что "стиляги" принадлежали к слою обеспеченной молодежи; на самом деле это движение затрагивало самые разные слои общества. Определенные элементы характеризующего стиляг дресс-кода могли содержаться и в одежде бедной учащейся и работающей молодежи - например, узкие брюки или самодельные толстые подошвы ботинок; точно так же различные по социальному и экономическому рангу слои молодежи - от детей состоятельных родителей до полунищих выходцев из деревни, после армии перебравшихся в город - могли увлекаться рок-н-роллом как танцевальным или музыкальным стилем. Нельзя сказать, чтобы эта субкультура, характеризующиеся определенной элитарностью, долго сохраняла свою закрытость. Так, многие "стиляжские" песни стали впоследствии достоянием школьного фольклора: песни "Вот получим диплом…", "Шестнадцать тонн - опасный груз" и другие были известны школьникам еще на рубеже 1980х-90х гг. При этом в мелодике сохранялся их джазовый характер (так, достаточно трудная для исполнения мелодия песни Sixteen Tones, с ее большими интервальными скачками, характерными для спиричуэлса, сохранилась в школьном фольклоре практически без изменений). Хотя такой переход из одной среды в другую связан, возможно, с тем, что "стиляжский фольклор" переходил от родителей к детям в семье, а через детей из семьи в детские коллективы (детский сад, школа, пионерский лагерь, санаторий). Многие отечественные субкультурные молодежные движения 1970х-2000х являются прямым заимствованием из одноименных западных субкультур (панки, хиппи, металлисты, готы, растаманы, рейверы, рэперы и т.д.). Во многом социальные слои, дающие людские ресурсы для этих движений, в России и на Западе в принципе совпадают: так, панки и рэперы - выходцы из бедных семей, чувствующие свою ущербность и обездоленность; хиппи - дети интеллектуалов, рэйверы - выходцы из богатых семей, могущие себе позволить посещение танцевальных вечеринок и т.д. Причем представители современной молодежной субкультуры могут наследовать принадлежность к этой субкультуре от родителей (так, хиппи вряд ли можно назвать молодежным движением, поскольку в него входят люди среднего и старшего возраста - причем даже в большем количестве, чем молодежь). Также субкультуры могут вырастать из других субкультур, приобретая независимость и постепенно все более теряя сходство с субкультурой-источником. Так, движение толкинистов (поклонников творчества Дж.Р. Толкина) во многом выросло из движения хиппи, дав, в свою очередь, начало движению "ролевиков" (любителей ролевых игр на литературные и исторические сюжеты), которое, в свою очередь, повлияло на приобретающее все больший размах и уже сейчас с "ролевым" движением имеющее мало общего движение реконструкторов, которое в настоящий момент становится все более, с одной стороны, "академическим", с другой - коммерческим, балансируя между прикладной исторической наукой и шоу-бизнесом. Такое же маргинальное положение занимает близкое к реконструкторскому движение любителей исторического и кельтского танца (в Петербурге представленное школой "Виланелла", клубами "Мирквуд", "Кейли-клуб", "Хампти-Дампти" и т.д.).
Каждой субкультуре, помимо дресс-кода и кодекса поведения, свойственно иметь в качестве организующей и направляющей силы какое-либо музыкальное направление. Наиболее "аморфным" в этом отношении оказывается движение "ролевиков", культовой музыкой для которых являются одновременно русский рок, а также фолк-рок и арт-рок, как западный классический (Deep Purple, Jethro Tull) и современный (Silly Wizard, In Extremo), так и музыка отечественных "клубных" команд (Mervent, Ad Libitum, Рада и Терновник, Сказы Леса и т.д.); обработки кельтской народной музыки; рок-аранжировки музыки Средневековья и Возрождения (Blackmore’s Night, Corona Borealis etc.) или эта же музыка в "аутентичном" исполнении с использованием старинных инструментов, некоторые образцы авторской песни (В. Высоцкого, М. Щербакова), а также особый вид авторской песни - т. н. "менестрельство". Так называется творчество бардов-ролевиков, сюжетами которого являются либо реминисценции тех книг или исторических событий, по которым проводится та или иная игра, либо реальные курьезные случаи, произошедшие с теми или иными деятелями этого движения на той или иной игре. Собственно музыкальная составляющая таких песен практически ничем не отличается от "традиционной" авторской песни: как правило (исключения достаточно редки), ограниченный набор аккордов и как следствие - ограниченный набор тональностей (ля минор, ми минор, до мажор), узкий диапазон и простые, но "красивые" и запоминающиеся мелодические ходы (следствие вокального непрофессионализма как исполнителей, так и целевой аудитории, также воспринимаемой как потенциальные исполнители), стандартные размеры (4/4, реже 6/8). В творчестве менестрелей широко применяются приемы пародии, перепева, музыкальных или текстовых цитат (многие "классические" тексты этого жанра - переделки народных песен, советских песен, песен из кинофильмов, даже рок-баллад). Практически творчество менестрелей - это переходное явление между собственно авторской песней, русским роком и фольклором, так как в текстах менестрелей совершенно отчетливо заметны свойственные фольклору формульность, наличие топосов (общих мест, составляющих необходимый элемент композиции) и т.д. Использование пародий и перепевов тоже роднит этот вид песенного творчества с фольклором, особенно фольклором 20 века. Достаточно вспомнить переделки "Катюши" военных лет или едкие полузапретные пародии на "Хороши весной в саду цветочки", "Крутится, вертится шар голубой" и т.д.; вторичность некоторых подобных песен уже не ощущается - как, например, практически никто не знает источник популяризованной "Митьками" военной песни "На поле танки грохотали" (вариант о летчиках - "Нас извлекут из-под обломков") - шахтерской песни конца 19 века о погибшем во время обвала "молодом коногоне". Наиболее же последовательной и цельнооформленной является субкультура так называемых гóтов (от gothic), регламентирующая как выбор музыки для прослушивания, так и одежду, макияж и даже общее состояние духа. Представители готов слушают немецкую и скандинавскую рок-музыку "готического" направления, которое близко к арт-року (повышенное внимание к вокальной технике, иногда - участие оперных певиц в качестве вокалисток (Nightwish), использование инструментов симфонического оркестра, а иногда и исключительно "классические" инструменты в составе группы (квартет виолончелей Apocalyptica), виртуозная техника игры), но отличается от него тем, что присущие многим направлениям рока депрессивность, мрачность, эстетизация зла и тьмы в текстах и музыке "готических" групп доводятся до крайности и почти до абсурда. Приверженность субкультуре готов выражается через простой и очень яркий дресс-код: использование в одежде предметов исключительно черного цвета (а также ношение в качестве верхней одежды длинных пальто и кожаных плащей), из аксессуаров - исключительно украшений под серебро, чаще всего подвесок в виде черепов, драконов, перевернутых распятий, кельтских крестов и т.д.; особая любовь к боди-арту (татуировки, пирсинг), что, возможно, реанимирует архаическое назначение татуировки и пирсинга - свидетельство прохождения инициации, признак готовности и умения переносить физическую боль; макияж, близкий к театральному гриму, используемый лицами обоего пола и подражающий облику "вампира" (бледное лицо, "запавшие" глаза, обведенные черным, кроваво-алые губы), а также окрашивание волос в черный цвет.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.237.255 (0.011 с.) |