Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Традиционное исполнительство

Поиск

 

Система обучения игре на музыкальных инструментах у башкир находилась в сфере народных традиций педагогики и музыкального воспитания. Процесс обучения на курае начинался с младших возрастов и продолжался до конца жизни кураиста. Игра на курае зависит от комплекса факторов: физическое здоровье исполнителя, его возраст, эмоциональное состояние, техника владения амбушюром, аппаратом, дыханием. В процессе развития курая в культуре башкир сформировались следующие типы традиционного обучения: 1) внутрисемейное обучение детей родителями или старшими детьми; 2) обучение у известных мастеров-кураистов; 3) самообучение и самосовершенствование.

На курае играли в основном мужчины, что определялось сложностью игры. Для игры на курае требовалась хорошая физическая подготовка. Но существовало и женское исполнительство. В башкирском фольклоре и русской литературе встречаются примеры женского исполнительства. На рубеже XIX-XX вв. жила известная исполнительница Г. Нурмухаметова. Народные мелодии стали даже распределяться по гендерному признаку - женщины-исполнительницы стали подбирать определенные мелодии, более пригодные для женского исполнения. Однако женское традиционное исполнительство на курае не стало широко распространенным явлением.

Мастерство кураистов традиционно определялось во время состязаний, конкурсов, на народных праздниках. Порядок проведения состязания кураистов заключался в многоступенчатой системе отбора со сложными заданиями, которая свидетельствовала о профессиональном характере подготовки музыкантов. Важнейшим фактором оценки мастерства выступала память и широта репертуара кураистов. Сформировались следующие критерии для оценки мастерства музыкантов: 1) способность тянуть долгое дыхание при исполнении протяжных мелодий; 2) при исполнении мелодий умение «воссоздавать» былые исторические картины, образы, памятные страницы из истории народа; 3) приглашение на свадьбу и праздники как фактор признания мастерства кураиста.

В рамках культуры башкир курай стал исполнять важные функции: художественно-эстетическую, эмоционально-психологическую, сигнально-коммуникативную, знаковую, воспитательную, демонстративную. Курай использовался при разрешении спорных вопросов и определении зон влияния различных групп. Во время соревнований, когда борцы, танцоры, певцы, музыканты не могли одержать убедительную победу, победителя выявляли при помощи курая.

В мифологическом сознании курай наделялся волшебными свойствами, ему приписывали магическую, гипнотическую и целительную силу: он был наделен защитными свойствами от злых духов, волшебными способностями сигнализировать о жизни, либо смерти своего хозяина. Этот инструмент часто был спутником путешественников, считалось, что его мелодия может спасти от беды. По стоимости курай был равен целому хозяйству: дому, одной голове скота. Известно о его сигнальной функции: звуками могли сообщить о приближающейся опасности.

Выделяются две основные формы применения курая: обрядовая и внеобрядовая.

) Обрядовая. В системе традиционных обрядов курай занимал важное место. Исполнители-кураисты играли роль передатчиков родовой информации, трансляторов народных традиций, духовных ценностей башкир. Кураисты, независимо от их социального статуса, исполняли важные функции внутри общины, представляли свой род и племя во время йыйынов, праздников, различных собраний. При оглашении имен прибывших представителей родов отдельно представляли кураистов - участников состязаний. Кураисты принимали активное участие в календарных и хозяйственных обрядах (сабантуй, «грачиная каша», «кукушкин чай», охотничий обряда «медвежья свадьба» и др.). Во время исполнения этих обрядов кураисты соревновались в мастерстве. Практически все значимые семейно-бытовые обряды сопровождались игрой на курае, задорный, протяжный либо грустный голос инструмента (в зависимости от обряда) был неотъемлемым музыкальным фоном в течение всех мероприятий.

) Внеобрядовая форма. Во все время применения инструмента курай традиционно продолжал использоваться в военной сфере, хозяйственной деятельности и охоте: для успокоения скота и управления стадами, подачами условленных сигналов, отпугивания хищных животных и т. д.

Таким образом, в традиционной народной культуре башкир, в обрядовой системе, хозяйственной деятельности и военном деле кураю принадлежало ведущее место. Инструмент использовался практически во всех сферах жизни. Народная поговорка: «Где башкир, там курай», в значительной степени отражает роль инструмента в жизни башкир.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.117 (0.005 с.)