Жанры древнерусского певческого искусства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жанры древнерусского певческого искусства



 

Разнообразна судьба памятников древнерусской музыкальной письменности. Одни произведения были непосредственно связаны с литературными сочинениями, другие произведения древнерусских распевщиков не имели отношения к конкретным событиям, но занимали на протяжении веков важное место в практике православного богослужения.

В соответствии с общим направлением в развитии древнерусской музыкальной культуры происходило зафиксированное в многочисленных рукописных кодексах формирование и развитие отдельных жанров, и циклов песнопений.

Древнерусское певческое искусство традиционно рассматривается в системе гимнографических жанров, перешедших к нам из Византии при принятии христианства. Но под воздействием византийской жанровой системы на Руси сложился новый тип певческой культуры.

Наиболее полно вновь созданные произведения представлены в корпусе песнопений, посвященных событиям отечественной истории. Они складывались в характерной для средневековья традиции культа святых и местных празднований господских и богородичных икон. По стереотипу византийской службы в день празднования того или иного святого использовались песнопения разных жанров. Наиболее многочисленную группу песнопений составляли стихиры. По месту в службе, по структуре текста и распева стихиры подразделялись на несколько разновидностей и записывались в специальной певческой книге, дошедшей до нас в сотнях списков XI - первой половины XVII века, имеющей название «Стихирарь месячный», а во второй половине XVII века трансформируется в книгу «Трезвоны», бытование которой простирается у старообрядцев до наших дней. Преобладающая часть этих певческих книг дошла до нас в записи крюковой - знаменной, путевой, демественной - нотацией, небольшая часть - в нотолинейной записи конца XVII - первой половины XVIII века.

«Стихирарь месячный» - это богослужебная рукописная книга устойчивого состава, содержащая произведения одного музыкально-поэтического жанра - стихиры на праздники календарного круга церковной практики Древней Руси от 1 сентября до 31 августа.» Она более других певческих книг (Ирмология, Октоиха, Триоди) отражает события отечественной истории.

Слово «стихира» - греческого происхождения и может быть переведена как «ряд, строка, стих». Стихира определяется как «хвалебная благодарственная песнь» с элементами повествования о подвигах воспеваемого в ней святого, иногда с драматургическими элементами, с элементами монолога или диалога персонажей.

Стихиры составляют только один жанр древнерусского певческого искусства, но встречается большое разнообразие форм - от простейших кратких песнопений, исполнявшихся на подобен, до развитых и сложных композиций.

В терминологии стихираря песнопения подразделяются на жанровые разновидности по месту в службе дня и по структурно-интонационным соотношениям с исходным каноническим стереотипом.

Стихиры, следующие группами, разделяются на «подобные» и «самогласные». Оба указания пишутся при первой из трех стихир и относятся ко всей группе напевов. Стихиры, имеющие указание «подобны», подобны друг другу и восходят к соответствующему самоподобну, указанному в заголовке стихиры, имеющие указание на самогласен, различны по напеву в рамках одного гласа. «Подобные» стихиры имеют строчную форму - пять, шесть или больше строк. Последование «подобных» стихир образует форму повторного строения (т.к. стихиры сходны по напеву). Последование «самогласных» стихир образует форму более динамическую с элементами репризности.

Вторую жанровую подсистему составляют славники. Это - наиболее масштабные стихиры, протяженные и выразительные по напеву, мелизматического и силлабо-мелизматического стиля. Для них характерны образы славления, торжества, праздничности.

Стихиры на русские праздники звучали на всем протяжении исторического существования древнерусского певческого искусства, охватывая все его стили: знаменный распев, элементы кондакарного пения, путевой и демественный распевы, демественное многоголосие, барочный концерт.

Песнопения русских праздников определялись интонационным словарем эпохи и слагались по законам гимнографических жанров. Основная интонационная сфера песнопений - знаменный распев с его системой гласов, попевок, ладовых особенностей монодического стиля, структурой типовых композиций. Вместе с тем в этих стихирах заметны индивидуальные элементы музыкального языка.

Эти песнопения бытовали в церковной традиции, когда за стенами храмов жила народная эпическая традиция: звучали былины и исторические песни, посвященные образам народных богатырей-заступников, сказания об исторических событиях прошлых времен.

Святые Древней Руси, как и богатыри, тоже были ее заступниками, ангелами воинства небесного, охранявшими русскую землю. Поэтому эпическая мощь слышится и в стихирарях на русские праздники. В певческом стиле, формировавшемся в храме на протяжении веков, все песенные достижения народного искусства получали новое развитие.

Следующий предмет исследования - жанр Блаженн. Песнопения, входящие в нотированные Октоих, Триодь и Обиход и определяемые в нем термином «Блаженны», связаны с сюжетом о «благородном разбойнике», изложенном в апокрическом «Исправлении о двою разбойнику». События повествования охватывают два момента: первый связан с бегством Иосифа с Богородицей и младенцем в Египет, когда они попадают в руки разбойников; второй - с распятием Христа, когда по обе стороны креста по приказу Пилата были распяты два разбойника - сыновья пленивших в свое время Иосифа. Один из них - «благоразумный разбойник», когда-то вскормленный Богородицей, уверовал в божественное происхождение Христа. Это событие и послужило сюжетной основой для песнопений, носящих название «Блаженны».

Блаженны составляют третий из «изобразительных», то есть прославляющих антифонов, исполняющихся на второй части Литургии Иоанна Златоуста (так называемой Литургии оглашенных) и звучащих во время Малого Входа.

Кроме основного названия «Блаженны» песнопения в рукописях назывались ирмосы, самогласники. У Никольского они отличались как тропари. «Тропарь (tpoпаpiov - обращаю) - церковное песнопение. Стихи, следующие за ирмосом в каноне, называются тропарями потому, что они обращаются к ирмосу, ведут от него ряд мыслей и в самом пении подчиняются ритму и току ирмоса. Тропари или песни, встречаемые вне канона и составленные без подражания ирмосам, так названы потому, что для пения они обращаются к данному гласу в неделе. В содержание их входит молитвенная песнь, выражающая сущность празднуемого и воспоминаемого священного события или изображающая главные черты жизни и деятельности прославляемого святого».

Термин «Блаженна» - самоназвание песнопений и не имеет прямого отношения к его содержанию, как это происходит в некоторых жанрах, например, в богородичнах, к функции, выполняемой в службе, как в стихирах; к форме песнопений, как в антифонах. Оно происходит даже не из самого песнопения, а из предшествующего ему текста. В этом плане «Блаженны» близки к типу песнопений, которые получили название по факту следования за каким-то эпизодом в службе. К произведениям такого же типа могут быть отнесены, например, стихиры на «Господи воззвах», которые поются после псалма 120 «Господи воззвах». Поэтому черт жанровой характеристики термин «Блаженна» не содержит.

Определение этих песнопений как ирмосов (как и тропарей) происходит в переносном смысле, т.к. не составляют канона. Ирмос - это первый тропарь в песне канона, который будучи сюжетно связан с соответствующей библейской песнью, увязывает ее по содержанию с другими тропарями.

Определение «самогласник» по отношению к Блаженнам тоже дает информацию только о музыкальном содержании песнопений - самостоятельном, не связанным с принципом пения «на подобен».

В наибольшей степени жанровая суть может соответствовать признакам лишь тропаря во втором его значении (тропарь вне канона, где предполагается «молитвенная песнь, выражающая сущность воспоминаемого события») хотя такое содержание вполне распространено в стихирах и в других произведениях.

Если при определении жанра отдельных песнопений приходится исходить из самоназваний, то определение всей группы песнопений в целом как цикла базируется на понятиях музыки Нового времени. Применение термина «цикл» по отношению к произведениям церковно-певческого искусства обсуждается в исследовательской литературе.

Песнопения церковно-певческого искусства, объединенные каким-либо одним названием и выписанные вместе, в одной группе, в строгой восьмигласовой или жанровой последовательности в практике богослужения не обязательно используются сразу все подряд, что характерно для циклов в музыке Нового времени. Их звучание в богослужении часто разделено, по меньшей мере, неделей, и соединение песнопений одного вида вместе - это не более чем форма записи, абсолютно не меняющая принципа песнопения.

Но возможно рассматривать группу произведений одного вида (или одного названия) именно как цикл независимо от того, выписаны ли произведения вместе или раздельно. Дело здесь не только в том, что они посвящены одному сюжету и используются в одной и той же ритуальной ситуации, хотя и это существенно. Древнерусские мастера рассматривали их как единую группу песнопений. Подтверждением этому служит то, что изменения некоторых эпизодов затрагивало всю группу произведений одновременно.

Связанность песнопений одним сюжетом или одной идеей, исполнение их в один и тот же момент богослужения, привнесение нововведений одновременно во все произведения позволяют называть эту группу циклом.

Жанр «Блаженн» - один из многочисленных видов песнопений, употреблявшихся в православном богослужении. Они возникли в середине XVI века и принадлежали к будничным произведениям. Высшей точкой в эволюции монодии стало создание самостоятельного распева Блаженн. Создание уже многоголосных интерпретаций этого цикла песнопений происходило аналогично интерпретациям монодийным: общая структура и принцип звучания сохранялись, а новации касались мелодико-ритмической варьированности оборотов. В результате монодия и многоголосие оказались подчинены традиции церковно-певческого искусства.

В русской музыке есть удивительные творения, в которых раскрыт внутренний мир человека. Эти произведения связаны с воплощением горестных переживаний, плача, слез.

Образы плачей - в литературе, изобразительном искусстве, музыке - пронизывают русскую духовную культуру особой интонацией сострадания, сочувствия. Наименее известны плачи в древнерусской профессиональной музыке. Выделив в древнерусском певческом искусстве песнопения, литературный текст которых представляет собой плач, обнаруживается, что эти песнопения имеют различную предназначенность, относятся к разным видам служебных песнопений (стихиры, тропари, крестобогородичны) или выходят за рамки богослужения (покаянные и духовные стихи). Эту группу песнопений можно обозначить термином «песнопения-плачи».

Многие из них принадлежат к древнейшим по происхождению памятникам древнерусского певческого искусства. Уже старейшие отечественные певческие рукописи (с XII в.) содержат эти песнопения. Значительное число плачей фиксируется в певческой книге Триодь Постная.

С рубежа XV-XVI вв. в певческих рукописях их количество значительно возрастает. Распеваются новые тексты плачей, которые раньше лишь читались. С конца XV века начинает формироваться внебогослужебная лирика (покаянные стихи), в которой важную роль играет изображение психологических состояний плача, рыдания, слез.

Традиция древнерусских плачей была продолжена в старообрядческом песнетворчестве (в духовных стихах); по-новому отражаются сюжеты и образы плачей в музыке иной традиции, испытавшей разнообразные воздействия - в многочисленных кантах и псальмах XVII-XVIII вв.

Целая группа древнерусских песнопений связана с сюжетом «Плач Богородицы». Оплакивание Богородицей, стоящей у креста с распятым Христом, страданий своего сына, - одно из ключевых событий в священной истории.

В отличие от многих других древнерусских плачей, представляющих собой плач-покаяние (Плач Адама и др.), Плач Богородицы связан не с покаянием, а с оплакиванием. Оплакивание - это не плач о себе, а проявление сострадания к кому-то другому.

Плач Богородицы - редкий образец плача-оплакивания в древнерусской музыке, в отличие от большого числа покаянных плачей. Это объясняется природой плача-оплакивания. Если плачи-покаяния непосредственно связаны с книжными источниками, с нравственным учением христианства, то оплакивание уходит корнями в язычество. В народных похоронных причитаниях, отразивших древнее языческое миросозерцание, смерть изображается не вестником покоя и радости, как рисует ее Христианство, а заклятым врагом человечества.

В религиозной традиции мог оплакиваться только одни человек - Христос. Близость Плача Богородицы народной традиции, общепонятность чувства скорби матери, оплакивающей смерть своего сына, - обусловили жизненность и распространенность этого сюжета в певческом искусстве.

В церковной музыке Древней Руси существовало большое количество песнопений о Плаче Богородицы. Значение Плача Богородицы в древнерусском певческом искусстве определяются тем, что песнопения на данный сюжет входили в состав богослужений почти каждого дня в течение всего церковного года. Особое значение песнопения о Плаче Богородицы приобретают во время великого поста, когда вспоминаются крестные муки Христа (и оплакивание его Богородицей).

В древнерусской музыке есть как песнопения, непосредственно посвященные интересующему нас сюжету (крестобогородичны, тропари и стихиры из службы Страстей Христовых), так и памятники, включающие в себя Плач Богородицы в качестве фрагмента. К таким относится, например, стихира на целование плащаницы в Великую Субботу «Придите, ублажим Иосифа приснопамятного…».

Большим разнообразием, обширностью отличаются крестобогородичны - песнопения, само название которых раскрывает сюжетную ситуацию: Богородица у креста. Крестобогородичны подборки появляются с середины XVI века - в период расцвета древнерусского певческого искусства.

Крестобогородичны пелись на все восемь гласов древнерусского осмогласия. В рукописях они помещались в составе певческих книг Октоих и Триодь Постная, в подборках, которые могли составлять самостоятельный раздел певческого сборника. Со второй половины XVI века оформляется и терминология (название «крестобогородичен»).

Единичные песнопения встречаются уже в рукописях с XV века. В них указывается, когда следует петь тот или иной крестобогородичен (с различной степенью подробности может указываться только день недели или день и место в службе). Крестобогородичны предназначались для исполнения на вечерних богослужениях во вторник и в четверг, и на утренних в среду и пятницу. Наибольшее количество крестобогородичнов относится к пятнице (пятница - день Страстей Христовых).

Наблюдения над музыкально-графическим материалом имеющихся списков крестобогородичнов обнаруживают наличие двух различных традиций распевания данных текстов. Первая из них, старшая, характеризуется строгой силлабичностью (одному слогу текста соответствует один певческий знак), большой редкостью фитных знаков.

Другая традиция, появившаяся в XVII в., связана с более дробным членением литературного текста, возрастанием внутрислоговой распевности, количества фитных и лицевых начертаний.

Появление новой традиции распевания крестобогородичнов связано не только с общими тенденциями развития певческого искусства в сторону большей распевности и сближения с народнопесенными интонациями.

История жизни каждого текста индивидуальна. Разные напевы одного текста предназначались для исполнения в разные дни. Ряд распевов крестобогородичнов образует группы, обнаруживающие заметное мелодическое сходство, как бы распетые на один образец - «подобен». Однако наличие подобна, за исключением единичных случаев, в рукописях не отмечается.

Можно проследить развитие распева крестобогородичнов на примере двух памятников. первый пример представляет собой самый ранний известный крестобогородичен «Видяши тя распинаема», глас 6. Второй пример - крестобогородичен восьмого гласа «Агница (юница) нескверная юнеца видящи на древе».

Первый пример принадлежит к старшей традиции «озвучивания» текста: большинство знамен - единогласостепенные; отсутствуют фиты. Симптоматично значительное количество стопиц - речитативных знаков.

Во втором примере другая картина. Мелодико-графический материал во всех списках (от середины XVI в. до конца XVII в.) проявляет стабильность. интонация плача придает песнопению индивидуальность и своеобразие.

В этих примерах интонаций мы видим плавность поступенного движения, скачков мало. В основном это восходящие и нисходящие секундовые интонации (плача), опевания.

В другой группе интонаций крестобогородичных напевов отличается поступенными нисходящими интонациями в монологах Богородицы.

Нисходящие секундовые интонации можно рассматривать как интонации плача, стона.

Рассмотрение музыкально-поэтического цикла крестобогородичнов позволяет назвать его значительным памятником древнерусской церковной лирики, который отразил появление новых элементов музыкального стиля. (Это было общей тенденцией исторического развития знаменного распева.) Отражая общее развитие древнерусского певческого искусства, крестобогородичные распевы характеризуются и своими тенденциями. Это проявилось в оформлении «плачевых» интонаций, связанных со спецификой поэтических текстов.

В средневековом певческом искусстве Плач Богородицы развивался исключительно в формах богослужебного монодического пения. Этот первый этап завершился к концу XVII века. Второй этап (XVIII-XIX вв. принадлежит иной исторической эпохе, когда закончился период русского средневековья, и в музыкальном искусстве получили развитие новые формы и стили, в значительной степени обусловленные западноевропейским влиянием.


Песнопения русским святым

Песнопения о Киевской Руси

 

Для того чтобы представить себе певческое искусство той эпохи в его звучании, необходимо увидеть своими глазами сохранившиеся храмы Киева, Чернигова, Полоцка, Новгорода, Владимира. Нужно охватить мысленно всю эту красоту, чтобы осознать, что такое великолепие храмового пространства должно быть заполнено столь же величественной и прекрасной музыкой.

В певческих рукописях конца XI-XVII вв. содержится более двадцати певческих циклов, посвященных домонгольской Руси. Круг их сложился в два этапа: первый ограничен эпохой домонгольской Руси, второй период приходится на XV-XVII вв.

В Киевской Руси возникли службы Борису и Глебу, Феодосию Печерскому, Евфросинии Полоцкой. В списках XIV-XVII вв. сохранились циклы князю Владимиру, Леонтию Ростовскому, княгине Ольге, Антонию Печерскому.

Естественнее всего начать список русских праздников службой княгине Ольге. Это самая древняя русская святая. История этих песнопений загадочна.

Все выявленные списки относятся к последней четверти XVI-XVII вв. В рукописи РНБ, КБ 586/843 текст относятся к концу XVI, а нотация (в разделе песнопений княгине Ольге) - к первой половине XVII века.

Музыкальное содержание может быть восстановлено по нотации, выписанной над текстом песнопений. Аналитическое соотнесение текста с напевами (нотацией) дает исследователю ключ к раскрытию поэтической формы. Наполнение этого текста музыкальным временем звучания обнаруживает мастерское владение древнего автора энергетикой ритма.

Язык песнопений службы Ольге дает основания отнести этот текст к раннему этапу развития русской гимнографии. Возникнув как произведение высокого певческого искусства, служба Ольге не стала, тем не менее, распространенной в XII века и лишь в единичных списках перешла в традицию XVI-XVII веков.

Культ Ольги сочетался с культом князя Владимира, подобно культу византийских святых Константина и Елены. Княжение Владимира (980-1015) знаменовалось объединением русских земель и расширением пределов государства. До наших дней служба князю Владимиру дошла в списках XIII-XVII вв.

Культ Бориса и Глеба был установлен в память о русских князьях, безвинно погибших в княжеской междоусобной борьбе за Киевский престол в 1015 г. Их покорная смерть была осмыслена как подвиг не противления. В службах Борису и Глебу воспевается непобедимость святости, братолюбие, а значит, причастность к божественной благодати.

Датировка культа и произведений об этих святых составляет сложный вопрос. Она колеблется от 20-х годов XI века до 1072 года. Старшие списки стихир сохранились в служебной минее конца XI-начала XII веков. Корпус песнопений Борису и Глебу только по спискам XII века содержит 24 стихиры, 2 канона, 3 кондака, икос, седален и светилен. Как памятники певческого искусства песнопения Борису и Глебу изучены слабо.

Феодосий Печерский - известный деятель XI века. Он имел большое влияние на общественно-политическую жизнь своего времени. Велика роль Феодосия в организации певческого профессионального искусства: Ему пришлось вводить на Руси Студийный Устав, а значит и репертуар уставного пения. Древние списки Феодосию Печерскому содержатся в следующих рукописях: самогласной стихире «Придете сътьцемся» - РНБ. Соф. 384, Л. 97 - 97 об (СК, №54).

К числу древнейших оригинальных отечественных памятников относится цикл Евфросинии Полоцкой, которая внесла большой вклад в культуру Киевской Руси. Ею были основаны два монастыря в Полоцке, и по ее заказу создавались ценнейшие произведения прикладного искусства.

Наиболее полный цикл песнопений этой святой представлен в стихирарях РНБ, КБ 586/843 (конец XVI века).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.37.169 (0.035 с.)