Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Некоторые особенности Русской духовной музыки x- XVII вв.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Православная музыка - область духовной культуры общества. Как и все музыкальное искусство, духовная музыка многофункциональна. В ней можно выделить два аспекта: часть музыкальной культуры и форма богослужения. С первым аспектом, более широким, связаны ее общечеловеческие ценности - эстетические и нравственные. Со вторым, более узким по значению, религиозные. В чем же состоят особенности древнерусской духовной музыки? Во-первых, это особый внутренний строй, собранность, а главное чистота и открытость. Никакой фальши, лицемерия, недосказанности. Во-вторых, эта музыка не допускает крайностей, излишней эмоциональности, чувствительности. Весь диапазон чувств, настроений, мыслей - от скорби, печали до радости и ликования - не переходят границ дозволенного, когда не разрушается гармония музыкальной ткани. Именно гармония - лежит в основе духовной музыки. Никакой чрезмерной экспрессии, эмоциональных взрывов, потрясений, диссонирующих звучаний, острого ритма, резкой угловатой мелодии. Ничего броского, вычурного, внешнего. Все соразмерено и упорядоченно. Музыка призывает человека к гармонии с миром, к гармонии своих чувств и мыслей, она настраивает на покой, сосредоточенность. Традиционный стиль древнерусской духовной музыки отличается возвышенно-суровым звучанием, спокойно-размеренным ритмом, пластикой мелодий. В ней отсутствует внутренний конфликт, в ней нет борьбы противоположных сил. Слушая церковное пение, человек ощущает себя частью мироздания, частью великой гармонии мира. Первоосновой духовной музыки является каноническое слово. Поэтому каждое песнопение - это распетая молитва. На один текст молитвы в разные времена, неизвестными и известными распевщиками было сложено множество песнопений. Наиболее важные признаки духовной музыки: ) она является частью богослужения, частью церковного культа, его художественного комплекса и выполняет в нем соответствующую функцию; ) в основе духовной музыки лежит строгий канонический текст молитвы, поэтому исполнение ее в церкви строго регламентировано по времени суток, дней недели и года; )песнопения исполняются без инструментального сопровождения; ) колокольные звоны - единственно возможные музыкальные инструменты в православной культуре. Древнерусские служебные песнопения, как правило, речитативны, с несложным мелодическим и ритмическим рисунком, достаточно просты для хорового исполнения. В них главным является канонический текст, а музыка призвана только распеть слово. Стили церковной музыки связаны с двумя эпохами ее исторического развития - до середины XVII века и после. Стиль древнерусской церковной музыки конца Х-ХVII вв.- знаменное пение. Оно не однородно. Один из типов знаменного распева - столповой. Его характеризуют следующие особенности: на один слог текста приходится два - три, реже четыре тона. В мелодию могут включаться мелизматические вставки - фиты. Столповой распев отличается множеством разнообразных попевок и богатством ритмического рисунка. Главные певческие книги - Ирмологий, Октоих, Триодь, Обиход, Праздники - распеты этим типом знаменного распева. Другой тип - малый знаменный распев. Речитативный в своей основе, он используется главным образом в ежедневных службах. Возникновение «большого» знаменного распева относиться к XVI веку. К его творцам относят знаменитых распевщиков Федора Крестьянина, Савву Рогова и их учеников. В середине XVI века знаменная запись обогащается введением киноварных помет. В отличие от знамен, писавшихся краской, пометы изображались красной - киноварью и указывали на точную высоту звучания. Это изобретение принадлежало новгородскому распевщику Ивану Шайдурову. Знаменный распев послужил основой путевого и демественного распева, а также сохранился в качестве тематизма в партесном пении. Кроме знаменного было известно одноголосное кондакарное пение. Его своеобразие заключалось в торжественности и праздничности. Кондакарное пение просуществовало лишь до конца XIV века. Сложный мелодический рисунок имел демественный распев. Его создателем считают главу школы московских распевщиков Василия Рогова. Кондакарное и демественное пение использовалось по случаю торжества и праздников. Имя Василия Рогова связывают и с первым церковным многоголосием - строчным пением, характерной особенностью которого было двух-трехголосие, записанное знаменами в два - три ряда над текстом, при этом все голоса развивались параллельно основному - среднему голосу. Партесное четырехголосное пение было завезено на Русь в середине XVII века. Как и знамени, оно не имело инструментального сопровождения, в нем сохранялась система осмогласия. Простейший вид партесного пения - гармонизация знаменного распева, помещенного в теноровую партию. Для записи партесного пения потребовалась пятилинейная нотация, получившая название «киевское письмо», в котором ноты имели квадратную форму. Одновременно с партесным четырехголосным пением на Руси появляются новые распевы - киевский, греческий, болгарский, которые наравне со знаменным утверждаются в качестве тематической основы церковного пения. Все эти распевы подчиняются системе осмогласия. Завершая обзор стилей церковной музыки, можно обратиться к высказыванию В. Мартынова: «Сейчас в нашем богослужебном пении безраздельно властвуют европейские законы построения мелодии, принесенные к нам в середине XVII века с Запада и сводящиеся к трем основным положениям: линейной нотации, контрапунктической технике и тонально-гармонической системе… Светское пение в церкви чуждо молящейся душе, оно не питает и не насыщает ее духовно». Таким образом, Мартынов считает, что истинным русским пением является знаменное и его необходимо восстанавливать и возрождать, как и старинные иконы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.19.89 (0.008 с.) |