Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формы передачи органам местного самоуправления государственных полномочийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В современных условиях особую актуальность приобрела проблема взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации. Основной формой их взаимодействия становится институт наделения последних отдельными государственными полномочиями. В современной теории муниципального управления предусматриваются две основные формы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями: передача полномочий и делегирование полномочий. Под передачей полномочий понимается способ регулирования полномочий органа местного самоуправления, при котором какое-либо полномочие органа государственной власти исключается из его компетенции и включается в компетенцию органов местного самоуправления. При этом срок такой передачи, как правило, не оговаривается. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, как правило, происходит в форме передачи полномочий. Делегирование полномочий - это предоставление органам государственной власти принадлежащего ему права решения какого-либо вопроса органам местного самоуправления на один раз, на определенный срок или бессрочно. Исходя из этого, следует обратить внимание на различия в содержании понятия «передача полномочий», которая происходит на постоянной и безусловной основе, расширяя перечень вопросов ведения муниципального образования, и «делегирования полномочий», которое осуществляется на временной основе с соблюдением определенных требований, расширяя лишь компетенцию отдельных муниципальных органов. Возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями закрепляется, как уже ранее отмечалось, в Конституции Российской Федерации. До сих пор на федеральном уровне вопрос о порядке передачи (наделения) местных органов власти отдельными государственными полномочиями практически не регулировался. Регламентировалось законодательно только то, что передача отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления должна осуществляться одновременно с передачей необходимых для их осуществления денежных средств. Законодательство Российской Федерации в настоящее время называет наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями различными терминами: «наделение», «делегирование», «передача», «возложение» и «предоставление». Такое многообразие в терминологии данного института объясняется социально-политическими факторами. При введении новых терминов в законодательство необходим комплексный подход: лингвистический анализ, учет международного опыта в этой сфере, использование сложившегося в отечественной юридической науке понятийного аппарата. Впервые термин «наделение отдельными государственными полномочиями» появился в Конституции Республики Татарстан от 6 ноября 1992г., согласно которой указывалось, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, а реализация переданных полномочий подконтрольна государству . Аналогичная формулировка была закреплена впоследствии в ч. 2 ст. 132 Конституции РФ и основных законах субъектов Российской Федерации. Однако следует отметить, что в начале 90-х гг. XX в. в Российской Федерации не было формальных оснований для введения самого понятия «наделение отдельными государственными полномочиями» ввиду его отсутствия как в конституционных актах прошлых лет, так и в Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985г. Логично было бы иное: чтобы законодательная власть РФ, изучив зарубежный опыт, использовала бы правовые категории, применяемые, например, в той же Европейской хартии местного самоуправления, текст которой содержит упоминание о возможности «предоставления органам местного самоуправления в соответствии с законом полномочий для выполнения конкретных задач», а ниже сообщается о возможности делегирования полномочий органам местного самоуправления. Следовательно, в данном случае понятия «предоставление» и «делегирование» используются как синонимы. Термин «наделение» получил дальнейшее закрепление в Федеральном законе от 28 августа 1995г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а затем в пришедшем ему на замену одноименном Федеральном законе от 6 октября 2003г.. В Законе 1995г. нет специального раздела, посвященного наделению органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (возможность их передачи была обозначена лишь термином «наделение», который употреблялся в тексте четыре раза). В Законе 2003г. есть уже специальная глава «Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями», в которой понятие «наделение» употреблено не менее десяти раз. В то же время использован и термин «передача»: согласно п. 8 ст. 19 федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, предусматривающие передачу отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления. Как видно, понятия «передача» и «наделение» применяются в качестве слов-синонимов. В законодательных актах субъектов РФ, принятых после введения в действие Конституции РФ, для обозначения данного правового института используется ряд понятий: «наделение», «делегирование», «передача», «возложение» и «предоставление». При этом следует заметить, что все они употребляются как вместо термина «наделение», так и одновременно с ним, как-то: «возложение и наделение» (Республики Башкортостан и Калмыкия, Смоленская область); «делегирование и наделение» (Республика Адыгея, Архангельская, Орловская, Рязанская, Самарская области); «передача и наделение» (Республика Коми, Алтайский край, Амурская, Иркутская, Кемеровская, Нижегородская, Тверская, Ярославская области); «возложение, наделение, передача» (Коми-Пермяцкий автономный округ, Красноярский край, Курганская, Тульская области); «возложение, делегирование, передача» (Костромская, Ростовская области); «делегирование, наделение, передача» (Республики Алтай и Мордовия, Вологодская, Ивановская, Ленинградская области); «наделение, передача, предоставление» (Краснодарский край, Кировская область); «возложение, делегирование, наделение, передача, предоставление» (Пермская область). Попробуем определить по толковым словарям русского языка семантику каждого из названных терминов (см. таблицу № 1 (Приложении № 2 к настоящей к дипломной работе). В таблице приведены лишь те определения, которые наиболее подходят к рассматриваемой нами теме. Как видно, рассматриваемые понятия по смыслу фактически тождественны, поскольку их содержание, как правило, раскрывается посредством друг друга. Во избежание односторонности анализа рассмотрим толкование этих же терминов в юридических энциклопедиях и словарях. Так, в Большой юридической энциклопедии дается разъяснение только одному сложносоставному понятию - делегированию полномочий, обозначающему уступку одним государственным органом другому государственному органу некоторых исключительных полномочий. В данном определении под делегированием полномочий понимается возможность их передачи только в системе органов государственной власти (одно- и разноуровневых). Особое значение в определении понятия «наделение» в Основном Законе имеют решения Конституционного Суда РФ, так как именно Суд является основным «интерпретатором» Конституции. Например, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2000г. № 15-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 года используется понятие «наделение»: «Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем...» В названном акте Конституционного Суда наряду с термином «наделение» широко применяется понятие «передача». Оно встречается и в Постановлении Конституционного Суда РФ от 24 января 1997г. № 1-П по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике»: «Муниципальным органам могут быть посредством закона переданы отдельные полномочия». Как мы видим, в Постановлениях Конституционного Суда РФ, так же как и в Конституции РФ, используются термины «наделение» и «передача», которые рассматриваются как синонимы. Иные понятия в отношении передачи отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления не используются. Большинство юридических словарей либо избегают рассматриваемых нами терминов, либо упоминают лишь один из них. В Словаре по конституционному праву Российской Федерации под делегированием понимается поручение (передача) одним органом другому рассмотрения и разрешения вопросов своей компетенции (на постоянной основе, на определенное время, на один раз). Аналогичное определение зафиксировано и в Энциклопедическом словаре по конституционному праву. В Словаре по конституционному праву «делегирование полномочий» рассматривается как передача полномочий одним органом другому. Интересны результаты исследований и отдельные комментарии к Конституции РФ, где также отсутствует единое понимание данной формулировки. Трактуется, что наделение полномочиями может осуществляться в двух формах: посредством передачи или в результате их делегирования. Передача представляет собой способ регулирования полномочий органа местного самоуправления, при котором какое-либо полномочие государственного органа исключается из его компетенции и включается в компетенцию органов самоуправления. Специфика же делегирования заключается в том, что предоставление государственным органом принадлежащего ему права решения какого-либо вопроса органам местного самоуправления осуществляется на один раз, на определенный срок или бессрочно. В Научно-практическом комментарии к Конституции Российской Федерации (под ред. В.В. Лазарева) отмечается, что, рассматривая понятие «наделение», следует иметь в виду, что речь идет о временном или постоянном делегировании полномочий, но не о полной передаче их органам местного самоуправления. В комментариях к Конституции РФ поочередно встречаются понятия «наделение» и «передача», которые рассматриваются авторами как синонимы. Одновременно через понятие «делегирование» была обозначена возможность передачи органами местного самоуправления на основании договора своих полномочий органам государственной власти. Эти примеры свидетельствуют о том, что в Словаре по конституционному праву Российской Федерации и комментариях к Конституции используются разные подходы к трактовке понятия «наделение». Как видно, многие ученые-авторы при определении передачи отдельных государственных полномочий используют понятие «делегирование». На наш взгляд, это не совсем корректно. Если обратиться к конституционному праву зарубежных стран, то мы встретим термин «делегированное законодательство». Большая юридическая энциклопедия определяет делегированное законодательство как нормативные акты органов исполнительной власти, которые издаются по делегации парламента по вопросам, входящим в их компетенцию, и имеют силу закона. Такое делегирование является по своей сути передачей права на принятие законов государственному органу (в частности, правительству), который в соответствии со своей компетенцией такими правами не обладает. Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что делегирование представляет собой наиболее широкое понятие, предполагающее передачу обширного круга полномочий по сравнению с наделением отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления. Таким образом, можно прийти к выводу, что использование термина «делегирование» в данной области представляется не совсем удачным. Следует отметить, что в научном сообществе также нет единого понимания соотношения понятий «наделение» и «делегирование», «наделение» и «передача», «делегирование» и «передача» государственных полномочий. В научной литературе сложилось несколько основных подходов: вышеперечисленные категории тождественны; данные категории являются различными понятиями; «делегирование» и «передача» - элементы наделения государственными полномочиями; «передача» - родовое понятие по отношению к видовым понятиям «наделение» и «делегирование»; вместо понятия «наделение» более удачным представляется использование термина «делегирование государственных полномочий». Таким образом, можно сделать вывод, что ключевым понятием в законодательстве Российской Федерации, передающим истинный смысл данного правового института, является термин «наделение», а также понятие «передача», зафиксированное Конституцией РФ и Федеральным законом от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ. Как уже было сказано выше, региональное законодательство в различных вариантах применяет термины «наделение», «делегирование», «передача», «возложение» и «предоставление», хотя следует отметить, что в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации воспроизводятся известные федеральные понятия «наделение» и «передача». Такое многообразие в терминологии института «наделение отдельными государственными полномочиями» является объективным на период его становления. Однако при введении новых терминов в законодательство необходим комплексный подход: лингвистической анализ, учет международного опыта в этой сфере, использование сложившегося в отечественной юридической науке понятийного аппарата. Итак, следует констатировать, что, во-первых, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями называется в современной отечественной правовой системе следующими терминами: «наделение», «делегирование», «передача», «возложение» и «предоставление». Во-вторых, понятие «наделение», означающее предоставление в распоряжение, поручение кому-нибудь другому, в федеральном законодательстве заменяется, как правило, термином «передача», а в региональном - понятиями «делегирование», «передача», «возложение» и «предоставление».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.46.129 (0.006 с.) |