Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Об иерархии жанров в древнерусской службе
В процессе исследования древнерусского певческого искусства как целостной художественной системы возникает вопрос о ее жанровом содержании, о существовании в рамках этой системы музыкально-литературных форм, наделенных определенными жанровыми признаками. Исследования древнерусских песнопений в качестве отдельных элементов целого с точки зрения их жанрового содержания затруднены. Это связано с тем, что «наименования песнопений, исторически сложившиеся в певческой практике, далеко не всегда являются жанровыми дефинициями. Многие песнопения получили свое название на основе внемузыкальных и внелитературных признаков. Отдельные наименования связаны с определением места песнопений в службе: задостойники, например, используются вместо пения «Достойно есть», прокимны (в переводе с греческого - впереди лежащие) поются перед чтением Святого писания, причастны распеваются во время причащения служителей в алтаре. В названиях других песнопений на первый план выходит способ исполнения (антифоны - попеременно двумя ликами), катавасия - (греческое - нисхождение - на середине храма двумя ликами вместе) или его условия (при исполнении сидальнов и кафизм дозволялось сидеть). Это привело к тому, что некоторые исследователи пришли к выводу о зависимости жанровых определений только от функции, которое то или иное песнопение несло в церковной службе. Между тем древнерусские мастера, создавая службу, приуроченную к какому-либо празднику церковного календаря, стремились к достижению ее художественной цельности. Служба была призвана прославлять святого, удивить слушателя его святостью. Она складывалась из разнородных частей в определенной последовательности, направленной на сохранение внимания прихожан. Создатели службы знали, какое место займет песнопение, наделенное определенными выразительными средствами, в общем контексте службы. Необходимо установить наличие в древнерусском певческом искусстве жанровой дифференциации, определяющейся не только функцией песнопения в богослужении, но и его музыкально-литературным содержанием. Это содержание складывается из взаимодействия литературного начала, основанного на понятийном языке, и музыкального (непонятийного). Поэтому в песнопениях заключено два типа информации - понятийный и эмоциональный. «Их взаимодействие, являя собой необходимое условие существования такого синкретического вида художественного творчества, как древнерусское певческое искусство, создавало качественно новый феномен, в котором на первый план выходила либо понятийная, либо эмоциональная информация.» иногда их соотношение достигало равновесия.
Кроме выяснения жанровых различий, необходимо выстроить эти жанры в виде определенной иерархической системы, в которой местоположение песнопения предопределено использованными в нем средствами выражения. Обобщения и выводы можно провести на исследовании песнопений Вечерни и Утрени из службы ко дню памяти русского князя Михаила черниговского и его боярина Феодора (20 сентября). Для того, чтобы выявить жанровые определения среди наименований песнопений Вечерни, нужно привести полный их перечень. Вся последовательность песнопений Вечерни сводятся к следующим наименованиям: кафизма, стихи псалмов, стихиры («На Господи воззвах», «На стиховне»), прокимен, тропари, «припев» (наименование, данное исследователями строкам, завершающим кафизму, - «Слава отцу и сыну и святому духу» (I-ая его часть), «И ныне, и присно, и вовеки веков» (2-ая), - и не является самостоятельным песнопением. Сама же кафизма представляет собой подборку псалмов. Стихом псалма является также прокимен, распевающийся перед чтением Святого писания. Таким образом, все многообразие песнопений Вечерни при рассмотрении с точки зрения их содержания подразумевает более узкий круг: стихира, тропари и распетые стихи псалмов. На Утрене кроме стихир, тропарей и стихов псалмов особую форму представляет собой канон, в котором заключен целый ряд песнопений, имеющих разные наименования: ирмос, тропарь, богородичен, катавасия. Несмотря на различные наименования, все эти песнопения близки по своему содержанию, так как распеваются по образцу ирмоса. Поэтому основные средства выражения канона заложены именно в ирмосе. Следовательно, данные песнопения следует считать исходными для выявления жанрового содержания канона.
Из всего многообразия названий песнопений, содержащихся в двух частях службы в качестве жанровых определений, выделяется несколько: стихира, тропарь, распетые стихи псалмов, ирмос. Сюда же можно включить так называемые междопеснии (поющиеся между песнями канона), кондак и светилен. Каждое из этих песнопений наделено определенным типом выразительности, имеет свое, закрепленное Уставом, место в службе и занимает определенную ступень на иерархической лестнице, в виде которой можно расположить все жанры. Нижние ступени данной лестницы будут представлены чтениями, которые представляют собой важный конструктивный и смысловой элемент в службе. Способ исполнения чтений - просодия, чтение нараспев, является особым выразительным средством, которое, контрастируя с предыдущими и последующими за ними распеваемыми текстами, в то же время не выбивается из общей линии следующих друг за другом элементов, так как в основе чтений лежит то же певческое начало, что и в остальных звеньях, составляющих службу. Следующие ступени займут стихи псалмов. На самый нижний уровень будут помещены краткие песнопения, состоящие из одного стиха (строки текста), предшествующие каким-либо другим песнопениям или чтениям. Сюда можно отнести стихи «Господи, воззвах…», «Бог, Господь…», прокимны, причастны. Всем этим песнопениям присущи общие черты: 1) форма - стих псалма; 2) тип распева - силлабический (слог - знак); 3) способ исполнения - хор с участием прихожан. Такие песнопения призваны сконцентрировать внимание слушателей для восприятия следующего материала. В то же время они являются носителями коллективно - личностного начала: в этих стихах псалмов заключено обращение к Богу от лица каждого участника действа (певчего и прихожанина). На несколько более высоком уровне находятся стихи псалмов, заключенные в более крупную форму, такую, например, как кафизмы. Они складываются из трех антифонов (каждый антифон называется иначе «славой», так как заканчивается «Слава Отцу и Сыну…»). В названии антифон отражен способ исполнения - стихи псалмов поются поочередно каждым ликом, в припеве оба лика объединяются в совместном звучании. Прихожане в исполнении кафизм, как правило, не участвуют. За кафизмами Уставом закреплено определенное место в службе: начало Вечерни (1-й антифон 1-й кафизмы «Блажен муж») и начало Утрени, где распеваются остальные кафизмы в установленном Уставом порядке, в соответствии с днем недели. Тип распева, характеризующий кафизмы - силлабо-мелизматический с непродолжительными внутрислоговыми распевами. Следующую ступень в иерархической лестнице занимает канон. Вся крупномасштабная его композиция разделяется на девять песней, а основное литературно-музыкальное содержание каждой песни в концентрированном виде находится в начальном ирмосе. Все песнопения канона, за исключением междопесней, сходны в следующем: они небольшие и не сложные по форме (часто одночастные). Для них характерно повествовательное начало, изложение какого - либо события. Отсюда и преобладающий тип распева - силлабический, так как материал здесь подчинен необходимости четкой подачи слова. Лишь в последних песнях изредка появляется фита, вкрапливаются мелизматические участки. Песнопения в каноне исполняются антифонно - поочередно обоими ликами, за исключением катавасии, которая исполняется обоими ликами на сходе на середине храма.
Стихиры - песнопения, представляющие более высокий уровень по отношению к предыдущему. Термин объединяет явления, различающиеся по некоторым признакам: стихиры, поющиеся на подобен и входящие в микроциклы из трех стихир «на Господи, воззвах», «на стиховне», «на хвалите»; входящие в микроциклы, но самогласные стихиры и, наконец, славники - еще более самостоятельные по распеву (не выходящие в микроциклы) и торжественные песнопения. Они займут соответствующие ступени иерархической лестницы. Внизу будут находиться стихиры, распевающиеся на подобен с их тесной зависимостью друг от друга и от образца, далее - самогласные стихиры и, наконец, славники. Но все они имеют сходные черты: чаще всего трехчастную форму, силлабический тип распева со значительными участками мелизматики - фитами, распевающимися в кульминационных участках формы. Следующие ступени займут тропари, кондаки и светильны. Эти песнопения отличаются от предыдущих своим обобщающим по содержанию, эмоционально приподнятым характером. Поэтому им соответствует тип распева с протяженными внутрислоговыми распевами. Причем в каждом последующем по уровню песнопении (тропари - кондаки - светильны) мелизматика занимает все более и более значительное место. Эти песнопения предназначались для сольного исполнения. Поэтому они значительно сложнее других жанров. Важным является и то, что эти песнопения появляются в кульминационных участках службы. Тропари - в местных кульминациях (в конце Вечерни и начале Утрени); кондаки на более значительном участке - в каноне; светильны становятся главной кульминацией службы, подготовленной всем предыдущим развитием литературно-музыкального материала. Таким образом, основные жанры древнерусского певческого искусства, выстраиваясь в определенной иерархической последовательности, представляют собой систему, каждый уровень которой отличается от других особенностями литературного и музыкального содержания: преобладанием в нем понятийной или эмоциональной информации, личностного или общественного значимого начала. Причем «личностное начало чаще выражается в песнопениях, предназначенных для хорового исполнения, внеличностно-объективное - в сольных».
Сольное, антифонное и совместно-хоровое исполнение связано с разными ступенями жанровой иерархической лестницы. В этом можно провести параллель с представлениями средневекового человека о небесной иерархии, в которой верхние ступени занимают единичные персонажи - Бог Отец, Христос, Богородица, ниже - располагаются апостолы, пророки, святители, воины, мученики, причем в изображениях каждый нижеследующий ряд более многочисленен. «Это - одно из свидетельств единства художественного метода древнерусского мастера, будь он распевщик или иконописец, опоры на некие устойчивые представления, своеобразно воплощающиеся в различных явлениях художественного творчества.» С понятийной и эмоциональной информацией, носителем которой является древнерусское песнопение, связан тип распева, свойственный каждому жанру: понятийная информация передается силлабическим типом распева, эмоциональная - мелизматическим. Между ними находятся промежуточные этапы. И, наконец, в соответствии с уровнем песнопений, они занимают и определенное место в службе: песнопения нижних ступеней - в начальных и развивающихся участках службы, верхних - в кульминационных. Таким образом, определенный тип выразительности, свойственный песнопениям, находящимся на разных уровнях жанровой иерархии, предоставляет возможность составителям службы использовать их в необходимых моментах драматического развертывания. Осмысленное применение разножанровых песнопений и, соответствующих им типов выразительности, их чередование в службе позволяло древнерусским мастерам создавать художественно цельное произведение, которым являлось богослужебное действо.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.125 (0.008 с.) |