Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исторические сведения о происхождении кураяСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Музыкальные инструменты типа продольной флейты были известны как инструменты древнетюркских скотоводов-пастухов. Изготовленный из стебля одноименного растения, курай первоначально использовался древними скотоводами для извлечения различных звуков, преимущественно похожих на крики птиц, в качестве сигналов, в последующем преобразовавшихся в мелодию. Структура курая и способ звукоизвлечения позволяют создавать орнитоморфные звукоподражания [Приложение 1]. О сигнальном характере происхождения мелодий курая свидетельствует генезис и этимология башкирского слова «кюй» (мелодия), восходящего к древнетюркскому языку («кю» - «молва, весть, слава»). В пользу данной версии говорит сохранение до настоящего времени в башкирском музыкальном фольклоре около 20 наигрышей с названиями птиц, а также наличие в народном эпосе сведений об извлечении кураистами звуков, подражающих крикам птиц[12,с.66-68]. Термин курай входит в общий корпус названия растений у тюркских народов Южной Сибири, что позволяет связать происхождение инструмента с территорией прародины тюркских народов. Из ареала своего происхождения курай вместе с создателями инструмента в эпоху Великого переселения народов (II-VII вв.) стал перемещаться на запад в ходе миграции древних тюрок. На территорию Южного Урала курай был привнесен в середине - второй половине I тыс. н. э. древне-башкирскими племенами усерган и тангаур, бурзян и тамьян и др. в процессе их миграции на современную территорию расселения. Для производства инструмента в данном регионе в большом количестве имелось сырье - растение курай. Средневековые башкиры, основным занятием которых являлось кочевое и полукочевое скотоводство, в своей жизни и деятельности активно использовали данный инструмент. Его характерные черты - простота в изготовлении, легкость транспортировки, всегда под рукой, хорошо подходит для небольшой аудитории - способствовали сохранению курая в культуре башкир в течение многих столетий [Приложение 1]. Игра на курае часто сопровождается горловым пением «узляу», своим происхождением связанным с Южной Сибирью и Алтаем, где горловое пение использовали шаманы. Более чем двухвековая традиция исполнительства на курае, известная по описаниям в различных источниках, предполагает обязательное бурдонирование (гортанное узляу). Близкое сходство курая с музыкальными инструментами народов Южной Сибири и Алтаем показывает также анализ аэрофонов народов, расселенных на территории прародины тюрок. Таким образом, проведенное исследование указывает на древнетюркские корни башкирского курая, своим происхождением, связанного с регионом Южной Сибири и Алтая. Музыкальная культура тюрок находилась в соприкосновении с иранской, арабской, монгольской, китайской, славянской культурами. У башкир встречается древний иранский термин «най», означающий флейтовый инструмент. По одной из версий термин «курай» образовался путем слияния слова «кура» (стебель растения) и «най», в новое слово кура+(н)ай, с последующей элизией звука «н». Близость этнических связей башкир с тюркскими народами Средней Азии стала основой сходства курая с аналогичными среднеазиатскими духовыми инструментами туркмен (каргы-тюйдюк), казахов (сыбызгы), киргизов (чоор). Подтверждением данной идеи служит также схожесть сюжетов народных легенд о происхождении башкирского курая и туркменского каргы-тюйдюк. Исследование истории происхождения башкирского курая требует установления примерного возраста создания музыкального инструмента. В решении этой проблемы может помочь теория искусствоведа В.М. Беляева линейных обмеров духовых инструментов, позволяющая определить тип и происхождение инструмента. Суть этой теории заключается в определении масштабов, которые лежат в основе духовых инструментов. Масштабы, полученные при обмерах инструментов, способствуют определению системы мер, использовавшейся древними мастерами при изготовлении духовых музыкальных инструментов. Данный метод заключается в измерении расстояний от места вдувания воздуха в инструмент (его верхней части) до центра каждого отверстия, нижнего конца трубки инструмента. Проведенные на основе данного метода обмеры 8 кураев позволили установить вероятный возраст инструмента примерно в 5 000 лет, что чуть меньше времени возникновения скотоводства (VII-IV тыс. до н.э) [9,С.36].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.251.204 (0.005 с.) |