Современный репертуар кураиста-исполнителя Роберта Юлдашева 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современный репертуар кураиста-исполнителя Роберта Юлдашева



 

«Курай должен услышать весь мир!» - поставил перед собой цель юный

Роберт Юлдашев еще в студенческие годы. Сегодня этот инструмент покоряет музыкальные подмостки не только России, но и Англии, Франции, Италии, Греции, Австрии, Голландии.

Народный артист Башкортостана Юлай Гайнетдинов, учитель Роберта Юлдашева, был счастлив увидеть, как московский зритель овацией встретил курай.

Роберт благодарен своим учителям, посвятившим его в тайны музыки. Именно они научили его не только играть, но и, опираясь на древнюю школу, найти свой творческий путь

Послушав, любое произведение в исполнительстве Роберта Юлдашева чувствуется, как сильно любит он свой дар, свой природный талант, поэтому следить за его творчеством и радостно, и интересно. Радостно потому, что от его игры получаешь положительную энергию, чувствуешь воодушевление - душа становится чище и богаче.

Он - мастер. Любимую музыку он доводит до зрителя в любом настроении. Именно поэтому его естественная мелодия совмещает в себе и глубокую силу, и тонкое чувство.

Чтобы покорить зрителя содержательной, потрясающей игрой, необходимо и самому быть духовно созревшим. Этого достичь в один день невозможно. Чтобы быть настоящим кураистом, мало играть на курае. Курай - это не только музыкальный инструмент, это - сама суть башкирского народа, святая его реликвия, голос наших прародителей. В кураисте должны воплотиться душа, ум, мудрость, зов предков. Роберту удалось вобрать в себя все качества настоящего кураиста. Именно поэтому он держит себя на сцене свободно и уверенно. Он с кураем «на ты». Играет воодушевленно, самозабвенно и даже у тех, кто видит курай впервые, пробуждает к нему любовь. У кураиста Роберта Юлдашева есть еще одна отличительная черта - он играет на курае не только традиционную музыку, но и мелодии башкирской, русской, зарубежной эстрады, а также классические произведения, из которых у него собран отдельный альбом.

Роберт сумел найти общий язык с кураем, и поэтому его игра воспринимается как дуэт кураиста и инструмента.


 

Заключение

 

Курай возник в древности в культуре скотоводческого населения на территории прародины тюркских народов - Южной Сибири и Алтае. В период Великого переселения народов вместе с волнами миграции тюркских племен южносибирско-центральноазиатского происхождения, в составе которых находились древние башкирские племена, курай был привнесен на территорию Южного Урала. История развития курая в культуре башкир насчитывает многие столетия, в ходе которых курай стал важнейшим средством воспроизводства культуры, мощным этнокультурным символом, способствующим формированию и укреплению этнической идентичности. Неизменная любовь башкир к кураю, бережное хранение традиций изготовления, развитие системы подготовки музыкантов, формирование культуры исполнительского мастерства привели к образованию целого пласта в истории и культуре народа. Несмотря на все угрозы исчезновения и забвения, которые сопровождали курай в течение истории его развития, музыкальный инструмент сумел не только сохранить, но и преумножить свою роль в культуре башкирского народа, в XX в., выйдя на уровень профессионального искусства.


Список литературы

 

. Беляев В. М. О музыкальном фольклоре и древней письменности. - М.: Сов. композитор, 1971. - 234 с.

. Беляев В.М. Реконструкция башкирского курая // Проблемы музыкального фольклора народов СССР. Статьи и материалы. М. Музыка, 1973. С. 351-355;

. Башкирская народная инструментальная культура: этноорганологическое исследование. - Уфа: Изд. БГПУ, 2006. -156с. (10,0 п.л.).

. Башкирские народные музыкальные инструменты: Учебное пос. для студентов муз. факультетов педагогических вузов по специализации № 030710 «Фольклорный ансамбль» и среднего проф. обр. по специализации №031002 «Фольклорное творчество». 4.2. -Уфа: ООО Вагант. 2004. - 36с. (2,2. п.л.).

. Гайнетдинов Ю. И. Курай и кураисты. - Уфа: «Мир планеты», 2011. - С. 102 (на башк. языке).

. Гайнетдинов Ю., Ахметжанова Н., Рахимов.Р. Башкирские народные музыкальные инструменты -Уфа: РНМЦ, 1989.-20 с. (на рус. и башк. яз.).

7. Зелинский Р.Ф. Башкирское народное музыкальное искусство. IV том. Инструментальная музыка. Уфа: Гилем, 2003.- с.86.

8. Ильясов Т. Т. Техника изготовления башкирского национального музыкального инструмента курай: история развития. / Т. Т. Ильясов // История науки и техники. - 2009. - № 5 спецвыпуск № 2. - С. 15-20.

9. Ильясов Т. Т. Башкирский национальный музыкальный инструмент - курай: к истории происхождения. / Т. Т. Ильясов // Вестник Челябинского государственного университета. История. - 2009. - вып. 34. - № 28 (166). - С. 35-38.

. Ильясов Т. Т. История курая в устном народном творчестве башкир / Т. Т. Ильясов // Урал - Алтай: через века в будущее: материалы III Всероссийской тюркологической конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Н. К. Дмитриева, г. Уфа, 27 -28 июня 2008 г. - Т. 2. История, философия, социология, фольклористика, искусствознание - Уфа: Деловая династия, 2008. - С. 78-80.

. Ильясов Т. Т. Национальный музыкальный инструмент - курай в коллекции Этнографического музея им. профессора Р. З. Янгузина Башкирского государственного университета / Т. Т. Ильясов // III Русановские чтения: всероссийские общественно-исторические чтения имени Владимира Николаевича Русанова, г. Оса, 22 августа 2008 г. - Пермь: РИО ПГПУ, 2008. - С. 89-90.

. Ильясов Т. Т. История возникновения некоторых видов башкирского музыкального инструмента - курай / Т. Т. Ильясов // Актуальные проблемы исторической науки: международный сборник научных трудов молодых ученых. - Вып. 5. - Пенза: ГУМНИЦ, 2008. - С. 66-68.

. Ильясов Т. Т. Башкирские музыкальные инструменты в русской литературе / Т. Т. Ильясов // Материальная культура башкир и народов Урало-Поволжья: материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения Мирзы Гизитдиновича Муллагулова, г. Уфа, 24 октября 2008 г. - Уфа: Гилем, 2008. - С. 144-147.

14. Ильясов Т. Т. Башкирский национальный музыкальный инструмент - курай - в современной музыкальной культуре. / Т. Т. Ильясов // Технико-экономические и социально-правовые аспекты развития особо охраняемого региона: Материалы 3-й международной научно-практической конференции преподавателей и студентов, г. Ессентуки, 23-24 апреля 2009 г. - Ессентуки: Бланкиздат, 2009. - С. 34-36.

. Камаев Ф.Х. Напевы курая: фольклорный сборник. Уфа: Башкнигоиздат, 1991.

. Классификация башкирских народных музыкальных инструментов // Третьи Лазаревские чтения: Традиционная культура сегодня: теория и практика: материалы Всерос. науч. конф. с междунар. участием. Челябинск, 21-23 февраля 2006 г.: в 3 ч. / гл. ред. проф. В.А.Михнюкевич; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск.

. Кубагушев А.М. Традиционные башкирские народные инструменты. - Уфа, 1997. - С. 15.

. Лебединский, Л.Н. Башкирские народные песни и наигрыши. Изд. 2-е и доп. Текст. / Л:Н. Лебединский. - Mi: М., 1965. - 245 с.

. Рахимов Р.Г. Башкирская народная инструментальная культура: этноорганологическое исследование. Уфа: изд-во БГПУ, 2006. 156 с.

. Рыбаков С.Г. Курай, башкирский музыкальный очерк // Русская музыкальная газета. 1896. №1, январь. С. 35-52.

. Современные башкирские народные музыкальные инструменты // Всеросс. науч.-практ. конференция «Проблемы интенсификации музыкально-эстетического воспитания».

. Сулейманов Г.З. Курай. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1985.-115с.

. Скурко Е.Р.Башкирская академическая музыка. Традиции и современность / Е.Р. Скурко. Уфа: Гилем, 2005. - 320 с.

. Фактура башкирской инструментальной монодии. Фольклорное исследование. - Уфа: Узорица, 2001. - 130 с. (9,1 п.л.).

. Чекановска А. Музыкальная этнография: методология и методика. М.: Сов. композитор, 1983. - 190 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.006 с.)